Обзор подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics Кристалл Сервис

Мировой ритейл: в поисках эффективности

Нарастание конкуренции во всех сегментах розничной торговли, активное проникновение на региональные рынки, усиление процессов слияний и поглощений требуют от игроков максимальной управляемости розничной сетью. В случае необходимости она должна позволить быстро изменить существующую бизнес-модель и переориентировать основные бизнес-процессы.

Мировой рынок розничной торговли характеризуется несколькими глобальными тенденциями, которыеявляются определяющими для сопутствующих рынков, в том числе и для рынка информационных технологий. Одной из наиболее важных, но отнюдь не новых, является постоянное усиление конкуренции в отрасли. Причем, говоря об усилении конкуренции, следует иметь в виду как глобальный мировой рынок, где основными игроками являются такие гиганты, как Wal-Mart, Metro, Carrefour, IKEA, Inditex, так и региональные рынки, основная конкуренция на которых происходит между розничными сетями самых разных форматов — от небольших супермаркетов до гипермаркетов и торговых центров. Причины усиления конкуренции на каждом из уровней просты — это глобализация, постепенный рост международных продаж, выход крупнейших ритейлеров на страновые и региональные рынки.

Основной мотивацией этих стратегий является постепенное замедление темпов роста рынков развитых стран, снижение доходов населения, смена моделей поведения потребителей на этих рынках. В этих условиях особую привлекательность приобретают рынки развивающихся стран: Восточной Европы, Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, Латинской Америки, которые, хотя и характеризуются более низкими доходами населения, но привлекательны ввиду низкого насыщения, отсутствия барьеров входа, высокими темпами роста и относительно низкой капитализацией компаний, исходно представленных на данных рынках. Крупнейшие ритейл-сети, как правило, имеют бизнес-модели на все случаи жизни, оптимизированные бизнес-процессы, штат профессионалов, и, что самое важное, опыт работы в странах с разным экономическим и социальным укладом, что помогает им быстро адаптироваться к новым условиям. С другой стороны, не стоит оставлять без внимания и такой немаловажный факт, как взаимное проникновение сетей на страновые рынки — например, между США и Японией, или между США и странами Западной Европы. Американцы вообще являются наиболее активными игроками мирового ритейла — так, по некоторым оценкам, на их долю приходится 36 % в списке лидеров мировой отрасли.

В войне форматов лидируют дискаунтеры

Война форматов сетевой розницы обусловлена теми же факторами: снижением доходов потребителей, сменой моделей потребительского поведения, демографическим кризисом в ряде развитых стран, снижением экономической активности и ростом безработицы. Классическим примером этой тенденции является обострившаяся в странах Западной Европы война форматов гипермаркетов и магазинов-складов типа «Cash&Carry»с сетями дискаунтеров, изначально ориентированных на наименее обеспеченную часть населения. Постепенно, по мере усложнения экономической ситуации и обострения негативных тенденций «альдизация» (устоявшийся в Германии термин, характеризующий рост популярности дискаунтеров, происходит от ALDI — сети магазинов, являющейся безусловным лидером европейского рынка) приобретает все более угрожающие масштабы.

Помимо расширения покупательской аудитории, дискаунтеры наращивают «рыночную власть» и в направлении производителей, диктуя им закупочные цены и нарушая устоявшиеся связи между производителями и ритейлерами «традиционных» форматов. Важным является и изменение сложившихся моделей спроса, причем, это характерно для самых разных потребительских сегментов. Так, в Германии ритейлеры, изначально ориентированные на сегмент потребителей со средним и высоким доходом, вынуждены применять те же методы стимулирования спроса, что и небольшие дискаунтеры: сезонные и специальные скидки, снижение запланированного уровня цены, реализация товаров партнерских сетей, снижение в ассортименте доли качественных дорогих товаров в пользу более дешевых, экономия на качестве обслуживания. Однако эти меры не всегда оказываются эффективными, что приводит к постепенному сокращению числа гипермаркетов и нарастающему движению в сторону дискаунтеров.  

В развивающихся странах, напротив, популярны и являются одними из наиболее быстрорастущих сети гипермаркетов и торговых центров, объединяющих под одной крышей магазины, кафе, рестораны, кинотеатры. В то же время, популярностью пользуются и дискаунтеры, и магазины «у дома». По данным РБК, на российском рынке лидерами являются ритейлеры либо крупных форматов, либо мелких, что не в последнюю очередь объясняется экономическими причинами — расслоением доходов населения, разной платежеспособностью и, соответственно, разными моделями потребительского поведения.  

Успех на рынке — неважно, на мировом или локальном, в условиях жесткой конкуренции обеспечивается повышением гибкости и управляемости компании, наличием возможности быстро менять сложившиеся бизнес-модели. Основой такой гибкости является прозрачность бизнес-процессов, контроль эффективности их исполнения, который подразумевает контроль издержек и возникновения добавленной стоимости в ходе бизнес-процессов. С другой стороны, усиление борьбы за потребителя требует оптимизации таких параметров, как качество и скорость обслуживания, предоставление дополнительных услуг, оптимизация пространства торгового зала, управление ассортиментом, что в условиях жесткой конкуренции и высокой насыщенности рынка является достаточно нетривиальной задачей.

Юлия Граванова / CNews Analytics

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2006 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS