Обзор ИТ на транспорте 2006 подготовлен
CNewsAnalytics

Транспорт: когда ИТ-проекты станут по карману?

Транспорт в России пока остается отраслью с одним из самых низких уровней информатизации. Причиной серьезного отставания является, как и в большинстве случаев, недостаточное финансирование. Получаемые скромные средства отрасль вынуждена тратить на решение более насущных проблем, чем реализация ИТ-проектов. Однако в последнее время внимание к транспортной отрасли со стороны государства растет, растут и объемы инвестиций. Есть вероятность, что в ближайшие несколько лет отечественный транспорт сможет позволить себе модернизацию в соответствии с мировыми стандартами.

Низкие собственные инвестиционные возможности во многом ставят судьбу высокобюджетных проектов по модернизации транспорта в зависимость от внешних инвесторов. В качестве одного из них по понятным причинам может выступать государство, давая деньги на безвозвратной основе и не рассчитывая на быстрый и легкий доход.

До последнего времени бюджетная политика в этой области не отличалась какой-либо внятной логикой. По крайней мере, можно было четко сказать, что государственная стратегия развития транспорта не выражалась в государственных ассигнованиях. Например, в 2004 году расходы консолидированного бюджета по статье "дорожное хозяйство" составили лишь 75% от расходов прошлого года, хотя годом ранее они выросли на 33%. В том же 2004 году расходы по статье "Транспорт" выросли лишь на 4,8%, не перекрыв даже уровень инфляции. Точно такая же ситуация была и годом ранее — в 2003-м. Все это напоминало тактику "латания дыр" и решения проблем по мере их поступления.

Однако в 2005-2006 гг. в государственном финансировании отрасли явно наметилась иная тенденция. Основой для этого послужил ряд ключевых решений власти по использованию отечественной транспортной отрасли как одного из ключевых каналов интеграции России в международное разделение труда.

Как сказано в "Стратегии развития транспорта РФ до 2010 года", системной проблемой отрасли является несоответствие между низким уровнем ее развития, эффективностью и качеством функционирования при возрастающем спросе экономики и общества на транспортные услуги. Проявляется это сразу по многим направлениям: состояние опорной транспортной сети не соответствует существующим и перспективным грузо- и пассажиропотокам; транспортные технологии не отвечают современным требованиям эффективного функционирования транспорта в условиях рынка, уровень доступности и качество транспортных услуг не отвечают потребностям населения страны; сохраняется зависимость внешней торговли от иностранных коммуникаций и перевозчиков, транзитный потенциал России используется не полностью; показатели безопасности транспортного процесса не соответствуют мировому уровню и т.д.

Практически во всех принятых на настоящий момент программных документах по модернизации транспортной системы России отмечается, что существовавших до сих пор объемов финансирования отрасли из федерального бюджета крайне недостаточно, а развитие транспортной системы в рамках такого финансирования можно охарактеризовать как экстенсивное, делающее невозможной саму идею модернизации транспорта в соответствии с мировым уровнем. И возможно, сегодня мы наблюдаем именно попытку ухода от экстенсивного пути развития.

Ведомственная структура расходов федерального бюджета
по отрасли "Транспорт", 2006

Источник: CNews Analytics, 2006

Уже в 2005 году российские транспортные ведомства получили на 42% больше средств по сравнению с предыдущим годом — около 119 млрд руб. В 2006 году ведомственные расходы федерального бюджета по транспортной отрасли выросли ещё на 48% — до 176 млрд руб. При этом наибольшие средства (около 72% всех ассигнований) отведены федеральному дорожному агентству. В 2006 году ассигнования Росавтодору выросли почти в 1,4 раза. Цифра уже сама по себе значительная, однако доминирование этого агентства в структуре ведомственных расходов скрывает еще более впечатляющую динамику. Так, ассигнования Министерству транспорта в 2006 году были увеличены почти в 8,5 раз. Федеральное железнодорожное агентство получило в 2 раза больше средств по сравнению с 2005 годом, федеральным агентствам воздушного транспорта, морского и речного транспорта правительство выделило на 70% больше средств, чем в 2005 году.

Принципиальным также является и момент, связанный с целевым назначением выделяемых средств. Впервые основной прирост расходов запланирован по статьям, направленным на непосредственное развитие транспортных систем, а не на деятельность министерств и ведомств как бюрократических структур. По объемам вложений доминирует автомобильный транспорт и дорожное хозяйство — около 88 млрд руб. в 2006 году. Затем следует водный транспорт — порядка 16 млрд руб., и воздушный транспорт –11,5 млрд руб. Замыкают список железные дороги, на развитие которых федеральный центр выделил только 2 млрд руб.

Однако интерес вызывают не столько самые высокобюджетные отрасли, сколько отрасли с рекордным приростом ассигнований на развитие — своего рода "новые фавориты" власти. Так, на дорожное хозяйство всегда выделялось значительное количество средств, поэтому 88-миллиардный бюджет уже не так удивляет, а вот десятикратный рост расходов на финансирование авиатранспорта и почти пятикратный рост расходов на железнодорожный транспорт явно привлекают внимание.

Действительно, если в 2005 году на авиатранспорт был выделен только 1 млрд руб., то в 2006 году — уже 11 млрд руб. То же касается железных дорог — в 2005 году федеральный центр потратил на них лишь полмиллиарда рублей, а в 2006 году выделил более 2 млрд руб. Многообещающе смотрится и четырехкратный рост ассигнований на морской и речной транспорт, бюджет которого на 2006 год составил порядка 16 млрд руб.

Рост расходов федерального бюджета по статье "Транспорт", 2005 - 2006

Источник: CNews Analytics, 2006

Насколько удачным и эффективным будет модернизация каждого из этих видов транспорта, покажет только время. Согласно же стратегии развития транспорта РФ до 2010 года проект модернизации выглядит достаточно комплексно и даже предполагает обеспечение опережающего развития транспортной отрасли по сравнению с другими отраслями экономики.

Примечательно, что в состав мероприятий, подлежащих прямому финансированию из федерального бюджета входят затраты на проведение инновационных научно-технических проектов, "имеющих общегосударственное и общеотраслевое значение". Учитывая инфраструктурный характер транспортной отрасли, сюда, безусловно, следует отнести проекты по развитию ИТ на ключевых видах транспорта и их последующей системной интеграции. Скорее всего, такие проекты будут одними из приоритетных.

Для государства сегодня особое значение приобретает идея развития экспорта транспортных услуг, "красной нитью" проходящая через все без исключения документы и заявления, касающиеся будущего российского транспорта. Предполагается, что экспорт транспортных услуг будет развиваться по трем направлениям — развитие международного транзита через территорию РФ с использованием международных транспортных коридоров, транспортное обеспечение экспорта сырьевых товаров, повышение конкурентоспособности отечественных перевозчиков и увеличение их доли на мировом рынке транспортных услуг. Ясно, что решение этого комплекса задач возможно только на основе формирования в России транспортной инфраструктуры мирового уровня. Без сомнения, это главный фактор, который будет влиять на насыщение транспортной системы высокими технологиями и ее соответствие мировым стандартам.

Владимир Карачаровский / CNews

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2006 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS