Обзор подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics Кристалл Сервис

RFID в торговле: возможности и угрозы

Довольно часто можно услышать, что приход технологии RFID в торговлю ознаменовал собой новую эру — так велики ее возможности. Верно ли это на самом деле? Ведь помимо всех плюсов, использование технологии радиочастотной идентификации сопровождают серьезные угрозы.

RFID прочат большое будущее. Согласно прогнозам DeutscheBankResearch, в течение 5 лет объем этого рынка в мире увеличится почти в 10 раз — с сегодняшних $2 млрд. до $22 млрд. в 2010 году. Оценки экспертов IDTechEx гораздо скромнее, предполагается, что в 2010 году рынок увеличится не в 10, а только в 5 раз — до $12,85 млрд. Одним из ключевых факторов роста аналитики называют все более активное применение RFID в розничной торговле. Причиной этого является многообразие возможностей, которые предоставляет RFID для торговых предприятий, а также значимый экономический потенциал, который новые возможности в себе скрывают.

Оптимизация бизнес-процессов

Пришедшая на смену традиционному штрих-коду, технология RFIDпозволяет существенно улучшить такие бизнес-процессы компании, как закупка, транспортировка, хранение товаров на складе и их реализация. Сегодня RFID является неотъемлемой частью внутренних и внешних логистических процессов торговых организаций. Говоря об оптимизации бизнес-процессов, следует учитывать, что сама по себе технология RFID не способна изменять существующие процессы, поскольку является лишь их отражением. Однако, именно отражение основных характеристик: слабой организации, наличия белых пятен, локальных циклов в движении товаров, пробелов в информационном обеспечении и других, представляет возможность качественно улучшить существующие бизнес-процессы, повысить их прозрачность и снизить основные издержки. С помощью RFID возможно контролировать и столь специфические процессы, как образование дополнительных издержек на предприятии и их влияние на конечную стоимость продуктов. Особенно это актуально для крупных ритейловых сетей, где контроль за образованием непрофильных издержек — процесс трудоемкий и трудно осуществимый.

Повышение эффективности работы

Оптимизация бизнес-процессов, основу для которой представляет технология RFID, является лишь первой ступенью в повышении эффективности работы функциональных подразделений предприятия. Важным является то, что системы RFID представляют не только основу для планирования более эффективного хода бизнес-процессов компании, но и позволяют осуществлять контроль за выполнением решений, направленных на оптимизацию процессов. Технология RFID активно используется в цепочках поставщик-потребитель и позволяет передавать целые массивы данных от одного звена цепочки к другому. Важной здесь является не только передача данных о количестве и характеристиках поставленного товара, но и о таких специфических показателях, как производитель товара, качество и маркировка материала, контроль качества и т.д. Использование RFID максимально упрощает рутинные функции — например, прием товара, контроль качества поступившего товара, складское хранение, контроль состояния товара, сбыт, контроль состояния товаров в торговом зале.

Как предсказывают производители, в недалеком будущем технология RFID сильно изменит как розничную, так и оптовую торговлю. Основными целями в розничной торговле являются сокращение очередей и времени ожидания, оптимизация таких процедур, как контрольное взвешивание продуктов, подсчет контрольной суммы. В оптовой торговле предполагается, что информация о целый партиях товаров, их местонахождении и состоянии будет по спутниковой связи передаваться «звену» цепочки. Повышение прозрачности бизнес-процессов, снижение издержек, рост эффективности функционирования подразделений, а также возникающие синергетические эффекты неминуемо вызовут рост эффективности работы предприятия в целом.

Снижение издержек

Применение технологии RFID весьма перспективно в области снижения издержек торговой организации. Традиционно, первой статьей издержек, на сокращение которой указывают аналитики, это издержки на персонал. Речь идет, прежде всего, о сокращении таких позиций, как приемщики, кладовщики, экспедиторы. Однако данная выгода является весьма спорной — полностью сократить эти позиции все равно не удастся, кроме того, зарплата работников на данных позициях является весьма низкой, и сокращение этой расходной статьи с лихвой компенсируется ростом управленческих издержек, учитывая, что для работы с RFID требуется специальный квалифицированный менеджер.

RFID позволяет снизить такую статью издержек, как издержки учета. В самом деле, с использованием чипов и сканнеров RFID инвентаризация склада или торгового зала значительно упрощается. Там где раньше потребовались бы усилия 10 человек, с использованием RFID достаточно будет троих. Существенно увеличивается не только скорость, упрощается сам процесс проведения инвентаризации. Заметно сокращается и такая категория учетных издержек, как издержки приема и отпуска товаров со склада, причем, на любой стадии реализации SCM-цепочек.

Важным является оптимизация издержек контроля движения продуктов между функциональными подразделениями, например, между складом и торговым залом.

По подсчетам аналитиков WallMart, сокращение непрофильных издержек торговых предприятий может составлять 30-50 %, а с учетом синергии процессов, экономический эффект может достигать по величине суммарной прибыли организации за период.

Повышение качества обслуживания и лояльности клиентов

Распространенный тезис о повышении качества обслуживания клиентов следует понимать двояко. С одной стороны, использование технологии RFID позволяет осуществлять практически тотальный контроль качества торговой организации, как в области ассортиментного ряда, так и обслуживания покупателей. Использование RFID существенно сокращает длительность обслуживания, за счет упрощения таких процедур, как подсчет контрольной суммы, взвешивание товаров на кассе и т.д. В оптовой торговле упрощаются такие процедуры, как распределение, доставка, учет и оформление сопроводительных документов партий товаров. Эти составляющие в конечном итоге являются показателями повышения качества обслуживания покупателя, формирует лояльность и влияет на частоту повторных покупок.  

Несмотря на очевидные выгоды от RFID, использование этой технологии сопровождает ряд опасностей и подводных камней, возникновение которых носит как технологический, так и организационный характер. По мнению консультантов SiemensBusinessServices, внедрение RFID подразумевает ряд организационных рисков разрушительной силы, которые способны привести к непропорционально быстрому росту издержек, нарушению работы с поставщиками и потребителями, непредвиденному возникновению задолжностей по платежам и даже полной остановке работы торговой организации.

Технологические риски RFID возникают из-за существующих пока недостатков внутреннего устройства RFID и принципов функционирования: шифрования данных, аутентификации пользователей в системе и получения выделенного доступа. Несмотря на постоянную доработку RFID-систем — как производителями, так и силами информационных подразделений компаний, слабая защищенность баз данных, уязвимость для разного рода вирусов и троянских червей подвергает опасности информационную систему предприятия в целом, а при работе в цепочках поставок — и предприятий-партнеров. Недостатком чипов RFID является низкая защищенность от механических повреждений, царапин, ударов при транспортировке, экранирования, случайного запуска команды уничтожения маркировки. Чипы могут быть легко повреждены в результате воздействия электромагнитного излучения, перепада температур, давления, что приводит к искажению данных в системе. Министерство защиты информации Германии указывает, что данные в системе RFID могут быть легко фальсифицированы, особенно в случае организаций с разветвленной сетевой структурой, где проверка данных в системе занимает довольно длительное время, а вероятность обнаружения ошибки стремится к 0.

Организационные риски, возникающие в процессе применения технологии RFID, связаны с самыми разными аспектами. Риск, который автоматически возникает при использовании технологии RFID — это риск информационного обеспечения, так как данные напрямую передаются в информационную систему предприятия, и проверить искаженные или фальсифицированные данные фактически невозможно. Использование данных системы RFID сразу несколькими пользователями, например, в цепочках поставок или несколькими функциональными подразделениями одного предприятия, усиливают данную категорию рисков многократно. Материально данная категория рисков может выражаться в ошибках планирования товарно-материальных потоков, возникновении непрофильных издержек, недополучении прибыли. Аналитики SBS указывают, что использование информации системы RFID только для планирования маркетинговых стратегий также может приводить к ошибкам, порой, весьма значительным.

Для эффективного достижения поставленных целей необходимо максимальное соответствие используемой технологии RFID бизнес-процессам компании или в пределах цепочки поставок. Неправильно выбранная технология, не адаптированная под соответствующие бизнес-процессы сопровождается высокими рисками возникновения непрофильных издержек. Одним из наиболее существенных, хоть и не представляющим прямой угрозы, является риск недополучения прибыли от эксплуатации RFID-системы. Например, увеличение сроков окупаемости RFID, снижение показателей ROI по сравнению с плановыми, рост издержек сопровождения в долгосрочном периоде.

Вывод аналитиков SiemensBusinessServices относительно дальнейших перспектив применения RFID, в целом, оптимистичен. Внедрение данной технологии действительно позволяет добиться впечатляющего экономического эффекта, однако, предпосылками его достижения являются точность стратегического и оперативного планирования, учет всего спектра рисков использования, а также постоянный контроль за реализацией бизнес-процессов компании.  

Юлия Граванова / CNews Analytics

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2006 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS