Обзор ИТ на транспорте 2006 подготовлен
CNewsAnalytics

Михаил Корнаухов: Рынок движется к необходимости организации единых информационных ресурсов для транспортных компаний

Михаил  Корнаухов

В интервью CNews генеральный директор компании «ИнтэлЛекс» Михаил Корнаухов рассказал о ключевых проблемах информатизации российских транспортных компаний, а также о наиболее востребованных ИТ-решениях в транспортной отрасли.

CNews: Как вы оцениваете уровень информатизации транспортной отрасли в России на данный момент?

Михаил Корнаухов: Говоря о транспортной отрасли России, нужно понимать, что в настоящее время она состоит из нескольких сегментов, которые слабо связаны между собой. Соответственно, текущее состояние информатизации на транспорте — это совокупность локальных достижений отдельных участников транспортного рынка. Конечно, есть крупные игроки, такие как ОАО «РЖД» или ОАО «Аэрофлот», которые в рамках своих компаний охвачены информатизацией. Но единого информационного пространства на транспорте пока нет. Я надеюсь, что внедрение федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России» изменит эту ситуацию и приведет к объединению всех частей системы транспортной отрасли в единое целое.

В целом наблюдается достаточно парадоксальная ситуация: чем больше независимых юридических лиц занято в той или иной сфере транспортного бизнеса, тем меньше информационные системы этих организаций связаны между собой, и тем ниже в итоге общий уровень информатизации.

На мой взгляд, наиболее фрагментированным является информационное пространство автоперевозчиков. Каждое транспортное предприятие решает свои внутренние проблемы самостоятельно. Общая картина отсутствует, поэтому затруднительно принятие любых решений, касающихся управления автоперевозками в целом. В то же время, сегодня в России начинает складываться более-менее цивилизованный рынок транспорта. Пришло понимание того, что заказчику перевозки значительно проще и удобнее воспользоваться телефоном и интернетом, чем идти на рынок и искать там свободную «газель». Поэтому обязательно будут созданы инструменты, единые информационные ресурсы, которые будут объединять автоперевозчиков. И побочным эффектом появления таких ресурсов станет снижение стоимости транспортных услуг в тех компаниях, где цены были выше среднего.

Ситуация в авиаперевозках и на водном транспорте менее фрагментирована: существуют объединяющие всех участников рынка системы обеспечения безопасности и диспетчерского управления. Для авиаперевозок существуют единые системы резервирования и продажи билетов. Однако единых систем, обеспечивающих информационную поддержку процесса перевозок грузов, для данных видов транспорта пока тоже нет.

На железной дороге сложилась уникальная ситуация. Сеть железных дорог покрывает всю страну, и на этом пространстве все подчинено единым бизнес-целям. Для эффективного управления таким масшабным «организмом» необходимы самые современные информационные системы. Еще в советские времена железнодорожный транспорт по уровню оснащенности современными технологиями всегда был на голову выше всех остальных отраслей транспорта. А сегодня – тем более. В настоящее время здесь развернуты единые системы взаимодействия с клиентами по грузовым перевозкам, системы резервирования и продажи билетов, управления перевозками, бухгалтерского и налогового учета.

Появление единого информационного портала, объединяющего различные виды транспорта, должно быть в первую очередь необходимо государству для того, чтобы осуществлять функции государственного регулирования и управления, а также — самим участникам рынка для реализации их бизнес-функций. Если ни государство, ни бизнес не испытывают необходимости в едином информационном пространстве, то его и не будет.
Резюмируя, можно отметить, что уровень информатизации транспортной отрасли в точности соответствует текущему уровню ее развития.

CNews: Какие факторы определяют масштабы и направления ИТ-затрат в отечественном транспорте?

Михаил Корнаухов: В первую очередь, транспортные компании стремятся к снижению собственных издержек. Поэтому наиболее востребованными оказываются технологии, позволяющие оптимальным образом организовать процесс перевозки, в частности — оптимально управлять парком подвижного состава.
В этой области все большую популярность завоевывают современные технологии определения местоположения транспортного средства и связанные с ними технологии диспетчерского управления.
Кроме того, сейчас транспортные компании стремятся к повышению качества обслуживания клиентов. С этой точки зрения существенным конкурентным преимуществом является возможность интеграции информационных систем перевозчика и грузоотправителя в единое ИТ-пространство. Это позволяет экономить время на оформление перевозочных документов, управлять складскими запасами, прогнозировать загрузку мощностей предприятия, корректировать технологический процесс для достижения максимальной эффективности и, таким образом, уменьшать затраты на транспортную составляющую себестоимости продукта.

CNews: Каковы в настоящее время первоочередные ИТ-потребности отечественных транспортных предприятий, на ваш взгляд?

Михаил Корнаухов: Одной из первоочередных задач, стоящих сегодня перед транспортными предприятиями, является внедрение ERP-систем для управления бухгалтерией, финансами и материально-технической базой. Помимо повышения качества управления предприятием в целом, наличие подобных систем является необходимым условием для первичного размещения акций компании на бирже и заключения значимых контрактов на международном рынке перевозок грузов.
Помимо этого, на мой взгляд, рынок движется к организации неких информационных ресурсов, которые объединяли бы перевозчиков. Будут ли они называться транспортными биржами, информационно-логистическими центрами или многофункциональными торговыми площадками — это не столь важно. Главное, что потребитель транспортных услуг осознал важность владения информацией об услугах, предоставляемых транспортными компаниями. И в такой ситуации возможность перевозчика предложить свои услуги, используя современные технологии, а также предоставить клиенту возможность динамического мониторинга перевозочного процесса, анализа, прогноза и предупреждения критических ситуаций, становится для транспортной компании конкурентным преимуществом в борьбе за клиента.

CNews: Насколько в России вообще сформирован рынок ИТ-решений для транспортной отрасли, на ваш взгляд?

Михаил Корнаухов: Чем больше разных потребителей — тем в большей степени сформирован рынок.
Например, количество ИТ-решений в области автоперевозок достаточно велико. Это и специальные модули в широко распространенных бухгалтерских системах, и специализированные CRM-решения. Кроме того, практически все компании, которые занимаются установкой спутниковых систем слежения и сигнализации, предлагают также решения по управлению автопарком.

В отраслях с меньшим количеством участников – авиаперевозки, морской и речной транспорт, железная дорога — нет рынка ИТ-решений как такового. Информатизацией этих отраслей транспорта занимается достаточно узкий круг ИТ-компаний, наработавших огромный опыт и знания в соответствующих областях транспорта и транспортного права. Это в первую очередь относится к системам управления производством (перевозками), диспетчерскому управлению и к системам организации сбыта услуг. В части организации бухгалтерского и налогового учета, материально-технического снабжения, складского учета транспортные компании (даже такие огромные, как ОАО «РЖД» или ОАО «Аэрофлот»), решают те же задачи вопросы, что и предприятия других отраслей. И используют имеющиеся на рынке ИТ-решения.

В целом можно отметить разнообразие рынка ИТ-решений для транспорта. Но общий уровень использования высоких технологий в данном сегменте сегодня является скорее средним, чем высоким.

CNews: Насколько транспортная отрасль как потребитель лояльна к отечественным ИТ-продуктам?

Михаил Корнаухов: Лояльность транспортной отрасли к отечественным ИТ-решениям у меня не вызывает сомнений. Исторически сложилось так, что российский подход к управлению перевозками несколько отличается от зарубежного. Он начал складываться достаточно давно, еще в советское время. С учетом этого — выгоднее оказывается разрабатывать системы управления силами российских разработчиков. Приспособить западные системы управления перевозками к нашим реалиям пока не представляется возможным.
Однако если говорить об использовании ERP, особенно в бизнесе тех компаний, которые выходят на открытый международный рынок, то здесь распространены западные решения.

CNews: Какими критериями, по вашему опыту, руководствуется транспортное предприятие при выборе системы автоматизации?

Михаил Корнаухов: Это зависит, прежде всего, от потребностей транспортных предприятий. Разные потребности – разные критерии. Сначала производится обследование бизнес-процессов предприятия, затем — заказчик формирует свои требования к информационной системе. И далее из существующих на рынке предложений выбираются те инструменты и решения, которые являются наиболее подходящими. Единственный момент, на который стоит обратить внимание, это уровень квалификации эксперта, определяющего требования к ИС и оценивающего предлагаемые на рынке решения.

CNews: Какие специфические требования к ИТ-решениям предъявляет железнодорожный транспорт, из вашей практики?

Михаил Корнаухов: Во-первых, система должна обрабатывать очень большой объем информации в режиме реального времени с минимальным количеством остановок. ОАО «РЖД» требует от своих систем очень высокого уровня готовности.
Во-вторых, сейчас прослеживается тенденция к централизации всех информационных систем, переход от не связанных друг с другом ИС железнодорожных предприятий к централизованному ресурсу, который обслуживает всю сеть целиком. Лучший пример централизации на данный момент — это система ЭТРАН, разработчиком которой является компания «ИнтэлЛекс». В сторону централизации двигается и проект внедрения ERP-системы в ОАО «РЖД».
В-третьих, железная дорога работает под достаточно жестким контролем государства и получает большое количество регулирующих воздействий с его стороны. И централизация управления позволяет быстро и эффективно реагировать на подобные воздействия. Отсюда вытекает еще одна особенность разработки ИТ-решений для железнодорожной отрасли: зачастую стандартный цикл разработки решения (который включает постановку ТЗ, создание, тестирование, сдачу в промышленную эксплуатацию) – нужно уложить в конкретные сжатые сроки, которые обозначены в решениях государственных органов.

CNews: Какие из ИТ-проектов, реализованных вашей компанией для транспортных предприятий, вы могли бы выделить?

Михаил Корнаухов: За время работы компания «ИнтэлЛекс» накопила большой опыт разработки информационных систем различного уровня для ОАО «РЖД». На сети железных дорог России внедрена и эксплуатируется система ЭТРАН (Электронная ТРАнспортная Накладная). Это автоматизированная система централизованной подготовки и оформления перевозочных документов по безбумажной технологии, которая эксплуатируется в промышленном режиме «7х24» и охватывает 100% железнодорожных грузоперевозок на территории России. Одной из наиболее эффективных технологий, обеспечивающих юридическую значимость электронного документооборота, является электронная цифровая подпись — ЭЦП. Сегодня ЭЦП внедрена в систему ЭТРАН и прошла тестирование.

Одна из последних разработок компании «ИнтэлЛекс» — это ИС УЖДП (Интегрированная Система Управления Железнодорожными Перевозками). Это система обеспечения электронного взаимодействия между системой ЭТРАН и АСУ грузоотправителя. Использование ИС УЖДП позволяет объединить в единое информационное пространство АСУ предприятия и ОАО «РЖД». Интеграция с системой ЭТРАН в режиме АСУ-АСУ позволяет грузоотправителю существенно ускорить процесс оформления перевозочных документов, снизить риск применения штрафных санкций за простой вагонов из-за неправильно оформленных документов, более гибко планировать перевозки, согласовывать заявки на перевозку в электронном виде, оптимизировать транспортные расходы.
Для холдинговых компаний мы предоставляем ряд решений по централизованному контролю и управлению перевозками филиалов и дочерних предприятий.

CNews: Каковы ваши планы по дальнейшему развитию бизнеса в этом секторе?

Михаил Корнаухов: В настоящее время проходит очередной этап реформирования ОАО «РЖД», компания превращается в холдинг, объединяющий дочерние предприятия, специализирующиеся на определенных видах перевозок (ОАО «ТрансКонтейнер», ОАО «Рефсервис» и т.п.).
В связи с этим одной из задач для нас является создание информационных систем для новых дочерних структур и интеграция этих систем с информационными ресурсами материнской компании. Это даст возможность дочерним компаниям предоставлять своим клиентам полный комплекс услуг по информационному обеспечению перевозок. Сейчас у «дочек» имеется собственный свой подвижной состав, но нет своей информационной системы документооборота и автоматизированной системы взаимодействия с клиентами.
В этом смысле представляется разумным использовать опыт ОАО «РЖД», где эти процессы уже отлажены (на сегодняшний день более чем 200 предприятий-клиентов ОАО «РЖД» подключены к системе ЭТРАН). У новых «дочек» — аналогичные потребности по организации информационного взаимодействия со своими клиентами, которые будут заказывать подвижной состав для перевозок.
Информационные технологии являются одним из важнейших факторов развития современного транспорта. Это в равной мере относится и к железным дорогам, и к водному, и воздушному транспорту, и к автомобильным перевозкам. Проекты нашей компании (в первую очередь — ИС УЖДП) помогают создать единое информационное пространство для всего транспортного сектора. В наших планах — расширение спектра информационных услуг для обеспечения конкурентоспособности транспортной отрасли.

CNews: Спасибо.

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2006 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS