Обзор ИТ на транспорте 2006 подготовлен
CNewsAnalytics

ИТ-потребности транспортных отраслей диктует специфика

Каждая из транспортных отраслей демонстрирует потребность в автоматизации ключевых аспектов своей деятельности. Но бизнес транспортников разнороден, соответственно, автоматизация каждой из отраслей имеет свою специфику.

Наверное, сложно найти отрасль, которая была бы в такой же степени  диверсифицирована с точки зрения специфики оказываемых услуг, как транспортная. Казалось бы, что общего в бизнесе морского порта и автопарка нефтегазовой компании? Или в услугах, которые оказывает автодилер и онлайн-агентство по продаже билетов? Тем не менее, все эти компании являются игроками одного — транспортного — рынка.

Общие черты разноликой отрасли

Ввиду специфической неоднородности данной отрасли достаточно сложно говорить о единстве потребностей компаний в автоматизации своего бизнеса. Ведь автоматизация разной по сути деятельности транспортных предприятий предполагает использование различных средств. С другой стороны, нельзя не отметить наличия определенных отраслевых особенностей, которые позволяют говорить о существовании ряда общих задач в автоматизации бизнеса различных категорий транспортников. Пусть таких задач гораздо меньше, чем в более узкоспециализированных отраслях, но, тем не менее, они существуют, и обойти вниманием этот момент было бы не совсем верным.

Говоря о специфике автоматизации транспортной отрасли в целом, эксперты рынка обращают внимание на некоторые ключевые моменты, характерные для этого сегмента. Так, по мнению экспертов из «ИнтелЛекс», в части организации бухгалтерского, налогового, складского учета, а также материально-технического снабжения транспортные компании решают в основном те же вопросы, что и любые другие предприятия. Что касается систем управления перевозками, диспетчерского управления и организации сбыта услуг, то тут и самим заказчикам, и их интеграторам необходим определенный набор технологических знаний в соответствующих областях транспорта и транспортного права.

Предприятия транспортной отрасли заинтересованы в решении таких задач, как управление техническим обслуживанием и ремонтом, построение логистических цепочек с учетом специфики применяемых транспортных средств, управление основными средствами, — отмечают в компании «Стерлинг Интеграция». — Назвать их специфичными сложно: ведь такие решения востребованы и в других отраслях. Правильнее было бы говорить о приоритетности решения именно этих задач для данной отрасли.

По мнению экспертов МЦФЭР, специфика ИТ-инфраструктуры транспортной отрасли состоит в наличии двух систем. Одна из них — система диспетчеризации — поддерживает непрерывный производственный процесс, другая — система управления финансами предприятия — «обсчитывает» его. Еще одной важной особенностью бизнеса транспортных компаний в МЦФЭР называют непрерывность производственного процесса.

В SAP отмечают, что транспортная деятельность по определению является географически распределенной, следовательно — одна транспортная операция может выполняться в нескольких часовых поясах. Это предъявляет определенные требования к «транспортным» информационным системам. Кроме того, в компании отмечают существование у транспортников различий в частоте формирования маршрутов. Для промышленных предприятий, самостоятельно осуществляющих регулярные перевозки от поставщиков (и/или к покупателям), маршрутная сеть достаточно стабильна. Зато для транспортных компаний в большинстве случаев характерно как наличие постоянных маршрутов, так и оперативное формирование большого количества новых маршрутов.

ИТ-системы транспортных компаний должны учитывать и такие специфические факторы, как объемная и весовая вместимость транспортного средства, необходимость дозаправок, использование определенных видов топлива, возможность прохождения по массо-габаритным характеристикам мостов и тоннелей, использование мелководных портов и аэродромов определенных классов, возможность перевозки особых типов грузов (например — взрывоопасных) и многое другое, — отмечают в SAP. — Эти характеристики должны соответствующим образом найти отражение в ИТ-системах и использоваться в алгоритмах обработки заказов и построения маршрутов.

В IBS в качестве особенностей бизнеса транспортных компаний называют сложную инфраструктуру и удаленность подразделений предприятий, а также возможное совмещение в бизнесе  транспортного оператора перевозок различными видами транспорта. В свою очередь, в ВСС в качестве специфических факторов автоматизации транспортных предприятий выделяют высокие риски задержек проекта и более высокую стоимость таких рисков для основного бизнеса. «Транспорт — связующее звено между разными регионами нашей огромной страны, — отмечают в компании. — И нарушение его работы имеет критическое значение. Нельзя забывать и об ответственности транспортников за жизни людей и за экономику страны».

В «Объединенных ресурсах» считают, что специфика транспортных предприятий кроется, прежде всего, в необходимости применения средств навигации и телеметрии (правда, отечественные транспортники пока не готовы к использованию подобных решений). При создании автоматизированного решения для транспортной компании также необходимо учитывать, что каждая «транспортная единица» индивидуальна, у нее своя топливная система, своя гидравлика, различные датчики.

«Транспортный сегмент отличается от других тем, что предоставляет услуги, которые, как известно, «нельзя складировать», — считают в «Ининг Бизнес Софт». — В то же время, невостребованные в конкретный день провозные возможности предприятия все равно требуют затрат (за исключением износа техники и расхода топлива). Если кто-то заказал транспорт, но отказался от него в последний момент, то загрузить неожиданно высвободившиеся мощности другим заказом будет весьма затруднительно». 

Основные критерии выбора систем автоматизации транспортными компаниями

Основные критерии выбора систем автоматизации транспортными компаниями

Источник: CNews Analytics, 2006

По мнению представителей Microsoft Businnes Solutions, для транспортной отрасли характерны небольшие ИТ-бюджеты в условиях разнородности покрываемых высокотехнологичным решением направлений деятельности (оперативного и финансового учета транспортных рейсов, учета запасов и планирования закупок расходных материалов, планирования и регистрации ремонта и сервисных услуг, управления персоналом, специфичного документооборота по транспортным средствам и водителям).

В компании СТМ добавляют, что специфика автоматизации предприятий транспортной отрасли заключается в решении задач, связанных с усовершенствованием характерных только для этой отрасли процесса грузоперевозок. К их числу можно отнести внедрение электронных форм контрактов, создание виртуальных транспортно-экспедиторских центров, борьбу с простоями транспорта на границе. В компании также отмечают в качестве специфичных потребностей транспортников такой фактор, как необходимость согласованности действий участников транспортного рынка по вопросам текущей деятельности и стратегического планирования.

ИТ-потребности диктует специфика

Эксперты рынка отмечают ряд моментов, которые в первую очередь интересуют представителей того или иного транспортного направления. Так, в SAP считают, что главная особенность бизнеса российских железнодорожников — гигантские масштабы деятельности. Специфика городского пассажирского транспорта — в сочетании особенностей экономики муниципального предприятия с «розничным» характером сбыта. В авиакомпаниях и аэропортах ключевым моментом является акционерная форма собственности и «особо трепетное» отношение к обеспечению безопасности полетов. 

В ВСС также отмечают очень высокие требования «авиаторов» к надежности, производительности и отказоустойчивости систем: слишком высока стоимость урегулирования нештатной ситуации, связанной с использованием высоких технологий. По мнению представителей компании, специфика использования ИТ у компаний-авиаперевозчиков также заключается в большом количестве унаследованных систем, которые либо невозможно, либо неэффективно менять на более современные.

В «ИнтелЛекс» останавливаются на ряде специфических для автоматизации документооборота железнодорожного сегмента моментов, в частности — возможности системы обрабатывать огромный объем информации в режиме онлайн с минимальным количеством остановок. Значимым фактором является и то, что железная дорога работает под достаточно жестким контролем государства и получает массу регулирующих установок с его стороны. Отсюда вытекает еще одна особенность создания ИТ-решений для железнодорожной отрасли: зачастую стандартный цикл разработки нужно уложить в определенные сжатые сроки, обозначенные в решениях государственных органов.

Компания «Стерлинг Интеграция» отметила ключевые моменты информатизации специализированных транспортных структур предприятий, для которых перевозки не являются основным бизнесом. Характерными особенностями таких заказчиков являются высокая ресурсоемкость автотранспортных подразделений, а также риск существенных материальных потерь из-за  возможных сбоев в графике перевозок. По оценкам экспертов, в ряде добывающих компаний затраты на работу подвижного состава достигают половины всех эксплуатационных затрат, а численность персонала автотранспортных подразделений составляет 30-50% от общего числа сотрудников, — отмечают в «Стерлинг Интеграции». — Только за счет повышения эффективности управления автотранспортными подразделениями компания может снизить себестоимость производимой продукции». По утверждению наших собеседников, для таких предприятий им приходилось решать еще одну важную и специфическую задачу — автоматизацию планирования выхода автотранспорта с учетом оперативных данных о парке и водителях.

Практически каждое предприятие, чей транспортный парк превышает 100 единиц, имеет свою специфику, — утверждают в «Ининг Бизнес Софт». Так, одному из заказчиков компании — корпорации «Нестле» — нужно было обеспечить легковыми автомобилями персонал компании, работающий во многих регионах. При этом необходимо было реализовать единый учет, контроль, анализ и дополнительный сервис (например, напоминание сотруднику о необходимости замены «резины» на автомобиле, прохождении очередного ТО или обновлении медсправки для допуска к управлению автомобилем).

Глубина автоматизации определяет эффективность бизнеса

Сегодня на различных транспортных предприятиях автоматизируются как основные, так и вспомогательные производственные процессы, и «глубина» автоматизации напрямую сказывается на эффективности работы всего предприятия. В СТМ уверены, что информационная инфраструктура не создается в одночасье, а проходит длительный путь развития параллельно развитию бизнеса. По мере возникновения новых потребностей предприятия приобретают различные информационные системы для обеспечения отдельных сторон деятельности, — отмечают в компании. — Зачастую они созданы разными разработчиками, функционируют на различных аппаратных и программных платформах, работают с одной и той же информацией. В СТМ считают, что ключевыми потребностями заказчиков-транспортников сегодня являются внедрение комплексные решений автоматизации бизнеса, интеграция с существующими корпоративными системами, возможность взаимодействия игроков рынка с государственными органами — например, с ФТС.

В «Ининг Бизнес Софт» отмечают, что задачи автоматизации транспортной отрасли в целом решаются достаточно традиционно. Главное — это оперативное планирование, диспетчеризация, контроль, учет, анализ. Однако необходимо тесное информационное взаимодействие с заказчиками транспортных услуг для более эффективной загрузки подвижного состава и обеспечения транспортных потребностей, а также с ERP-системами, автоматизирующими основной бизнес.

«Обычно проект внедрения ERP?системы включает в себя автоматизацию практически всех бизнес процессов компании, — отмечают в GMCS. — Однако можно выделить несколько ключевых потребностей на фоне остальных: это индустриальные специализированные решения, управление логистической цепочкой, техническое обслуживание и ремонт оборудования, CRM и аналитические приложения.

Наиболее востребованная функциональность ИСУП для транспортных компаний

Наиболее востребованная функциональность ИСУП для транспортных компаний

Источник CNews Analytics, 2006

В «Объединенных Ресурсах» в числе первоочередных ИТ-потребностей своих заказчиков отмечают наличие контроля за эксплуатацией транспортных средств, за расходом топлива, а также — мониторинг состояния автотранспорта, позволяющий заранее планировать техобслуживание и ремонты. Безусловно, любая крупная транспортная компания, которая использует систему управления предприятием, хотела бы, чтобы к ней была привязана система навигации и телеметрии. Но в силу ряда причин у многих игроков такая интеграция — только в проекте.

Отмечая ключевые требования своих заказчиков («РЖД») к разработчикам информационных систем, в «ИнтелЛекс» в первую очередь говорят о высоком уровне готовности ИТ-комплекса и его надежности, от которых напрямую зависит надежность самого бизнеса.

Представители «Стерлинг  Интеграции» отмечают потребность своих клиентов в решении задач автоматизации транспортно-складского процесса, в частности — совместное планирование и обеспечение технологического единства транспортного процесса со складскими и производственными. Доставка «точно в срок» — фундаментальный принцип логистики — невозможна в промышленных масштабах без создания единой автоматизированной производственно-транспортной системы. Наиболее эффективным решением здесь является технология SCM — Supply Chain Management — управление цепочками поставок. И, конечно, не менее важно решить задачу управления основными средствами.

Критичным для транспортников, по мнению Microsoft Businnes Solutions, является отражение в автоматизированной системе затрат по транспортному рейсу и корректное распределение их на себестоимость или на клиентов, для которых выполнялась доставка. Важными аспектами автоматизации также являются расчет рентабельности рейсов и анализ факта с прогнозными показателями. Серьезный плюс ИТ-системы для транспортной компании — возможность использования единого ПО для автоматизации всех бизнес-процессов, а также интеграция навигационных систем с ПО для оперативного учета.

Развитие ИТ-инфраструктуры не успевает за нововведениями и требованиями автоматизации процессов, причем эта проблема касается практически всех транспортных компаний, — считают в BCC.  Причиной этого является не столько недостаточное финансирование, сколько кусочно-остаточный принцип реализации инфраструктурных проектов». В числе ключевых ИТ-потребностей транспортников отмечают повышение надежности функционирования отдельных систем, а также процессов их взаимодействия. «К примеру, у одного из наших заказчиков используется порядка 200 различных ИТ-систем, — рассказали CNews в компании. — При этом для осуществления одного из производственных процессов необходимо взаимодействие примерно 15 систем». Традиционный подход к организации их взаимодействия заключается в создании подобных механизмов силами собственных программистов. Однако надежность такого решения чаще всего не удовлетворяет требованиям компаний-заказчиков. В то время как решение, основанное на использовании современных промышленных платформ интеграции приложений и процессов, позволяет сформировать единую точку контроля и управления всеми процессами взаимодействия.

Недостаток функциональности или отсутствие интеграции?

По мнению экспертов Microsoft Businnes Solutions, в целом транспортная отрасль сегодня не испытывает дефицита с точки зрения функциональности ИТ-систем, автоматизирующих бизнес. Больших проблемных областей здесь не осталось, отмечают в компании. В то же время другие игроки рынка транспортной автоматизации разделяют этот оптимизм лишь отчасти.

В СТМ делают акцент на то, что функциональность систем автоматизации транспортных компаний определяется развитием «взаимоотношений» между ними. По мнению компании, существует несколько базовых систем, которые должны работать в едином информационном пространстве. При их интеграции можно добиться многоуровневого управления перевозочным процессом и учетом хозяйственных единиц, однако при объединении систем возникают серьезные проблемы. Например, на железнодорожном транспорте отсутствует единая нормативно-справочная база. Кроме того, системы используют различные режимы сбора информации, что мешает эффективному обмену данными. И, наконец, при создании систем используются различные платформы и информационные среды. Поэтому СТМ считает основным «функциональным недочетом» систем автоматизации транспортных компаний отсутствие единого информационного пространства, обеспечивающего взаимодействие всех участников транспортного рынка.

В SAP также считают, что главная проблема — в наличии на текущий момент некого разрыва между «производственными» системами транспортных компаний и бизнес-решениями, обеспечивающими руководителей разного уровня информацией для управления экономикой предприятий. Для устранения этой проблемы рынок предлагает различные средства, например — платформу SAP NetWeaver, позволяющую интегрировать существующий ИТ-ландшафт.

Наиболее выраженные являются проблемы взаимодействия существующих систем и построения единой точки управления процессами компании, — соглашаются с коллегами собеседники из ВСС. В «Стерлинг Интеграции» уверены в том, что в транспортной отрасли в настоящее время недостаточно проработаны вопросы аналитики, а также взаимодействия с поставщиками и клиентами. В «Ининг Бизнес Софт» также отмечают нехватку развитой многофункциональной аналитики для менеджмента автотранспортных подразделений и для подразделений-потребителей транспортных услуг, не хватает объективной регистрации и учета временных потерь транспортных средств на всех этапах работы. Отрасли не хватает систем прогнозирования, планирования и анализа маршрутов, — поддерживают точку зрения коллег в МЦФЭР.

Жизнь в условиях ИТ-дефицита

Наибольшее число опрошенных CNews экспертов, говоря о транспортных отраслях, испытывающих дефицит автоматизированных систем, в первую очередь называют автотранспортный сегмент. По мнению представителей «ИнтелЛекс», причина в том, что выбор доступных по цене решений для автоматизации автоперевозок крайне узок. В «Стерлинг Интеграции» убеждены, что дефицит и рост спроса на автоматизированные решения для автотранспортной отрасли вызван высоким уровнем конкуренции среди игроков рынка грузовых и легковых перевозок. Автотранспортный сегмент также называют «ИТ-дефицитным» представители Microsoft Businnes Solutions, ВСС и МЦФЭР.

По мнению SAP, сегодня в наименьшей степени охвачен системами автоматизации городской пассажирский транспорт городов-миллионников (за исключением двух столиц). Как правило, этот вид транспорта получает финансирование за счет городских бюджетов, и не всегда этих средств бывает достаточно. Но именно информационные технологии позволяют выявить скрытые резервы повышения эффективности — и в области материально-технического снабжения, и в части повседневного использования горюче-смазочных материалов. В результате — дефицит ИТ оборачивается неоправданно высокими дотациями из городских бюджетов.

В СТМ, соглашаясь с оценкой коллег из SAP, отмечают, что пассажирскому транспорту необходимо создание единой информационной системы, которая охватывала бы разработку и внедрение расписания движения для всех перевозчиков, а также развитие средств, позволяющих отслеживать движение транспорта в городе».

В числе транспортных отраслей, живущих в состоянии ИТ-дефицита IBS, МЦФЭР и ВСС указывают железнодорожный и морской транспорт. По мнению МЦФЭР, здесь бизнес-процессы не оптимизированы, отсутствует анализ интенсивности потоков и сезонных колебаний, а сам процесс автоматизации представляется компаниям-перевозчикам трудновыполнимой задачей.

Microsoft Businnes Solutions отмечают, что в использовании ИТ отстает и такое транспортное направление, как перевозка нефтегазовых продуктов. В SAP считают, что сегодня развитие парков транспортных средств и распределительных центров несколько опережает рост информационной инфраструктуры у «новых» игроков транспортного рынка — логистических операторов. Это приводит к неспособности оперативно управлять растущей маршрутной сетью, неэффективному использованию площадей распределительных центров и проблемам взаимоотношения с клиентами. Наконец, только современные информационные технологии могут дать возможность таким компаниям стать полноценными операторами логистических цепочек между производителями товаров и ритейлерами, между поставщиками компонентов и сборочными производствами, — убеждены в SAP.

Элеонора Ершова / CNews Analytics

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2006 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS