Обзор подготовлен
CNewsAnalytics

ИБП в России: рынок взрослеет, страсти накаляются

Российский рынок ИБП, в отличие от мирового, демонстрирует уверенный рост последние пять лет. По данным ITResearch, два года назад его объем в денежном выражении вырос на 18% и составил $240 млн., тогда как мировой ограничился лишь показателем в 12%. В 2005 году рост продолжился. Производители ИБП утверждают, что подобное состояние рынка сохранится и в ближайшей перспективе. Именно этим можно объяснить повышенный интерес азиатских вендоров к российскому рынку и их разгорающуюся войну с APC.

 

Рынок ИБП неразрывно связан с ИТ-рынком в целом. Это прослеживается не только в мировых масштабах, но и локально, на примере отдельных регионов или стран. Россия здесь — показательный пример. Когда на мировом ИТ-рынке разразился кризис, он затронул и рынок ИБП. Параллельно в тот же момент времени ИТ-рынок России демонстрировал уверенный, а в иные годы даже бурный рост. Вторя ему, сегмент ИБП вырос за период 2000–2004 гг. более чем в 2,5 раз и по итогам 2004 г., согласно исследованию ITResearch, достиг объема в $240 млн. 

Динамика российского рынка ИБП, $ млн.

Динамика российского рынка ИБП, $ млн.

Источник: ITResearch, 2005

Ведущие производители ИБП в один голос утверждают, что в 2005-2006 гг. тенденция уверенного роста в этом секторе сохранится. Это подтверждают и предварительные оценки ITResearch. Так, в первом квартале 2005 г. рост в натуральном и денежном выражении превысил аналогичные показатели 2004 г. на 29% и 19% соответственно.

Оценки расходятся

В отличие от зарубежных рынков, которые уже давно сложились, и где доли игроков год от года меняются очень незначительно, отечественный рынок находится на стадии формирования. Его характерной чертой является наличие ярко выраженного лидера, которому по некоторым оценкам принадлежит более половины российского рынка ИБП. Доли остальных игроков не превышают 10%, а позиции их настолько близки, что несколько крупных заказов могут вывести практически любую компанию из конца первой десятки в число лидеров.

Согласно данным ITReseach, в 2004 г. состав лидирующей пятерки по сравнению с 2003 г. не изменился. Доля продукции APC превысила 60%, тогда как занявшая второе место PowerCom довольствовалась лишь 7%. Также в лидирующей пятерке закрепились PowerMan (6%), Ippon (6%) и Powerware (3%). По тем же данным, доля APC в 2004 г. увеличилась почти на 4%, а доля Ippon с 3% до 6%. При этом доли других игроков, наоборот, немного уменьшились.

Структура российского рынка ИБП

Структура российского рынка ИБП

Источник: ITResearch, 2004

Тем не менее, есть и другая точка зрения относительно расстановки сил, сложившейся на отечественном рынке. Наряду c ITResearch исследование российского сегмента ИБП проводила компания Frost&Sullivan. Данные эти двух источников во многом расходятся.

Так, например, по данным Frost&Sullivan, доля APC в 2003 г. составляла 41%, тогда как ITResearch оценили ее в 58,4%. На второй позиции расположилась PowerCom, долю которой иностранные аналитики указали в 12,3%, тогда как российские — в 8,3%. У большинства остальных игроков (Liebert-Hiross, MGE, Chloride и др.), по оценкам ITResearch, доля не превышала 3%.  В то же время, по версии Frost&Sullivan, позиции этих брендов не столь слабы — около 5%, и 10% у Powerware.

Структура рынка ИБП в России: разные версии

Аналогичные расхождения в оценках наблюдаются и в 2004 г. Согласно отчету ITresearch было продано более 1,5 млн. устройств на $240 млн, тогда как Frost&Sullivan оценила рынок только в $220 млн. (400 тыс. устройств).

Столь существенные различия можно объяснить закрытостью этого рынка. Представительства многих компаний не предоставляют информацию о продажах в России, что вынуждает экспертов оценивать продажи дилеров. Правда, многие из них также не стремятся раскрывать свои карты. Тем менее, косвенные факторы указывают на то, что данные ITReseach ближе к истине. Если исходить из показателей одной компании, открывшей CNews свои финансовые результаты за 2003-2004 гг., то простые расчеты демонстрируют, что оценка  Frost&Sullivan более чем вдвое превышает представленные цифры. При этом расхождения с оценкой ITresearch не значительны.

Рынок взрослеет

Если рассматривать структуру рынка, то отчетливо видны тенденции, характерные для взрослеющего рынка. На протяжении последних четырех лет наблюдается замедление темпов роста сегмента массовых ИБП в денежном выражении, тогда как рост более «тяжелого» сегмента остается стабильно высоким. Несмотря на замедление темпов роста обоих сегментов в натуральном выражении, именно массовом сегменте эта тенденция выражена наиболее ярко.

Источник: ITResearch, 2005

Все эти изменения отразились на структуре рынка. Сегмент offline уменьшился, тогда старшие сегменты, line-interactive и on-line, наоборот выросли.

Структура российского рынка ИБП (в денежном выражении)

Источник: ITResearch, 2004

Эксперты предсказывают, что уменьшение самого младшего сегмента будет наблюдаться и в дальнейшем. Уже сегодня многие производители попросту не выпускают ИБП по технологии offline, предлагая домашним пользователям более совершенные устройства line-interactive.

«Молодость» российского рынка проявляется также в том, что в достаточно большой доле представлены однофазные ИБП, предназначенные для децентрализованной защиты персональных приложений. По оценкам экспертов, доля трёхфазных систем в общих объёмах продаж на российском рынке составляет около 20-25%, тогда как на мировом рынке этот показатель соответствует 35-40%. В подавляющем большинстве это системы с двойным преобразованием, и весь рынок таких double-conversion ИБП делится примерно поровну между однофазными и трёхфазными ИБП.

Азиаты теснят лидеров

С одной стороны, все компании сходятся во мнении, что российский рынок еще очень далек от насыщения. С другой же, уже сегодня здесь наблюдается очень острая конкуренция. Пока, правда, она затронула только сегмент легких ИБП. Такие компании как PowerCom, PowerMan, Ippon смогли уверенно закрепиться и показывают рост, в несколько раз превышающий рост рынка в целом.

По данным ITResearch, в самом массовом сегменте line-interactive APC сохраняет лидерство в денежном эквиваленте, однако в натуральном находится только на четвертом месте. Объясняется это тем, ИБП азиатских производителей, а также российские OEM-продукты значительно дешевле, а в массовом сегменте именно цена является определяющим фактором. Так, продажи Ippon увеличились в 2004 г. на 60%, а в представительстве PowerCom прогнозируют рост продаж в 2005 г. на 40%. В ближайшем будущем конкуренция только обострится: в минувшем году на этом рынке появились еще две компании — Mustek и Sven, предложившие продукцию этого класса.

«Тяжелая» артиллерия также проявляет интерес к массовому рынку. Так, например, компания MGE в последнее время активно продвигает свою новую линейку для домашних пользователей, отличающуюся модным дизайном. В представительстве MGE считают, что в 2005 г. им удастся заметно увеличить долю потребительского и СМБ сегментов в общем объеме своих продаж и добиться общего роста по итогам года свыше 45%. По мнению экспертов, успех в потребительском секторе будет определяться в первую очередь маркетинговыми факторами, и MGE, видимо, одной из первых почувствовала это.

Тем не менее, нужно отметить, что мировым брендам очень сложно конкурировать с азиатскими именно потому, что цена  продукции последних всегда будет ниже. Поэтому такие игроки как Chloride, DE, Eaton Powerware, Liebert-Hiross не предпринимают попыток выйти на массовый рынок, а APC, которая является мировым законодателем мод в данном сегменте, в последнее время сконцентрировала свое внимание в России на более «тяжелых» решениях, где ценовой фактор уходит на второй план.

Впрочем, азиатские производители также не стоят на месте. Некоторые их них уже предлагают online решения, начиная присматриваться к новым рынкам. У российских OEM-производителей, таких как NeuHaus, подобные ИБП уже давно есть в продуктовой линейке. Отдельные, например Inelt, производят их на своих мощностях. Все это говорит о том, то в ближайшие годы можно ожидать обострения конкуренции и сегменте тяжелых решений. 

Разумов Илья / CNews Analytics

Сергей Двойнов: Отложенный спрос на ИБП еще скажется

Сергей Двойнов

На вопросы CNews отвечают Сергей Двойнов, директор по продажам «Хайтед», и Михаил Салтыков, менеджер коммерческого отдела «Хайтед».

CNews: Какие важные изменения произошли, на ваш взгляд, на рынке систем бесперебойного питания в России за последний год?

Сергей Двойнов: К числу наиболее важных изменений, которые произошли за последний год, можно отнести появление новых решений и продуктов в различных сегментах рынка, включая расширение области применения систем InfraStruXure. Происходит плановая замена систем непрерывного обеспечения питания, модернизация принципов и технологий, которые лежат в основе производства ИБП. Помимо элементной базы, изменяются и подходы к обеспечению непрерывности и надёжности бизнес-процессов. Производители очень внимательно следят за изменениями в ИТ-инфраструктуре, стараются им соответствовать и «закрывать» все потребности в электропитании. Решения усложняются, охватывая все большую часть инфраструктуры. Например, в решения интегрируется кондиционирование, системы распределенного электропитания, мониторинга и управления.

Полный текст интервью


Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS