Обзор подготовлен при поддержке   Pilot

RFID: не все так гладко

RFID: не все так гладко

Технология RFID несет в себе огромный потенциал по радикальной трансформации сферы цепи поставок и розничной торговли. Однако ритейлерам и поставщикам предстоит преодолеть значительные технические, организационные препятствия и трудности, связанные с психологией людей, прежде чем этот потенциал будет реализован полностью.

Стандарты

Еще не принят полный комплект стандартов, которые бы регулировали все аспекты применения технологии RFID. Наряду со стандартами EPCglobal, имеются стандарты ISO, описывающие протокол взаимодействия устройства чтения и тэга (т.н. air interface), которые конкурируют со стандартами EPCglobal.

Существует разница в стандартах, обусловленная географией. Например, в Европе и Америке существенно отличаются требования по излучаемой мощности для устройств чтения. Не совпадают и частоты в диапазоне УВЧ, на которых разрешено работать устройствам RFID: 868 МГц для Европы и 915 МГц для США. Ритейлер или производитель товаров, внедривший технологию RFID, может спустя некоторое время обнаружить, что решение не соответствует будущим стандартам, а поставщик решения не выдержал конкуренции и вышел из бизнеса.

Технология

Штрих-коды читаются с точностью 99%. Используя технологию RFID, которая обладает рядом преимуществ по сравнению со штриховым кодированием, можно ожидать, что точность чтения составит 100%. Однако пока это не совсем так. Устройства чтения не всегда способны читать через металл или жидкости (радиоволны отражаются от металлических поверхностей и плохо проходят через жидкости) — возникает проблема с ящиками с прохладительными напитками, чистящими жидкостями, овощными консервами; ящиками и картонными коробками с тэгами, находящимися внутри других ящиков. Кроме того, устройствам чтения создаются помехи из-за внешних факторов, например, моторы и нейлоновые ремни конвейеров генерируют шумы в радиодиапазоне.

Компаниям приходится экспериментировать с расположением устройств чтения, тэгов на ящиках и паллетах, самих ящиков и паллетов, чтобы добиться быстрого и точного чтения данных с тэгов. Пока что, по данным AMR Research, надежность тэгов не превышает 80% (на 2003 год).

Кроме того, пока еще тэги крепятся (чаще всего приклеиваются) на ящики и паллеты вручную; не найден еще надежный способ крепить их механическим способом без участия человека. Способность клея удерживать тэг ухудшается при изменениях температуры.

Расходы на проект по внедрению RFID

Проекты по внедрению RFID пока что не попадают под категорию проектов, которые могут быть сделаны «под ключ». Нынешние решения представляют собой набор из аппаратного и программного обеспечения, который должен быть собран каждый раз заново под каждый конкретный случай. Ритейлеру приходится решать вопросы выбора производителя тэгов и устройств чтения, типа тэгов, размещения устройств чтения в магазине и на складе; учитывать возможные внешние помехи и интерференцию, продумывать все аспекты интеграции системы RFID с существующей информационной системой магазина. Компаний — системных интеграторов, которые имеют реальный опыт внедрения технологии RFID, пока немного, поэтому существует реальный риск заполучить неопытного интегратора.

Стоимость проекта по RFID для производителей товаров может оказаться очень большой. Например, для производителя потребительских товаров с объемом отгрузки 50 млн. ящиков в год она может составлять от 13 до $23 млн.: 5-10 млн. на тэги и устройства чтения, 3-5 млн. на системную интеграцию, 3-5 млн. на модификацию существующего программного обеспечения, 2-3 млн. на системы хранения и анализа данных (оценки AMR Research).

По оценкам Gartner Group, затраты на проект могут составить от 10 до $30 млн., и сам проект может занять от 4-х до 5-ти лет. По данным исследования консалтинговой компании A. T. Kearney, которая она провела для компании-производителя товаров потребления с годовым объемом продаж в $5 млн., стоимость тэгов и устройств чтения составит обойдется ей в $155 млн. за 10 лет.

При планировании проекта производителям приходится решать вопросы учета физических свойств товаров и упаковки, возможных помех и интерференции от внешних источников для определения правильной конфигурации устройств чтения, расположения паллетов, мест крепления тэгов на ящики и паллеты. Все это пока приходится делать методом проб и ошибок.

Ритейлеры настаивают на том, что производители не должны учитывать затраты на внедрение технологии RFID в себестоимости своих товаров и не повышать их отпускные цены. Производители сами должны найти те сферы деятельности, где использование технологии RFID принесет экономический эффект, превосходящий затраты на ее внедрение.

Стоимость тэгов

По общему мнению, стоимость одного тэга должна упасть до 5 центов для того, чтобы применение тэга RFID на каждом товаре стало экономически целесообразным, а Кевин Тернер, президент Sam?s Club, подразделения Wal-Mart считает, что даже до одного цента.

По разным данным, нынешняя цена пассивных тэгов колеблется между 25 и 65 центов в зависимости от типа тэга и размера заказываемой партии. В конце марта этого года производитель тэгов Alien Technology объявил, что он готов поставлять тэги (речь идет о перезаписываемых тэгах) по цене менее 20 центов при объемах заказа более 1 млн. штук. В январе 2003 года компания Gillette купила у той же Alien Technology 500 млн. тэгов по цене порядка 10 центов за штуку. Большой производитель потребительских товаров, такой как, например, Procter & Gamble или Gillette, выпускает около 10 — 20 млрд. единиц товара в год. Легко посчитать, что даже при цене на тэги в районе 10 центов, ему только одни тэги будут обходиться в 1 — $2 млрд. в год.

Согласно прогнозу журнала RFID Journal, при использовании современных технологий потребуется объем производства в 30 млрд. тэгов для того, чтобы их цена упала до 5 центов. По оценке этого издания, такой объем может быть достигнут в 2007 году при наличии соответствующего спроса на тэги со стороны производителей товаров.

Опасения потребителей

Использование ритейлерами тэгов RFID на товарах вызывает опасения у активистов защиты прав человека и групп защиты прав потребителей в США — например, в связи с тем, что эта технология будет применена для сбора различной информации о ни о чем не подозревающих покупателях, которая затем может быть использована для вторжения в их частную жизнь. В 2003 году под давлением групп защиты прав потребителей ритейлер одежды Benetton был вынужден свернуть пилотную программу по использованию тэгов на одежде.

В феврале этого года сенатор штата Калифорния Дебра Боуэн внесла на рассмотрение сената штата закон, оговаривающий следующие три требования, которые должны соблюдать ритейлеры, помещающие тэги RFID на товары:

  • во-первых, ритейлеры должны будут предупреждать покупателя о том, что они используют тэги RFID;
  • во-вторых, они должны будут получить разрешение от покупателя на сбор информации о нем;
  • в-третьих, ритейлеры должны будут снимать или деактивировать тэги перед тем, как покупатель, расплатившись, покинет магазин.
Похожий закон был внесен на рассмотрение сенатором штата Массачусетс Джарретом Барриосом.

Раздумья на пороге

Если нельзя будет поместить тэги на все товары в магазине, то ритейлер потеряет многие преимущества, которые ему предоставляет использование технологии RFID, в частности:

  • придется делать вручную инвентаризацию тех товаров, на которых нет тэгов
  • невозможно будет автоматически отслеживать ситуации отсутствия товаров без тэгов на полке
  • на кассе придется оставить сканеры для регистрации тех товаров, на которых нет тэгов

Тем не менее, еще пройдет немало времени, прежде чем тэги будут помещены на каждый товар. По оценке Симона Лэнгфорда, менеджера Wal-Mart по глобальным стратегиям RFID, технология RFID и технология штрихового кодирования будут существовать вместе в течение последующих 10 — 15 лет.

В июне 2003 года Wal-Mart потребовал от 100 своих самых крупных поставщиков, чтобы к 2005 году они перешли на технологию RFID для маркировки коробок, ящиков и паллетов. В августе 2003 года Wal-Mart сказал, что к 2006 г. уже все поставщики должны использовать RFID для маркировки коробок, ящиков и паллетов. В конце апреля этого года Wal-Mart начал пилотный проект RFID в своем распределительном центре и 7 суперцентрах в окрестностях Далласа, штат Техас. Решение розничного гиганта представляется знаменательным для судьбы этой технологии. По оценкам компании Sanford C. Bernstein, занимающейся исследованиями рынков для инвесторов, после полного внедрения технологии RFID Wal-Mart сможет экономить до $8.4 млрд. каждый год за счет сокращения количества ручного труда, исключения потерь продаж от отсутствия товара на полках, увеличения эффективности и «прозрачности» своей цепи поставки.

История показывает, что если Wal-Mart отдает приказ, то все «берут под козырек». В 80-е годы Wal-Mart сыграл решающую роль в распространении технологии штрихового кодирования. Она была стандартизована в 1973 году, но к 1984 году только 15 000 производителей товаров ставили штрихкоды на свои продукты. Wal-Mart взялся за дело, и к 1987 году уже 75 000 поставщиков использовали штрихкоды (AMR Research).

Олег Кузьменко/ NCR

Информационные системы для торговли

Информационные системы для торговли

Российские и зарубежные ритейлеры, как на этапе выхода на рынок и открытия новых проектов, так и на стадии реорганизации уже существующих предприятий торговли нуждаются в инструментах, способных не только автоматизировать торговый зал, но и обеспечить эффективное управление бизнес-процессами и взаимодействие и всех элементов структуры — центрального офиса, складских комплексов и магазинов. Эти задачи успешно решают прикладные информационные системы, разработанные и внедренные компанией «Пилот» в полном соответствии с современными требованиями к продуктам этого класса. За последние два года список заказчиков «Пилота» пополнился такими известными именами, как Auchan, Marktkauf, Metro Cash&Carry, Obi, Zara, «Национальный Торговый Альянс», «Детский мир», «Пятерочка» и другими.

Подробнее

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2004 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS