Обзор подготовлен при поддержке   Pilot

Проект создания информационной системы в компании «Спортмастер»

Проект создания информационной системы в компании «Спортмастер»

Компания «Спортмастер» — лидер рынка розничной и оптовой торговли товарами для спорта и отдыха. По типу деятельности «Спортмастер» представляет собой крупную торгово-закупочную компанию, имеющую несколько крупных центральных и региональных распределительных центров. Товар закупается более чем у ста поставщиков в России и за рубежом. Компания имеет около 50 объектов московской и региональной розничной сети, региональные представительства и филиалы в странах СНГ. В данный момент «Спортмастер» интенсивно развивается, открывая в год более 25 магазинов в Москве и регионах.

Информационная система (ИС) компании развивалась с 1995 г. силами собственного управления информационных технологий на базе ряда готовых программ, большая часть которых использует базу данных Btrieve. К 2000 году она охватывала все основные технологические процессы, обеспечивающие торгово-закупочный цикл крупной, географически распределенной компании. Однако дальнейшее развитие системы сдерживало то, что она являлась недостаточно интегрированной и базировалась на старой технологической платформе. Ситуация усугублялась тем, что многие фрагменты системы автоматизировались «по месту» и за очень короткий срок, что сделало систему негибкой и плохо масштабируемой. В 2000 году было принято решение о смене информационной системы.

Выбор новой промышленной ERP-системы занял не один месяц. Были изучены все основные решения, которые предлагались для торговых сетей подобного масштаба на российском рынке, выполнено несколько серьезных исследований, изучен опыт использования и развития ИС в аналогичных компаниях. В результате был сделан вывод, что при имеющихся финансовых ресурсах и в условиях интенсивного развития установка одной из существующих на рынке ERP-систем невозможна без существенной потери функционала, который уже был автоматизирован в существующей системе и являлся серьезным конкурентным преимуществом компании. В «готовых» системах не были реализованы многие сложившиеся технологии ведения бизнеса, за годы работы доказавшие свою эффективность, которые компания хотела сохранить. Кроме того, сложилось мнение, что покупка готовой системы — это проект с очень высокой степенью риска и высоким уровнем разовых вложений, что для компании было неприемлемо.

Знакомство с практикой автоматизации ряда крупных зарубежных торговых компаний подтвердило, что ни одна из них не работает целиком на стандартной промышленной ИС. Практически все они занимаются развитием систем собственными силами либо с привлечением ИТ-партнера, специализирующегося на разработках систем «под заказ». В случае со «Спортмастером», исходя из большого масштаба проекта, было признано, что собственных сил компании для разработки недостаточно. Поэтому решено было привлечь для разработки новой ИС компанию, выполняющую заказные разработки и оказывающую консультационные услуги в области ИТ и автоматизации. Предпочтение отдавалось отечественным разработчикам, глубоко знающим российскую специфику. Не последнюю роль в принятии решения играло оптимальное соотношение цена-качество. Выбор остановился на компании «Заказные ИнформСистемы», которая в ноябре 2001 г. приступила к созданию комплексной системы автоматизации управления для торговой сети «Спортмастер».

Совместная группа специалистов заказчика и исполнителя к лету 2002 г. создала концептуальный проект системы. Проект включал создание 12 подсистем и модулей интегрированной распределенной системы, рассчитанной на установку в 50 московских и региональных подразделениях торговой сети более чем на 1000 рабочих мест, из них 500 — в центральном офисе компании.

Состав системы и подход к внедрению

В соответствии с концептуальным проектом комплексная информационная система состоит из следующих подсистем и модулей:

  • Каталог товаров
  • Справочник субъектов (подразделений и контрагентов)
  • Справочники аналитики
  • Информационное хранилище
  • Планирование
  • Заказы у Поставщиков и Внешняя логистика
  • Внутренняя логистика
  • Оптовый фронт-офис
  • Розничный магазин
  • Бухгалтерия
  • Оптово-розничный склад
  • Сервисная служба

При внедрении системы соблюдаются следующие принципы:

  • замена модулей производится в «горячем режиме»
  • новая функциональность модуля вводится в эксплуатацию поэтапно, то есть переход от имеющейся ситуации (as is) к желаемой (to be) делается в несколько шагов

Замена модуля в «горячем режиме» означает, что части существующей системы заменяются на новый модуль без остановки производственного процесса, что особенно важно для торговой фирмы с высокой скоростью оборота и большими объемами реализации. При этом надо учитывать, что новый модуль в процессе установки именно встраивается в существующую информационную систему. Основные сложности процесса «горячей замены» следующие. Во-первых, новый модуль поддерживает все информационные взаимодействия с другими частями, как старой, так и новой систем. Во-вторых, в новый модуль на этапе запуска перегружаются все необходимые данные из тех частей старой системы, которые до этого выполняли аналогичные функции. Подобная перезагрузка данных обязательно сопровождается анализом, чисткой, трансформацией и выверкой данных. В-третьих, этот процесс крайне ограничен во времени: в зависимости от режима работы модуля на такую замену отводится или 1-2 дня (как правило, выходные) или всего лишь часть суток. Если новый модуль не начинает работать к заданному времени, то его внедрение приостанавливается, а работа продолжается на старых средствах до устранения причин неудачного пуска.

Поэтапный ввод модулей в эксплуатацию был заложен в проект по следующим причинам. Во-первых, это снижает проектные риски неконтролируемых изменений в «Спортмастере». Во-вторых, новый модуль именно встраивается в старую систему, а не работает изолированно. Следовательно, в части взаимодействия со старыми модулями, новый модуль должен «мимикрировать» под ту часть системы, которую он заменил. Таким образом, новые бизнес-процессы, которые уже реализованы в новом модуле должны быть совместимы с бизнес-процессами, которые поддерживают пока еще работающие модули. В случае, когда такой совместимости нет (а это не редкость), и требуется поэтапный ввод нового модуля по мере замещения или модернизации старых модулей.

Соблюдение принципов «горячей замены» и поэтапного ввода в эксплуатацию требует от специалистов компании «Заказные ИнформСистемы» постоянного тщательного изучения существующего в «Спортмастере» программного обеспечения. Это связано с тем, что старая информационная система работает в «Спортмастере» уже много лет, реализует огромную, исторически накопленную функциональность, да к тому же еще и продолжает активно развиваться вместе с компанией.

Состояние проекта

В сентябре 2003 года в промышленную эксплуатацию была внедрена первая часть новой информационной системы: модуль «Каталог товаров» и необходимая для него часть модуля «Справочник субъектов». «Каталог товаров» поддерживает полноценную работу с почти полмиллионом товарных артикулов. К его основным особенностям можно отнести:

  • декларативное управление всеми необходимыми свойствами товаров;
  • различная каталогизация товаров (автоматическое и ручное построение каталогов);
  • автоматические средства загрузки новых коллекций товаров;
  • конструктор запросов для поиска и получения отчетов;
  • декларативное описание прав доступа, вплоть до отдельных атрибутов;
  • управление ценами, скидками, рекламными акциями;
  • хранение сопутствующих документов (сертификаты, описания, таможенные декларации и т.д.);
  • распределенное функционирование на нескольких удаленных серверах.
В ноябре 2003 года в промышленную эксплуатацию внедрен модуль «Внутренняя логистика» в части управления товарными запасами в магазинах с необходимой частью «Справочника субъектов». На сегодняшний день модуль функционирует более чем в 50 точках в 4-х часовых поясах. Его основные функции:
  • управление товарными запасами в магазине;
  • управление квотами и лимитами на товары;
  • формирование и выполнение заказов на движение товаров;
  • интеграция со складом.
В феврале 2004 года в промышленную эксплуатацию внедрен специфический модуль «Расщепление входящего товаропотока», который изначально в проекте системы отсутствовал. Данный подмодуль находится на стыке «Внутренней логистики», «Заказа у Поставщиков и Внешней логистики» и «Оптово-розничного склада». Модуль осуществляет диспетчеризацию товаров между складамии и даже на пике сезонного завоза товаров обеспечивает круглосуточную непрерывную работу. Сбой в работе модуля более чем на несколько часов может привести к ощутимым последствиям для компании, а более длительные простои модуля привели бы к срыву сезонного завоза.

В апреле 2004 года в промышленную эксплуатацию полностью внедрен модуль «Справочник субъектов», который обеспечивает полноценный учет внутренних структур самого «Спортмастера», а также партнеров сети.

В январе 2004 года в опытную эксплуатацию внедрена первая очередь модуля «Информационное хранилище», предназначенного для централизованного ведения управленческой отчетности. К особенностям этого модуля можно отнести очень большое количество бухгалтерских моделей управленческого учета, которые обеспечивают получение разнообразных финансовых и аналитических отчетов:

  • баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств, расшифровки отчетов;
  • динамика и структура продаж;
  • анализ товарных запасов;
  • анализ составляющих себестоимости;
  • отчеты для системы мотивации сотрудников;
  • накопительная система скидок.
В производстве находится модуль «Розничный магазин». Необходимость именно заказной разработки, казалось бы, столь «стандартного» модуля обусловлена специфичностью бизнес-процессов и разнообразием форматов магазинов в «Спортмастере». С одной стороны, сочетание небольшого размера складских помещений в магазинах и обширная номенклатура товаров (магазин активно торгует 20-30 тыс. артикулов) приводят к крайней ограниченности товарных запасов по каждому артикулу. С другой стороны, большой (особенно в пик сезона) поток покупателей, каждый из которых требует индивидуального обслуживания. Кроме этого, форматы магазинов варьируются от отдельных секций-сателлитов до полноценных супермаркетов. Таким образом, требуется автоматизировать торговлю очень разными товарами при высокой динамике товародвижения, ограниченных товарных запасах и в разных форматах магазинов.

Технологии проекта

При выполнении проекта в качестве базового инструментария были выбраны решения от Oracle и Microsoft.

Для быстрой и гибкой разработки в проекте применяются различные средства и методологии мировых лидеров ИТ-индустрии. Для каждой области — управление проектом, проектирование, разработка, документирование и т.д. — выбираются наиболее эффективные решения, причем не только коммерческие продукты, но и различные open-source средства, основанные на открытых стандартах. Целостность интеграции всех этих средств обеспечивается внутрифирменными стандартами и технологиями компании «Заказные ИнформСистемы».

Наряду с этим используются и технологии семейства CustIS®, являющиеся ноу-хау компании-разработчика ИС. Так, именно в этом проекте впервые было использовано новое инструментальное ядро CustIS Universal, которое на базовом уровне решает следующие основные задачи:

  • поддержка метамодели проекта;
  • репликация данных и метаданных между серверами;
  • декларативное управление правами, вплоть до атрибутов объектов;
  • декларативное построение бухгалтерских моделей управленческого учета.
Проект продолжает развиваться благодаря политической поддержке руководства «Спортмастера» и партнерским отношениям между Управлением информационных технологий «Спортмастера» и «Заказными ИнформСистемами». Еще на этапе подготовки руководством «Спортмастера» были проанализированы риски больших ИТ-проектов и сделан вывод, что большая часть рисков лежит на заказчике. Для предотвращения данных рисков были приняты следующие меры: во-первых, управление проектом производится на регулярной основе совместной рабочей группой ведущих менеджеров Управления информационных технологий «Спортмастера» и специалистов «Заказных ИнформСистем»; во-вторых, были выбраны единые для заказчика и исполнителя методологии и технологии. Это позволяет эффективно вести проект автоматизации крупной торговой сети.

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2004 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS