Обзор подготовлен при поддержке   Pilot

ERP: за, против, воздержаться?

ERP: за, против, воздержаться?

Сектор оптово-розничной торговли считается одним из наиболее динамично развивающихся отечественных рынков. Вслед за появлением в конце 90-х первых российских сетей супермаркетов торговые предприятия делают ставку на информационные технологии как один из основных факторов, стимулирующих их развитие и повышающих конкурентоспособность. Технологические потребности розницы меняются по мере ее роста. На первых порах торговые сети еще могли ограничиться внедрением систем учета и управления дистрибуцией, однако сейчас все большее число игроков этого рынка осознают, что аббревиатуры ERP, CRM, SCM — не просто дань моде, а необходимые инструменты оптимизации бизнес-процессов.

Российский рынок управленческих ИТ-решений для торговли в данный момент представляет из себя широкое поле для конкуренции между западными и российскими поставщиками ПО. Правда, по некоторым экспертным оценкам, конкуренции как таковой здесь пока нет — и в ближайшие годы не появится, ввиду принципиальных «стилистических» различий: российские и западные программные продукты рассчитаны на разные стили ведения бизнеса. А также на разные уровни дисциплины и ответственности.

Отечественные ритейлеры, постоянно оглядывающиеся на опыт западных коллег, постепенно меняют свои требования к информационной системе. До недавнего времени список потребностей заказчиков включал самые базовые пункты: получение адекватных данных о работе компании, упорядочивание поставок и в целом повышение управляемости предприятия. Сейчас российская розница осознает, что современное решение позволит существенно снизить издержки, улучшить маркетинговую политику и обслуживание клиентов, стимулируя, таким образом, увеличение продаж. Соответственно, интерес отечественного торгового предприятия к западной системе ERP и последующее решение о его внедрении рассматриваются как первые шаги к переходу российской торговли на принципиально новый уровень, к западным стандартам ведения бизнеса.

ERP против «торговой системы»

Российский рынок отраслевых решений для розничных сетей еще несколько лет назад с трудом можно было назвать насыщенным. Доминировали здесь собственные разработки ИТ-отделов торговых предприятий. Кроме них, существовало несколько специализированных решений системных интеграторов — так называемых «торговых систем». А внедрение западных систем долгое время считалось нецелесообразным, поскольку их стоимость существенно превышала финансовые возможности отечественных торговцев.

С 1999 г. на отечественном рынке начинается заметный рост географической экспансии торговых сетей, а по мере увеличения конкуренции, игроки начинают искать пути оптимизации. С ростом объемов бизнеса старые системы начинают буксовать. Как следствие на рынке увеличивается, во-первых, интерес к информационным технологиям как таковым, и во-вторых, интерес к западным продуктам, уже зарекомендовавшим себя в крупнейших мировых розничных сетях. Отвыкая экономить на автоматизации, отечественный ритейл изучает преимущества ERP-систем. В то время как российские поставщики продолжают фокусировать их внимание на ПО отечественной разработки. В данный момент российский рынок систем автоматизации управления торговым предприятием занят преимущественно продуктами двух категорий: ERP (западные и российские) и т.н. «торговые системы».

Приоритеты инвестиций в магазинные системы

Приоритеты инвестиций в магазинные системы

Источник: Retail.ru

Как отмечают российские разработчики, принципиальное различие между ними — в предназначении. ERP-системы рассчитаны на сложную обработку определенного количества данных, консолидирование информации по различным бизнес-процессам. Это не столько программный комплекс, сколько методология эффективного планирования, успех внедрения которой напрямую зависит от того, насколько она может быть реализована в рамках существующей структуры предприятия. Торговая система, как можно догадаться из названия, управляет непосредственно торговым процессом. Полученные данные она может передавать, например, в бухгалтерскую систему, или в ту же ERP — для принятия управленческих решений. Как правило, торговая система имеет интерфейсы для работы со всеми видами стандартного торгового оборудования и позволяет проводить быстрые настройки и адаптации ПО и «железа».

Пути ERP в России

Практика внедрения ERP в российской рознице стартовала фактически только в 2000 году. Именно тогда впервые было отмечено массовое (по сравнению с предыдущим затишьем) внедрение решений этого класса. После кризиса-98 2000 год ознаменовался подъемом как собственно российской торговли, так и рынка автоматизации в этом секторе. Проектами по внедрению SAP Retail занялись «Копейка» и «Эльдорадо», ТД «Перекресток» начал внедрять решение Axapta — Решение для Распределительного Центра (Distribution Center Solution for Axapta), а ГУМ — J. D. Edwards OneWorld.

Почти все упомянутые компании ранее использовали информационные системы более низкого класса, которые к тому моменту просто стали им «малы». Постепенно их число расширялось за счет других компаний, сталкивающихся с теми же трудностями — задержками в поступлении отчетности и оформлении заказов, а значит и простоями. Параллельно в Россию приходят западные розничные сети (например, Metro AG и Auchan), где управленческие системы используются изначально — в соответствии с корпоративным стандартом.

Из всех возможностей, предоставляемых ERP, наиболее привлекательной для лидеров российского рынка торговли была и остается возможность быстро принимать управленческие решения. Еще одна веская причина приобретения ERP — привлечение инвесторов, которым нужен прозрачный бизнес.

Кроме вышеупомянутых лидеров розницы, существует множество торговых предприятий поменьше, которые либо пользуются торговыми системами, либо обходятся набором специализированных программ для автоматизации отдельных участков работы. В 2002 году доля компаний, не планирующих внедрять ERP, на рынке продовольственной розницы составляла 66%.

Результаты опроса комплексов розничной торговли продуктами питания

Результаты опроса комплексов розничной торговли продуктами питания

Источник: Департамент консалтинга РБК, 2002 г

Тогда этим компаниям требовалось решение в первую очередь «быстрое» и дешевое. И, разумеется, отраслевое — т.е. учитывающее такие особенности торговли, как большой и быстро обновляемый ассортимент; необходимость взаимодействия с торгово-кассовым оборудованием, или интеграция с ПО, которое им управляет и пр. Примеры подобных решений на российском рынке — в частности, продукты Borlas TradeX или IBS Trade House, Retail Manager for Axapta от Columbus IT Partner.

Поскольку розничный сегмент СМБ занимает достаточно внушительную долю рынка российской торговли, западные поставщики ERP сейчас также стремятся предложить свои решения этому заказчику. В бизнесе того же Oracle и SAP на долю мелких клиентов приходится до 20-30%. На этом рынке достаточно успешно продаются сейчас SAP Business One, Oracle Small Business Suite (NetSuite), MS Business Solutions Navision и Axapta. Аналогичные решения есть также и у Baan, и у PeopleSoft.

Особую популярность, заметно возросшую в прошлом году, приобрело решение MBS Axapta. Отраслевая Axapta Retail, локализованная для России, а также разработанное на базе Axapta решение Retail Manager от Columbus IT Partner, позиционируются как продукты для средних предприятий, сроки внедрения у них меньше и обходятся она значительно дешевле, чем «монстры» SAP или Oracle. А поскольку, по оценкам разных экспертов, опрошенных CNews.ru, именно фактор цены остается до сих пор критическим при выборе ИТ-решения торговлей, соответственно, и продажи это программного продукта в России растут. Всего на начало 2004 года, по данным Microsoft, в России было реализовано около 500 проектов MBS (впрочем, на торговые предприятия пришлась совсем малая их часть). Со своей стороны SAP сейчас озвучивает стратегические планы занять доминирующую роль как на мировом, так и на региональных рынках ПО для розничной торговли к 2006 году (вероятность реализации этих планов, по оценкам Gartner, составляет 0,7).

Параллельно в этом секторе растут обороты 1С — по данным компании, только за январь- апрель 2004 г. суммарные продажи решений 1С:Управление торговлей 8.0 и 1С:Торговля и склад 7.7 (ежемесячные тиражи которого стабильно превышают 1200 экз.) увеличились на 93%, по сравнению с показателями аналогичного периода 2003 г. При этом в среднем по рынку показатели роста почти в два раза ниже. Количество пользователей 1С:Управление торговлей 8.0 с января этого года ежемесячно увеличивается в среднем на 150 организаций, из которых около 23% приходятся на сектор розничной торговли.

Некоторые внедрения ИС в российской торговле

СистемаВнедрения
1С:ПредприятиеAdidas, Yves Rocher, «Связной», «Патэрсон», «Самохвал», «Сберегайка», «Молодая гвардия».
SAP R/3«Копейка», «Эльдорадо»
AxaptaDIXIS, OSKO, «Окей», «ДелтаСпорт», «Старик Хоттабыч», ТД «Перекресток»
NavisionТД «Библио-Глобус»
J. D. EdwardsТД «ГУМ»

Источник: CNews Analytics, 2004

Российская розница развивается с традиционной оглядкой на опыт мирового рынка, поэтому хотя существующие на западе тенденции и мало актуальны пока для отечественных игроков, следить за ними в любом случае целесообразно. Мировая розница в данный момент продолжает внедрять бизнес-приложения разного класса, постепенно отказываясь от самостоятельной разработки корпоративных систем. Глобальный ритейл выбирает сейчас тиражируемые решения и делает ставку на оперативность, работу в режиме реального времени и повышение коллаборационности.

Мария Попова / CNews Analytics

Автоматизация торговли: размер и место имеют значение

Некоторые аспекты автоматизации торговых предприятий в столице и регионах комментируют в интервью CNews.ru партнеры компании «1С»: Сергей Порфирьев, начальник отдела внедрения компании «1С:Автоматизация» (Москва), Евгений Пинигин, руководитель отдела торговых систем компании «АСП» (Екатеринбург), Александр Заржецкий, руководитель отдела автоматизации непродовольственных предприятий розничной торговли компании «1С-Рарус» (Москва), Александр Бубнов, директор компании «АСТОР ВЦ»(Москва).

CNews.ru: Торговые предприятия какого формата, из вашей практики, сейчас наиболее активно автоматизируют свои бизнес-процессы?

Сергей Порфирьев («1С:Автоматизация»): По нашему опыту, сейчас активно автоматизируются торговые предприятия любого формата. Особенный интерес к автоматизации проявляют торговые холдинги, дистрибьюторские компании. Основное внимание уделяется логистике поставок и управлению складскими запасами. Большим подспорьем оказался выход на рынок версии «1С:Предприятие 8.0», позволившей вовлечь в процесс автоматизации компании с числом рабочих мест 100–150 пользователей и оборотом $10–100 млн. в год.

Евгений Пинигин («АСП»): Исходя из опыта компании «АСП», широкое применение ИТ в первую очередь характерно для предприятий сетевой розницы, а также для супермаркетов. В настоящее время наличие системы автоматизации является стандартом для предприятий подобного формата. Одно из главных, предъявляемых к ним требований — решение как учетных, так и управленческих задач. Не отстают от крупных торговых предприятий магазины, которые относятся к средним предприятиям розницы. Их собственники прекрасно осознают роль автоматизация в непростых экономических условиях текущего момента.

Предприятия средней розницы сейчас можно разделить на 2 группы: те, кто уже автоматизировал ключевые бизнес-процессы, и те, кто собираются их автоматизировать в ближайшее время. Предприятия мелкой розницы в большей степени пока акцентируют внимание на автоматизации учетных задач. Об активной автоматизации управления с их стороны в настоящее время говорить не приходится, но налицо тенденция роста спроса на эконом-решения для малой розницы.

Александр Заржецкий («1С-Рарус»): Традиционный спрос на автоматизированные системы создают крупные магазины формата гипермаркет, супермаркет, дискаунтер. Такие предприятия просто не могут обойтись без использования автоматизированных систем управления. Однако, в последнее время заметно возрос интерес к подобным решениям со стороны небольших магазинов, автоматизация которых ранее ограничивалась программой для ведения бухгалтерского учета. Сейчас основная их задача — автоматизация товарного учета. Поскольку число таких магазинов значительно превышает количество крупных торговых точек, мы ощущаем существенно больший рост спроса в этом сегменте.

Александр Бубнов («АСТОР ВЦ»): Активно автоматизируются сейчас практически все: гипермаркеты, супермаркеты, дискаунтеры, cash&carry, «магазины у дома» — как сетевые структуры, так и одиночные магазины.

CNews.ru: Насколько заметен интерес к современным решениям в области автоматизации хозяйственной деятельности со стороны регионов? Доросла ли российская периферия до запросов столичной розницы?

Евгений Пинигин («АСП»): Ситуация в российских регионах с опозданием примерно в 2 года повторяет ситуацию на столичном розничном рынке. Обострение конкурентной борьбы требует от предприятий эффективного управления. Поэтому повышается спрос на такие системы автоматизации, которые позволяют топ-менеджерам предприятий принимать управленческие решения. Особенно это характерно для сетевых структур и крупных супермаркетов. Тем не менее, ограниченный бюджет предприятий, либо ранее установленная система автоматизации, в которую когда-то были вложены немалые средства, и которая уже не отвечает современным требованиям, не позволяют оперативно переходить к новым решениям. Прогнозируемый приход на наш рынок крупных западных ритейлеров заставляет отечественные торговые предприятия более основательно выбирать информационную систему как инструмент конкурентной борьбы.

Александр Заржецкий («1С-Рарус»): Интерес регионов заметен и стабильно растет. И запросы у региональных торговых предприятий растут. Но я бы не стал их сравнивать с запросами столичной розницы, потому что они, на мой взгляд, просто разные. Если в Москве основные требования связаны с масштабами предприятий — например, требования к управлению широким ассортиментом, к объему документооборота и т.п., то в регионах своя специфика. Там повышенные требования предъявляются к товарной логистике — отсроченное поступление товара, контейнерные поставки, система распределительных складов, учет транспортных расходов и др. Сейчас возникает много задач, связанных с минимизацией налогообложения, часто даже крупные фирмы ведут реализацию от лица нескольких частных предпринимателей. Соответственно, традиционные задачи планирования, бюджетирования, финансового анализа в регионах стоят еще более остро. А вот специалистов, которые могут доработать там автоматизированную систему по таким достаточно специфическим требованиям, немного.

Александр Бубнов («АСТОР ВЦ»): Странно разделение на регионы и Москву в этом вопросе: все определяется размером бизнеса. Чем он больше, тем потребность в автоматизации выше. В регионах работают крупные и успешные компании: сеть гипермаркетов «АЛПИ» из 4 магазинов в Красноярске, сеть дискаунтеров «Сберегайка» из 42 магазинов, Орел, сеть супермаркетов «Три Толстяка» их 6 магазинов, Хабаровск, сеть супермаркетов «Кора» из 14 магазинов, Кемерово, сеть супермаркетов ТД «Народный» из 27 магазинов, Нижний Новгород, сеть супермаркетов «Ассорти» из 7 магазинов, Сыктывкар, и многие другие.

CNews.ru: В чем вы видите специфику работы с центральными и региональными торговыми предприятиями?

Сергей Порфирьев («1С:Автоматизация»): Мы работаем, в основном, с центральными предприятиями, со штаб-квартирой холдинга. Наряду с автоматизацией логистики, запасов и прочих оперативных задач компании активно внедряют бюджетирование и управленческий учет для центров распределенных структур — групп компаний, холдингов.

Евгений Пинигин («АСП»): Региональные торговые предприятия, как правило, располагают существенно меньшим, по сравнению со столичными, бюджетом на автоматизацию. По нашим оценкам, период окупаемости средств, вложенных в автоматизацию, для региональных предприятий примерно в 1,5–2 раза больше, чем для столичных. В основной массе торговые предприятия приобретают разработки отечественных поставщиков программного обеспечения, что объясняется относительно высокой совокупной стоимостью владения западных систем и, зачастую, отсутствием у них сервисной поддержки в регионах. Региональные сетевые структуры находятся в стадии жесткой конкуренции с центральными сетями, которые стремятся распространить свое влияние на региональные рынки и укрепиться на них. Не исключено, что более конкурентоспособными в этой борьбе окажутся те торговые предприятия, которые в управлении используют самые современные средства. А это означает, что некоторые из них в ближайшее время с высокой доли вероятности заменят свои системы автоматизации.

Александр Заржецкий («1С-Рарус»): Для нас внедрение в регионах, как правило, означает совместную работу с региональными партнерами. Именно на их плечи ложится значимая часть внедрения, обучения и сопровождения клиента. При усовершенствовании качества оказания услуг конечному пользователю, мы выстраиваем партнерские программы, которые включают в себя курсы по обучению, совместное выполнение «пилотного» проекта и другие мероприятия, которые должны обеспечить высокий уровень профессионализма регионального партнера. Это дает ожидаемые результаты: на текущий момент «1С-Рарус» имеет около 100 партнеров, способных оказать качественные услуги по внедрению наших технологий автоматизации розничной торговли в различных городах России и ближнего зарубежья.

Александр Бубнов («АСТОР ВЦ»): Нюансы возникают в работе с любым торговым предприятием. Однако при отлаженной технологии установки программно-аппаратных комплексов, поддержки клиентов, мы не видим заметной разницы в работе с центральными или региональными компаниями, не важно, где бы они ни находились — в Орле или Красноярске.

CNews.ru: Спасибо.

Александр Рахманов: 80% российских розничных компаний никак не решают задачу автоматизации управления

Александр РахмановПерспективы внедрения ERP в рознице и дальнейшие тенденции развития управленческого ПО на рынке автоматизации торговли комментирует в интервью CNews.ru Александр Рахманов, руководитель розничного направления компании «КОРУС Консалтинг».

CNews.ru: Насколько определяющим фактором, на ваш взгляд, является формат работы торгового предприятия при выборе ИС? Чем различаются требования к управленческой системе, предъявляемые, например, гипермаркетом, cach&carry или дискаунтером?

Александр Рахманов: Безусловно, это фактор является одним из решающих, т.к. каждый формат торговли имеет свою специфику и предъявляют особые требования к информационной системе. Например, cash&carry необходима возможность оперативной подготовки бухгалтерских документов на местах продаж, для сетей гипермаркетов характерен очень широкий ассортимент товаров, а дискаунтерам жизненно важно обеспечить эффективную работу распределительного центра.

Полный текст интервью

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2004 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS