Обзор ИТ на транспорте 2006 подготовлен
CNewsAnalytics

90 % логистики составляют информационные технологии

С точки зрения процессов, современная логистика на 90 % состоит из информационных технологий. Только оставшиеся 10 % составляет непосредственно перевозка грузов — тенденция, еще 10 лет назад предсказанная аналитиками Всемирного банка.

По разным оценкам, суммарный денежный оборот в сфере логистики и грузоперевозок превысил в 2005 году величину в 2 трлн евро. Для сравнения, согласно данным исследовательской группы берлинского института Fraunhofer, оборот только немецкого рынка логистики и грузоперевозок составил порядка 170 млрд. евро, а всего европейского рынка грузоперевозок — около 1,2 трлн. евро. Суммарный оборот 10 ведущих операторов отрасли составил в 2005 году более 163 млрд.евро.

Ранг Оператор Страна Оборот грузоперевозок, млрд.евро
1 United Parcel Service США 30,5
2 Deutsche Post World Net Германия 24,5
3 FedEx США 20,5
4 Maersk Дания 18
5 Железные дороги Китая Китай 13
6 РЖД Россия 12,4
7 Nippon Express Япония 12
8 Deutsche Bahn (включая Schenker) Германия 11,6
9 NYK Line Япония 11,2
10 Union Pacific ж/д США 10,2
  Суммарный оборот   163,9

Источник: Fraunhofer Institut Berlin, 2005

При этом, несмотря на постоянно возрастающую зависимость транспортной отрасли от информационных технологий, соотношение затрат на ИТ и прибыли по сравнению с другими отраслями выглядит весьма скромно. По данным исследования Pierre Audoin Consulting (PAC), уровень затрат на ИТ в сфере логистики и грузоперевозок в Европе составляет не более 3 — 4 % от выручки операторов, в то время как наибольший процент выручки традиционно тратят на информационные технологии такие отрасли, как СМИ (около 8,2 %), финансовый и банковский сектор (6 % и 5,6 % соответственно).

Согласно статистике PAC, наименьший уровень затрат на ИТ (3,3 %) приходится на операторов с оборотом более 1 млрд. евро в год, в том время как небольшие компании тратят на ИТ в процентом отношении значительно больше — около 4 %. Данная тенденция обусловлена, в основном, тем, что наибольший объем ИТ-затрат приходится на автоматизацию управленческих процессов компаний — покупку управленческого ПО, корпоративных информационных систем, стоимость которых весьма значительна для малых и средних предприятий.

По данным немецкого объединения операторов в сфере грузоперевозок и логистики (Deutsche Speditions und Logistikverband — DSLV), наибольший объем ИТ-затрат приходится на операторов США. По разным оценкам, американские компании тратят на ИТ порядка 6 % от выручки, за ними следуют операторы Восточной Европы, объем затрат на ИТ которых составляет весомые 5 % от выручки. Наиболее низкий показатель затрат (менее 1 %) на информационные технологии зарегистрирован у перевозчиков Ближнего Востока. Суммарные ИТ-затраты мировой отрасли грузоперевозок и логистики аналитики PAC оценивают в величину порядка 35 млрд. евро в год.

Основные направления ИТ-затрат

Без информационных технологий современная отрасль грузоперевозок просто перестанет существовать — ИТ используются во всех сферах и на всех этапах грузоперевозок. В качестве ключевых можно выделить два уровня применения ИТ: «стратегический», который представляет собой автоматизацию процессов управления грузоперевозками и логистикой, и «прикладной» уровень, направленный на автоматизацию грузопотоков.   Аналитики DHL Logistics указывают, что соотношение затрат мировой транспортной отрасли на ИТ постепенно смещается к известному в экономике принципу Парето-оптимальности 80/20, когда 80 % затрат на ИТ приходится на автоматизацию управленческих процессов и 20 % — на «прикладной» уровень — автоматизацию грузоперевозок.

Соотношение затрат на ИТ в транспортной отрасли

Источник: DHL Logistics, 2006

Спрос на автоматизацию грузоперевозок растет опережающими темпами. По разным оценкам, ежегодно объемы затрат увеличиваются на 15-20 %, в то время как затраты на автоматизацию процессов управления увеличиваются на 8-10 % ежегодно. Это легко объяснимо — в ситуации, когда наращивание ИТ-функциональности серьезно ограничивается бюджетными рамками и при этом существует ряд требований увеличения нормы прибыли отдельных процессов и уровня прибыльности предприятий в целом, большинство операторов выбирают «прикладные» решения, не требующие крупных вложений и планирования инвестиций. Кроме того, выбор прикладных решений определяют и общие тренды, «мода» отрасли, как это происходит в настоящий момент с RFID.

Увеличение спроса на системы автоматизации управленческих процессов обусловлено несколькими факторами. В качестве основных следует назвать глобализацию мировой экономики, перемещение центров производства, ломку структуры транспортной и логистической отрасли, быстрое увеличение объемов грузоперевозок. Возрастающая динамика отрасли, усиление конкурентного давления заставляют операторов рынка совершенствовать бизнес-процессы, сохраняя постоянной норму прибыли и сокращая непрофильные затраты.

Согласно данным исследования Cap Gemini, посвященного изучению ИТ-трендов в разных отраслях промышленности в Европе, наиболее значимыми статьями затрат транспортного сектора на информационные технологии являются следующие. Во-первых, оптимизация и расширение функциональности ERP-систем, причем наибольшее значение здесь имеют такие аспекты, как оптимизация и более полный охват бизнес-процессов компаний, стандартизация интерфейсов ERP-систем, повышение требований к безопасности. В то же время, значение таких факторов, как оптимизация технической инфраструктуры систем, снижение издержек на приобретение лицензий постепенно снижается.

Во-вторых, наращивание функциональности CRM-систем и реинжиниринг бизнес-процессов взаимодействия с клиентами. В-третьих, оптимизация бизнес-процессов в рамках цепочек поставок, повышение эффективности взаимодействия участников, снижение прямых и косвенных затрат участников, наращивание мобильности и гибкости систем. В-четвертых, приобретение, внедрение и модернизация существующих BI-решений, внедрение аналитических CRM-систем, Corporate Performance Management, перевод корпоративных информационных систем на СОА-базис.

В-пятых, оптимизация ИТ-инфраструктуры предприятий, повышение эффективности работы всех составляющих инфраструктуры. В-шестых, наращивание функциональности систем электронной коммерции, создание интернет-порталов компаний. И в-седьмых, наращивание функциональности решений для автоматизации грузопотоков, комплексная интеграция решений в информационную систему предприятий, постоянный рост спроса на RFID-решения.

Тенденции и прогнозы

В целом результаты исследования Cap Gemini совпадают с прогнозами аналитиков отрасли, согласно которым, ключевыми ИТ-трендами в сфере грузоперевозок и логистики до 2010 г. будут перевод корпоративных информационных систем операторов на базис сервисно-ориентированной архитектуры (СОА), наращивание функциональности RFID-решений, обусловленное ростом потребности предприятий, комплексная интеграция RFID-решений в информационную систему предприятий. А также такие аспекты информационного обеспечения, как повышение требований к безопасности информационных систем предприятий и рост спроса операторов на мобильные решения.      

Юлия Граванова / CNews Analytics

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2006 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS