версия для печати
Ритейл: ИТ-лихорадка заканчивается

Ритейл: ИТ-лихорадка заканчивается

Розничные сети довольно активно, относительно своих возможностей, инвестируют в ИТ. Однако в дальнейшем спрос на ИТ в этом сегменте будет проявлять тенденцию к умеренному росту. Это связано и с ограниченностью свободных средств, и с фактом насыщения в значительной мере основных потребностей в ИТ.

Розничная торговля по-прежнему остается одной из самых динамичных и высокодоходных отраслей российской экономики, и в условиях экономической стабилизации последних лет ситуация здесь только улучшается. Рост оборотов розничной торговли определяется двумя основными факторами – повышением реальных денежных доходов населения и индексом потребительских цен. Оба показателя демонстрируют позитивную (с точки зрения населения) динамику – доходы растут, цены замедляются.

Экономико-технологическая база информатизации розничной торговли

Вид экономич. деятельности Розничная торговля Экономика в целом
Показатель1
Показатели экономической базы информатизации
Рост прибыльности бизнеса2 +43,7%(+66,1%) +0,08% (+77,4%)
Уровень рентабельности бизнеса 4,0%↑ 14,3%↑
Доля убыточных предприятий 20,0%↓ 23,4%↓
Индекс задолженности3 113% -
Показатели использования ИТ в бизнесе
Индекс инвестиций в ИТ-грамотность персонала4 18,6 руб./чел. 30,1 руб./чел.
Индекс ИТ-ёмкости5 0,15% 0,37%
Удельный отраслевой ИТ-бюджет одного предприятия
- по крупным и средним предприятиям
- по ИТ-активным предприятиям6
152,8 тыс.руб.
455,3 тыс.руб.
75,7 тыс.руб.
132,8 тыс.руб.
Доля предприятий, использующих системы электронной коммерции7 28,2%(18,6%) 20,5%(12,6%)
ИТ-вооруженность рабочих мест
- в стоимостном выражении8
- в натуральном выражении9
2,04 тыс.руб./чел.
25%(12%)
2,6 тыс.руб./чел.
26%(9%)

Источник: CNews Analytics, 2008

Предприятия торговли вообще и ритейлеры, в частности, не относятся к числу отраслей, особо чувствительных к информационным технологиям, что типично для капитало- и реурсоемких отраслей и проявляется в развитии спроса на высокие технологии через "провалы" потребления. Спрос характеризуется периодическими подъемами и спадами ИТ-расходов. При этом среди прочих секторов торговой отрасли розница отличается самыми высокими ИТ-затратами на единицу прибыли.

ИТ-возможности ритейла

Возможности в сфере информатизации в значительной мере определяются финансово-экономическим положением компании, объемом свободных средств, которые могут быть перераспределены в пользу тех или иных, актуальных для компании, программ и проектов. На рост или снижение этих возможностей указывает индекс прибыльности бизнеса, отмечающий изменение уровня прибыли от года к году. Показателем объема свободных средств также является рентабельность бизнеса – товаров, услуг, активов.

Рост прибыли в секторе розничной торговли отличается высокими и стабильными темпами, превосходящими динамику доходов по экономике в целом. Так, по итогам 2007 года увеличение этого показателя в секторе составило +43,5%. В 2006 году рост составил +66,1%. Для сравнения: по экономике в целом прибыль в 2007 году увеличилась на +0,08%, а годом ранее – на +77,4%. Тем не менее, высокие темпы не означают, что доход сам по себе большой. Действительно, объем прибыли в ритейле по абсолютной величине примерно в 20 раз ниже, чем у оптовых компаний и в 15 раз ниже в расчете на одно крупное предприятие. Оставляет желать лучшего и рентабельность розницы – всего 4%, несмотря на постепенный рост от года к году. Для сравнения: рентабельность по экономике в среднем составляет 14,3%, рентабельность оптового бизнеса 11,5%, рентабельность в секторе гостиниц и ресторанов – 16,2%. Таким образом, ритейл не является самым доходным сегментом торговли и не обладает таким высоким объемом свободных средств, как, скажем, оптовики. Хуже, чем во многих других отраслях, в ритейле обстоит дело с финансовой устойчивостью и системой взаиморасчетов.

Сам по себе объем свободных средств еще не является достаточным основанием для того, чтобы делать заключение о способности компании инвестировать в реструктуризацию на основе внедрения высоких технологий. Необходимо учитывать уровень задолженности компании, который показывает, насколько свободно руководство компании может распоряжаться полученной прибылью. Особый интерес в данном случае представляет показатель превышения просроченной кредиторской задолженности над просроченной дебиторской задолженностью.

По этому показателю ритейл отнюдь не в авангарде – просроченная кредиторская задолженность в отрасли по итогам 2007 года составила 113% от уровня просроченной кредиторской задолженности. Это при том, что в целом по экономике проблема взаиморасчетов уже несколько лет как решена. Большие проблемы с этим показателем только в секторе общественного питания - просроченная кредиторская задолженность превосходит просроченную дебиторскую в 2,4 раза. Доля убыточных предприятий в ритейле около 20% (в целом по экономике - 23,4%).

Слабая ИТ-готовность

О потенциале компании как ИТ-заказчика можно судить по характеру и степени использования в бизнесе уже существующей у него ИТ-инфраструктуры. В первую очередь, в этом ряду показателей следует отметить уровень инвестиций в ИТ-грамотность персонала. Важность этого показателя обуславливается тем, что от него напрямую зависит эффективность внедряемых компанией информационных систем. ИТ-грамотность персонала является индикатором того, насколько компания как целое подготовлено к технологической модернизации и эффективному использованию ее результатов.

Индекс инвестиций в ИТ-грамотность персонала в розничных торговых компаниях составляет 18,6 руб./чел. в год, что в 1,6 раза ниже чем по экономике в целом и является самым низким показателем в торговле. Наряду с этим, у ритейлеров один из самых низких в показатель ИТ-вооруженности рабочих мест, как по сранению с другими секторами торговли, так и по сравнению с ситуацией в экономике в целом. Если по экономике в целом на одного сотрудника приходятся ИТ-затраты в размере 2,6 тыс. руб. в год, то в секторе торговли автотранспортными средствами – всего 2,04 тыс. руб. в год, что в 5 раз ниже, чем у оптовиков, в 2 раза ниже, чем у автодилеров, хотя и немного выше (в 1,3 раза), чем в секторе общепита. Оправданием этому правда, служит тот факт, что в ритейле много рабочих мест, предполагающих физический труд средней и низкой квалификации и, соответственно, не требующих оснащенности ИТ.

ИТ-емкость розничного бизнеса

А вот показатель ИТ-емкости в пример всем другим сегментам торговой отрасли – один из самых высоких среди других секторов торговли, хотя и в 2 раза ниже чем по экономике (0,15% против 0,37%). Показатель ИТ-емкости бизнеса, представляющий собой объем ИТ-затрат компании на единицу производимой продукции (либо на единицу прибыли), хорошо показывает степень насыщенности потребностей компании в ИТ. Относительно высокий уровень ИТ-емкости вкупе со скромным объемом свободных средств розничных компаний, отягощенных непогашенными задолженностями в системе взаиморасчетов и капиталоемкой структурой оборотных затрат, свидетельствует о том, что розничные сети довольно активно (относительно своих возможностей) инвестируют в ИТ. Однако этот же факт предвосхищает в среднесрочной перспективе развитие спроса на ИТ в секторе ритейла по убывающей, вероятно с периодическими "провалами" ИТ-затрат.

При этом предприятия розничной торговли активно используют в своем бизнесе системы электронной коммерции для связи с оптовиками. Вообще, в торговле этот показатель один из самых высоких в экономике – 28,2% торговых компаний используют систему электронных бирж для размещения заказов (поиск товаров, связь с поставщиками) и 18,6% для получения заказов (предложение товаров, связь с потребителями, предприятиями розницы). Соответствующие показатели по экономике – ниже 20,5% и 12,6% соответственно.

Наконец, на ИТ-потенциал как отдельных компаний, так и секторов экономики, хорошо указывает ИТ-бюджет. Для отрасли данный показатель является средневзвешенным и потому весьма условным, не отражающим реальных расходов предприятий отрасли на ИТ, но, тем не менее, он позволяет судить о том, ИТ-проекты какого класса будут наиболее востребованы в данной отрасли – высокобюджетные, низкобюджетные или проекты со средним бюджетом. Также как и индекс инвестиций в ИТ-грамотность, данный показатель не учитывает эффект локализации инвестиций, но, с учетом этих оговорок, позволяет выявить портрет среднестатистического ИТ-заказчика в отрасли.

Удельный ИТ-бюджет среднестатистического предприятия ритейла хотя и выше, чем по экономике в целом (152,8 тыс. руб. против 75,7 тыс. руб.), но при этом уступает секторам оптовой торговли и автодилеров - сказывается то, что свободные средства предприятий отягощены непогашенными задолженностями во взаиморасчетах и капиталоемким характером оборотных затрат, что делает только "ядро" предприятий – главным образом, крупные торговые сети - действительно заметными потребителями ИТ, при практически полной пассивности на рынке ИТ-инноваций "рядовых" компаний. Данное обстоятельство вообще типично для сектора торговли, но для ритейла и сектора общественного питания (в котором удельный отраслевой ИТ-бюджет предприятия ещё в 3 раза ниже) это обстоятельство наиболее заметно.

В целом финансово-экономические показатели бизнеса, характер и степень использования в бизнесе уже существующей ИТ-инфраструктуры розничных компаний позволяет говорить о том, что в ближайшем будущем спрос на ИТ в этом сегменте будет проявлять тенденцию к умеренному росту, возможно сопровождающимся периодическими "провалами" ИТ-потребления, что связано и с ограниченностью свободных средств, и, главным образом, с довольно активным поведением розничных компаний на рынке ИТ до сих пор, что привело к насыщению в значительной мере основных потребностей в ИТ.

Примечания:

1 Стрелка указывает на рост или снижение показателя за год

2 Рост прибыли в отрасли за год в фактич. ценах (в скобках дано значение за предыдущий год).

3 Превышение просроченной кредиторской задолженности над просроченной дебиторской задолженностью (в %% от просроченной дебиторской задолженности)

4 Затраты на ИТ-обучение на одного сотрудника в год

5 Доля ИТ-затрат в обороте организаций

6 Под ИТ-активными понимаются предприятия использующие ЛВС различного уровня сложности. Данный показатель приводится по сектору торговли в целом (за исключением сектора обществ. питания в гостиницах и ресторанах)

7 По предприятиям, использовавшим интернет для размещения (цифра в скобках – для получения) заказов на продукцию/услуги. Данный показатель приводится по сектору торговли в целом (за исключением сектора обществ. питания в гостиницах и ресторанах)

8 ИТ-затраты в расчёте на одного сотрудника

9 Число ПК (ПК с доступом в Интернет) на 100 работников. Данный показатель приводится по сектору торговли в целом (за исключением сектора обществ. питания в гостиницах и ресторанах)

Владимир Карачаровский / CNews Analytics

Алексей Лымарь
МИР

Алексей Лымарь:

Если бизнес успешно развивается, значит инвестиции в ИТ себя оправдывают

На вопросы CNews ответил ИТ-директор компании «МИР» Алексей Лымарь.

CNews: Каковы ключевые потребности вашего бизнеса в ИТ на данный момент?

Алексей Лымарь: Бизнес, подобный нашему, информационно зависим. Поэтому уже на протяжении достаточно долгого времени ключевыми потребностями нашей компании в ИТ являются технологическая поддержка всех бизнес процессов с одной стороны и обеспечение актуальной и точной управленческой информацией с другой. Без этого успешное ведение розничного бизнеса, причем такого масштабного, как наш, станет просто невозможным. Полагаю, что пока с этой задачей мы справляемся, и весьма неплохо.

Полный текст интервью

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS