Обзор ИТ на транспорте 2006 подготовлен
CNewsAnalytics

Российский транспорт рвется в ИТ-бой

Необходимость интеграции в евроазиатскую транспортную сеть и другие аспекты развития в рамках рыночной экономики существенно меняют принципы функционирования отечественной транспортной отрасли. Для дальнейшего прогресса необходима современная инфраструктура и единое инфокоммуникационное пространство.

Стратегия развития транспорта РФ в трех фразах — это формирование единого информационного пространства ЕИП); использование транзитного потенциала России; повышение качества транспортных услуг, безопасности транспортного процесса. Основу ЕИП, которое объединит информационные ресурсы всех участников транспортного рынка независимо от вида транспорта и формы собственности компании, должен составить единый информационный ресурс, создаваемый по принципу распределенных баз данных, интегрированных между собой безопасной телекоммуникационной средой. При этом доступ массовых участников транспортного рынка в ЕИР должен осуществляться в том числе и через интернет с использованием электронной цифровой подписи.

Железнодорожный "локомотив"

ОАО "РЖД" — одна из наиболее информатизированных государственных структур РФ. Это 100 % государственная компания, в собственности которой находится компания "ТрансТелеКом", которая эксплуатирует и обслуживает крупнейшую в России волоконно-оптическую линию связи протяженностью более 50 тыс. км. Уровень телекоммуникационных технологий на железнодорожном транспорте позволяет говорить о возможности практической реализации Транспортной стратегии России в сфере информационного обеспечения для всех видов транспорта.

"РЖД" тратит огромные средства на создание, развитие и эксплуатацию своей информационной инфраструктуры. В 2006 г. компания инвестирует около 15 млрд руб. в информационные и телекоммуникационные технологии на железнодорожном транспорте.     ИТ-стратегия компании "РЖД" состоит во взаимосвязи работ по различным проектам информатизации. Все используемые системы автоматизации должны быть унифицированы и интегрированы по целям, а также по технологическому, информационному, программному и другим видам обеспечения. Информатизация должна реализовываться через сбалансированную систему проектов — как прикладных, предусматривающих оптимизацию технологии управления различными областями деятельности компании с использованием автоматизированных систем, так и интеграционных, обеспечивающих создание комплекса автоматизированных систем. Первым положительным опытом создания и внедрения такого подхода является внедрение сетевой интегрированной информационно-управляющей системы "Сириус". Она разрабатывается как многоуровневое централизованное решение, включающее в себя различные функциональные подсистемы.

Одна из стратегических задач отрасли — включение российской железнодорожной транспортной системы в общемировую, что, в свою очередь, требует решения задачи информационного обеспечения интермодальных перевозок между Россией и Европой с подключением транзитного грузового потока стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Учитывая, что более 95 % транзитных грузов перемещается в контейнерах, проблемы транзита можно свести к проблемам организации контейнеропотоков.

Существует очевидная потребность в общем телекоммуникационном пространстве всех участников транспортного рынка. Эта задача уже решается с помощью компании "Транстелеком", сеть которой проходит практически через все районы страны, где расположены объекты транспортного комплекса и таможенные структуры государства. Что же касается задачи создания единого информационного пространства и единого информационного центра, то решать ее будет гораздо сложнее, поскольку для внедрения единых информационных технологий придется учитывать интересы огромного количества участников контейнерного рынка. В настоящее время специалисты "ТрансТелеКома" разрабатывают концепцию создания такого информационного центра. Этот проект должен стать универсальным инструментарием, позволяющим интегрировать информационные системы всех видов транспорта и построить основу единого информационного пространства на транспорте.

В последнее время руководство компании уделяет большое внимание развитию процессного подхода к самим ИТ, поскольку внедрение и эксплуатация АСУ также требуют эффективного управления. Например, в ИВЦ Октябрьской железной дороги проводилась пробная эксплуатация модуля Service Desk HP OpenView.

Компания идет еще дальше в плане использования информационных технологий в управлении экономикой железнодорожного транспорта — в Научном Информационно-Аналитическом Центре при "РЖД" создана автоматизированная система стратегического управления и долгосрочного прогнозирования (АС СУДП), система верхнего уровня, предназначенная для решения задач по управлению компанией. Появилась возможность решения таких задач, как прогнозирование объемов перевозок в зависимости от изменения внешних показателей, в том числе макроэкономических, и моделирование развития транспортного комплекса страны с учетом многоотраслевой структуры экономики.

В число стратегических задач "РЖД" входит развитие информационной логистики (E Logistics) с построением развитых прозрачных сетей компьютерных данных, удобных для грузоотправителей, экспедиторов и перевозчиков, с учетом современных возможностей телематики — например, глобальная система определения местоположения транспортных средств на основе спутниковой связи (GPS).

ИТ-стратегии авиа, авто и водного транспорта

ИТ-стратегии других транспортных предприятий России не так грандиозны, как у "РЖД". В гражданской авиации предусматривается развитие систем управления отправками пассажиров и грузов, систем резервирования пассажирских перевозок, масштабное внедрение интернет-технологий. Помимо этого, стремящиеся привлечь внешние инвестиции компании-перевозчики реализуют "тяжелые" ERP-проекты. С точки зрения повышения лояльности клиентов "осваивают" CRM.

В автодорожном хозяйстве предусматриваются формирование и поддержание системы оперативного информационного обеспечения на предприятиях, в том числе, для обеспечения попутной и обратной загрузки автотранспорта; создание единой информационной платформы пассажирского транспорта. Предполагается также совершенствование системы информационного обмена, учета и документооборота на основе использования международных стандартов и нормативов, развитие транспортно-логистических систем, исследование проблем создания единого информационного поля и внедрения электронного документооборота при организации международных перевозок. В настоящее время уже ведутся работы в области формирования корпоративной информационной системы "Росавтодора".

Автоматизированные навигационные системы — важный элемент оптимизации движения автомобильного транспорта. В большинстве случаев основа этих устройств — глобальная автоматизированная географическая система GIS. Эта система, предлагающая "цифровые" топографические карты, используется также и на водном транспорте для автоматизации управления.

В США организацию движения автомобильного транспорта уже начинают брать на себя провайдеры сервисов, связанные с "бортовым" компьютером. Для этого используется мобильный интернет: транспортные средства связываются друг с другом и своими провайдерами организации движения. Некоторые провайдеры организации движения оперируют ещё и потоками видеоинформации, которые нужно как-то обрабатывать и использовать. России, конечно, ещё далеко до такой идиллии, как провайдеры организации движения, но время летит быстро.

На предприятиях морского и водного транспорта стратегия информатизации ограничивается реконструкцией технологической связи, разработкой информационно-аналитических систем для управления процессами, внедрением интернет-технологии. В 2007 году часть российских внутренних речных путей, проходящих по территории Европы, будет открыта для прохода иностранных судов, и это "подхлестывает" речников к строительству внутрибассейновых технологических линий связи.

Существует специфика деятельности таможенной службы, которая определяет требования к разработке и внедрению ИТ-проектов в таможне. Эта специфика заключается в совмещении контрольной и фискальной функций. С одной стороны, перед таможней стоят задачи пополнения бюджета, с другой — упрощение, ускорение таможенных процедур.

Елена Турдакина / CNews Analytics

Огнян Андреев: Рано или поздно централизованные системы автоматизации транспорта будут созданы

Огнян Андреев

О специфике автоматизации железнодорожной отрасли, о возможностях создания и использования в России централизованных решений по управлению транспортом в интервью CNews рассказывает Огнян Андреев, генеральный директор компании СТМ.

CNews: В чем вы видите специфику автоматизации железнодорожной транспортной отрасли в отличие от других транспортных компаний?

Огнян Андреев: Автоматизации железнодорожной отрасли в той или иной степени присущи все аспекты, характерные для транспортной отрасли в целом. Специфика заключается в решении «чисто железнодорожных» задач. Большое внимание железнодорожники уделяют решению логистических задач, проблеме автоматизации документооборота, оптимизации процессов принятия решения.

CNews: Как вы оцениваете современный уровень использования ИТ на железнодорожном транспорте?

Огнян Андреев: На мой взгляд, ИТ на железнодорожном транспорте сегодня используются в недостаточной степени. В связи с реорганизацией железнодорожной отрасли сегодня нарастает необходимость в применении ИТ-решений, предназначенных для оптимизации перевозок.

Читать полный текст интервью

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2006 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS