Обзор подготовлен при поддержке   Pilot

Алексей Кузовкин: Спрос на крупные ERP со стороны торговых предприятий стабилизировался

Алексей КузовкинВ интервью CNews.ru Алексей Кузовкин, генеральный директор компании «РБК СОФТ», комментирует специфику ИТ-затрат российской розницы, а также те возможности, которые открывают этому сегменту интернет-решения.

CNews.ru: Отмечаете ли вы увеличение доли затрат на ИТ в бюджетах российских торговых компаний? Насколько существенно она возросла, например, за последний год?

Алексей Кузовкин: Торговля достаточно экономно тратит свои средства на внедрение новых технологических решений и, обычно, внедряет то, что действительно нужно, то, что выстрадано и многократно выверено и проверено как собственными ИТ-отделами, так и топ-менеджерами торговых компаний. Как правило, это происходит таким образом. Наши данные анализа и оценки рынка потребления ИТ-решений именно торговыми предприятиями Москвы показывают, что расходы, тем не менее, выросли. Последние два года они увеличивались примерно на 3-4% ежегодно, в основном, за счет тех компаний, которые начали масштабные внедрения крупных информационных систем (ERP и им подобных). Рост затрат обычно связан как с покупкой лицензий, так и с оплатой работы консультантов. Затраты мелких и средних торговых компаний не увеличивались.

CNews.ru: Сохранится ли тенденция в этом году?

Алексей Кузовкин: Думаю, что спрос на крупные ERP-системы со стороны торговых предприятий стабилизировался, и в текущем году я не ожидаю большого всплеска инвестиций. Другими словами, роста расходов, вероятно, не будет.

CNews.ru: Как бы вы оценили средний уровень автоматизации розницы по сравнению с другими сегментами российского рынка на данный момент?

Алексей Кузовкин: Я бы оценил этот уровень как продвинутый. Если брать процессы автоматизации в торговле в ретроспективе, например, за последние 10-15 лет, то, вспомните, с чего все начиналось. Кассы ОКА-400, суммовой учет и единственный сканер — где-нибудь в магазинах сети «Березка» или «Калинка-Стокманн». Сегодня практически в любом универмаге налажен количественно-суммовой учет, есть свои бэк-офисные системы логистики, системы распознавания штрих-кодов, налажена аналитика. Радикально поменялось и сознание торгового работника: люди перестали прятать под прилавок ходовой товар, стало выгодно знать, что хорошо берут, что хорошо покупают, а отсюда возникла необходимость ежедневного и даже ежечасного учета и контроля продаж. Без компьютеров здесь просто не обойтись.

CNews.ru: Как бы вы определили специфику ключевых ИТ-задач, стоящих сейчас перед российской торговлей? Какие технологии в данный момент наиболее актуальны для этого рынка?

Алексей Кузовкин: Основные технологии и задачи не меняются или слабо меняются последние 20-30 лет. Идет только процесс совершенствования, добавляются новые возможности. Однако отмечу, что именно эти новые возможности часто удорожают весь процесс продаж, увеличиваются накладные расходы, а это проявляется в цене товара, которая растет. Поэтому к безоглядному внедрению новинок в торговле надо относиться осторожно. Среди новых технологий я бы отметил «хорошо забытые старые» — например, радиочастотные метки-идентификаторы товара, к масштабному внедрению которых приступил флагман ритейла Wal-Mart. Сегодня совершенствуются типы и виды кассовых машин, повышается их надежность и производительность, широко используются устройства беспроводного доступа в складских технологиях и т.д. Но, повторюсь, происходит это там, где действительно необходимо.

CNews.ru: Как вы могли бы прокомментировать структуру «софтверных» затрат торговых компаний в настоящий момент?

Алексей Кузовкин: 60% затрат — это бэк-офис системы логистики, его развитие и поддержка. Остальная часть — кадры, бухгалтерия, фронт-офисные приложения и др. Если на предприятии действует единая система типа ERP, то там, разумеется, все расходы разделить трудно.

CNews.ru: Как вы оцениваете потенциал создания в России В2В-площадок, участниками которых могут стать розничные торговые сети?

Алексей Кузовкин: Потенциал огромный, и многие подобные площадки уже работают. Удобно использовать возможности интернета для оперативного оповещения мелких разрозненных магазинов, закупающих продовольственный товар с оптовых складов крупного оператора, удобно формировать консолидированный заказ опять-таки мелких разрозненных магазинов и т.п. Отмечу, что подобный проект начинает работать тогда, когда появляется хозяин, действительно заинтересованный в том, чтобы наладить работу в сфере B2B.

CNews.ru: Как быстро, по вашим прогнозам, получат распространение на рынке В2С-площадки торговых сетей?

Алексей Кузовкин: Я не уверен, что именно сети или другие крупные структуры добьются максимального успеха на рынке B2C. Преимущества интернета состоят в возможности интерактивной работы, персонального подхода к клиенту или к каждому мелкому клиентскому сегменту. А эта работа может быть хорошо выполнена и маленьким магазином или отдельным предпринимателем. Торговля вообще дело тонкое — это знают те, кто ей занимаются. Масштаб бизнеса важен с точки зрения монополии и получения скидок, но с точки зрения персонального подхода масштаб — это уже недостаток, который приходится преодолевать специальными методами, прикладывая для этого дополнительные усилия. Например, брать на вооружение CRM, который определяет наиболее перспективное развитие торговых предприятий в деле внедрения новейших технологий. Именно жесткая конкуренция, существующая сегодня на рынке, заставляет крупные компании приблизиться к клиенту, заставляет внедрять и активно использовать мощные программно-аппаратные комплексы, сall-центры и все прочее для того, чтобы наладить двусторонний диалог с покупателем. Мелким компаниям проще, они от клиента никогда и не уходили — они всегда демонстрировали персональный подход вне зависимости от того, есть у них компьютер или нет.

CNews.ru: Существуют ли какие-то специфические требования, предъявляемые торговыми компаниями к интернет-решениям, если сравнить этих заказчиков с другими вашими клиентами?

Алексей Кузовкин: Требование одно — поменьше шума и побольше дела, все проекты должны быть целесообразны, должны быть рентабельны, должны быть понятны всем — и покупателям, и самим торговым работникам. Конечно, важна надежность, важна сохранность данных, важна их конфиденциальность — если говорить об интернет-торговле

CNews.ru: Какие из своих проектов в торговле вы считаете наиболее интересными?

Алексей Кузовкин: Например, проект, который всем известен, наш самый любимый, хотя и не самый простой — портал ГУМа. Мы очень гордимся тем, что не только выиграли тендер среди всех фаворитов рынка ИТ того времени — в 2000 году, но и тем, что сегодня этот проект работает, развивается, и мы по-прежнему принимаем активное участие в этом процессе. Кроме всего прочего, участие в данном проекте дает нам бесценный опыт работы с покупателями крупнейшего универмага, универмага № 1 города Москвы.

CNews.ru: Спасибо.

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2004 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS