Обзор подготовлен при поддержке   Pilot

Юлия Косарева: Ключевым словом информационного решения должно быть «управление»

Юлия КосареваАктуальную ситуацию, сложившуюся на отечественном рынке автоматизации торговли, комментирует Юлия Косарева, генеральный директор компании «Пилот».

CNews.ru: Как вы оцениваете динамику российского рынка ИС для торговых сетей? Насколько, по вашим наблюдениям, за последний год выросли ИТ-бюджеты предприятий торговли, по мере того как увеличивался сам рынок розничных сетей?

Юлия Косарева: Начнем с темпов роста самой отрасли. В этой связи нужно отметить, что нам очень приятно работать в отрасли, которая считается одной из самых динамичных на рынке. Как утверждают независимые эксперты, по темпам роста она идет на третьем месте после телекоммуникационного сектора и оптовой торговли. Показатель роста, по данным IDC, составляет 42%.

ВИДЕО CNewsНасколько я знаю, пока нет независимой оценки бюджетов, которые предприятия затрачивают на ИТ. По нашей оценке, ИТ-бюджет крупных розничных сетей не превышает 0,7% от оборота, а в перспективе этот показатель будет сопоставим с ИТ- инвестициями аналогичных западных компаний, т.е. 1-3% в зависимости от масштаба предприятия. По мере развития самого рынка, будут расти и объемы вложений предприятий в ИТ. Что очень нас обнадеживает.

CNews.ru: Как вы оцениваете средний уровень автоматизации российских торговых сетей? Можно ли говорить о технологическом отставании, по сравнению с европейскими сетями?

Юлия Косарева: Сегодняшнее технологическое предложение соответствует стадии развития рынка, его структуре и требованиям заказчиков. Технологического отставания как такового нет. Российские торговые сети и отдельные розничные операторы в максимально сжатые сроки провели масштабные инвестиции в специализированное оборудование и информационные системы, сформировали внутренние ИТ-подразделения, изучили западный опыт, апробировали и внедрили из этого опыта лучшее в своей практике.

Имена наших ведущих розничных сетей, как говорится, «на слуху». Они создали брэнды национального масштаба и по сути дела сформировали технологические требования к отрасли в целом, которая является одной из самых быстрорастущих на отечественном ИТ- рынке — Retail IT. По сравнению с европейскими сетями, которые функционируют в условиях зрелого рынка, где бизнес процессы четко отработаны, наши российские сети развиваются в условиях массированного роста и постоянных изменений Это требует трансформации бизнес-процессов и соответственно, информационных систем, но одновременно дает возможность взять самое лучшее из мирового опыта. С точки зрения макроэкономики, мы находимся в середине пути, и у нас есть огромный потенциал развития.

CNews.ru: Как изменились подходы к автоматизации в российских торговых сетях? Можно ли говорить о том, что эффективность ИТ-проектов в торговле в последнее время заметно выросла?

Юлия Косарева: Бизнес предприятий розничной торговли становится все более масштабным, носит региональный, а у ведущих сетей национальный характер, что требует автоматизации не только отдельных функций и подразделений, но и внедрения систем корпоративного уровня. В то же время существенно изменилась архитектура самого информационного решения, которое становится все более специализированным под определенные бизнес-процессы предприятия, например, автоматизация цепочки поставок, транспортной логистики или взаимоотношений с клиентами. Именно, исходя из этого, мы планируем наш портфель предложений для рынка, считая, что ключевым словом информационного решения должно быть слово «управление».

Что касается оценки эффективности ИТ-проектов в целом по отрасли, то на сегодняшний день такая консолидированная и профессиональная информация отсутствует, за исключением грамотно построенных PR-кампаний отдельных поставщиков. Я могу только, исходя из опыта нашей компании, зафиксировать огромный интерес наших партнеров и заказчиков к проблеме оценки эффективности ИТ-решений и определить ее как важную для отрасли в целом.

CNews.ru: Какую долю рынка автоматизации торговли, по вашим оценкам, сейчас занимают собственно российские решения, по сравнению с западными продуктами? Насколько, на ваш взгляд, велика сейчас конкурентоспособность отечественных разработчиков?

Юлия Косарева: В количественном выражении, конечно, российских решений больше. Российские решения вполне конкурентны по стоимости, качеству внедрения и сопровождения, особенно в компонентах информационных систем, где требуется гибкость и скорость изменений. Но при росте бизнеса наших заказчиков часто востребовано не только информационное решение, как таковое, но и консолидированная практика этого бизнеса, которая обычно находит свое отражение в бизнес-процессах выбираемых информационных систем. Эта best practice обычно сосредоточена в западных решениях.

По нашему мнению приоритет корпоративных решений останется за западными системами, а российские компании будут вполне конкурентны в сегменте «операционных» компонент информационной системы или в отдельных нишевых приложениях. Победители придут и очень скоро.

ВИДЕО CNews

CNews.ru: Мировая статистика по итогам прошлого года отмечает значительный рост продаж POS-терминалов. Каковы аналогичные показатели для российского рынка? Коррелирует ли динамика здесь с мировыми тенденциями?

Юлия Косарева: Западный рынок сформирован и насыщен, рост продаж оборудования связан с переоснащением или модернизацией существующих торговых площадей. У нас ситуация иная: Российский рынок находится в стадии бурного роста, когда происходит массированное развитие сетевых структур, ведущее к изменению стандартов оснащения торговых предприятий. И как следствие, здесь очень сильна динамика продаж — как решений, так и оборудования.

CNews.ru: Как скоро, на ваш взгляд, отечественным бизнесом будет востребована технология радиочастотных меток (RFID), например, в решениях для автоматизации цепочек поставок?

Юлия Косарева: Мы не сомневаемся в том, что эта технология будет востребована. Мы проводим сегодня исследовательские работы в этом направлении, и по нашим оценкам, спрос усилится через 2-3 года. Возможно, что наши ожидания излишне оптимистичны. Хотя серьезных возражений относительно этого прогноза мы не видим, ни со стороны наших заказчиков, ни со стороны участников рынка. Пока что вопрос чисто стоимостной. На сегодня эта технология просто очень дорогая. Как мы уже упоминали, фактор стоимости в России пока остается одним из ключевых для принятия решений. А цена этого вопроса пока очень высока.

CNews.ru: Справедливым ли вам кажется утверждение, что технология RFID скоро вытеснит печатные штрих-коды? В принципе, где именно и насколько целесообразно ее использование?

Юлия Косарева: Вопрос замены не стоит как таковой, так как для различного рода задач нужны различные решения на основе технологий автоидентификации. Технологии штрихового кодирования предлагают оптимальные решения для заказчиков, по соотношению цена-качество. У новой же технологии есть несомненное преимущество — информационноемкость. С другой стороны, это подразумевает ее капиталоемкость. Сейчас мы говорим о том, что, безусловно, появятся бизнес-процессы, где данная технология будет востребована.

CNews.ru: Какие решения будут наиболее востребованы торговыми сетями в ближайшие годы? Роста каких сегментов следует ожидать? Как вы видите технологические возможности торговой сети будущего?

Юлия Косарева: Оценки прозвучавшие в рамках третьего международного форума Российский рынок розничной торговли (Adam Smith Conferences) подтвердили прогноз бурного развития именно сетей. А для этого сегмента необходимы крупные информационные системы уровня корпорации, включающие бизнес-приложения, ориентированные на управление взаимоотношениями с поставщиками и с клиентами, которые, конечно, будут интегрированы в состав общего корпоративного решения по мере укрупнения сетей.

CNews.ru: Позиционируете ли вы свой продукт Marlin Retail Suite как ERP-систему? На сети какого масштаба вы его ориентируете?

Юлия Косарева: Это новое решение, которое мы только будем предлагать рынку в этом году. Marlin Retail Suite — это система управления торговым залом предприятия. Marlin Retail Suite может быть как самостоятельным продуктом, так и являться составной частью корпоративного решения системы SAP, на базе которой мы разработали индустриальный шаблон для предприятий розничной торговли.

В нашей концепции мы рассматриваем ресурсы торгового зала, как основополагающий фактор, которым надлежит эффективно управлять, мониторить и развивать. Именно этот концепт эффективного управления всеми ресурсами торгового зала мы попытались вложить в наш продукт, в котором, на наш взгляд, очень большая функциональность, в том числе и маркетинговая. Эта составляющая видится нам исключительно важной — маркетинг позволит добиться конкурентного преимущества нашим заказчикам. Marlin — это рыба-хищник, демонстрирующая интеллект, силу и быстроту. Наш новый продукт обладает этими качествами. Он уже востребован на рынке, что говорит о его будущем успехе.

ВИДЕО CNewsCNews.ru: Какие наиболее масштабные или интересные проекты удалось реализовать вашей компании за последний год?

Юлия Косарева: Мы успешно работаем с крупнейшими российскими и западными компаниями. Наши клиенты — имена известные, например, компания Auchan, Детский Мир, Калинка-Стокманн, Мосмарт, OBI, Перекресток, в том числе мы поставляем определенные сервисы для компании METRO. С несколькими западными компаниями мы работали в составе международных проектных групп, обеспечивая требуемые профессиональные услуги в жестких временных и бюджетных ограничениях.

Отзывы наших международных партнеров говорят о том, что качество услуг компании «Пилот» в области подобных крупных, масштабных проектов, соответствует мировым стандартам. Заказчики такого уровня, входящие в мировой лист TOP 500 глобального рейтинга, априори не допускают никакого снижения качества. Они не делают скидку на национальность. Они вообще не делают скидок ни на что. Участвуя в составе международных проектных групп, мы освоили «best practices» западных сетей по запуску, внедрению и сопровождению. И готовы привнести эти знания и профессиональные навыки системного интегратора в работу с российскими партнерами.

Если говорить о проектах, которые мы сделали «под ключ», т.е. от голого пола и до работающего магазина, можно выделить один, не получивший должного упоминания в прессе, но которым мы очень гордимся. Это полное решение «под ключ» для компании Zara, известного бренда на рынке модной индустрии. Мы гордимся сроками и качеством выполнения этого проекта. Темпы, которые мы продемонстрировали для этого очень требовательного заказчика, у которого были свои жесткие планы выхода на российский рынок, показались ему невероятными. Проект был начат «с нуля» и окончен через три месяца. Все приведенные примеры свидетельствуют о том, что запросы и нужды наших заказчиков являются для нас приоритетом в нашей деятельности.

CNews.ru: Спасибо.

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2004 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS