Обзор ИТ на транспорте 2006 подготовлен
CNewsAnalytics

Информатизация РЖД: новое на старое

Автоматизация транспортных компаний — средство повышения эффективности бизнеса, который не может быть действительно эффективным изолированно. По пути расширения информационного взаимодействия с различными участниками рынка первым пошли российские железные дороги, исторически наиболее автоматизированная транспортная отрасль России.

Специфика транспортной отрасли — непрерывность и динамичность процессов перевозки,   значительные расстояния, огромная номенклатура грузов, большое количество регулирующих нормативных документов. Поэтому задача эффективной организации грузопотоков стоит перед транспортниками наиболее остро.

Главнейшая обязанность транспорта — организовать оптимальный маршрут движения. Критериями оптимальности могут быть и время, и расстояние (кратчайший маршрут), и стоимость доставки, комфортность и безопасность транспортировки, а также всевозможные разновесные сочетания всех этих критериев. Решение задачи все более усложняется с ростом количества транспортных средств, требуя привлечения ИТ-интеллекта.

На уровне государства для управления транспортной отраслью необходимо видеть, как на ладони, всю транспортную инфраструктуру. Транспортный комплекс России должен обладать высокой координацией всех видов транспорта для обеспечения гибких и эффективных стыковок потоков грузов. Информационному взаимодействию между участниками транспортного рынка России может способствовать создание на транспорте единой информационной инфраструктуры, которая будет базироваться на единых принципах оформления грузопотоков.

Информационная система, которую создала компания "Транстелеком", охватывает громадную территорию России и управляется из одного центра. Общая протяженность волоконно-оптической сети связи превышает 52 тыс км. Благодаря этой сети связи информационная система позволяет в реальном режиме времени видеть весь подвижной состав на любой из 6 тыс железнодорожных станций России. Такой же информационный ресурс, но уже в рамках всей транспортной системы страны, включая морской транспорт, речной, авиационный и автомобильный, нужен России.

ИТ-развитие на "старой базе"

Автоматизированные системы управления использовались МПС издавна. Машинная обработка информации на железной дороге в СССР началась ещё в 20-30-х годах прошлого века. Информатизация, осуществляемая сейчас в РЖД, во многом определяется теми процессами, которые происходили в отрасли в течение десятков лет. Более сорока лет информационная система МПС была одной из крупнейших отраслевых автоматизированных систем в стране, в ИС РЖД сохраняются интеграционные взаимоотношения с железными дорогами государств СНГ.

При внедрении новых информационных технологий требуется интеграция со сложившимися технологическими процессами управления, и осуществить это без жесткой стандартизации невозможно в такой централизованной структуре, какой является РЖД. Традиционные методы создания сложных вычислительных комплексов, мягко говоря, не вполне подходят для проекта такого масштаба, как системная информатизация железнодорожного транспорта. ИТ-реформирование отрасли предусматривает постепенное наращивание вычислительных мощностей, обеспечивая на каждом этапе работ поддержку продуктивных задач.

Точки информатизации

Основные доходы железные дороги получают от грузовых перевозок, их автоматизация является первостепенной задачей. Автоматизированная система оперативного управления перевозками (АСОУП) обеспечивает сбор и передачу первичных данных из информационных пунктов на линейных предприятиях, необходимых для моделирования положения поездов, в дорожные вычислительные центры. Эта информация затем поступает из линейных предприятий в ИВЦ дороги, а результаты обработки предоставляются пользователям. Процесс сбора первичных данных недостаточно автоматизирован, большая часть исходной информации для АСОУП регистрируется вручную. Задача создания систем для автоматической регистрации прохождения транспорта решается, на РЖД создана система автоматической идентификации "Пальма".

В РЖД понимают всю важность автоматизации и пассажирских перевозок, поскольку клиент компании — это фактически всё народонаселение России. Для качественного обслуживания этого "клиента" необходимы современные информационные технологии, создание единой информационной системы для всех филиалов. Автоматизированная система продажи билетов "Экспресс", пройдя путь ИТ-эволюции, стала базисом управления всем пассажирским комплексом. Использование современных систем управления базами данных сделало возможным работать совместно с комплексами продажи билетов стран Европы.

Стабильность создаваемой отраслевой информационной инфраструктуры гарантирует выбор основных системных компонентов — серверов Sun Enterprise, операционной системы Solaris, СУБД Oracle и транспортной среды на основе протоколов TCP/IP. АСУ финансовыми ресурсами компании осуществляется на базе ERP-системы SAP R/3. Эта система требует высокой квалификации специалистов, которых и в компании, и на рынке не хватает. Специфика железных дорог усложняет настройку модулей SAP. Например, сложная система начисления зарплаты машинистам, где требуется учет множества параметров.

Активного внедрения информационных технологий требует ряд процессов на железнодорожном транспорте: организация трансевразийского грузового движения, дистанционный контроль магистралей, совершенствование электронного документооборота и пр. В последнее время РЖД энергично внедряет технологию электронного документооборота — в системе "Электронная транспортная накладная" (ЭТРАН), а также электронную цифровую подпись во взаимоотношениях с клиентами.

Елена Турдакина / CNews Analytics

Владимир Щукин: Транспортники все активнее отказываются от программ собственной разработки в пользу стандартных приложений ведущих вендоров

Владимир Щукин

На вопросы CNews ответил вице-президент и директор департамента по работе с транспортными организациями компании «ТехноСерв А/С» Владимир Щукин.

CNews: Насколько, по вашим данным, за последние годы вырос объем информации, обрабатываемой транспортными компаниями? Как это повлияло на количество проектов по построению современных вычислительных платформ?

Владимир Щукин: Транспортные компании — такие же участники рынка, как и другие предприятия и организации. Соответственно, темпы развития этого сектора экономики зависят от общероссийской экономической динамики. В последние годы она положительная, о чем свидетельствуют высокие показатели и увеличение объемов перевозок.

Бизнес транспортных компаний уверенно растет. Рост ритейлерских сетей стимулирует развитие сектора грузовых автоперевозок. А наблюдавшийся в 2006 году рост перевозок цемента, лесных грузов, угля и черных металлов, а также нефти и нефтепродуктов позволил ОАО «Российские железные дороги» закончить с положительными результатами первое полугодие. Кстати, в конце апреля этого года ОАО «РЖД» впервые с 1993 года установило новый рекорд суточной погрузки — 4 млн. 98 тыс. тонн.

Читать полный текст интервью

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2006 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS