версия для печати
Алексей Лымарь
МИР

Алексей Лымарь:

Если бизнес успешно развивается, значит инвестиции в ИТ себя оправдывают

На вопросы CNews ответил ИТ-директор компании «МИР» Алексей Лымарь.

CNews: Каковы ключевые потребности вашего бизнеса в ИТ на данный момент?

Алексей Лымарь: Бизнес, подобный нашему, информационно зависим. Поэтому уже на протяжении достаточно долгого времени ключевыми потребностями нашей компании в ИТ являются технологическая поддержка всех бизнес процессов с одной стороны и обеспечение актуальной и точной управленческой информацией с другой. Без этого успешное ведение розничного бизнеса, причем такого масштабного, как наш, станет просто невозможным. Полагаю, что пока с этой задачей мы справляемся, и весьма неплохо.

CNews: Какие из существующих бизнес-процессов еще недостаточно закрыты ИТ, на ваш взгляд?

Алексей Лымарь: В настоящее время все жизненно важные бизнес процессы в компании автоматизированы. После внедрения системы SAP, интегрированной с системами управления торговлей в магазинах и системой управления распределительным центром, можно говорить о том, что недостаточно закрытых процессов не осталось.

Безусловно, это не означает, что решены абсолютно все вопросы. Мы продолжаем развивать систему, осваивая все новые ее возможности. В частности, в ближайшие дни мы планируем завершить ряд проектов второй очереди в рамках проекта по внедрению SAP, связанных с усовершенствованием системы управления ассортиментом.

CNews: Какие ИТ-решения используются в вашей компании сегодня?

Алексей Лымарь: В первую очередь – система управления бизнесом компании – MySAP ERP 2005, которая выполняет роль «центрального ядра». Бизнес процессы в магазинах поддержаны информационной системой собственной разработки. Операционная деятельность распределительного центра поддерживается WMS Exceed-4000, а на центральных складах в регионах работает SAP. Мы также используем BI решение, основу которого составляет хранилище данных, разработанное нашими специалистами. В качестве надстройки используем ПО Business Objects. Все упомянутые выше системы тесно интегрированы с центральной системой SAP.

CNews: Чем был обусловлен выбор «тяжелого» западного решения, такого как SAP? Ожидается ли, что инвестиции окупятся – либо подобные проекты являются необходимо затратными для нужд бизнеса в целом?

Алексей Лымарь: Необходимость внедрения промышленного решения класса ERP мы осознали довольно давно. С 2002 года мы активно исследовали рынок программных систем в поисках решения, которое бы наилучшим образом отвечало кругу задач и проблем, актуальных к тому моменту или прогнозируемых в будущем. При этом мы в первую очередь ориентировались на промышленное решение, так как считали, что именно такое решение, проверенное практикой и впитавшее в себя опыт многих компаний, позволит обеспечить требуемый уровень надежности, необходимый набор функциональных возможностей, независимость от конкретных персоналий, недосягаемый уровень поддержки со стороны производителя и безграничные возможности масштабирования. Должен сразу отметить, что действительность оказалась не такой радужной, как нам представлялось изначально: потребовались серьезные усилия проектной команды для того, чтобы формально заявленные функции приемлемым образом заработали в нашей конкретной ситуации.

Если говорить о выборе конкретной системы из имеющегося на рынке набора кандидатов, то здесь ситуация весьма непростая. В самом деле, полностью постигнуть возможности, ограничения, «подводные камни» конкретной системы можно только пройдя через этапы ее внедрения и – обязательно – последующей эксплуатации. В противном случае приходится полагаться на отзывы консультантов, экспертов, материалы презентаций, публикации в печати, разговоры с людьми и т.п., что, безусловно, дает существенно более субъективные и неполные данные для сравнения. В нашем случае и, я уверен, в большинстве других, именно так и происходило. Теперь, имея в активе работающую интегрированную систему, мы полагаем, что даже в этих условиях неопределенности нам удалось сделать правильный выбор.

Что же касается окупаемости, пока об этом говорить рано. Проект по внедрению SAP состоял из двух больших этапов. На первом этапе нашей задачей было обеспечить платформу для внедрения высокоинтеллектуальных элементов системы. Эта платформа включает в себя подсистемы управления логистикой, финансами, систему интеграции магазинами. В совокупности эти подсистемы обеспечивают сбор и консолидацию логистической и финансовой управленческой информации. На втором этапе мы приступили к построению систем управления товарным запасом, (закупками, распределением товара и т.п.), которые и должны дать качественное повышение эффективности работы компании. Вот на этом этапе мы и ожидаем окупаемости затрат.

Что касается степени необходимости этих затрат, то, на наш взгляд, вопрос не стоит таким образом, что если мы внедрим какое-то решение, то получим одно, а если не внедрим - другое. Речь идет о конкурентоспособности компании. «МИР» динамично развивается, массивы информации, которые приходится обрабатывать и в центральном, и в региональных офисах стремительно увеличиваются. В этих условиях мы вынуждены ориентироваться на те решения, которые со стопроцентной вероятностью справятся с возникающими задачами и обеспечат поступательное развитие компании. Применить менее затратное решение, при этом рискуя, что весьма скоро оно себя исчерпает, мы не можем себе позволить.

CNews: Расскажите о системе автоматизации торгового зала, используемой в магазинах вашей сети. На основе каких приложений и аппаратных средств она строится?

Алексей Лымарь: Система автоматизации магазинов – наша собственная разработка, полностью поддерживающая технологии торговли, применяемые в нашей сети. Мы неоднократно рассматривали предложения от различных производителей ПО, однако ни одно из предлагаемых решений не сочли полностью покрывающим наши потребности.

Дело в том, что наши магазины работают не только в режиме самообслуживания, но, в силу веса и габаритов некоторых товаров (крупной бытовой техники, например), и «по образцам», выставленным в торговых залах, - когда покупку доставляют с удаленных от магазина складов. К тому же в «МИРе» действует несколько способов оплаты покупки, постоянно проводятся рекламно-маркетинговые акции и т.п. Вот почему одним из основных требований Управления розничной сети нашей компании всегда была поддержка всего этого многообразия средствами информационной системы. Кроме того в условиях жесткой конкуренции весьма важно оказалось обеспечить высокую скорость адаптации системы к постоянно возникающим новым требованиям. Ни одна из предлагаемых на рынке систем такого набора функций и такой гибкости не обеспечивает.

CNews: Какие аппаратные новинки вы внедряли в последнее время?

Алексей Лымарь: Среди наиболее интересных новинок, использованных в нашей сети, – терминалы по сбору данных в магазинах. Такие терминалы мы применяем для работы с большим количеством мелкого товара, и функционируют они в режиме реального времени, обеспечивая выполнение транзакций SAP. Такой способ работы дает возможность существенно снизить количество ошибок, а в некоторых случаях, например, при обработке больших партий малогабаритного товара, представляется нам единственно возможным способом организации входного контроля поступающего товара.

Недавно мы начали применять терминалы сбора данных и для проведения инвентаризации в магазинах, существенно сократив как время инвентаризации, так и количество ошибок.

CNews: Как оцениваются показатели TCO и ROI вашей информационной системы?

Алексей Лымарь: Как я уже отметил, мы делаем то, что бизнесу просто необходимо. Поэтому когда речь заходит о возврате инвестиций, мы обычно говорим, что если бизнес работает и продолжает активно развиваться, значит, инвестиции возвращаются. Тем более что в большинстве случаев, связанных с внедрением тех или иных информационных технологий, сама «процедура» расчета ROI далеко не очевидна.

Что касается ТСО, мы, безусловно, стремимся минимизировать издержки всеми доступными способами. Однако серверы, системы, коммуникации и т.п. – все это существует лишь для обеспечения бизнес процессов, поэтому есть определенный предел, ниже которого издержки сократить не удастся.

CNews: Насколько подходит вашей сети ИТ-аутсорсинг? Используете ли вы эту модель предоставления сервисов?

Алексей Лымарь: Мы верим в то, что это перспективная модель работы, и мы периодически пытаемся её использовать. Однако, к нашему огромному сожалению, пока результаты оставляют желать лучшего. В первую очередь, по соотношению цена-качество.

CNews: Каковы ваши планы по дальнейшему развитию ИТ в компании?

Алексей Лымарь: Генеральная линия нашей компании в области ИТ на ближайшие два-три года – развитие SAP. На сегодняшний день сделано уже очень многое, но существует еще достаточно направлений, по которым эту систему можно и нужно совершенствовать.

CNews: Спасибо.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS