Обзор подготовлен при поддержке   Pilot

Великий переход

Великий переход

Россия уже несколько лет занимает ведущие позиции в отчетах мировых аналитических агентств с грифом «выходить немедленно»: многие (хотя далеко не все) лидеры мирового ритейла уже появились на российском рынке. Приоритет вопросов информатизации бизнеса в отрасли за последние годы заметно вырос. Традиционно крепкие позиции отечественных поставщиков ПО в данном сегменте испытывают на прочность иностранные конкуренты.

Оборот розничной торговли в России в феврале 2004 года составил 392,3 млрд. рублей. Для сравнения, это всего лишь в 3,4 раза меньше, чем за весь 2002 год. Торговые центры в крупных городах растут, как цветы. Ходят упорные слухи о скором появлении на российском рынке крупнейшей розничной сети Wal-Mart. Неофициальные источники подтверждают, что вот-вот, едва ли не в этом году, ведущие игроки получат еще одного серьезнейшего конкурента. Wal-Mart, который не хочет повторять ошибок IKEA, очень плотно «работает» с московским правительством, чтобы в нужный момент мощно «выстрелить». Усилия американцев не напрасны: именно административные барьеры являются одним из основных буферов на пути иностранных торговых сетей в нашей стране.

Розничные сети в России, особенно в крупных городах, постепенно вытесняют рынки и одиночные магазины. Супермаркеты снизили цены до среднерыночных после кризиса 98 года, тогда же появились дискаунтеры, за счет экономии поддерживающие цены на еще более низком уровне. Но самыми модными форматами в последнее время стали гипермаркеты и cash&carry. Огромные магазины-склады готовы обслуживать десятки тысяч покупателей в день, при этом формат, ассортимент и уровень цен не идет ни в какое сравнение со ставшими привычными за 90-е годы оптовыми рынками. Теперь свои ежемесячные покупки многие семьи в крупных городах осуществляют в магазинах такого рода.

Причины выбора системы автоматизации в торговле

Причины выбора системы автоматизации в торговле

Данные: опрос РБК, 2002

В первый разряд

Сетевой формат в розничной торговле, как правило, подразумевает работу под единым брендом, унификацию ассортимента и правил организации торговли. Кроме того, успешная ритейловая сеть не может иметь проблем с мерчендайзингом, логистикой, учетом и управлением.

Стремительно развивающийся рынок, правила на котором формируют более зрелые и опытные иностранцы, становится донельзя высококонкурентным во всех сегментах, даже не в самых благополучных регионах. Все крупнейшие игроки постепенно одинаково удачно научились привлекать и использовать основные конкурентные преимущества: административный и финансовый ресурсы. Российские компании подтягивают к уровню иностранных собственную корпоративную культуру, на первый план выходят задачи, которые еще вчера казались глубоко второстепенными: эффективность работы магазина, воровство, мотивация персонала, работа с поставщиками. Руководство сетей всерьез озаботилось не только поддержанием темпов открытия новых магазинов, но также вопросами экономии и эффективности.

Диагноз консультантов один: оптимизация бизнес-процессов с последующей автоматизацией в качестве стратегического направления развития, а не по необходимости и наличию денег. Благо, мировой опыт дает широчайшие возможности в этой области.

Причины выбора системного интегратора в торговле

Причины выбора системного интегратора в торговле

Данные: опрос РБК, 2002

Надежные ИТ — старая привычка в мире

Еще в 70-х годах управляющий Wal-Mart Сэм Олсен заболел автоматизацией, познакомившись с менеджерами IBM. А уже в 80-х и другие крупные ритейлеры осознали, что без ИТ их бизнес будет неконкурентоспособен.

Не случайно, сегодня вычислительный центр Wal-Mart соизмерим по производительности с крупнейшими вычислительными центрами в мире, а база данных по объему не уступает базе ФБР или Пентагона. По статьям затрат на ИТ за 2003 год торговля уступает только двум отраслям в США.

Мировым лидером в области технологий автоматизации торговли является IBM, другие разработчики систем автоматизации также не обходят этот сегмент стороной. Во главе стратегии развития крупные ритейлеры ставят отточенность бизнес-процессов, автоматизация которых позволяет оптимизировать все и вся.

Розничные гиганты развиваются согласно последним достижениям компаний-разработчиков, уже все они перешли с систем класса MRP на ERP. Первый приоритет любого сетевого торговца — избежать резких движений, падения эффективности и управляемости бизнес-процессов. Поэтому переход на более прогрессивную систему растянулся во времени, но в конечном итоге состоялся. Хотя ритейлеры формально могут довольствоваться и MRP, у них нет таких жестких требований к непрерывности информационных потоков, организация принципа ERP более совершенна. Более проработанные аналитические возможности органично вписываются в стратегию рынка мировой торговли: все время быть на волне мировых достижений автоматизации.

Не случайно повальное увлечение ритейлеров перспективной технологией RFID-марок. Марки-передатчики, стоимость которых уже упала до пары десятков центов, способны информировать корпоративную систему удаленно о том, покидает ли товар магазин, подходит ли срок хранения, или о любом другом событии. Очевидно, что эта технология, оставаясь пока еще довольно дорогой, может довести учет товаров, мерчендайзинг, борьбу с воровством и даже сам процесс покупок до совершенства, стоит только задаться этой целью и опереться на перспективную технологию. Правда, ходят слухи, что предприимчивые мошенники уже нашли простой способ глушить RFID-марки

Что хотят получить торговые сети от автоматизации

Что хотят получить торговые сети от автоматизации

Источник: опрос РБК, 2002

Мы и они

Десятилетия форы западных ритейлеров привели к тому, что у многих из них получается содержать в магазинах в несколько раз меньший персонал. Например, в обычном Wal-Mart весь персонал находится в зале, в магазине нет склада, бухгалтерии, многочисленного подсобного персонала. Свой огромный масштаб в этой компании обратили себе во благо, ведь автоматизация становится более оправданной и понятной с увеличением количества магазинов. Если в мире понятие «сеть» начинается со 100 магазинов, то у нас пока и 2–3 магазина — сеть. В России пока только несколько сетей имеют в своем подчинении более 100 магазинов. Крупнейшая из них — «Эльдорадо» — насчитывает сейчас около 500 магазинов. Торговым сетям, которые управляют 10 магазинами, современная автоматизация нужна немногим меньше, чем крупным сетям. В то же время понять это «малым ретейлерам» несоизмеримо сложнее — малый масштаб не ставит неразрешимых проблем в управлении, а оценить эффективность «на глазок» сложно даже профессионалу, тем более сложно поставить правильный диагноз.

Особенности менталитета также играют не последнюю роль, даже для западных сетей. Так, стартап-команда французской сети «Ашан», которая открывает первый магазин в новой стране, ставит бизнес «на поток», набирает команду местных менеджеров и уходит на новый рынок, добралась несколько лет назад и до России. И осталась здесь. Не секрет, что французским менеджерам очень понравились правила ведения русского бизнеса в самых его неприглядных проявлениях, которые они не замедлили принять. В итоге получилась некая гибридная компания, сочетающая отточенные бизнес-процессы и не самую современную, но серьезную систему автоматизации IBM, с многочисленным дешевым персоналом из подмосковных деревень и «предприимчивыми» менеджерами. Другие западные игроки, вроде Metro и Marktkauf, в гораздо меньшей степени адаптировались к российским реалиям, что и можно было ожидать от компаний немецкого происхождения, но и они не смогли полностью избежать страновых особенностей.

Российские игроки чувствуют силу своих западных конкурентов и пытаются отвечать на вызов или, наоборот, выстраивать эшелонированную оборону. В итоге больше страдают консерваторы, но достается и революционерам. У российских игроков недостаточно времени эволюционно пройти путь к формализации бизнес-процессов и автоматизации. В результате кто перегибает палку с персоналом, вместо корпоративной культуры внедряя культуру «красных бригад», кто внедряет отличную систему автоматизации, но больше подходящую для нефтегазового холдинга или металлургического комбината, чем для торгового предприятия. Но место на рынке пока есть, благосостояние народа растет, ошибки для ритейлеров пока не фатальны и не сильно мешают им двигаться вперед. Ситуация может измениться уже через 4–5 лет, когда наберут обороты Wal-Mart и другие западные игроки.

Через тернии к звездам

Считается, что рынок автоматизации торговых предприятий возник одновременно с переходом в частные руки универмагов и универсамов. Как это часто бывает на зарождающихся рынках, поначалу заказчики предпочитали контролировать процессы автоматизации и поручали их собственным ИТ-отделам. Это объяснялось тем, что функционал тиражных продуктов тех лет не сильно отличался от собственных разработок, а контролировать и оптимизировать доморощенную систему было важнее, чем довольствоваться более стабильным, но тиражным аналогом.

В дальнейшем, с развитием розничного рынка, превращением единичных магазинов в сети, нарастанием информационных потоков, доморощенные системы перестали справляться с более сложными задачами автоматизации. С этой точки зрения более зрелые и обкатанные на других проектах тиражные решения позволяли успешней решать проблемы, связанные с масштабированием задач.

Отсчет развития рынка автоматизации торговли можно начать с 1994 года, именно тогда определилась основная тенденция рынка на ближайшие 5 лет — совместное создание продуктов ИТ-службами и системными интеграторами, причем на плечи последних ложилась основная задача — разработать готовый продукт.

Первой автоматизировалась сеть «Седьмой Континент», установившая у себя систему учета товародвижения SWS компании F10. Эта система была поставлена в первый супермаркет, а потом и во все последующие. Следующая торговая сеть, «Перекресток», появившаяся на московском рынке в 1995 году, установила у себя R2000 производства компании «РепКо» (ныне BMS). «Патэрсон» в 1997 году первоначально установил у себя продукт компании IBS — IBS Trade House, но вскоре автоматизацию всех супермаркетов провел «Астор ВЦ» на основе отраслевого решения «Астор: Торговый Дом», созданного на платформе «1С:Предприятие».

Турецкий «Рамстор», открывший свой первый гипермаркет также в 1997 году, установил систему OBASE производства одноименной турецкой же фирмы. Установка этой системы была вызвана тем, что это же решение используется в турецкой сети Migros, поэтому для однотипности отчетов и общих схем ведения бизнеса турецкое руководство сети приняло решение об установке во всех сетях и магазинах одной системы.

«Рамстор», в силу своего иностранного происхождения, создал прецедент смены приоритетов, первым заказав полностью готовую зарубежную систему автоматизации.

Кризис 1998 года привел к радикальным изменениям принципов сетевой торговли в России и преподал очень жестокий урок, свидетельствующий о важности организации и управления бизнес-процессами. А с этим как раз лучше справлялись зарубежные системы, в силу несоизмеримо большего опыта бизнес-консультирования.

Поэтому новые сети дискаунтеров, появившиеся сразу после кризиса, изменили подход к автоматизации. Так, торговая сеть «Копейка» сразу же выбрала западную разработку французской компании FIT, программный продукт GESTORI (на сегодняшний день торговая сеть «Копейка» частично перешла на систему SAP R3). Эта разработка вскоре стала одной из самых популярных в России, что было обусловлено ее относительной дешевизной и адаптированностью к российским условиям. Отечественные продукты также оказались востребованными в силу хорошего соотношения функциолнал/цена. Постепенно сети стали выдвигать все более строгие требования к качеству продуктов.

Ряд сетевых торговцев продолжали делать ставку на «самописные» системы, отчасти в силу привычки. Нередко торговые сети основывались оптовыми компаниями, которые уже имели свои собственные программные системы, написанные в начале 90-х, менять которые, по разным причинам, хозяева отказывались.

Безоблачный рост

До 1999 года рынок ИТ в торговле составлял считанные миллионы долларов. Такое медленное развитие во многом связано с тем, что в торговле дольше других отраслей превалировали стереотипы неэффективности комплексной автоматизации. Руководители этих компаний не хотели слышать о чем-то еще, кроме классического джентльменского набора: бухгалтерская программа, программа по управлению персоналом и кассовая программа (если в сети имелись POS-терминалы). Такая ситуация оставалась нормальной до тех пор, пока наценки были огромными, а масштаб сетей небольшой, т.е. результат автоматизации был не столь заметен для бизнеса. Кризис 1998 года положил начало снижению наценок и экономии, с масштабированием сетей становилось все труднее работать «по старинке» и появлялись все новые возможности экономить при помощи ИТ. Рынок обрел реальные черты и начал стремительно развиваться.

Объем рынка ИТ в торговле ($ млн.)

Объем рынка ИТ в торговле ($ млн.)

Источник: оценка РБК, CNews Analytics

Рынок автоматизации в торговле развивается даже с опережением бурных темпов развития рынка торговли, но с некоторой задержкой относительно других вертикальных рынков ИТ. В 2004 году рынок ИТ в торговле составит всего $280 млн., что в 4 раза меньше рынка ИТ в нефтегазовой отрасли и в 3 раза меньше затрат на ИТ в госструктурах. Как уже упоминалось, в Европе и США рынок ИТ в торговле неизменно оказывается в тройке лидеров. Зато темпы роста отечественного рынка ИТ-торговли в 2004 году относительно 2003 года превышают 50%, что примерно в 2 раза выше среднерыночных темпов. По оценке аналитиков РБК, такие темпы роста сохранятся вплоть до 2007 года. Это при том, что темпы роста объемов розничной торговли постепенно снижаются с 33% в 2000 году до 19% в 2003 г.

Лидеры и тенденции

В России к 2002 году было создано несколько программных продуктов, получивших наибольшее распространение. Это «Супермаг 2000» компании «Сервис Плюс», IBS Trade и IBS Trade House компании IBS, «Торговый Дом» и «Торговая Сеть» компании «Астор ВЦ», «Домино» компании «Софт-Вест», Решение для распределительного центра «Distribution Center Solution for Axapta» от Columbus IT Partner Russia. Как уже упоминалось, наиболее уверенные позиции среди зарубежных систем держала французская GESTORI. С конца 2001 года в российской торговле начали внедряться системы ERP класса SAP R3 RETAIL и Navision AXAPTA. Внедрение полноценных систем ERP или их фрагментов стало показателем того, что российская торговля начала переходить на принципиально новый уровень информатизации.

При этом уже в 2004 году становится понятно, что поле для деятельности по автоматизации российских торговых предприятий практически безгранично. Если несколько московских сетей ограничиваются развитием уже внедренных систем, то многие их соседи уже переросли свои системы и вынуждены переходить на более мощные аналоги. Если же говорить о региональных компаниях, среди которых также появляются относительно крупные игроки, то там автоматизацию можно начинать с нуля, предварительно уничтожив остатки древней самописной системы.

Ожидается, что рост популярности западных систем ERP-класса может существенно увеличить рынок автоматизации, так как их внедрение на порядок дороже, чем внедрение отечественных систем.

Еще одним фактором, который будет оказывать влияние на рынок автоматизации, станет приход иностранных торговых сетей. Зарубежные компании, открывающие свои магазины в России, имеют традиционные стандарты и привычки в области автоматизации, и российские интеграторы чаще всего не могут в данном случае полноценно обслуживать эти компании, как они ни стараются.

Хотя и из этого правила бывают исключения. Все зависит от того, как именно западные компании проводят выход на наш рынок. Если экспансия осуществляется самостоятельно, то действительно, вероятность того, что они будут использовать свои системы, достаточно высока (Metro, IKEA). Но и в этом случае существуют примеры того, как крупные транснациональные компании для управления основной частью российского бизнеса успешно внедряли системы отечественной разработки (концерн Volkswagen-Audi). Если же западная компания выходит на российский рынок через продажу своей франшизы компании, действующей на территории России, то при выборе системы автоматизации отечественные и зарубежные решения часто рассматриваются на равных и выбор российских систем вполне возможен (по такому пути пошла торговая сеть Spar).

Нужно отметить, что западные компании имеют большой опыт успешной деятельности в рамках жесткой конкуренции и давно научились экономить свои средства и принимать рациональные решения не подпадая под влияние «авторитета марки».

Кроме того, независимо ни от чего, любая иностранная компания будет вынуждена покупать в России кассовые решения и само оборудование. К тому же, российские компании могут рассчитывать на обслуживание систем, установленных у западных компаний.

Таким образом, на рынке существуют очень серьезные предпосылки для динамичного роста. Аналитики РБК опасаются, что это может быть рост для избранных, появление новых игроков и систем на этом очень консервативном рынке сопряжено со значительными трудностями. Даже попытки компаний, хорошо зарекомендовавших себя в других вертикальных отраслях, могут оказаться неудачными.

Распределение ИТ-бюджетов по отраслям

Отрасль% от оборотаПриведенный к сотруднику
Машиностроение0,8391
Металлургия0,64153
Розничная торговля0,95352
Телекоммуникации3,51995
Производство ТНП1,0347
ТЭК1,6940
Транспорт1,1546
Финансы/страхование3,871760

Источник: Крок, 2004

Сегодня на ИТ в торговле тратится около 1,5% от оборота, что примерно соизмеримо с затратами на ИТ в нефтегазе. При этом перспективы массового внедрения ERP в торговле более туманны, чем в том же нефтегазе, в силу упомянутого консерватизма. Объективно, необходимость внедрять ERP будет только у тех компаний, чьи масштабы уже не могут обслуживать старые системы, как их ни дорабатывай. Тогда, очевидно, их выбор падет на системы, которые способны решить задачи растущего бизнеса. Но риски есть и здесь: наиболее популярные ERP-системы в России, зарекомендовавшие себя в том же нефтегазе, не очень хорошо справляются с решением всех задач в торговле. Некоторые CIO крупных торговых сетей уже познают это эмпирическим путем. Чем отзовется подобный опыт рынку ИТ в торговле, станет известно через пару лет.

Александр Чачава, Валентин Крохин

P. S. Тенденции, описанные а нашей статье, прежде всего, относятся к продовольственным торговым сетям. Информатизация сетей, распространяющих промышленные товары в России, имеет свою специфику и является темой для отдельного исследования.

Дмитрий Слиньков: Торговля требует самых быстрых внедрений ИТ

Дмитрий СлиньковСпецифику требований, предъявляемых российской торговлей к ИТ-решениям, а также факторы, определяющие выбор системы и интегратора, комментирует в интервью CNews.ru Дмитрий Слиньков, управляющий партнер компании «КОРУС Консалтинг».

CNews.ru: По вашим оценкам, насколько за прошедший год вырос средний уровень автоматизации российской торговли? Какие изменения при этом произошли в ИТ-стратегиях отечественных торговых компаний?

Дмитрий Слиньков: Уровень автоматизации российской торговли растет вместе с уровнем развития самих торговых предприятий. Для того чтобы из нескольких торговых точек сделать полноценную розничную сеть, необходимо построить сеть информационную. Для того чтобы такая сеть могла успешно развиваться, необходимо пользоваться самым современным и надежным оборудованием и программным обеспечением «на вырост». За последний год, по нашим оценкам, количество компаний, перешедших в смысле автоматизации от уровня «торговый зал» к уровню «торговая сеть» увеличилось почти в три раза.

ИТ-стратегия отечественных компаний сегодня отражает стратегию бизнеса в целом. Многие видят залог успеха в экстенсивном расширении — их компьютерные подразделения стремятся «переинвестировать» в ИТ. Кто-то решает, что через несколько лет их главным конкурентным преимуществом станет диверсификация и здесь главное — это вложения в управленческий капитал и, соответственно, «недоинвестирование» в ИТ, по крайней мере, на первых этапах своего пути к намеченной цели.

Полный текст интервью

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2004 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS