Обзор ИТ на транспорте 2006 подготовлен
CNewsAnalytics

Какими ИТ-решениями «вооружены» российские транспортники

Российский транспорт нельзя назвать «отстающим» в плане информатизации, однако качество этой информатизации пока оставляет желать лучшего. Большинство предприятий отрасли работает с разнородным ИТ-парком. Что обусловлено не только историческим ходом автоматизации, но и тем фактом, что до сих пор крайне мало отраслевых решений, действительно способных покрыть все запросы, в том числе и специфические, заказчиков.

Значительная часть транспортных компаний, получая определенные дотации от государства, успела еще «при советской власти» обзавестись тем или иными автоматизированными решениями. На заре транспортной автоматизации в ход в основном шли собственные разработки ИТ-отделов. Затем наиболее удачные решения стали тиражировать на другие предприятия. Параллельно на базе специализированных НИИ ИТ (ВЦ) создавалось программное обеспечение, позволяющее автоматизировать железнодорожные перевозки, работу метрополитена, авиатранспорта. Системы диспетчеризации и управления грузоперевозками получили зеленый свет от властей еще в 60-70 гг. Другой вопрос в том, что до совершенства в те годы было еще очень далеко.

«Капиталистическое» ПО на стратегическом рынке России

После падения «железного занавеса» в отечественной экономике произошли существенные изменения. В транспортном сегменте наибольшего внимания заслуживают два фактора. Первый связан с резким ростом объема зарубежных товаров, хлынувших в нашу страну. Этот рост спровоцировал повышение объемов грузоперевозок всеми видами транспорта. Кроме того, нельзя забывать и о том, что с открытием границ значительно возрос и объем пассажирских перевозок.

Второй важный для отрасли момент — транспортники получили доступ к опыту автоматизации, накопленному «более продвинутыми» западными коллегами, а также крупнейшими мировыми вендорами, реализовавшими массу ИТ-проектов, решавших задачи, аналогичные тем, что «мучили» отечественных транспортников. К опыту использования ключевых ИТ-решений зарубежной транспортной отраслью грех было не прислушаться, и проекты по внедрению западных автоматизированных систем пошли в России полным ходом. Однако, как считают эксперты, в силу ряда причин не все эти продукты могут найти адекватное применение в отечественной транспортной среде.

По мнению экспертов GMCS, сегодня для российских компаний существует определенная выгода в использовании зарубежных технологий для управления бизнесом. Решения, предлагаемые западными производителями, давно уже прошли стадию опытного тестирования, доказали свою эффективность, продолжают соответствовать современным требованиям заказчиков и непрерывно совершенствуются.

В Microsoft Business Solutions уверены, что в плане управленческого учета и наличия массы бизнес-идей опыт использования зарубежных ИТ-решений для транспортников в бизнесе российских заказчиков вполне применим. Однако местная специфика, а также российское бухгалтерское и налоговое законодательство в некоторой степени затрудняют использование «чистого» западного продукта.

С другой стороны, как отмечают представители SAP, «российская специфика проявляется разве что в вопросах финансово-бухгалтерской деятельности, соблюдения налогового законодательства. В то же время, собственно транспортная деятельность везде одинакова». В компании также считают, что зарубежный ИТ-опыт эффективно используется на предприятиях российской транспортной отрасли и в частных, и в государственных компаниях. «Наши клиенты просят познакомить их с опытом использования решений SAP на аналогичных предприятиях в других странах. Конечно, сложно нанести с этой целью визит прямому конкуренту, но в случаях, когда конкуренция исключена (метрополитены, наземный городской пассажирский транспорт), ознакомиться с зарубежным опытом будет значительно легче». Однако и нашим транспортникам есть чему поучить своих зарубежных коллег: например, «Петербургский метрополитен» регулярно делится опытом с другими клиентами SAP.

«Стоит рассматривать по отдельности «экономические» и «технологические» ИТ-решения для транспортников — поясняют специалисты МЦФЭР. — Если говорить о первой группе, то, безусловно, можно и нужно использовать такие известные системы, как Microsoft Dynamics Axapta, SAP и Oracle». Однако вопрос с «технологическими системами», по мнению компании, обстоит несколько сложнее. В одних случаях эти решения поставляются с оборудованием (например, для управления контейнерными терминалами). В других — оказывается, что необходимых аналогов среди западных систем не существует, и поэтому многие предприятия отрасли разрабатывают их самостоятельно.

Впрочем, выбор между российским и западным продуктом зачастую диктуется тем задач, которые предстоит решить заказчику. «При реализации проектов мы используем как собственные разработки, так и решения зарубежных производителей, рассказали CNews в «Стерлинг Интеграции». — Выбирая автоматизированную систему, заказчику и интегратору необходимо ориентироваться на масштаб проекта и спектр решаемых проблем. Очевидно, что кому-то из клиентов необходимо и достаточно будет внедрить специализированное отраслевое решение, а где-то понадобится дорогостоящая западня система класса ERP«.

В компании «ИнтелЛекс» в целом согласны с мнением коллег: «Если говорить о ERP и CRM, то на российском транспортном рынке в большей степени распространены западные решения. А если рассматривать рынок систем управления перевозками — то здесь преобладают отечественные разработки». В «Ининг Бизнес Софт» отмечают, что для российских транспортников в большей степени применимы западные решения в области бюджетирования, а также системы GPS и CRM. В то же время среди клиентов «Ининг» есть несколько компаний, использующих решение систему SAP, однако для автоматизации транспортных подразделений там внедрена система «Ининг-Автопарк», интегрированная с решением SAP.

В ВСС уверены, что именно на иностранный опыт ориентируются российские транспортные заказчики, в большинстве случаев продолжая копировать зарубежную практику. В то же время спикеры из СТМ считают, что опыт использования зарубежных ИТ-решений, безусловно, будет учитываться во всех транспортных отраслях, однако применение найдет только в авиации, пассажирском и автомобильном транспорте.

Источник: CNews Analytics, 2006

Системы для транспортников далеки от совершенства

Присутствующие на отечественном рынке решения, предназначенные для автоматизации бизнеса транспортных компаний, не всегда способны в полной мере покрыть запросы заказчиков. Зачастую транспортники жалуются на необходимость доработки таких систем силами собственных программистов (ввиду изначального отсутствия необходимого функционала). Какие-то решения, напротив, грешат излишней сложностью или отсутствием удобного интерфейса. Большинство опрошенных CNews Analytics экспертов сожалеет об отсутствии интеграционной составляющей на рынке транспортной автоматизации. По этой причине множество заказчиков испытывают неудобства, будучи вынужденными работать в условиях разрозненности имеющихся в компании ИТ-систем.

«Основным недостатком существующих транспортных решений мы считаем «лоскутную» автоматизацию и слабую интегрированность систем. В них три основных составляющих — экономика предприятия, транспортная деятельность и техническая эксплуатация транспортных средств — существуют сами по себе, — отмечают в SAP. — Такой подход особенно затратен при увеличении числа специализированных информационных систем. Каждой из них необходима поддержка, обучение пользователей, сопровождение (хотя бы с точки зрения законодательных изменений)». Для взаимодействия таких систем требуется либо дорогостоящее создание интерфейсов «каждый с каждым», либо привлечение дополнительных сотрудников для ручного копирования данных из одной системы в другую, а это чревато увеличением количества ошибок.

В «Стерлинг Интеграции» также отмечают, что, существующие на рынке продукты, оптимально решая определенную задачу, зачастую не могут быть интегрированы как с другими работающими у заказчика системами, так и с системами их контрагентов. «Что не позволяет решить ключевую проблему — проблему создания единого информационного пространства».

«Помимо низкой способности интеграции с другими системами, наиболее значимыми недостатками используемых в России ИТ-решений являются невысокая надежность и отказоустойчивость, отсутствие гибкости, закрытость архитектуры», — добавляют представители ВСС.

«В настоящее время проекты по интеграции данных в единую информационную среду ведутся (по крайней мере — в железнодорожной отрасли), — поясняют в СТМ. — Однако основной проблемой является нечеткость формализации ряда предметных областей. Поскольку в алгоритмах заложены принципы и задачи старой отраслевой структуры, то сегодня, опираясь на современные концепции построения корпоративных систем, необходимо формировать новую модель учета деятельности хозяйствующих единиц на сети железных дорог России».

Источник: CNews Analytics, 2006

«Узкая специфика «транспортного» ПО часто не позволяет заказчикам проводить интеграцию и со смежными бизнесами компании, — отмечают в Microsoft Business Solutions. — Кроме того, имеющиеся на рынке системы для транспортников грешат отсутствием масштабируемости». В МЦФЭР, напротив, упрекают транспортные ИСУП в недостаточном внимании к специфике работы заказчиков. «Несмотря на то, что в «экономических» ИТ-решениях используются продукты известных мировых вендоров, в них не в полной мере находит отражение специфика транспортных предприятий, — отмечают в компании. — Это связано с тем, что изначально такие решения разрабатывались для производственных и торговых предприятий».

У специалистов «Ининг Бизнес Софт» к ИТ-системам для транспортников имеется множество претензий. «Во-первых, многие присутствующие на рынке решения строятся «от бухучета», который по определению ориентирован на расчеты с государством, а не на эффективную организацию бизнеса, — отмечают в компании. — Во-вторых, сегодня очень мало решений, обеспечивающих работу удаленных пользователей». В числе других недостатков систем отмечают отсутствие аналитики по затратам на транспортные услуги, а также плохую автоматизацию регистрации объективных параметров работы транспортных средств, необходимых для контроля предоставления транспортных услуг, оценки технического состояния автопарка, а также учета износа узлов и агрегатов.

Если говорить об аппаратно-программных платформах, то сейчас некоторые транспортники еще используют устаревшие технические решения, которые очень дороги в эксплуатации. «Например, до сих пор существует парк мэйнфреймов в вычислительных центрах «РЖД», — делятся своими наблюдениями в «ИнтелЛекс». — Поддержка этой архитектуры требует специалистов, которых осталось мало, и чьи услуги стоят дорого: сейчас рынок движется в сторону открытых систем, и на 10 специалистов по системе UNIX приходится один системный администратор для OS 390«.

«На железнодорожном транспорте существует множество различных информационных систем, решающих те или иные проблемы управления перевозками, — отмечают в СТМ. — Они ориентированы на решение производственных проблем, но их недостаток — в отсутствии адекватной оценки работы «новой» корпорации на рынке». В условиях проводимых в отрасли структурных реформ актуализируется задача повышения эффективности управления перевозочным процессом и продажами транспортной услуг, которая может быть решена только на базе современных информационных технологий.

Что вредит внедрению

Весомое влияние на основную цель ИТ-проекта в транспортной компании — автоматизацию бизнес-процессов, степень и уровень которой удовлетворительны для топ-менеджмента заказчика — оказывает не только выбор подходящей системы, но и ход реализации проекта. Порой внедрение, начинавшееся, казалось бы, успешно, в силу тех или иных причин теряет динамику, «проседает» по срокам, а его реальные результаты оказываются слишком далекими от первоначальных ожиданий транспортной компании.

Говоря о проблемах внедрения ИТ-решения, в ВСС отмечают, что со стороны транспортной компании чаще всего наблюдается отсутствие единого понимания целей проекта и достаточного количества выделяемых под него людских ресурсов. Для вендоров характерно недостаточное понимание специфики транспортной отрасли. В свою очередь, интеграторы, выступающие фактическими исполнителями в таких проектах, вынуждены учитывать риски и пытаться их минимизировать, не имея при этом инструментов для оказания влияния на всех участников процесса. Кроме того, проблемы при реализации ИТ-проектов в транспортных компаниях зачастую исходят из нежелания заказчика раскрывать особенности своей модели бизнеса. «С одной стороны — это важнейший компонент успеха компании, который она тщательно охраняет, но с другой, без этой информации невозможно говорить об успешности проекта автоматизации», считают в ВСС.

В «Стерлинг Интеграции» называют основные проблемы проектов автоматизации для транспортников «типично российскими»: это распределенность и удаленность структурных подразделений, отсутствие ИТ-стратегии — как на уровне самой транспортной компании, так и на уровне понимания ее как части холдинговой структуры.

В Microsoft Business Solutions, помимо отсутствия у заказчиков четкого понимания существующего состояние бизнеса и перспектив развития, отмечают такую характерную для транспортников проблему, как постоянно изменяющиеся бизнес-процессы.

Главная сложность проектов в транспортных компаниях, с точки зрения представителей МЦФЭР, состоит в необходимости создавать в процессе внедрения временные «перемычки» между старыми и новыми системами. «Совмещение новых ИТ-систем транспортников с существующими программными продуктами их заказчиков — также непростая задача, — добавляют в «Открытых Ресурсах». — У региональных клиентов внедрены самые разнообразные системы, в том числе и самописные. Приходится писать для каждого заказчика индивидуальный программный шлюз для интеграции баз данных».

В СТМ отмечают, что почти все ИТ-проекты связаны с интеграцией данных из разных приложений в единую информационную среду. Это требует от интегратора тщательного исследования областей деятельности заказчика, его внешнего окружения и внутреннего потенциала. Не менее важно правильно поставить и реализовать задачу, обеспечивающую достижение стратегических целей заказчика. Зачастую основной проблемой реализации таких проектов является отсутствие в транспортных компаниях ИТ-специалистов, способных правильно поставить задачу, а также нехватка консультантов, готовых решать специфические задачи транспортников.

Источник: CNews Analytics, 2006

«В информационных системах, которые функционируют на железной дороге, должны находить отражение изменения технологий перевозок, инфраструктуры, новые регулирующие воздействия со стороны государства, — считают в «ИнтелЛекс». — Однако зачастую сроки для реализации этих изменений очень жесткие и не зависят от самого заказчика. Проблема заключается в том, чтобы решение, принимаемое в момент ввода в эксплуатацию конкретного изменения, было максимально оправдано по отношению к системе в целом».

Специалисты SAP отмечают, что проекты по внедрению их решения — это всегда проекты управления изменениями. «Меняются методы управления, обязанности рядовых сотрудников и руководителей, иногда происходят перемены в организационной структуре, — отмечают в компании. — Соответственно, возникают проблемы, типичные для проектов управления изменениями». Иногда приходится сталкиваться с недостаточной вовлеченностью высшего руководства в управление ходом проекта. Иногда наблюдается недостаток внутренних коммуникаций. Если конечные пользователи плохо информированы о целях и задачах проекта — у них возникает внутреннее сопротивление изменениям. Встречается и недостаточное обеспечение проектов необходимыми ресурсами.

«Проблем при реализации ИТ-проектов в транспортной отрасли очень много, — резюмируют эксперты «Ининг Бизнес Софт». — Те компании, которые их осознали, внедряют решения, выделяют средства и получают конкурентные преимущества. Те, кто не осознал — расширяют штат диспетчеров, механиков, контролеров». До определенных масштабов бизнеса подобный подход дает положительный результат. Но затем происходит потеря управляемости предприятия, и автопарк, к примеру, начинает жить по непонятным правилам: никто не может объяснить, почему все время не хватает машин.

Новые транспортные технологии продиктованы рынком

Пытаясь заглянуть в будущее информатизации транспортной отрасли, аналитики отмечают, что одним из основных ИТ-векторов станет массовое внедрение ERP-систем в компаниях, осуществляющих перевозки. По мнению экспертов «ИнтелЛекс», к настоящему времени у заказчиков сложилось понимание того, что в рамках предприятия нужна единая система, автоматизирующая основную деятельность бухгалтерии, финансов, договорного отдела. Помимо этого, будут востребованы системы, обеспечивающие интеграцию АСУ предприятия-грузоотправителя и АСУ перевозчика.

«В большинстве своем транспортные компании вовлечены в очень сложную схему взаимодействия самых различных предприятий, и этим взаимодействием необходимо управлять, — добавляют в «Стерлинг Интеграции». — Поэтому потребность транспортников в автоматизации управления взаимоотношениями с поставщиками, потребителями и клиентами будет расти наряду с ростом интереса к технологиям, позволяющим оптимизировать управление собственными ресурсами».

В Microsoft Business Solutions также считают, что в ближайшие годы продолжат оставаться востребованными современные ERP-системы с возможностями анализа и прогнозирования (в особенности это коснется крупных компаний). Кроме того, будет повышаться значение предоставления клиентам транспортных компаний интернет-ресурса для получения оперативного доступа к информации по указанным услугам.

«Транспортным компаниям в дальнейшем будет необходим, во-первых, удаленный доступ к единой базе данных, во-вторых — анализ затрат различных ресурсов транспортных подразделений на предоставленные услуги, — отмечают в «Ининг Бизнес Софт». — Кроме того, важен будет оперативный контроль за перемещениями и техническими параметрами транспортных средств, объективная регистрация параметров движения и наработки узлов и агрегатов».

По мнению представителей ВСС, востребованных технологий будет несколько. Первая будет связана с повышением надежности и отказоустойчивости используемого программно-аппаратного комплекса, вторая — с повышением эффективности использования ИТ (в первую очередь — за счет улучшения возможностей взаимодействия существующих решений). И, наконец, третья востребованная технология связана с хранилищами данных: ее использование необходимо для анализа и моделирования ситуаций в бизнесе компаний. В плане инфраструктуры для заказчиков транспортной сферы большим спросом, по оценке ВСС, будут пользоваться проекты по консолидации вычислительных мощностей и созданию систем обработки и хранения данных (ЦОД).

«С точки зрения не столько информационных, сколько технических решений, будут востребованы системы, позволяющие определять дислокацию груза, — отмечают в «ИнтелЛекс». — Грузоотправители уже сегодня хотят знать маршрут, по которому будет отправлен груз, точные сроки и место его доставки, возможность получения информации о передвижении груза и степень его сохранности».

О востребованности GPS-систем при сопровождении грузов и транспорта и специализированных систем RFID говорят также в МЦФЭР, «Объединенных ресурсах» и в SAP. «В последнее время мы наблюдаем много восторгов по поводу использования геоинформационных сервисов (ГИС), — добавляют последние. — Но на наш взгляд, наибольшую эффективность для транспортных компаний ГИСы могут дать не сами по себе, а, будучи интегрированными с бизнес-решениями». 

«Все новые технологии уже известны — это GPS-навигация, контроль топлива, сбор данных с датчиков, двусторонняя связь между диспетчером и водителем, системы мониторинга, — говорят в «Объединенных Ресурсах». — Востребовано будет, прежде всего, качество и точность используемых транспортниками систем». В будущем получат развитие системы, позволяющие точно вести измерение веса перевозимого груза: «Используемые сегодня в РФ на транспортных средствах решения имеют погрешность порядка 20-30 %, и просто нет смысла внедрять их».

Эксперты сходятся во мнении, что наиболее необходимыми для транспортников окажутся универсальные решения. Они будут максимально функциональны, соответственно, и применимость таких систем будет разноплановой. По прогнозам СТМ, широко будут использоваться аппаратные средства — портативные устройства, КПК, смартфоны, GPS-навигаторы. Для предоставления онлайнового сервиса и интеграции в транспортной отрасли будут применяться новейшие интернет-технологии и системы коммуникации. Однако, в конечном итоге выбор технологий будет определяться, главным образом, потребностью заказчика в решении актуальных для его компании задач, круг которых в значительной степени будет определяться ситуацией на транспортном рынке России.

Элеонора Ершова / CNews Analytics

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2006 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS