Обзор подготовлен
CNewsAnalytics

Кто есть кто на рынке ИБП в России

Развитие рынка источников бесперебойного питания (ИБП) в России на протяжении всего его существования происходило в тесной связи с развитием всей отрасли ИТ с поправкой на российскую специфику. В России рейтинг ведущих мировых игроков «разбавлен» локальными торговыми марками, забравшими заметную долю рынка у мировых лидеров.

В России расстановка сил на рынке систем бесперебойного питания имеет иной расклад, чем в мире. Здесь традиционный рейтинг ведущих игроков «разбавлен» брэндами, крайне мало влияющими на мировой рынок ИБП. Впрочем, как и во всем мире, компания APC (США) удерживает в нашей стране безусловное лидерство, а ее доля в совокупном объеме продаж ИБП равна 60% (по данным IT-Research). В пятерку лидеров российского рынка к началу 2006 года входят также Powercom (Тайвань), Ippon (Россия), Powerman (Россия), Eaton (торговая марка Powerware, США), ИНЭЛТ (Россия). В сегменте «тяжелых» решений наряду с APC в России сильны позиции Eaton, MGE UPS Systems (Франция), Chloride (Великобритания), GE DE (США), Liebert (торговая марка Emerson, США).

Динамика выхода производителей ИБП на рынок России*

История ИБП в России

* По ординате отложена доля рынка, занимаемая компанией. Информации о структуре рынка до 2000 года нет. На оси абсцисс указано время выхода на российский рынок. Приведены данные по всему рынку, то есть суммарно по легким и тяжелым решениям.

Источник: CNews Analytics, данные по структуре рынка - ITResearch и Frost&Sullivan

Сразу бросается в глаза безмятежное парение показателей компании APC над «клубком страстей» всех остальных компаний российского рынка. На позиции тайваньской компании Powercom, находящейся в течение последних лет на втором месте в сегменте легких решений, начинают претендовать молодые российские компании, в первую очередь Ippon и Powerman. В сегменте тяжелых решений на втором месте после APC находится компания Eaton (Powerware), «на пятки» последней наступают компании MGE UPS Systems и Chloride, а этим – компания Liebert. А позиции давней участницы российского рынка – компании GE DE – пошатнулись, доля рынка в последние два года – менее 2%.

Хроники ИБП в России

Рынок ИБП России имеет давнюю историю, начинаясь еще со времен СССР. В 1978 г. была осуществлена первая поставка ИБП Chloride в Советский Союз — среди оснащенных ими объектов защиты оказался и стартовый комплекс космодрома Байконур. Год основания компании Chloride — 1891-й, головной офис расположен в Лондоне. Оборудование Chloride адаптировано к использованию в нестандартных и особо сложных условиях (низкие или высокие температуры, влажность, вибрации и т.п.). ИБП Chloride позиционируются как средства обеспечения бесперебойного электроснабжения производственного оборудования и востребованы в различных отраслях промышленности, энергетики, нефтехимической отрасли и транспорта. В России компания имеет представительство с 2002 года и известна как поставщик тяжелых решений.

Оборудование компании Liebert поставлялось на территорию Советского Союза, а потом – России под торговой маркой Emerson с начала 80-х. До перестройки оно закупалось советскими внешнеторговыми организациями. Liebert входит в состав крупнейшего мирового холдинга Emerson Electric. ИБП Liebert подразделяются на несколько продуктовых линеек: микроИБП (мощность до 3 кВА), средние однофазные и трехфазные источники (мощность от 4 до 30 кВА) и тяжелые трехфазные системы мощностью до 4800 кВА, обеспечивающие «чистое» синусоидальное электропитание.

На российском рынке торговая марка Powerware присутствует уже более 20 лет. Первые поставки оборудования с финского завода, который в то время выпускал ИБП постоянного и переменного тока под торговой маркой Fiskars, начались еще в 1970-е гг. Среди клиентов компании были организации из нефтегазовой и транспортной отраслей СССР, порты, банки, объекты здравоохранения. Три года назад производство ИБП Powerware, принадлежавшее фирме Invensys, было выкуплено у нее американским промышленным гигантом Eaton. Более 80% общего объема продаж ИБП Powerware на российском рынке в денежном выражении приходятся на динамичный корпоративный сектор, где востребованы преимущественно «тяжелые» системы защиты электропитания. В изделиях Powerware используются фирменные инженерные разработки, такие как технология параллельной работы и резервирования Hot Sync, а также система управления зарядом батарей ABM.

Признанный мировой и российский лидер отрасли - корпорация APC (American Power Conversion) - открыла представительство в России в трудном 1992 году. А основана корпорация была в 1981 году, в 1984 году появился ее первый ИБП. Компания выпускает широкий спектр решений для защиты электропитания: потребительские, средние (системы защиты для офисной техники) и Enterprise (решения для бесперебойного электроснабжения вычислительных центров и телекоммуникационных узлов). Причем опережающий рост бизнеса наблюдается именно в секторе больших систем и обусловлен активным продвижением фирменной архитектуры APC InfraStruXure. Компания позиционируется в России как поставщик законченных инфраструктурных решений для защиты питания корпоративных заказчиков. Решения данной марки предназначены, прежде всего, для центров обработки данных и поставляются заказчикам в готовой комплектации.

Анализируя историю «захвата» российского рынка ИБП компанией APC, многие эксперты указывают на следующие моменты: своевременное открытие офиса в 1992 г., развитие партнерской сети и организацию сервиса. В компании сразу же осознали, что техническое обслуживание надо развивать опережающими темпами по отношению к продажам. В настоящее время в 65 субъектах РФ развернуто около 150 сервисных центров APC. Время адекватной реакции на проблемы заказчиков обеспечивается с помощью буферных региональных складов запчастей.

Фирма Powercom основана в 1987 году в Тайпее (Тайвань). Powercom разрабатывает, производит и обслуживает системы бесперебойного электропитания для ПК и мини-компьютеров, сетевого оборудования, кассовых аппаратов, охранных систем и пр. В России продукция Powercom появилась в 1992 году, а в 2003 году было открыто собственное представительство фирмы в Москве. Российский рынок занимает второе место по объему продаж продукции Powercom во всем мире. Основная доля оборота приходится на линейно-интерактивные источники мощностью от 400 до 2000 ВА. Успех Powercom, по словам главы представительства Максима Сурду, во многом обусловлен хорошим сочетанием набора функций и цены.

Агентство Frost&Sullivan назвало компанию MGE UPS Systems лучшим производителем систем бесперебойного питания 2005 г. MGE UPS Systems заняла второе место в мире по объему продаж среди производителей ИБП. MGE специализируется на защите электропитания с 1964 года. Штаб-квартира компании находится в Гренобле (Франция). MGE сегментирует свои изделия по пяти категориям. Это решения для информационных центров (большие серверные комнаты, SAN, Web-узлы), корпоративные сети (серверы, хранилища данных), телекоммуникации, инфраструктура управления производственным циклом и SOHO (ПК, видео, домашние кинотеатры). На российском рынке продукция MGE - с 1994 года. Основу бизнеса MGE UPS Systems в России (53 % продаж) составляют трехфазные системы мощностью от 20 до 120 кВА. Новый продукт MGE UPS Systems, - система Galaxy 5000, – это принципиально новая революционная серия трехфазных ИБП большой мощности. Она выполнена по бестрансформаторной технологии, с использованием IGBT-выпрямителя, с воздушным охлаждением. MGE представило первую в мире систему для управления ИБП, разработанную в среде Linux.

По крайней мере четыре российские компании: Neuhaus, ИНЭЛТ, Ippon (Merlion) и Powerman ("Ниеншанц") поставляют на отечественный рынок под собственными торговыми марками источники питания, которые сконструированы на базе зарубежных технологий. Например, Neuhaus разрабатывает и выпускает ИБП под своей торговой маркой с 1997 года. Производство малых систем NeuHaus размещено на китайских предприятиях, а выпуск источников мощностью более 10 кВА осуществляется в Италии. К середине 2000 года компания располагала серией ИБП Integra мощностью от 4 до 10 кВА. Серия NeuHaus PowerSystem, появившаяся почти одновременно с Integra, включала в себя агрегаты более высокой мощности — от 8 до 120 кВА. А в 2002 году ассортимент пополнился системами мощностью до 600 кВА.

В свою очередь, ИНЭЛТ уже несколько лет осуществляет сборку мощных систем бесперебойного питания из комплектующих Chloride на собственной производственной базе. Некоторые продуктовые линейки выпускаются на китайских и тайваньских заводах. На нашем рынке изделия ИНЭЛТ известны под одноименной торговой маркой.

В 2001 году петербургская фирма «Ниеншанц» зарегистрировала в России торговую марку Powerman, а производство самих ИБП (мощностью от 400 ВА до 2 кВА) разместила на одном из тайваньских заводов. Годом позже крупнейший ИТ-холдинг Merlion организовал поставки в нашу страну ИБП под торговой маркой Ippon (их выпуск осуществляется на китайских фабриках группы Centralion Industrial). Всего за два-три года брэнды Ippon и Powerman завоевали достойное место «под солнцем» бесперебойного электропитания.

По данным IT-Research на начало 2005 года, владельцы торговых марок NeuHaus, ИНЭЛТ, Ippon и Powerman контролировали 23,4% совокупной выручки от поставок ИБП российским заказчикам.

В 2005 году на российском рынке появилось сразу несколько новых компаний с «серьезными намерениями». Например, компания RIELLO UPS Manufacturing (Италия). Событием 2005 года в сегменте крупных корпоративных решений стало введение компанией в Москве в эксплуатацию самого мощного ИБП на территории РФ – 700 кВа. В 2005 году к активному продвижению своей продукции на российском рынке перешла компания Socomec Sicon (Франция-Италия), открыв здесь свое представительство. Socomec Алэйн Тсорба, директор компании по продажам и маркетингу в Восточной Европе, считает, что в ближайшие три года компания сможет увеличивать объем бизнеса на российском рынке ежегодно на 11% и в ближайшие пять лет завоевать 10% российского рынка ИБП. Источники бесперебойного питания компании Tripp Lite поставлялись в нашу страну в середине 90-х годов. Однако после августовского кризиса 1998 года производителю пришлось уйти с российского рынка. Недавно руководство Tripp Lite приняло решение о возобновлении продаж в России.

Елена Турдакина / CNews

Александр Кашин: У российских производителей ИБП есть ряд преимуществ перед мировыми лидерами

Александр Кашин

О том, какие конкурентные преимущества есть у российских производителей ИБП по сравнению с ведущими мировыми брендами, а также о развитии рынка и технологий ИБП рассказал CNews Александр Кашин, генеральный директор компании "НойХаус Групп".

CNews: Какие характерные тенденции вы наблюдаете сегодня на российском рынке ИБП?

Александр Кашин: Следует сразу разделить весь рынок ИБП на два сегмента — ИБП малой и средней мощности и ИБП большой мощности. В нижнем сегменте заметно возросла конкуренция между производителями, что объясняется в первую очередь ростом экономики и повышением уровня жизни. Естественно, это влияет на количество продаваемых устройств. В данном сегменте решающим фактором, определяющим спрос, является цена. Репутация бренда, маркетинговые стратегии и надежность решения в данном сегменте отходят на второй план.

Сегмент ИБП большой мощности — это уже другой рынок, рынок профессионального оборудования и здесь спрос определяется совершенно другими факторами. Сейчас на территории России реализуется много нетривиальных проектов, которые, возможно, входят в число наиболее сложных в Европе и мире.

В сегменте ИБП средней и высокой мощности больше внимания уделяется техническим характеристикам, интересным технологическим решениям, надежности оборудования, возможностям интеграции в сложные системы, возможностям дистанционного мониторинга и управления. Это совершенно иной рынок, развивающийся по своим законом.

Полный текст интервью


Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS