Обзор подготовлен
CNewsAnalytics

Александр Кашин: У российских производителей ИБП есть ряд преимуществ перед мировыми лидерами

Александр Кашин

О том, какие конкурентные преимущества есть у российских производителей ИБП по сравнению с ведущими мировыми брендами, а также о развитии рынка и технологий ИБП рассказал CNews Александр Кашин, генеральный директор компании "НойХаус Групп".

CNews: Какие характерные тенденции вы наблюдаете сегодня на российском рынке ИБП?

Александр Кашин: Следует сразу разделить весь рынок ИБП на два сегмента — ИБП малой и средней мощности и ИБП большой мощности. В нижнем сегменте заметно возросла конкуренция между производителями, что объясняется в первую очередь ростом экономики и повышением уровня жизни. Естественно, это влияет на количество продаваемых устройств. В данном сегменте решающим фактором, определяющим спрос, является цена. Репутация бренда, маркетинговые стратегии и надежность решения в данном сегменте отходят на второй план.

Сегмент ИБП большой мощности — это уже другой рынок, рынок профессионального оборудования и здесь спрос определяется совершенно другими факторами. Сейчас на территории России реализуется много нетривиальных проектов, которые, возможно, входят в число наиболее сложных в Европе и мире.

В сегменте ИБП средней и высокой мощности больше внимания уделяется техническим характеристикам, интересным технологическим решениям, надежности оборудования, возможностям интеграции в сложные системы, возможностям дистанционного мониторинга и управления. Это совершенно иной рынок, развивающийся по своим законом.

CNews: Более половины мировых продаж приходится на ИБП мощностью до 5kVA, из которых большую часть составляют ИБП мощностью менее 1kVA. В связи с этим можно предположить, что распределенная схема организации бесперебойного энергоснабжения более популярна, нежели централизованная. Так ли это и почему?

Александр Кашин: Правильнее будет сказать, что распределенная схема не более популярная, а более легкая для входа, пропуск в нее стоит, условно, меньше чем в централизованную систему. Распределенная система не требует тщательного проектирования, она легче настраивается, ее можно начать строить с нескольких ИБП, продолжив совершенствовать, по мере необходимости, в дальнейшем. Централизованные системы требуют более серьезного подхода. Необходимо проводить предпроектные исследования, затем проектировать саму систему, интегрировать ее с уже существующим оборудованием, настраивать и т.д. В этом случае стоит вопрос о выборе помещения, организации вентиляции и кондиционирования.

Немаловажную роль играет финансовая сторона вопроса. Естественно, компании предпочитают равномерно тратить деньги, что возможно в случае организации распределенной системы резервного питания. В централизованную систему необходимо сразу же вложить достаточно крупные средства, на это идут при определенных стечениях обстоятельств, например, при инвестиционных проектах, при комплексной модернизации объекта заказчика.

Удобство финансирования, а также простота организации и трансформирования распределенной системы являются теми факторами, ввиду которых заказчики склоняются к выбору в ее пользу, даже несмотря на то, что централизованная система позволяет снизить стоимость одного киловатт-ампера.

CNews: Каким вам видится развитие этих сегментов? Насколько велика конкуренция между производителями ИБП?

Александр Кашин: Прежде всего, это два различных рынка. Сегмент малых и средних ИБП становится все больше похожим на рынок компьютеров и компьютерной периферии. Это рынок так называемой легкой, быстрой дистрибуции. Здесь предстоит большая конкуренция, поскольку собралось много серьезных игроков, и идет постоянная борьба не только за лидерство, второе или третье места, но и за каждого покупателя. Естественно, будет наблюдаться жесткая ценовая конкуренция при активном использовании маркетинговых инструментов каждой из сторон. Я думаю, что расстановка сил в данном сегменте будет постоянно меняться, потому что он еще далеко не сформирован.

Если мы говорим про большие системы, то это рынок высокотехнологичного, сложного оборудования, похожий на рынок электростанций, сложных станков, и, соответственно, законы его развития совершенно иные. Столь высокой конкуренции в этом сегменте наблюдаться не будет. Здесь уместно говорить о конкуренции технологий, различных подходов в работе, успешности дистрибьюторов и интеграторов. В этом сегменте очень много косвенных факторов, существенно влияющих на успех вендора, и в первую очередьэто профессионализм его партнеров.

Много зависит от возможности интеграции систем в единые решения, которые управляются централизованно, могут быть диспечтеризованны с помощью различных систем автоматики. Словом, здесь идет совершенно другое развитие рынка, основанное на серьезной и профессиональной работе многих его участников, начиная от вендера и заканчивая самим заказчиком.

CNews: Системы гарантированного энергоснабжения (СГЭ) включают в себя разнородные решения от различных производителей, что значительно осложняет процесс управления такими системами. Ведущие производители ИБП предлагают услуги специализированных сервис-центров по удаленному мониторингу и управлению СГЭ клиента. Востребованы ли подобные сервисы в нашей стране?

Александр Кашин: Я считаю подобные сервисы, в большой степени, являются маркетинговым ходом вендоров. В реальности заказчику нужно все разнообразие решений, касательно коммуникационных возможностей не только ИБП, но всей системы. Одному необходима, например, связь с центральным офисом, другому — вынести управление на локальный пульт, третьему — информирование собственных инженеров посредством SMS. Наша компания делает подобные решения уже порядка десяти лет и мы сталкивались с самыми различными требованиями, которые с каждым годом становятся более сложными и более разнообразными. Поэтому мы считаем, что здесь не может быть какого-то единого подхода и навязывания заказчику определенной схемы работы, потому что это мало кому нужно. Интересно пошить костюм по фигуре, и мы всегда предлагаем именно этот подход.

CNews: Российский рынок ИБП многие считают монополизированным, особенно в части средних по мощности систем. Тем не менее, вы уже около 8 лет выпускаете ИБП под собственной маркой. Какие преимущества перед мировыми лидерами у вас здесь есть?

Александр Кашин: Когда NeuHaus запускал свой собственный бренд, концепция была следующая: мы должны обеспечить качество и технологические возможности нашего оборудования на уровне самых высоких стандартов, то есть оно не должно быть хуже, чем оборудование ведущих производителей. Одновременно с этим мы стремились, чтобы наши ИБП были несколько дешевле и  доступнее для заказчика, чем ИБП топовых брендов. Эти два условия выполняются и в настоящее время.

Кроме этого мы обеспечиваем большую гибкость в плане внедрения новых технологий, которые сейчас появляются на рынке. Зачастую мы обгоняем ведущих производителей в скорости воплощения этих решений в нашем оборудовании. Если на рынке появляется определенная технология, то пока она воплощается в готовый продукт проходит определенное время — год или полтора. Мы иногда интегрируем ее за пять-шесть месяцев.

Очень важной нашей особенностью является тесная связь с российским заказчиком, что позволяет реализовать его пожелания в технологических схемах, которые закладываются в основу наших ИБП. Таким образом, они рассчитаны на продажу в первую очередь на российском рынке и учитывают качество российских электрических сетей, которое может быть в чем-то уникально. Это очень большая работа, проводя которую мы достигли неплохих результатов. То, что наше оборудование пользуется большим спросом — есть лучшее подтверждения этому.

CNews: Какие российские особенности вам приходится учитывать при создании ИБП?

Александр Кашин: Общеизвестно, что качество российских электросетей, особенно в удаленных точках оставляет желать лучшего. Часто напряжение в сети не 220 вольт, а 170 вольт и многое оборудование просто не может начать работать. Соответственно, это один из примеров, когда хороший ИБП, построенный по технологии on-line позволяет такую ситуацию исправить.

Мы стремимся сделать наше оборудование не особенно чувствительным к инсталляциям. Дело в том, что установка и настройка систем часто происходит  в процессе неоконченных строек, в условиях непоследовательной работы генподрядчика, когда не выдерживается график координации с другими субподрядчиками на объекте. Естественно, это накладывает свой отпечаток. Оборудование не должно быть чувствительным ни к пыли, ни к другому технологическому мусору.

ИБП является только одним из направлений деятельности NeuHaus. Мы применяем наши решения в области автоматики для того, чтобы интегрировать необходимое оборудование, в том числе и ИБП, в сложные системы автоматического мониторинга. Решаются сразу несколько задач, не только мониторинг или диспетчеризация, которые являются сервисным, надстроечным элементом. Очень часто мы интегрируем наши ИБП в системы распределения нагрузки между различными фидерами, которые подводятся к заказчику. Это позволяет анализировать потребление электроэнергии заказчиком сразу с нескольких фидеров, прогнозировать возможные перебои с электроэнергией, анализировать вероятные направления перегрузок. Несмотря на то, что это довольно утилитарные функции, сейчас они очень востребованы.

CNews: Какие наиболее интересные проекты по построение СГЭ были реализованы вами за последний год?

Александр Кашин: Хотелось бы отметить, что мы выполнили много проектов, связанных с дата-центрами и машинными залами. Это, может быть, самое высокотехнологичное применение ИБП, когда, условно, требуется обеспечить бесперебойное питание для огромного серверного зала. В этих случаях необходима не просто централизованная система резервного питания, но также большие требования накладываются на работу климатических установок, используются прецессионные системы кондиционирования, вентиляции.

Более того, ИБП способен держать нагрузку ограниченное время, и естественно возникает необходимость установки даже не дизельных генераторов, а дизельных электростанций. Таким образом, мы полностью обеспечиваем критическую систему электричеством и климатическим условиями, то есть защищаем ее практически от всех внешних факторов.

Это очень сложные проекты, где все составляющие системы взаимосвязаны, очень большое внимание уделяется мониторингу, «аллармингу», то есть незамедлительное оповещение оператора о неполадках. Такие системы выполняются с многократным резервированием, чтобы свести к минимуму вероятность отказа и максимально повысить показатели отказоустойчивости.

В настоящий момент мы заканчиваем проект, в котором мощность систем бесперебойного питания достигает 5 мегаватт. За весь год было выполнено порядка трех проектов сходного масштаба.

Что касается других проектов, то в плане обеспечения бесперебойного питания мы работаем, например, с телекоммуникационными компаниями. Мы делаем модульные конструкции, ИБП в контейнерном исполнении, где применяются как ИБП переменного, так и постоянного тока, запитываем стойки телекоммуникаций, точно также делаем систему кондиционирования.

Также мы применяем наши знания и опыт в различных торговых сетях, банках, супермаркетах, аэропортах, и каждая перечисленная система спроектирована и выполнена согласно пожеланиям заказчика.

CNews: Какие направления развития являются для вас приоритетными в России?

Александр Кашин: У нас есть несколько основных направлений деятельности: ИБП, дизель-генераторные станции, газовые станции, системы претензионного кондиционирования воздуха и наши системы автоматики.

За последний год мы уже использовали собственные ИБП мощностью до 600 kVA и 800 kVA. Тем не менее, увеличение размеров не единственная и не главная наша цель в настоящий момент. Мы планируем улучшать системы мониторинга, системы коммуникаций, возможно, применять модульность для различных блоков, где стоит вопрос о взаимозаменяемости, о профилактических работах.

В следующем году мы предложим рынку новые решения  по прецессионному кондиционированию для дата-центров, телекоммуникационных компаний, для машинных залов. Большая часть идей связана с повышением надежности и управляемости данных систем, с улучшением контроля климата, увеличением гибкости, которая позволит интегрировать их различным оборудованием.

Другое наше быстрорастущее направление — дизельные и газовые станции, которые мы поставляем как отдельно, так и вместе с ИБП. Мы реализуем массу проектов, в рамках которых устанавливаются дизельные электростанции малой, средней и большой в контейнер, и, таким образом, заказчик получает блочную модульную конструкцию, которую можно отправить в любое место, где нет электропитания. Она может снабжать электропитанием небольшой городок, который ведет, например, бурение скважины, разрабатывает новое месторождение. Мощности могут быть различные: от 50-100 kVA и до нескольких мегаватт. Соответственно, такие электростанции можно применять не только таких для получения электричества, но и для получения тепла, которое можно направить как на технологические нужды, так и на обогрев поселка бурильщиков или нефтяников.

В заключении необходимо отметить направление автоматизации. Мы начинали заниматься данными технологиями в формате «интеллектуальное здание», однако это понятие включает в себя огромное количество составляющих, и мы сосредоточились на той области, которая наиболее близка нашей основной деятельности. В первую очередь это управление подачей электроэнергии. Необходимо делать прогнозы потребления электроэнергии, осуществлять мониторинг, направлять мощности с одного физора на другой, иногда экономить расход электроэнергии, отключая второстепенных потребителей в зависимости от нагрузок на физорах. Эти чисто утилитарные задачи составляют очень большой рынок. Здесь невозможно привести стандартного примера. В каждом проекте приходится увязывать различное энергетическое и климатическое оборудование, создавать уникальные в своем роде автоматизированные системы управления всеми составляющими комплексной системы.

CNews: Спасибо.


Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS