Обзор ИТ на транспорте 2006 подготовлен
CNewsAnalytics

Владимир Щукин: Транспортники все активнее отказываются от программ собственной разработки в пользу стандартных приложений ведущих вендоров

Владимир Щукин

На вопросы CNews ответил вице-президент и директор департамента по работе с транспортными организациями компании «ТехноСерв А/С» Владимир Щукин.

CNews: Насколько, по вашим данным, за последние годы вырос объем информации, обрабатываемой транспортными компаниями? Как это повлияло на количество проектов по построению современных вычислительных платформ?

Владимир Щукин: Транспортные компании — такие же участники рынка, как и другие предприятия и организации. Соответственно, темпы развития этого сектора экономики зависят от общероссийской экономической динамики. В последние годы она положительная, о чем свидетельствуют высокие показатели и увеличение объемов перевозок.

Бизнес транспортных компаний уверенно растет. Рост ритейлерских сетей стимулирует развитие сектора грузовых автоперевозок. А наблюдавшийся в 2006 году рост перевозок цемента, лесных грузов, угля и черных металлов, а также нефти и нефтепродуктов позволил ОАО «Российские железные дороги» закончить с положительными результатами первое полугодие. Кстати, в конце апреля этого года ОАО «РЖД» впервые с 1993 года установило новый рекорд суточной погрузки — 4 млн. 98 тыс. тонн.  

По мере роста бизнеса транспортных компаний возрастает и количество операций, совершаемых информационными системами предприятий отрасли, растет объем обрабатываемой ими информации. По нашим оценкам, объем данных в различных ИТ-системах транспортников ежегодно удваивается. Данный процесс влияет на размах, географическую распределенность и сложность проектов по информатизации в большей степени, чем на их количество. О радикальном увеличении количества ИТ-проектов речи не идет.

CNews: Какие сервисы в области построения и поддержки ИТ-инфраструктуры сегодня наиболее востребованы отечественными транспортными заказчиками?

Владимир Щукин: Традиционно востребованы сервисы, связанные с проектированием, наладкой и запуском вычислительной и сетевой инфраструктуры, обучением специалистов заказчика. Но наметилась также и другая тенденция. Построив или модернизировав вычислительную инфраструктуру, предприятия транспорта переходят к внедрению прикладных решений, решающих масштабные задачи по автоматизации бизнеса транспортников. Причем особенность этой тенденции в том, что организации все активнее отказываются от программ, разработанных собственными ИТ-специалистами, в пользу стандартных приложений, автоматизирующих определенные сферы деятельности и проверенные многолетним опытом использования в составе информационных систем зарубежных транспортных компаний. Речь идет, в первую очередь, о системах управления поставками и снабжением, финансами и материально-техническими ресурсами, внешними коммуникациями (то есть — о пакетах  SCM, ERP, CRM). Такие решения представляют в России многие компании. Соответствующие отраслевые решения есть и у ведущих игроков рынка — SAP, Oracle, I2. Как следствие, растет потребность в профессиональных командах специалистов, осуществляющих консалтинг, внедрение, адаптацию и настройку прикладных решений под нужды конкретного предприятия.

CNews: Продукты каких вендоров в большей степени приспособлены под решение ИТ-задач отечественных транспортников? Каковы, на ваш взгляд, «функциональные ниши» основных систем, представленных на российском рынке?

Владимир Щукин: Основные функциональные «ниши» современных информационных систем, внедренных на предприятиях транспорта  — это централизованное управление перевозочным процессом, логистикой, финансами и ресурсами. Масштабы и характер решаемых задач диктуют сверхжесткие требования к оборудованию и программному обеспечению. В особенности это актуально для действительно масштабных информационных систем, обеспечивающих автоматизацию деятельности крупнейших отраслевых корпораций, таких как ОАО «РЖД». Очевидно, что для обеспечения работы всех прикладных подсистем должно использоваться оборудование, которое полностью гарантирует их бесперебойную работу. А такие компоненты производятся только ведущими вендорами.

Например, в ГВЦ ОАО «РЖД» для решения централизованных задач применяется только оборудование с внутренним резервированием класса Hi-End: серверы IBM System z9, IBM pSeries 590 и 595, Sun Fire 25K, системы хранения данных EMC Symmetrix DMX 2000 и 3000, Sun StorageTek SL8500. Для решения задач линейного уровня в информационно-вычислительных центрах дорог используются blade-серверы IBM и HP с внешними системами хранения EMC и HP. Сетевая инфраструктура построена на базе оборудования Cisco.

Являясь монополистом, ОАО «РЖД», устанавливает стандарты информатизации транспортной отрасли. Соответственно, подавляющее большинство предприятий транспорта стремится использовать самые современные решения.

CNews: На каких заказчиков из транспортной отрасли ориентируется «ТехноСерв А/С»?

Владимир Щукин: Исторически так сложилось, что уже почти 15 лет мы работаем с предприятиями железнодорожного транспорта. Началом сотрудничества послужила потребность железных дорог существенно повысить надежность своих вычислительных комплексов. Стоит отметить, что уже к 1992 году МПС обладало достаточно зрелой ИТ-инфраструктурой на базе ЕС ЭВМ, обеспечивавшей работу ведомственных приложений.

В то время перед заказчиком стояла задача модернизации вычислительных комплексов без замены унаследованных приложений. «ТехноСерв А/С» предложил решение, которое удовлетворяло потребности ИВЦ железных дорог как технологически, так и функционально. В основу решения были положены архитектура S/370 (а затем S/390) и среда MVS. Наша компания также перевела все унаследованные приложения на новую аппаратно-системную платформу.

Сегодня наши специалисты решают для ОАО «РЖД» широкий спектр вопросов, связанных с внедрением приложений на базе SAP, консолидацией вычислений, системами управления вычислительными и сетевыми ресурсами и жизненным циклом информации, разработкой и реализацией проектов по построению катастрофоустойчивых вычислительных систем.

Наше сотрудничество с предприятиями транспорта не ограничивается только железными дорогами. Для других участников рынка перевозок мы проектируем решение по созданию централизованной информационной системы логистических центров.

CNews: Какие задачи сегодня решает ИТ-инфраструктура ОАО «РЖД»?

Владимир Щукин: ИТ-инфраструктура ОАО «РЖД» несет на себе нагрузку корпоративных приложений управления грузовыми и пассажирскими перевозками, налогового учета и централизованной отчетности. Кроме того, она реализует задачи управления финансовыми, материальными и трудовыми ресурсами, а также задачи дорожного и линейного уровней, часто имеющих свою специфику в реализации на конкретной железной дороге.  

Поэтому основное назначение всех серверов, систем хранения, сети передачи данных и других элементов – обеспечить круглосуточную готовность приложений для операторов, учетчиков, инженеров, специалистов, руководителей различных уровней, дать им возможность получить разрешение на отгрузку, справку-сравнение финансовых показателей дороги за отчетный период, определить стоимость проезда или перевозки, наличие свободных мест и так далее.Сегодня информационная система ОАО «РЖД» — такая же необходимая и равноправная компонента для перевозки, как рельсы, шпалы, вагон, электровоз или семафор.     

CNews: Какова специфика проектов построения и поддержки ИТ-инфраструктуры применительно к бизнесу транспортных компаний в целом и железнодорожных – в частности?

Владимир Щукин: Мне проще говорить о специфике проектов в железнодорожной отрасли. Дело в том, что ОАО «РЖД» — молодая компания, созданная в 2003 году. Несмотря на, казалось бы, большое количество черт, унаследованных от МПС, это совсем другая организация, прежде всего — по принципам управления. Информационные системы для обеспечения функционирования компании приходится строить практически заново, используя при этом максимум имеющихся в наличии вычислительных и сетевых ресурсов. Поэтому проекты, которые мы ведем, обычно называются «модернизацией системы».

В соответствии с новыми корпоративными принципами работа по проектам направлена на централизацию части процессов оперативного управления и принятия решений, повышение достоверности информации, снижение накладных расходов на вычисления и обеспечение готовности информационных систем для пользователей, работающих в 10 различных часовых поясах.

Система, работающая в режиме 24х7х365 на территории всей страны, безусловно, нуждается в оперативном техническом сопровождении. В ИТ-инфраструктуре ОАО «РЖД» используются вычислительные средства всех трех платформ: мейнфреймы z-архитектуры, RISC-серверы Sun Microsystems, IBM pSeries и intel-серверы. Каждая платформа на своем уровне поддерживает единые бизнес-процессы, начиная с линейного уровня и заканчивая центральным аппаратом.

Помогать эксплуатировать такой парк систем, решать проблемы совместимости общесистемных программных компонент и эффективности использования оборудования, восстанавливать ПТК после сбоев – задачи подобного масштаба по силам лишь организованной команде высококлассных специалистов, способных на практике обеспечить определенный уровень сервисов. Такая команда у «ТехноСерв А/С» есть.

Какие-то оперативные функции, связанные с рутинными операциями, выполняются либо сменными инженерами в вычислительных центрах, либо в системе управления вычислительными ресурсами на основе CA Unicenter TNG. Проблемами, связанными со сбоями и неисправностью оборудования, а также вопросами сопровождения и исправления ошибок настроек в общесистемном ПО в рамках централизованного договора занимается технический центр  нашей компании. А обработка гарантийных заявок и решение вопросов, связанных с микрокодами и ошибками более высокого уровня, осуществляются техническими службами производителей.

CNews: Какой проект, реализованный вашей компанией для железных дорог, вы могли бы отметить в числе наиболее масштабных?

Владимир Щукин: Любой проект, связанный с модернизацией основных вычислительных комплексов информационной системы ОАО «РЖД» и затрагивающий всю сеть, может быть отнесен к разряду крупных. Думаю, что не ошибусь, если назову самым масштабным и сложным из них проект создания вычислительной инфраструктуры для задач управления финансами и ресурсами отрасли. Проект стартовал еще в 1999 году параллельно с началом внедрения отраслевой ERP-системы на базе продуктов SAP. Отмечу, что данное внедрение системы SAP является крупнейшим  в Европе и одним из крупнейших в мире.

В 1999 году была разработана концепция построения вычислительной инфраструктуры ERP-решения, в соответствии с которой «ТехноСерв А/С» осуществил разработку серии проектов для каждой железной дороги. В результате реализации проектов в ГВЦ и ИВЦ 17 железных дорог было поставлено необходимое оборудование и запущены вычислительные мощности.

Сегодня мы используем новый подход к организации вычислительного процесса: на двух ИВЦ создаются центры консолидации данных, резервируемые на случай непредвиденных обстоятельств в третьем центре.

CNews: В чем состояла наибольшая сложность при реализации проекта для ГВЦ РЖД? Каковы перспективы дальнейшего развития этого решения?

Владимир Щукин: Если речь идет о проекте по созданию системы централизованной отчетности, то основные трудности заключались в поиске правильного, эффективного решения поставленной задачи. Программно-технический комплекс ГВЦ строится на основе единой вычислительной платформы для всех решаемых задач, что открывает возможности динамического распределения имеющихся процессорных мощностей и ресурсов систем хранения данных, исходя из приоритетных задач и загрузки серверов. Выбранная конфигурация для построения централизованной отчетности — платформа IBM zSeries, z/OS, SAP BW и дополнительные программные средства для интерфейсов — была очень требовательна на этапе разработки приложений и запуска системы, но в процессе эксплуатации полностью оправдала затраченные усилия по настройке ПТК. За прошедшее со старта проекта время к базовой функциональности добавилось большое количество приложений, обеспечивших работу более 15 тысяч пользователей.

В данном проекте в очередной раз подтвердилось правило: для реализации проекта любой сложности и масштаба в заданные сроки необходимо выбрать, выделить и направить все необходимые ресурсы, от которых будет зависеть успех реализации. Но если ошибка была заложена на этапе выбора, то придется вносить коррективы на ходу, а запланированный результат окажется недостижимым.

CNews: Каковы планы «ТехноСерв А/С» по развитию экспертизы в области построения ИТ-инфраструктуры для транспортных компаний?

Владимир Щукин: В настоящее время компания имеет полномасштабную экспертизу и соответствующие статусы по большому списку продуктов, в числе которых — решения IBM, Sun Microsystems, EMC, Symantec, Cisco и других компаний. Поэтому развитие экспертизы будет связано с появлением новых продуктов ведущих вендоров, а также с применением в интересах транспортных компаний нашего опыта в области интеграции оборудования и ПО для предприятий других секторов экономики.

Мы планируем расширять сервисную составляющую наших проектов. Для этих целей мы сформировали департамент сервиса и аутсорсинга, в котором работают ведущие специалисты в области консалтинга и  профессиональных услуг. (Говоря о профессиональных услугах, мы имеем в виду проектирование, моделирование, настройку и обслуживание информационных систем, управление проектами и сервисное сопровождение). В состав департамента также входит вычислительный центр «ТехноСерв А/С». Такой подход помогает нам предлагать заказчикам более широкий спектр услуг, а также контролировать качество исполнения своих обязательств.

CNews: Спасибо.

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2006 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS