Обзор подготовлен
CNewsAnalytics

Кирилл Неделько: Московский энергокризис ничему не научил заказчиков

Кирилл Неделько

Об отличительных чертах российского рынка ИБП, а также о различных подходах к построению отказоустойчивых систем резервного питания, рассказал Кирилл Неделько, директор по развитию бизнеса компании AEG в СНГ.

CNews: Какие факторы, по вашим оценкам, помимо роста ИТ-бизнеса в целом, влияют сегодня на развитие рынка ИБП?

Кирилл Неделько: Определяющим фактором является постоянный рост установленной ИТ-базы, что соответствующим образом влияет на рынок ИБП. Кроме того, все приложения ИТ развиваются гигантскими скачками,  что отражается на структуре электропотребления. В свою очередь это не только влияет на спрос на ИБП, но и приводит к необходимости их постоянного технологического совершенствования. Также в качестве одного из факторов можно отметить увеличение стоимости аренды площади, в результате чего производители ИБП стремятся сделать свою продукцию максимально компактной.

На протяжении последних пяти лет в России сохраняется высокий спрос на решения по обеспечению бесперебойного питания, в результате чего объем рынка ежегодно растет примерно на 15-20%. Заметных изменений в структуре спроса не наблюдается, потому что для этого нет никаких объективных причин. По-прежнему для решения серьезных задач используются онлайновые параллельные системы, хорошим спросом пользуются системы малой и средней мощности. Конечно, есть определенная тенденция снижения цены, но ее никак нельзя назвать новой.

CNews: Какие характерные различия вы могли бы выделить между российским сектором ИБП и рынками западных стран?

Кирилл Неделько: В виду того, что на Западе этот рынок существует несколько дольше, культура понимания проблемы там выше. У нас же все еще в последний момент вспоминают о защите электропитания в рамках проекта, на это в последнюю очередь тратятся деньги и зачастую задача решается в рамках оставшегося бюджета.

Системы бесперебойного электропитания не производят добавленной стоимости напрямую, не участвуют в основных бизнес-процессах, но без них велик риск крупных потерь. Многое оборудование просто не будет работать. Тем не менее, в нашей стране пока не всегда об этом задумываются. Даже масштабный энергокризис, имевший место в мае прошлого года в Москве, не смог коренным образом изменить подход заказчиков к организации электропитания на своих объектах. Первое оборудование, которое вычеркивается из бюджета с целью сокращения расходов — это оборудование ИБП. Несмотря на быстрый рост рынка, за последние пять лет в этом отношении картина поменялась в России незначительно.

Именно поэтому на объектах часто можно видеть и половинчатые решения, и недостаточные, приводящие к постоянным сбоям. Виной тому не всегда является непосредственно заказчик, стремящийся сэкономить. Он не в состоянии владеть всеми вопросами, и часто ответственность лежит на плечах генподрядчика, который либо обладает недостаточной компетенцией в вопросе, либо не совсем порядочен и стремится лишь получить для себя максимальную выгоду, не заботясь о решении задачи заказчика, как это должно бы делать в первую очередь.

Здесь смешиваются и культура потребления, и культура ведения бизнеса российскими компаниями. Именно поэтому наша компания занимается распространением знаний и опыта среди партнеров.

CNews: Существуют различные мнения насчет эффективности различных схем защиты. На ваш взгляд, какая схема предпочтительнее — централизованная или распределенная?

Кирилл Неделько: Каждая из схем защиты имеет свои плюсы и минусы, и все зависит от поставленной задачи. Иногда сами производители вводят потребителей в заблуждение, агитируя в пользу того или иного подхода в зависимости от собственной специализации. Впрочем, сам вопрос как таковой мне представляется несколько надуманным.

Выбор подхода к построению системы бесперебойного электропитания зависит от множества факторов, важнейшими из которых являются требуемая категория электропитания и бюджет проекта. Ответственность за качество решения задачи в основном лежит на той команде профессионалов, кто выбирает схему защиты, тип оборудования, производителя, а также дополнительные опции и аксессуары.

Академический пример использования централизованной схемы — большой бизнес центр на несколько тысяч компьютеров. Защитить отдельно каждый ПК в данном случае неправильно. Правильно — использовать централизованную схему защиты и провести сеть защищенного питания. Даже если на этапе установки стоимость распределенной системы будет не сильно отличаться от стоимости централизованной, то на этапе эксплуатации стоимость поддержки распределенной системы со временем в разы превысит стоимость поддержки централизованной. В идеале, централизованным питанием должен заниматься владелец здания.

Распределенная схема дает компании некоторую гибкость, позволяя постепенно тратить средства на защиту оборудования при помощи ИБП. При использовании большого количества оборудования, не требуется отдельного помещения для ИБП, что в случае частых переездов не создает проблем при их перевозке. Вместе с тем, следует иметь ввиду, что качество электропитания, обеспечиваемое централизованной схемой защиты, всегда выше, чем качество распределенной сети ИБП.

CNews: Выбор ИБП непосредственно влияет на надежность (коэффициент доступности) системы? Какие рекомендации могли бы вы дать при создании отказоустойчивых систем резервного питания?

Кирилл Неделько: Ни одна система защиты не может гарантировать 100% надежности — это в принципе невозможно. Поэтому в основе построения отказоустойчивых систем энергообеспечения лежит принцип резервирования ИБП. Существует несколько схем резервирования, но наибольшее распространение получило резервирование с разделением нагрузки, когда два или более ИБП включены в параллель и работают постоянно.

В зависимости от используемых ИБП, а также предпочтений подрядчика сейчас применяются два подхода при построении таких систем. В первом случае используется общесистемная обходная линия — бай-пас, и один ИБП обычно является ведущим — управляет синхронизацией всей системы. Либо устанавливается специальный модуль управления всей системой. Во втором — каждый ИБП, входящий в параллельную конфигурацию, снабжается собственным бай-пасом и все ИБП «равноправны». Точнее, функцию «мастера» берет на себя первый стартовавший. Вполне понятно, что второй метод постепенно вытесняет первый, так как такая схема надежнее — нет «слабого звена» — мастер-устройства, с выходом которого из строя вся система теряет свою функциональность.

Другой подход к резервированию очень часто используется на военных объектах. Там всегда существуют три линейки одного и того же важного оборудования: непосредственно работающее, стоящее под питанием (в горячем резерве) и в холодном резерве. В таком случае применяется так называемое последовательное резервирование.

Система с параллельным резервированием и система с последовательным резервированием обеспечивают приблизительно одинаковую надежность на уровне «четырех девяток», т.е. — 99,99%. На сегодняшний день, это — достаточно высокий уровень надежности для абсолютного большинства приложений. Хотя, сегодня есть возможность реализовать системы с уровнем надежности и «пять девяток» — 99,999%, и даже 99,9999%.

В решении задачи построения резервированных систем бесперебойного электропитания есть очень важный вопрос, которому уделяют неоправданно мало внимания — вопрос синхронизации. Сегодня абсолютное большинство производителей снабжают свои ИБП лишь одним управляющим микропроцессором, который контролирует работу и выпрямителя, и инвертора и бай-паса. Такие ИБП при объединении в параллельную систему синхронизируются только на уровне инверторов. AEG предлагает более серьезный подход: в наших ИБП установлено три микропроцессора, что позволяет отдельно синхронизировать выпрямители, отдельно — инверторы, отдельно — бай-пасы ИБП, объединенных в параллель.

Также на рынке представлен ряд ИБП с так называемым «модульным резервированием». Структурно такие ИБП представляют собой набор одинаковых по мощности модулей, соединенных  общим шасси — каркасом, шкафом, и т.п. Батарея такого ИБП обычно также представляет собой набор одинаковых модулей, объединенных в том же самом каркасе, или специальном — «батарейном». Все модули ИБП в системе объединены общими шинами и управляются одним модулем управления. Батарейные модули также объединены общей шиной.

Сейчас много споров вокруг существования преимуществ у модульных ИБП над традиционными одномодульными ИБП. Некоторые компании даже пытаются утверждать, что ИБП с по-модульным резервированием (так называемая «схема N+1») может заменить собой систему с резервированием на уровне агрегатов. Это  в корне неверно. Сколько бы модулей не объединили в общем каркасе, это  все равно будет один агрегат, а никак не система со стопроцентным (или более) резервированием. Так что, модульные ИБП ни коим образом не подменяют собой системы с тем же параллельным резервированием на уровне агрегатов.

CNews: В каком направлении происходит сегодня техническая эволюция ИБП?

Кирилл Неделько: В последние годы серьезных изменений в технологиях ИБП не произошло. Можно отметить только несколько моментов, которые уже не новы.

Во-первых, появились и нашли широкое применение бестрансформаторные ИБП, построенные на основе IGBT-технологии, по многим характеристикам превосходящие традиционные. Иногда приходится слышать о том, что они вскоре полностью вытеснят трансформаторные, тиристорные ИБП с рынка, но это не так. Бестрансформаторные ИБП могут широко применяться в ИТ-приложениях, однако на более ответственных объектах традиционные ИБП с трансформаторами просто обязательны. К ним относятся индустриальные, военные объекты, производственные линии, и тп. Например, в том же банковском секторе, где стоит задача повышенной безопасности, необходима полная изоляция внешней сети от внутренней, что не могут обеспечить бестрансформаторные ИБП.

Во-вторых, сегодня набирают популярность альтернативные источники энергии. Мы сейчас предлагаем ИБП, где вместо аккумуляторной батареи используются топливные ячейки.
Технология  позволяет избавиться от аккумуляторной комнаты. Хранить водород придется в баллонах, но это дешевле и удобнее, чем держать помещение с определенными температурными параметрами. Топливная ячейка эксплуатируется в большем диапазоне температур, нежели стандартный свинцово-кислотный аккумулятор, КПД таких ИБП не ниже чем у стандартных ИБП, а срок службы составляет порядка 10 лет. Кроме того, снимается вопрос периода автономной работы, который определяется только запасами водорода.

CNews: Какие изменения в бизнесе AEG повлек за собой выход компании из состава Alcatel?

Кирилл Неделько: Сегодня AEG Power Supply Systems является частью корпорации Saft Power Systems, в которую также входит компания Harmer+Simmons. Помимо ИБП корпорацией производятся: индустриальные выпрямительные системы, трехфазные инверторные устройства (самые большие в мире), огромное количество модульных систем питания для нужд телекоммуникационного рынка и индустриальных приложений, встраиваемые преобразователи, прецессионные системы управления  током, напряжением и мощностью. Практически на любой АЭС и ТЭС в Европе установлены выпрямители и инверторы AEG. Примерно две трети крупных узлов «МТС» и «Вымпелком» защищены нашим оборудованием электропитания. Оборудование AEG используется и «РАО ЕЭС», и «Газпромом», и Центробанком и другими серьезными и требовательными заказчиками.

Безусловно, до сих пор львиная доля оборудования поставлялась в составе проектов Alcatel. В основном это было оборудования электропитания для телекоммуникаций. С выходом из состава корпорации компания AEG получила возможность расширить спектр предлагаемого на рынке России и СНГ оборудования, а также расширить ряды своих заказчиков. В первую очередь речь идет об оборудовании ИБП и индустриальных системах — как выпрямительно-зарядных устройствах разного назначения, так и инверторах и модульных системах. Мы работаем над тем, чтобы уже в ближайшее время значительно увеличить поставки ИБП  и индустриального оборудования в Россию.  Мы продолжаем очень активно работать с такими гигантами как «МТС», «Вымпелком», «Газпром», «РАО ЕЭС», но не собираемся ограничиваться только ими.

В настоящее время московское отделение компании (в России и СНГ компания представлена под именем Hammer+Simmons) активно расширяет список заказчиков, выбирает себе новых партнеров, развивает сеть фирменного сервиса. Для нас сейчас важно, чтобы оборудование под марками AEG PSS, Saft Power systems и Harmer+Simmons стало известно как можно шире и лучше потенциальному потребителю нашей продукции.

В первую очередь мы предлагаем свое оборудование и решения для задач средней и большой мощности, где для нас найдется очень мало конкурентов, благодаря традиционно высокому качеству. Рынок SOHO интересует нас пока в меньшей степени — сказывается отсутствие «правильного» партнера, специализирующегося на работе на данном рынке.

CNews: Спасибо.


Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS