Обзор ИТ на транспорте 2006 подготовлен
CNewsAnalytics

Системы управления перевозками: узок круг этих решений

Учитывая все сложности сравнения узкоспециальных решений для различных транспортных сегментов, целью исследования CNews Analytics стали относительно универсальные системы для автоматизации перевозок. Их с равнительный анализ дает достаточно полное представление о том, как решают сегодня свои насущные задачи отечественные транспортники. Правда, в существующих условиях выбирать среди ИТ-продуктов им особенно не приходится. 

Решений для управления перевозками на российском рынке существует не так уж много. Условно их можно разделить на три категории. Чаще всего это специфический модуль в составе «большой» ERP-системы, появившийся у вендора в ответ на пожелания (или требования) заказчиков. Такие модули имеются практически во всех ведущих зарубежных ERP-продуктах. Однако такие решения охватывают, как правило, не более 2-3 транспортных отраслей, изначально спозиционированных разработчиками как ключевые. Например,  у SAP это железнодорожная отрасль, у Oracle — морские перевозки и порты.

Ко второй группе относятся многочисленные отраслевые решения, разработка которых чаще всего — дело рук партнеров, хотя зачастую прикладываются значительные усилия и со стороны вендоров. Здесь особенно показателен пример партнеров Microsoft Businnes Solutions и «1С», которые заполнили этот рынок, пожалуй, наибольшим количеством разнообразных отраслевых решений.

Третья категория систем для транспортников — это специализированные программные продукты, которые «заточены» под конкретную транспортную специфику и чьим «исходником» послужила либо добрая воля разработчика, либо собственная разработка транспортной компании, со временем «доросшая» до уровня тиражируемого продукта. Подобный подход, к примеру, демонстрирует «Элфор Софт», изначально ставившая своей целью автоматизацию «материнской» транспортной компании. 

Где чья вотчина

Российские разработчики не уступают зарубежным в автоматизации тех транспортных отраслей, которые традиционно считаются стратегическими. Например, несмотря на популярность решений SAP в авиационной отрасли, такие заказчики, как «Аэрофлот Дон» и «Сибирь» успешно используют продукты «Галактики». Точно также с SAP прекрасно уживаются решения СТМ для железнодорожников. Впрочем, именно в этой области у германской компании в России больше конкурентов, чем где бы то ни было: ж/д традиционно пользовались вниманием российских разработчиков. Впрочем, есть ниши, где зарубежные вендоры держат явное первенство (например, внедрения систем SAP для метрополитенов двух столиц).

Что касается систем, которыми пользуются компании, занимающиеся бронированием билетов, отелей и турпоездок — то, по большей части здесь речь идет о ПО собственной разработки, более или менее успешно интегрированном с системами онлайн-бронирования, такими как, например, «Сирена». Одно из наиболее эффективных решений такого рода использует Avantix.ru. В его основе лежит платформа собственной разработки «Монитор», управляющая информационными потоками и интегрированная с известными системами бронирования. Средством передачи данных является интернет. Avantix.ru использует ИТ-решение не только для себя, но и для развития бизнеса в регионах: в системе может работать на условиях франчайзинга неограниченное число провинциальных компаний. Сегодня система интегрирована с CRM, в планах — расширение количества предоставляемых пользователям услуг (онлайн-бронирование трансферов, отелей и экскурсий).

Все продукты хороши, выбирай на вкус

При выборе ИТ-системы транспортной компании, в первую очередь, необходимо руководствоваться тем, насколько решение подходит как с «отраслевой» точки зрения, так и по своим функциональным возможностям. Какие-то системы «выросли» из «тяжелых» или производственных решений, следовательно — они в меньшей степени учитывают транспортную специфику. Некоторых транспортных заказчиков такой подход вполне устраивает, и они выбирают «универсальные» продукты. Кому-то требуется большее погружение в специфические бизнес-процессы. Здесь можно выбрать специализированные продукты отечественных разработчиков, либо отраслевые решения известных мировых компаний.

Поскольку в наибольшем ассортименте на рынке представлены системы управления перевозками (в частности, пассажирскими и грузовыми), мы решили провести сравнительный анализ именно в этом срезе. Исследование возможностей выбранных программных продуктов не ставило целью предоставление полномасштабной картины всех существующих на рынке решений. Однако полученные данные позволяют судить о наиболее важном для отечественных транспортников функционале.

Функционал решений для автоматизации управления перевозками

Функциональность ИСУП SAP  «»  «Галактика»  «Элфор Софт»  NaviStar
Наименование системы/систем SAP for Railways, SAP for Logistics Service Providers «1С:Управление Автотранспортом» Модуль управления транспортом CargoSolution, Cargo Management Mobile  NaviTrans (на основе Microsoft Navision)
Платформа, на которой реализовано решение mySAP Business Suite «1С:Предприятие 8.0» Галактика ERP Microsoft Dynamics Navision Microsoft Dynamics Navision
Управление основными средствами предприятия да в составе «1С:Предприятие 8.0» в составе  системы «Галактика ERP» да, с использованием других модулей Microsoft Navision да, с использованием других модулей Microsoft Navision
Учет и контроль основных средств и запасов  да в составе «1С:Предприятие 8.0» в составе  системы «Галактика ERP» да, с использованием других модулей Microsoft Navision да, с использованием других модулей Microsoft Navision
Управление взаимоотношениями с поставщиками и материально-техническое снабжение   да в составе «1С:Предприятие 8.0» в составе  системы «Галактика ERP» да, с использованием других модулей Microsoft Navision да, с использованием других модулей Microsoft Navision
Управление взаимоотношениями с клиентами  да в составе «1С:Предприятие 8.0» в составе  системы «;Галактика ERP» да, с использованием других модулей Microsoft Navision да, с использованием других модулей Microsoft Navision
Стратегическое управление предприятием  да - в составе  системы «Галактика ERP» да, с использованием других модулей Microsoft Navision да, с использованием других модулей Microsoft Navision
Управление персоналом  да в составе «1С:Предприятие 8.0» в составе  системы «Галактика ERP» да, с использованием других модулей Microsoft Navision да, с использованием других модулей Microsoft Navision
Интегрированное управление мощностями  да н/д нет да, с использованием других модулей Microsoft Navision да, с использованием других модулей Microsoft Navision
Управление доходами от продажи проездных билетов  да н/д н/д нет н/д
Управление техническим обслуживанием и ремонтом транспортных средств да да да да, с использованием других модулей Microsoft Navision да, с использованием других модулей Microsoft Navision
Управление складами  да в составе «1С:Предприятие 8.0» в составе  системы «Галактика ERP» да да, с использованием других модулей Microsoft Navision
Управление процессами материально-технического снабжения  да в составе «1С:Предприятие 8.0» в составе  системы«Галактика ERP» да, с использованием других модулей Microsoft Navision да
Бухгалтерский, налоговый, управленческий учет да да в составе  системы «Галактика ERP" да, с использованием других модулей Microsoft Navision да
Управление логистикой да да да да да
Учет заказов на автотранспорт, отслеживание статуса выполнения задания да да да да да
Расчет нормативного и фактического расхода топлива да да да    
Расчет выработки в путевых листах по различным параметрам н/д да да н/д н/д
Учет номерных запчастей и агрегатов да да н/д н/д н/д
Учет предоставленных услуг и выполненных работ по заказчикам н/д да да да да
Сбор и накопление информации о доставляемых грузах н/д н/д да да
Сбор и наколение информации о доставках н/д н/д н/д да н/д
Создание, регистрация и обработка транспортно-сопроводительных документов да да да да
Составление и контроль маршрута для мультимодальных перевозок н/д н/д н/д да да
Расчеты с контрагентами и определение прибыли да н/д да да да
Обмен данными с мобильными и радиочастотными устройствами  да н/д н/д н/д н/д
Работа с картой (ГИС) н/д н/д н/д н/д н/д
BI в составе системы mySAP Business Suite н/д в составе системы «Галактика ERP» н/д да, с использованием других модулей Microsoft Navision
С какими решениями система может быть интегрирована открытая система, имеется возможность интеграции со всеми общепризнанными внешними программами открытая система, имеется возможность интеграции со всеми общепризнанными внешними программами открытая система, имеется возможность интеграции со всеми общепризнанными внешними программами интеграция с системами GPS и веб-приложениями интеграция со всеми модулями Navision, бортовыми компьютерами и веб-приложениями
Стоимость АРМ н/д от $450 от $500 до 2500 н/д н/д
Сроки внедрения от 6 месяцев до 2 лет средний срок внедрения - 60 рабочих часов от 6 до 14 месяцев н/д н/д
Крупнейшие клиенты, внедрившие продукт «РЖД», «Мосгортранс» Автобаза «Ильинское», «Мосагропромснаб-5», ДМЗ «Камов» Филевский автобусно-троллейбусный парк, муниципальное объединение автобусных предприятий (Екатеринбург) «Транслоджистик», «Мосгортранс», «СовТрансЭкспорт»  н/д

Источник: CNews Analytics, 2006

Что предлагают вендоры для транспортников

Большинство подобных отраслевых продуктов имеет достаточно широкие функциональные возможности, хорошо интегрируется как с другими системами автоматизации, так и с технологическими новинками — типа мобильных сервисов или GPS.

В состав решения SAP для поставщиков услуг в области логистики — SAP for Logistics Service Providers — входит модуль управления транспортными средствами. Данное решение позволяет отслеживать, обслуживать и ремонтировать основные средства, включая такие мощности, как склады, транспортный парк и др.

Система «1С:Управление Автотранспортом» разработана в среде «1С:Предприятие 8.0». В числе ее возможностей — учет заказов на автотранспорт, выписка и обработка путевых листов, расчет расхода топлива, расчет выработки по различным параметрам, учет технического обслуживания и ремонта транспортных средств, запчастей и т.д.

Типовое решение «1С-Рарус: Автотранспорт 5.0» предназначено для комплексной автоматизации учета деятельности автопредприятий, а также автоподразделений в составе организаций. В системе учитываются нормативный и фактический расход горючего, пробег автотранспорта, количество перевезенных грузов, объем транспортных услуг в часах и тыс. км. Формируются необходимые первичные документы (путевые листы, ведомости начисления заработной платы).

Решение «Си Дата» также выполнено на базе программного продукта «1С:Предприятие». Данная система предназначена для автоматизации транспортно-экспедиционных компаний, а также логистических отделов предприятий, специализирующихся на транспортно-экспедиторском обслуживании, доставке контейнерного оборудования и грузов внутри РФ или в международном сообщении.

Решение CargoSolution, реализованное компанией «Элфор Софт» на основе Microsoft Dynamics Navision, разработано для автоматизации транспортно-экспедиторских компаний, занимающихся как международной доставкой грузов, так и междугородними и городскими перевозками, а также компаний, оказывающих услуги по таможенному оформлению и складскому хранению грузов. Гибкость системы позволяет легко интегрировать решение с другими программами — такими, как GPS системы, системы управления складами и т.д.

Модуль управления грузами Cargo Management Module на базе корпоративной системы Microsoft Dynamics NAV — еще одна разработка «Элфор Софт» — охватывает все операции по обработке грузов. Решение может быть использовано в деятельности транспортно-логистических компаний, агентов-перевозчиков, логистических отделов компаний-дистрибьюторов; таможенных или складов временного хранения.

Решение компании NaviStar — система NaviTrans на платформе Microsoft Dynamics Navision — ориентировано на  компании, обладающие собственным или арендованным транспортом или подвижным составом. ИТ-продукт позволяет вести учет транспорта, планировать маршруты, грузоперевозки, осуществлять оперативное управление транспортной компанией. Решение обладает средствами по работе со всеми типами транспорта и подвижного состава.

Программа «SLS-Перевозки» является комплексным решением по постановке учета для компаний, специализирующихся на организации доставки грузов автотранспортом с зарубежных грузовых терминалов по заказу клиента. Система имеет инструментарий, позволяющий смоделировать весь цикл планирования и проведения перевозок, включая прохождение таможни, ведение расчетов с владельцами грузов, анализ себестоимости перевозок и затрат на содержание автотранспорта.

Система «Бизнес Про», разработанная компанией Professional Business Systems для транспортной логистики, автоматизирует все бизнес-процессы компании, деятельность которой связана с перевозкой грузов. Пользователями данной системы могут быть как экспедиторские компании, так и подразделения торговых или производственных фирм, заинтересованные в отслеживании перемещения собственных грузов.

Решение «Логитэкс-перевозки» (разработчик — «Регард Софт»), предназначена для автоматизации транспортно-экспедиционных компаний, а также логистических отделов предприятий, чья деятельность так или иначе связана с транспортировкой и экспедированием грузов. Модульная структура системы позволяет автоматизировать как крупные, так и небольшие предприятия, использующие различные виды транспорта.

Элеонора Ершова / CNews Analytics

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2006 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS