Обзор ИТ на транспорте 2006 подготовлен
CNewsAnalytics

Российский транспорт преодолевает ИТ-«наследие прошлого»

Информационные технологии призваны сыграть значительную роль в процессе перехода транспорта от ранее сформировавшихся методов управления к современным стандартам менеджмента. Задача создания единого информационного пространства транспортной отрасли РФ потребует значительного изменения сложившейся здесь ИТ-инфраструктуры.

По определению президента «РЖД» Владимира Якунина, это единая информационная среда технологического взаимодействия различных видов транспорта, включающая в себя объединенную сеть связи, единые протоколы и стандарты взаимодействия участников, единый портал услуг и консультаций, единую нормативно-справочную библиотеку документов, единую модель информационного сопровождения транспортно-логистического процесса, единую систему обеспечения информационной безопасности.

Решение задачи создания единого информационного пространства всего транспорта потребует значительных изменений в уже сформировавшейся в отрасли ИТ-инфраструктуре. «Нужно признать, что в России на данный момент развитие технологической связи и информационно-управляющих систем транспортного комплекса находится пока на достаточно низком уровне, что вызывает необходимость серьезной проработки и безотлагательного решения этой проблемы», — считает первый заместитель министра транспорта РФ, куратор направления ИТ Александр Мишарин.

В российском транспортном хозяйстве сегодня применяется целый ряд отраслевых информационных систем, работающих независимо друг от друга. К наиболее развитым можно отнести информационные и телекоммуникационные комплексы «Российских железных дорог». Ведутся работы в области формирования корпоративной информационной системы «Росавтодора». Решаются вопросы информационной поддержки авиационных, морских и речных перевозок. В то же время комплексная информатизация отрасли, предусмотренная национальной программой развития, практически еще не началась. В решении задачи создания единого информационного пространства большую роль играет «Минтранс», который должен стать заказчиком разработки концепции информационного обеспечения перевозок. Появление такой концепции позволит сформировать техническое задание и выпустить проект, регламентирующий технологию электронного сопровождения грузов. В дальнейшем с учетом информационных потоков будут определены требования к программным и аппаратным средствам и разработаны тиражируемые решения. Однако появлению столь масштабной системы должно предшествовать установление не только единых правил и форматов обмена электронной информацией, но и разработка пока не существующих документов (единой транспортной накладной, электронного логистического паспорта и др.).

Железнодорожное «ИТ-государство»

«Российские железные дороги» не зря называют государством в государстве. Информационная система РЖД является крупнейшей корпоративной системой, вызывающей всеобщий интерес не только из-за размеров, но и из-за обладания большим и многолетним опытом развития, результаты которого могут быть использованы другими участниками рынка. Федеральные железные дороги представляют собой сложную сеть с единым управлением и общим информационным пространством, основу инфраструктуры которого составляют ГВЦ и 17 ИВЦ отдельных дорог. 

Информатизация считается одним из основных направлений деятельности компании РЖД. В 2006 г. компания инвестирует в информационные и телекоммуникационные технологии около 15 млрд. рублей. Существует и действует в настоящий момент программа информатизации отрасли, которая позволит перейти на более эффективное управление перевозочным процессом, экономическими характеристиками, финансами и маркетингом в отрасли, инфраструктурой железнодорожного транспорта, а также его персоналом и социальной сферой. Предпринимаются меры по внедрению комплексных информационных технологий, созданию единой сети передачи данных, значительному увеличению мощности сетей связи за счет ввода в строй волоконно-оптических линий и организации каналов спутниковой связи, а также по созданию системы сбора и обработки информации. Ведутся работы по созданию единого реестра автоматизированных систем РЖД.

Уже созданы единые информационные системы для разных направлений деятельности РЖД. Сделать через интернет заявку на грузоперевозки сегодня могут более 75 тыс. грузоотправителей и грузополучателей РЖД. С 2001 г. поэтапно внедряется новая автоматизированная система оперативного управления перевозками АСОУП-2, построенная на базе СУБД DB2 UDB IBM. Терминальное оборудование продажи билетов системы «Экспресс-3» работает по стеку протоколов TCP/IP, в 2005 году реализована возможность заказа билетов через интернет. Одним из приоритетов для РЖД является автоматизация управления финансовыми потоками, кадровыми и материальными ресурсами. Для решения этой задачи был выбран программный комплекс SAP R/3.

При автоматизации управления инфраструктурой требуется решать множество разнообразных задач: ресурсных, организационных. Отраслевые АСУ, охватывающие все основные хозяйства РЖД, уже не уступают лучшим системам, которые используются за рубежом. Реализация глобальных проектов и задач потребовала создания специализированных компаний. Для строительства и эксплуатации высокоскоростной телекоммуникационной сети, которая должна обеспечить качественно новый уровень технологической связи российских железных дорог, в 1997 году создана компания «Транстелеком», которая построила крупнейшую в стране волоконно-оптическую магистральную цифровую сеть связи протяженностью более 52 тыс. км. Эта сеть проложена вдоль железных дорог и имеет выходы на сети связи железных дорог СНГ, Финляндии, Китая.

 «ТТК» оказывает услуги связи, кроме, естественно, «РЖД», предприятиям морских и речных портов, аэропортов, авиакомпаниям, экспедиторским, страховым структурам и другим участникам транспортного рынка. Компания является важнейшим связующим звеном единого информационного пространства (ЕИП) России. Считается, что наибольший эффект при осуществлении идеи ЕИП может быть получен от внедрения таких операций, как электронная заявка и согласование перевозки, электронная оплата груза, электронное страхование, электронное таможенное декларирование, мониторинг местоположения груза в реальном режиме времени. Сейчас ТТК широко анонсирует услугу электронной цифровой подписи, что позволит практически отказаться от бумажного документооборота и в корне изменить принцип взаимодействия «РЖД» с клиентами.

Эффективное взаимодействие разнотипных информационных систем участников транспортного рынка предполагается осуществлять с помощью специального информационного портала, аналогичного, например, порталу, который успешно работает в порту Гамбурга и объединяет свыше 150 экспедиторов и 500 транспортных компаний, рассредоточенных по всему миру. Более 7 млн. контейнеров обработал порт Гамбурга в 2005 году, и это превышает объем транзитных перевозок по Транссибу в 50 раз. Российская железнодорожная транспортная система готовится к интеграции с общемировой, и решающим элементом полноценного включения является современное информационное обеспечение перевозок между Россией и Европой, а также транзитного грузового потока стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

Речной транспорт «подтягивается» до уровня морского

В 2007 г. часть российских внутренних речных путей, проходящих по территории Европы, будет открыта для прохода иностранных судов. Поэтому речники подтягивают уровень развития систем связи и инфокоммуникаций к тому, которым располагают моряки. Коммуникационные стандарты морского транспорта, вследствие опыта работы на международных рынках, отвечают международным — т.е. развиты значительно лучше. Беда речников — слабое взаимодействие, плохие инфокоммуникации между отдельными речными бассейнами. Выход из этой ситуации — реализация технических проектов реконструкции на основе использования инфокоммуникационных сетей «ТТК» и переход на цифровые стандарты. Наземная часть такой интеграционной системы уже дошла до Находки и Владивостока. Число станций, работающих через спутники, достигло десяти, среди них — морские порты Анадырь, Петропавловск-Камчатский и Ванино.

«Интеллектуализация» аэропортов

В «воздушное пространство» информатизация проникает через аэропорты, начиная с их «интеллектуализации». Так, в аэропорту Шереметьево-2 введен в эксплуатацию комплекс управления инженерными системами. Автоматическая система контроля и управления позволяет экономить ресурсы, обеспечивает высокий уровень комфорта и безопасность авиапассажиров. Повысилась эффективность использования всего объекта, существенно снизились эксплуатационные затраты, появилась возможность включения систем управления инженерной инфраструктурой в единую IP-сеть.

В Росавиации ведется разработка централизованной системы правовой информатизации, обеспечивающей доступ к полной и достоверной нормативно-правовой информации участникам отношений в сфере гражданской авиации.

Автотранспорт

В рамках реализации стратегии развития транспорта осуществляется проект скоростной автомобильной дороги Москва — Санкт-Петербург. Стоимость проекта — 180 млрд. рублей. В его цели входит обеспечение качественно более высокого уровня обслуживания пользователей дороги на основе создания современной инфраструктуры и применения современных информационных технологий. ИТ позволят существенно снизить транспортные издержки, улучшить условия движения, повысить безопасность движения на направлении, входящем в состав международных транспортных коридоров «Север-Юг» и IX Панъевропейского транспортного коридора, снизить отрицательное воздействие на окружающую среду в регионе крупнейших городов Москва, Санкт-Петербург, Тверь, Великий Новгород, а также особо охраняемых природных территорий, расположенных вблизи федеральной автомобильной дороги М-10 «Россия». В проект включено обеспечение ускорения развития международного аэропорта Шереметьево, улучшение обслуживания пассажиров, бесперебойная доставка грузов, следующих через аэропорт.

Елена Турдакина / CNews Analytics

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2006 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS