Обзор ИТ на транспорте 2006 подготовлен
CNewsAnalytics

Александра Ревашина: От отраслевых решений к «коробкам»

Александра Ревашина

На вопросы CNews отвечает Александра Ревашина, директор по консалтингу компании «Элфор Софт».

CNews: Какие тенденции в области автоматизации транспортных компаний вы могли бы назвать ключевыми?

Александра Ревашина: Основная тенденция — поиск готовых отраслевых решений. Выбирая поставщика ИТ-услуг, заказчики хотят получить не набор консалтинговых услуг, а готовый продукт, максимально отражающий отраслевую специфику деятельности компании. Крупные игроки рынка транспортной логистики уже пережили процесс «лоскутной автоматизации» основной деятельности, и в большей степени нацелены на построение целостной системы управления предприятием.
В свою очередь, все большее число мелких и средних компаний готово переходить с уровня отражения и анализа результатов деятельности в Excel к современным методам - использованию специализированных решений, в том числе ERP-систем. Для них наиболее оптимальным, на наш взгляд, является «коробочный», стандартизованный подход к внедрению решений, позволяющий достичь минимальных сроков внедрения и значительного снижения финансовых вложений. Малый и средний бизнес демонстрирует готовность позаимствовать у крупных компаний методы работы, бизнес-процессы и способы их формализации, а также готовность приобретать системы «на вырост».

CNews: В каких ИТ-продуктах, на ваш взгляд, сегодня больше заинтересованы игроки транспортного рынка — в полнофункциональных ERP-системах или решениях, автоматизирующих отдельные направления деятельности предприятия?

Александра Ревашина: Исходя из озвученных тенденций, конечно компании стремятся уходить от так называемых «лоскутных внедрений» и выстраивать полномасштабные системы управления всеми имеющимися ресурсами предприятия. Поэтому важнейшим пунктом при выборе отраслевых решений является анализ возможностей и ограничений платформы, на которой решение реализовано, а именно, не затормозит ли выбранная платформа в будущем рост компании?

С помощью полноценных ERP систем компании хотят выстраивать полноценные бизнес цепочки процессов с контролем на каждом этапе их выполнения от запроса клиента до регистрации оплат, выстраивать системы мотивации сотрудников и контролировать эффективность их работы, осуществлять финансовый контроль и анализ, прогнозировать риски от потери грузов и т.д.

CNews: Каковы специфические особенности автоматизации бизнеса компаний, оказывающих транспортно-экспедиторские услуги?

Александра Ревашина: Большинство транспортно-экспедиторских компаний сталкивается, в первую очередь, с проблемой выбора ИТ-продуктов: сегодня на рынке практически отсутствуют полнофункциональные решения, способные покрыть весь спектр услуг, оказываемых такими заказчиками. Кроме того, по нашим наблюдениям, многие компании уже имеют печальный опыт внедрения ИТ-систем, не отвечающих специфике их бизнеса. Это приводит к росту требований заказчиков к консультантам по внедрению, их компетенции, уровню понимания бизнес-процессов, характерных для отрасли. В качестве специфических моментов, характерных для транспортно-экспедиторских компаний, усложняющих процесс внедрения ИСУП, можно назвать, в первую очередь, территориальную распределенность компаний. Второй момент — присутствие в этом бизнесе большого числа контрагентов, участвующих в перевозке, что накладывает на ИТ-решение дополнительные требования. Также одним из важных моментов является наличие в системе специфической функциональности, отражающей процессы, связанные с ВЭД. Кроме того, в решении обязательно должны учитываться меняющиеся требования законодательства к оформлению таможенных документов.

CNews: Как вы оцениваете сегодняшний уровень доступности функциональных ИТ-продуктов для российских транспортников?

Александра Ревашина: Говоря о доступности функциональных ИТ-продуктов, на наш взгляд, прослеживается прямая зависимость стоимости и функциональной наполненности продукта. На рынке на текущий момент представлена целая линейка продуктов доступных по цене, но ограниченных, например, отдельными видами перевозок или отдельным видам услуг, что достаточно сильно не удовлетворяет существующих запросов клиентов.

Фактически по оценкам, представленным в различных аналитических обзорах рынка транспортной логистики, на сегодняшний день в России насчитывается более 6000 компаний, из которых около 65% компаний предлагают одновременно несколько видов логистических услуг — экспедирование, транспортировку, складирование, таможенную очистку. В качестве второго интересного факта, влияющего на доступность и потребность в полнофункциональных решениях, следует отметить, что рентабельность простого экспедирования снижается. По данным экспертов, если в начале 1990-х годов рентабельность одной операции достигала 20-75%, то сейчас она не превышает 7%. Этим объясняется желание компаний зарабатывать на сопутствующих услугах, а также то, что компании могут позволить себе значительно меньшие бюджеты на автоматизацию, чем ранее.

Специально для внедрения Cargo Solution в мелких и средних компаниях мы разработали методологию внедрения по принципу коробочных продуктов, столь не типичную и, казалось бы, неприменимую для внедрения систем ERP класса. Эта инновация дала жизнь новому продукту Cargo Solution Box. Коробочное внедрение позволяет резко сократить сроки и стоимость внедрения, так, например, само внедрение занимает 1,5 месяца, а трудоемкость участия наших разработчиков в проекте сведена до минимума. Это стало возможным за счет предварительно настроенных модулей, а также наличия в системе пакета необходимых для работы печатных документов и форм.

Благодаря ценовой привлекательности версии, у небольших транспортно-экспедиторских компаний, ориентированных на развитие, появилась уникальная возможность использования корпоративной системы управления, которая ранее была доступна только крупным игрокам рынка транспортной логистики. Но и для нас с появлением «коробочной» методологии внедрения возник неожиданный эффект  - на практике мы столкнулись с тем, что для начала внедрения этот подход предпочитают выбирать и крупные компании, минимизируя, тем самым риски внедрения. Подытоживая выше изложенное, в целом для обеспечения максимальной доступности нашего решения для компаний разной величины мы готовы пойти дальше и рассматриваем варианты повторения функциональности Cargo Solution и на других платформах, которые могут отличаться по ценовому диапазону и технологическим возможностям.

Безусловно, коммерческий интерес побудил нас создавать решение. Исторически смело можем утверждать, что наше решение создавалось в момент полного отсутствия на ИТ- рынке каких либо решений для транспортной логистики. Глубокий анализ предложений проводился, поскольку мы искали решение для автоматизации фактически самих себя - компании «Элфор ТЛ», входящей в группу компании «Элфор», основным бизнесом которой является транспортно-экспедиторская деятельность. Таким образом, первая версия продукта была разработана для собственной автоматизации. Далее мы проанализировали возможность использования полученного решения в других транспортно-экспедиторских компаниях, провели рефакторинг заложенной архитектуры и бизнес процессов. Так была выпущена версия 2.0. Успешность нашей инициативы и качества решения подтверждается тем, что мы неоднократно побеждали в различных конкурсах и рейтингах. В частности, решение CargoSolution от «Элфор ТЛ» три года подряд признается координационным советом по логистике лучшим решением для транспортно-экспедиторских компаний.

CNews: В чем вы видите основные функциональные и технологические отличия своего продукта для транспортников от других решений, присутствующих на российском рынке?

Александра Ревашина: Пожалуй, самым важным отличием Cargo Solution является, то, что это не единичное решение, разработанное на конкретном клиенте. К его разработке мы подошли системно, используя все богатство возможностей, имеющихся в наличии, таким образом, наше решение строится на 3х китах. Во-первых, решение аккумулирует в себе лучшие идеи, реализованные у клиентов (Cargo Solution внедрено и работает на 14 клиентах). Во-вторых, мы активно привлекаем экспертизу в виде услуг сторонних экспертов-практиков, представителей транспортной отрасли, а также внедряем методологические разработки нашей команды консультантов и разработчиков.

Компания «Элфор ТЛ», как уже отмечалось, входит в состав группы компаний «Элфор», основным бизнесом которой является транспортно-экспедиторская деятельность. Мы выросли из этого бизнеса в далеком 1997 году и нам хорошо понятны специфика и тонкие нюансы работы в отрасли транспортной логистики. Решение Cargo Solution мы используем для собственной работы нашей транспортной компании.

В качестве второго важного отличия хотелось бы отметить функциональное разнообразие бизнес модели и архитектуры, заложенной в решение. В настоящий момент клиенты оценивают решение в том состоянии, в котором оно сейчас есть, на 70-80 % соответствующим их требованиям без выполнения дополнительных модификаций, либо глобальных изменений бизнес процессов самого клиента. В качестве дополнительного преимущества следует указать, тот факт, что решение создано на базе признанной ERP системе Microsoft Dynamics NAV, что позволяет в дальнейшем разворачивать полномасштабную систему управления предприятием, и ни в коем случае не тормозит роста самой компании.

CNews: Какой проект, реализованный вашей компанией для транспортной отрасли, вы считаете наиболее инновационным?

Александра Ревашина: Проектная работа тем и интересна, что каждый проект привносит в наше решение достаточное количество инновационных моментов. При внедрении в разных компаниях всегда возникают новые идеи, либо уже существующая реализация видится в другом ракурсе. По договоренности с клиентом, мы решаем вопрос о включении наиболее интересных и в дальнейшем востребованных наработок в наше решение. Во многом за счет этих практических разработок, как было отмечено выше, функциональность решения пополняется. Наиболее инновационным моментом большинства проектов является наша методологическая разработка - коробочный подход к внедрению.
В качестве примера интересного проекта можно привести внедрение Cargo Solution  в компании «Транслоджистикс», территориально расположенной во Владивостоке. Проект уникален тем, что установка решения, его кастомизация, а также обучение пользователей происходило удаленно из Москвы. Мы уже на момент начала внедрения имели большой опыт удаленного внедрения решений. В частности, наши филиалы в США и Канаде используют такую технологию для внедрения HROffice от компании Ascentis. Тем самым мы значительно снизили как финансовые (низкая стоимость проекта, отсутствие накладных расходов), так и временные показатели проекта (сравнительно небольшой срок подписания договора, пользователи начали работать в решении уже через 1 месяц). С точки зрения дальнейших перспектив, подобное практическое подтверждение эффективности удаленного внедрения открывает региональным компаниям возможность оперативно получать квалифицированный сервис столичных специалистов.

CNews: Каковы планы развития вашего бизнеса применительно к автоматизации транспортной отрасли?

Александра Ревашина: Планы, конечно же, грандиозные, но вполне реальные, и строим мы их с учетом тенденций развития отрасли и потребностей наших потенциальных клиентов. В целом аналитики делят отечественный рынок логистических услуг на три сектора: перевозок и экспедирования грузов всеми видами транспорта; складских услуг; услуг по интеграции и управлению цепями поставок. По нашему мнению, на данный момент мы прочно заняли лидирующие позиции в первом секторе. Наша компания разработала целостный ИТ-продукт, инновационную во многом методологию его внедрения, а также  именно наше решение Cargo Solution сейчас работает в наиболее прогрессивных и амбициозных компаниях лидерах транспортной отрасли, и останавливаться на достигнутом мы не собираемся. В наших планах прочно обосноваться и в оставшихся двух секторах, опережая и предвосхищая потребности наших текущих и потенциальных клиентов.

CNews: Спасибо.

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2006 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS