Обзор ИТ на транспорте 2006 подготовлен
CNewsAnalytics

Кирилл Ярошевский: Развитие ИТ в транспортной отрасли сегодня определяют крупнейшие госкомпании

Кирилл Ярошевский

О тенденциях развития высоких технологий в российской отрасли, о наиболее заметных проектах, реализованных компанией за последние годы, в интервью CNews рассказал директор департамента ERP-проектов компании «ТехноСерв А/С» Кирилл Ярошевский.

Как бы вы охарактеризовали динамику информатизации российских транспортных предприятий в последние годы?

Кирилл Ярошевский: Если говорить об отрасли в целом, то в последние годы наблюдается стабильный рост информатизации предприятий транспорта.

Рассматривая ситуацию в транспорте более детально, можно выделить три основные группы заказчиков. Первая — крупнейшие транспортные организации, которые можно назвать монополистами в своих областях. Как правило — это предприятия со стопроцентной или значительной долей государственного капитала, большинство из них имеет давние традиции автоматизации. Такие организации обладают достаточными средствами на внедрение крупных информационных систем. ИТ-стратегия монополистов заключается в постоянном  наращивании и модернизации ИТ-ресурсов. Под эти задачи ежегодно выделяется примерно одинаковый бюджет, поэтому особо активной динамикой информатизации они похвастаться не могут. Их темпы и объемы внедрения информационных технологий, скорее, можно охарактеризовать как стабильные.

Вторая группа — частные компании «среднего» размера. Этот сектор делает выбор в пользу реализации целевых программ. Для «частников» ИТ — это конкурентное преимущество, поэтому они реализуют единичные высокотехнологичные проекты для решения конкретных задач. Бюджеты на информатизацию в этой группе гораздо меньше, чем на государственных предприятиях, соответственно — и внедряемые системы не такие масштабные. И если транспортный монополист может себе позволить многолетний и дорогостоящий ИТ-проект (например — внедрение ERP), то частные предприятия предпочитают экономить, внедряя менее дорогие решения, позволяющие достичь определенных бизнес-целей. Таким образом, темпы информатизации частного сектора, в основном, зависят от конкуренции в отрасли.

И, наконец, третья группа — это транспортные подразделения компаний, работающих в других отраслях. Их ИТ-политика и темпы информатизации целиком и полностью определяются топ-менеджментом предприятия, в составе которых они находятся.

CNews: Какие факторы оказывают наибольшее влияние на развитие информатизации транспортной отрасли?

Кирилл Ярошевский: Развитие ИТ в транспортной отрасли сегодня в значительной степени определяют крупнейшие госкомпании. У них есть видение того, что они хотят получить от внедрения, есть специалисты, есть бюджет. Поэтому они достаточно охотно вкладываются в крупные ИТ-проекты. Тем более, что сегодня информатизация в России поддерживается на государственном уровне.

За годы развития вычислительной инфраструктуры крупные компании создали мощную информационно-технологическую базу, позволяющую перейти к внедрению масштабных распределенных прикладных систем, и к решению серьезных задач по автоматизации деятельности.

Фокус все больше смещается от наращивания вычислительных мощностей к внедрению систем, обеспечивающих как контроль за процессами транспортировки, так и автоматизацию управления финансовыми, хозяйственными и трудовыми ресурсами предприятия. На фоне реформирования многих предприятий и реализации их планов по выходу на отечественный и западные финансовые рынки, ИТ становится центральным инструментом, обеспечивающим контроль за бизнес-процессами организации. И это особенно важно для повышения финансовой прозрачности и инвестиционной привлекательности организации.

Это понимает и менеджмент. В отрасль приходит все больше профессиональных менеджеров, для которых транспорт — лишь одна из областей применения  современных управленческих технологий. Это новое поколение руководителей рассматривает ИТ в качестве инструментария для решения бизнес-задач.

Еще один важный фактор — это увеличение потребности в более тесном взаимодействии между монополистами и остальными игроками рынка. Крупнейшие компании уже имеют информационные системы, которые обеспечивают коммуникации с внешней средой. Это стимулирует их партнеров и заказчиков к внедрению аналогичных решений, позволяющих организовать работу на основе ИТ.

CNews: Какие потребности в области создания автоматизированных систем являются ключевыми применительно к бизнесу транспортных компаний?

Кирилл Ярошевский: В основном, ИТ используется для решения традиционных задач: управление финансами, имуществом, логистикой, трудовыми ресурсами, соблюдение платежной дисциплины.

С появлением в отрасли автоматизированных систем класса ERP транспортники получили инструмент управления финансами. Главное требование к таким системам — достоверность, оперативность и прозрачность всех финансовых данных. Причем — в режиме реального времени: руководитель хочет в каждый конкретный момент видеть состояние счетов, отслеживать работу с контрагентами и т.д. Привлекательность систем, работающих в режиме онлайн, заключается в возможности контролировать ситуацию, вносить срочные коррективы в бизнес-процессы, оперативно использовать появившиеся излишки ресурсов с целью получения дополнительного, незапланированного дохода.

Еще одна важная задача, которую сегодня решают транспортные компании — это управление налогами и фискальной отчетностью. Налоговая отчетность должна быть максимально точной и прозрачной, поэтому без ИТ здесь не обойтись. А в условиях постоянно меняющегося налогового законодательства автоматизированные системы становятся основой для оперативной поддержки всех налоговых изменений.

CNews: Какие проекты, реализованные вашей компанией для транспортных заказчиков, вы могли бы отметить в числе ключевых?

Кирилл Ярошевский: Начиная с 1992 года, «ТехноСерв А/С» реализовал целую серию крупных проектов для железнодорожной отрасли. Самый крупный проект стартовал в 1998 году, когда в МПС РФ были сформулированы требования о необходимости поставить под контроль процессы управления финансами и материально-техническими ресурсами. Предполагалось, что это будет сделано на основе автоматизированной системы, охватывающей всю инфраструктуру железных дорог. В целом выполнение проекта должно было обеспечить максимально эффективную организацию отраслевых бизнес-процессов, а также переход к единым стандартам финансового и бухгалтерского учета, отвечающим как российским, так и мировым требованиям. Иными словами, речь шла о ERP-системе, которая позволила бы решить весь комплекс управленческих задач и обеспечить поддержку реформирования железнодорожной отрасли. Проект получил название «Единая корпоративная автоматизированная система управления финансами и ресурсами» (ЕК АСУФР), его реализация началась в 1999 году с разработки и пилотного внедрения модуля управления финансами на платформе SAP R/3. Итогом этого этапа стало введение в опытную эксплуатацию подсистем управления финансами и материально-техническими ресурсами на двух уровнях: уровне центрального руководства и уровне железных дорог. В дальнейшем специалисты компании перешли к автоматизации работы предприятий линейного уровня на основе типовых решений, что позволило привести бизнес-процессы к единому знаменателю и обеспечить необходимую четкость и прозрачность деятельности железных дорог на всей территории России. В настоящее время ЕК АСУФР объединяет более 50 тыс. пользователей.

Стратегически система ориентирована на использование SAP R/3. Это прикладное решение в сочетании с архитектурой системы обусловило инфраструктуру проекта — централизованный вычислительный комплекс на площадке Главного вычислительного центра ОАО «РЖД» (до сентября 2003 года — МПС РФ), информационно-вычислительные центры дорожного уровня и удаленные рабочие места пользователей, подключенные к ресурсам ИВЦ дорог и ГВЦ по каналам ведомственной сети передачи данных. Были учтены и такие особенности, как одновременная работа десятков тысяч пользователей, гарантированно бесперебойное функционирование в режиме реального времени, одновременная обработка большого количества документов, возможность масштабирования.

По мере реализации проекта все больше структурных подразделений ОАО «РЖД» делали выбор в пользу SAP и отказывались от имеющихся локальных систем.

В 2003 году «ТехноСерв А/С» начал очередной проект для ОАО «РЖД», предусматривающий создание единой корпоративной системы управления трудовыми ресурсами (ЕК АСУТР). Система обеспечивает эффективное управление персоналом ОАО «РЖД» — это около 1,5 млн. человек. Решение также используется для  автоматизации бизнес-процессов нормирования труда, учета рабочего времени, расчета заработной платы, охраны труда и т.д. Основные пользователи системы — сотрудники департамента управления персоналом, работники кадровых служб подразделений железных дорог, экономисты и бухгалтеры.
ЕК АСУФР использует большинство модулей системы SAP, включая SAP Business Information Warehouse. На его базе созданы и функционируют подсистема анализа доходов от грузовых перевозок, подсистема анализа договоров, заключаемых от имени ОАО «РЖД» с внешними контрагентами; подсистема анализа наличности ОАО «РЖД». Использование этого модуля SAP в составе  ЕК АСУФР позволяет классифицировать ее как систему поддержки принятия управленческих решений.

Еще одним крупным проектом, реализованных нами для ОАО «РЖД», стала разработка и внедрение системы формирования сводной налоговой отчетности корпорации. В 2003 году стало ясно, что МПС будет преобразовано в акционерное общество, по закону вновь образованная компания должна была провести преобразования по всему массиву операций, связанных с формированием налоговой отчетности единого юридического лица, куда вливались несколько тысяч обособленных подразделений по всей стране. Соответственно, требовался механизм оперативного и прозрачного формирования отчетности. Проект начался в апреле 2003 года, в основу создаваемой системы легли продукты и технологии SAP, IBM и EMC. Осенью того же года система заработала в режиме промышленной эксплуатации. Сегодня она обеспечивает сбор отчетности по 15 тыс. подразделениям ежемесячно.

CNews: Как на ваш взгляд изменились за последние годы функциональные требования ОАО «РЖД» к АСУ?

Кирилл Ярошевский: Основное требование к АСУ — это обеспечение надежного, оперативного непрерывного и качественного управления финансами железных дорог. Новые руководители, приходящие в отрасль, приносят с собой новое видение роли информационных технологий в развитии железных дорог.

Переход к единому юридическому лицу требует реализации задач ежедневного контроля за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий на всех уровнях. Ощущается необходимость четкого планирования бюджета и жесткого соблюдения платежной дисциплины. Соответственно, внедряемые в настоящее время функции, в основном, относятся к сфере управления финансами. И здесь особое внимание уделяется вопросам оперативности. Одно из основных отличий ЕК АСУФР от других ERP-систем, внедренных в России, заключается в том, что она поддерживает режим онлайн. Другие системы подобного размаха, как правило, используют пакетный режим учета и анализа данных.

CNews: В чем вы видите специфику автоматизации ОАО «РЖД»? Какие основные сложности реализации ERP-проектов в этой сфере?

Кирилл Ярошевский: Основная специфика — это масштабность реализованных проектов. «ТехноСерв А/С» на практике доказал возможность построения ERP-систем масштаба отрасли. ЕК АСУФР не имеет аналогов в мире как по охвату (территория, часовые пояса), так и по объему операций. По оценкам специалистов SAP, внедрение ЕК АСУФР стало самым крупным ERP-проектом на базе R/3 в Европе.

Размах решаемых задач потребовал необычной архитектуры решения.

Главная особенность решения — отсутствие самостоятельных систем на уровне железных дорог. Все разработки производятся на одном сервере и после тестирования тиражируются на 17 серверов дорожных систем, которые, в свою очередь, связаны с сервером ГВЦ ОАО «РЖД». Таким образом, обеспечивается централизованная разработка систем и централизованный учет всех операций, совершаемых в отрасли.

Еще одна особенность проекта — стратегическое партнерство ОАО «РЖД» и «ТехноСерв А/С». Был создан отраслевой Центр разработки и внедрения информационных систем (ОЦРВ), куда вошли представители железных дорог и нашей компании. Общая численность Центра сегодня — почти 200 человек, специалисты знают систему до мелочей, а главное — видят пути ее дальнейшего развития.

Помимо ОЦРВ, в рамках проекта были созданы 17 центров внедрения на железных дорогах (ДЦВ), в которых работают специалисты ОАО «РЖД», Они взаимодействуют с конечными пользователями, участвуют в разработке типового решения. Консультанты Центра стараются оказывать коллегам из ДЦВ любую возможную поддержку.

CNews: Что, на ваш взгляд, послужило причиной успешной реализации ERP-проекта в ОАО «РЖД»?

Кирилл Ярошевский: В самом начале проекта мы определили базовые принципы его реализации и постоянно уделяем серьезное внимание их соблюдению. Весь проект выполняется в русле единой стратегии, принятой и заказчиком, и интегратором.

Внедрение ЕК АСУФР пользуется поддержкой топ-менеджмента, поэтому нам удается поддерживать высокие темпы реализации и достигать поставленных целей в заданные сроки.

Наличие генерального подрядчика — ОЦРВ, сосредоточившего у себя всю компетенцию по ERP, позволяет централизованно и оперативно решать любые вопросы, связанные с работой системы и ее развитием.

Консультанты центра работают во взаимодействии с сотрудниками транспортной отрасли. И главное — все мы ориентированы на конечный результат.

CNews: Спасибо.

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2006 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS