версия для печати
Михаил Салтыков
Хайтед

Михаил Салтыков:

Развитию малой энергетики препятствует отсутствие современной нормативной документации

О развитии рынка автономного энергообеспечения и бесперебойного энергоснабжения, о его актуальных тенденциях в интервью CNews рассказали Михаил Салтыков, коммерческий директор компании «Хайтед», Сергей Лыкин, начальник отдела специальных проектов; Роман Писарчик, старший менеджер отдела продаж; Дмитрий Мальков, заместитель начальника отдела продаж; Владислав Корнеев, начальник коммерческого отдела службы аренды электростанций.

CNews: Какие факторы определяют сегодня развитие рынка систем автономного энергообеспечения и гарантированного энергоснабжения в России, по вашим наблюдениям?

Сергей Лыкин: Что касается рынка систем автономного энергообеспечения, то его развитие сегодня определяется, прежде всего, очень незначительными резервами мощности общей энергосистемы. Сейчас экономика страны растет бурными темпами, а значит, постоянно растет потребность в электрических мощностях, которую РАО «ЕЭС» или его приемники обеспечить не в состоянии. Новых мощностей, способных удовлетворить спрос, вводится чрезвычайно мало, старые же мощности сильно изношены. Отсюда – еще один существенный стимул для развития систем автономного энергообеспечения – риск внезапного прекращения подачи электроэнергии из центральных сетей. Это особенно важно для основных энергопотребителей – производственных предприятий непрерывного цикла, компаний с разветвленной ИТ-инфраструктурой, в частности для финансовых и телекоммуникационных структур, для всех тех организаций, для которых перебои в энергоснабжении чреваты тяжелыми последствиями для бизнеса.

Последние блекауты, особенно в Москве, показали, что проблема носит системный характер – отключение одной станции может повлечь каскадное «падение» других. Связано это с особенностями сложившейся энергосистемы, при которой все станции объединены в «кольцо». И хотя изначально подобный подход был принят как раз для обеспечения бесперебойности подачи энергии – станции страхуют друг друга «по кругу», – изношенность оборудования, в том числе магистрального, приводит к прямо противоположному эффекту. При аварии на одной станции резкая нагрузка от перераспределения мощностей на транспортную сеть, либо на соседние станции ведет к веерному отключению.

Сергей Лыкин

К внедрению собственных энергетических систем предприятия подталкивают еще два важнейших фактора. Во-первых, стремительно увеличивается энергоемкость уже используемых площадей. Во-вторых, деятельность компаний активно распространяется в регионы, иногда туда, где существующие энергосистемы очень слабы (либо вовсе отсутствуют). Все это влечет за собой появление дополнительных потребностей в энергомощностях, которые нередко, кроме как собственными силами, обеспечить не представляется возможным.

Кроме того, заметно влияет на развитие рынка автономного энергоснабжения и постоянный рост тарифов на электроэнергию, а также стоимости подключения к центральным энергосетям и выделения дополнительных мощностей. Зачастую это определяющий аргумент в пользу создания своего «энергохозяйства», ведь стоимость киловатта, произведенного на собственной газоиспользующей мини-ТЭС, примерно в три-четыре раза ниже, чем при подключении к общим сетям. Таким образом, уже через несколько лет все расходы на строительство мини-ТЭС полностью компенсируются, и станция начинает экономить ощутимые средства.

Что же касаетсядизельных станций, то в силу относительно высокой стоимости дизтоплива, а также в виду значительных сервисных затрат электроэнергия на них получается дороже, чем киловатты, отпущенные центральными энергосистемами, а потому на постоянной основе они, как правило, не используются. Рационально это лишь там, где нет ни центрального электроснабжения, ни магистрального газа, и подключение которых еще менее выгодно, как, например, в районах так называемого «островного» энергообеспечения – на крайнем севере и т.п. Наиболее же широкое применение дизель-генераторные установки (ДГУ) получили как раз в системах гарантированного энергоснабжения (СГЭ) предприятий и организаций. Здесь определяющими факторами развития рынка являются нестабильность параметров внешних энергоресурсов, ужесточение требований современной техники и оборудования к качеству электроэнергии, а также бурный рост строительства центров обработки данных (ЦОД).

CNews: Какие бы вы выделили основные преимущества сооружения собственных систем автономного энергоснабжения на предприятиях? Какие технологии здесь наиболее востребованы?

Сергей Лыкин: Во-первых, себестоимость электроэнергии, произведенной на собственной газоиспользующей мини-ТЭС, заметно ниже, чем стоимость электричества, «добытого» из магистральных сетей. Говорить о конкретных цифрах сейчас было бы не совсем корректно. Дело в том, что стоимость газа за последнее время увеличивалась дважды на 15%, в то время как цена на электроэнергию от внешних сетей пока остается неизменной. При существующих расценках срок окупаемости газовой электростанции составит порядка 4 лет, однако после неизбежного подорожания электроэнергии он снизится до 2-2,5 лет. Безусловно, сроки окупаемости во многом зависят еще и от загруженности станции – если ее мощности используются максимально, то и окупается она быстрее.

Во-вторых, расходы на сооружение собственной системы автономного энергоснабжения в ряде случаев оказываются ниже, чем на получение лимитов от внешних сетей.

В-третьих, собственные электростанции позволяют устанавливать и настраивать необходимые для конкретного объекта показатели надежности системы энергоснабжения и качества электрической энергии. Электроэнергия, получаемая на автономных электростанциях, всегда более стабильна по напряжению, току, частоте. А поскольку такие электростанции устанавливаются в непосредственной близости от потребителя, то за счет снижения потерь на транспортировку коэффициент стоимости перевода газа в электроэнергию получается значительно меньшим, чем на больших электростанциях.

В-четвертых, собственные автономные энергосистемы позволяют не зависеть от внешних факторов, например, таких как зимние и летние отключения от централизованных энергосетей городских объектов, аварии на подобных объектах и т.п. Подача газового топлива, на котором, как правило, основаны автономные системы энергоснабжения предприятий, достаточно стабильна всегда.

Что касается технологий мини-ТЭС, то это почти всегда – газовые станции, и крайне редко – дизельные. Газоиспользующие электростанции строятся на основе газопоршневых, либо газотурбинных установок. Помимо электроэнергии мини-ТЭС способны вырабатывать также тепло и холод – в режиме когенерации и тригенерации соответственно. Газопоршневые системы применяются в основном, когда необходимо достичь выработки относительно небольших объемов энергии – в несколько мегаватт (как правило, до 5 МВт), турбинные же системы чаще всего используются для производства более серьезных объемов.

По «электрическому» КПД лидируют «турбины», у них он составляет порядка 40-43%. У «поршней» «электрический» КПД колеблется на уровне 27-30%. В режиме же когенерации или тригенерации КПД станций увеличивается до 80-84%. Некоторые производители заявляют о КПД в 90-92%, хотя, честно говоря, верится в это с трудом.

На сегодняшний день стандартный энергокомплекс включает в себя газопоршневые или газотурбинные машины для выработки электроэнергии и тепла (иногда – холода), котельные для выработки только тепла или дополнительного тепла, когда электрическая нагрузка минимальна. Также мы рекомендуем оснащать систему дизельными машинами и двухтопливными горелками на котлы на случай прекращения подачи магистрального газа.

CNews: Как бы вы оценили темпы строительства в России автономных газоиспользующих электростанций?

Сергей Лыкин: Сегодня на рынке происходит постоянный рост числа потребителей подобных решений при незначительном опоздании в строительстве объектов. Причина такого несоответствия проста – от первого запроса до заключения контракта и начала работ в среднем проходит 1-1,5 года. И зависит это в основном не от подрядчика, а от заказчика – пока он сформулирует свои требования, пока проведет предпроектные работы, пока заказчик получит газовый лимит – все это и занимает те самые год-полтора.

CNews: Какие факторы, на ваш взгляд, стимулируют, и, наоборот, препятствуют развитию малой энергетики в нашей стране? Какие из них превалируют, по вашим наблюдениям?

Дмитрий Мальков: Стимулируют развитие малой энергетики в нашей стране, главным образом, такие факторы как дефицит мощностей, наличие разветвленной газораспределительной сети и доступная удельная стоимость газового топлива.

Дмитрий Мальков

Препятствует же этому развитию, во-первых, неготовность заказчика содержать свой эксплуатирующий персонал. Все привыкли к котельным старого типа, не требующим наличия квалифицированных кадров. Для обслуживания же современных электростанций требуются грамотные сотрудники. Их надо обучать, платить им достойную зарплату, и пока не все еще на это готовы. Кстати, такой стереотип развивается в основном на уровне среднего руководящего звена. То есть, руководитель предприятия, как правило, за автономный источник энергии, а вот главный инженер нередко категорически против – зачем ему лишняя ответственность при той же зарплате. Стоимость же электроэнергии и прочие нюансы его мало заботят. Однако решение этой проблемы – вопрос менеджмента конкретного предприятия. Вероятно, преодолеть подобную инерцию поможет определенное распределение прибылей, получаемых в результате использования систем автономного электроснабжения.

Во-вторых, позиция местных властей и контролирующих органов. Например, РАО «ЕЭС» никогда не отличалось лояльным отношением к независимым мини-ТЭС. В ином случае, принятая во многих странах система экспорта электроэнергии от подобных станций в центральную сеть получила бы развитие и в нашей стране, стимулируя открытие новых и новых мини-ТЭС. Ведь в этом случае срок окупаемости станции сокращается до года-полутора лет, не говоря уже о возможности получения дополнительной стабильной прибыли в дальнейшем. Однако зачем монополисту конкуренты? Хотя не только в конкуренции здесь дело. Даже при большом желании энергетиков таким образом стимулировать частное энергостроительство, транспортная инфраструктура РАО «ЕЭС» зачастую не позволяет выдавать дополнительные электрические мощности в сети в силу своей изношенности. Да и система контроля выдачи электроэнергии сторонними станциями в нашей стране совершенно неразвита.

В-третьих, немалыми остаются и начальные инвестиции в строительство автономной электростанции, которые редко когда составляют сумму меньшую 1 млн долл. К счастью, сейчас подобные проблемы стали постепенно решаться. Так, например, мы и наши заказчики активно сотрудничаем с лизинговыми организациями в целях снижения лизинговых ставок на энергетическое оборудование. Есть надежда, что в России будет развернута специальная кредитная система, подобная той, что существует в Европе и аналогичная той, которая сейчас успешно применяется в недвижимости. Это значительно «подстегнуло» бы развитие малой энергетики в нашей стране.

И, наконец, еще одним важным сдерживающим фактором является отсутствие современной нормативной документации. Та, что действует в настоящее время, сильно устарела и не соответствует реалиям сегодняшнего дня. В то же время нормативы, по которым строятся большие ТЭС, совершенно не подходят для мини-ТЭС.

Роман  Писарчик

CNews: Какие требования предъявляют в настоящий момент заказчики к обеспечению бесперебойного энергоснабжения при реализации инфраструктурных проектов?

Роман Писарчик: Основное требование – потребитель хочет получать качественное бесперебойное питание. В инфраструктурных проектах – при сооружении дата-центров, операционных комнат банков и т.п. – необходимость автономного энергоснабжения в основном связана с хранением большого массива данных, потеря которых может крайне негативно отразиться на бизнесе. Следовательно, эти данные должны быть гарантированно сохранены, и потребитель должен иметь возможность доступа к ним в любое время в независимости ни от каких катаклизмов. А значит, требования здесь предъявляются не только к самим энергоустановкам, но и в целом к помещениям, где сосредоточены серверные мощности. Наряду с бесперебойным питанием такие помещения должны быть обеспечены надежными системами вентиляции и кондиционирования, физической и информационной безопасности и т.д.

CNews: Какие сложности чаще всего возникают сегодня при инсталляции систем гарантированного энергоснабжения?

Дмитрий Мальков: Наиболее частые сложности носят технологический характер. Например, нередко при установке систем гарантированного энергоснабжения мы сталкиваемся с тем, что помещение, в котором заказчик предполагает установить ДГУ и другие компоненты системы гарантированного энергоснабжения, для этого не приспособлено. Часто в офисных зданиях просто неподходящая для этого толщина перекрытий. Проблемой является и размещение топлива для дизель-генераторных установок. Поскольку ДГУ, как правило, оснащаются внутренним топливным баком, рассчитанным на 8-12 часов непрерывной работы электростанции, возникает проблема внешнего хранения топлива.

Нередко мы сталкиваемся и с рядом административных проблем, связанных с разного рода согласованиями (в том числе, кстати, по внешнему размещению резервуаров для дизтоплива), несовершенством нормативной базы и т.п.

CNews: В какой стадии сегодня пребывает рынок аренды дизель-генераторного оборудования? Какова его динамика?

Владислав Корнеев: В настоящее время развитие рынка аренды электростанций (в подавляющем большинстве случаев речь идет о ДГУ) связано с постоянно растущей потребностью в электроснабжении. Соответственно, растет и рынок аренды энергомощностей. Потребность же в аренде диктуется возможностью, а точнее – невозможностью, подключения того или иного объекта к местной электросети.

Владислав  Корнеев

Факторов, которые влияют на динамику рынка, немало, однако главных среди них два. Во-первых, растущий дефицит мощностей централизованных сетей. Во-вторых, необходимость получения электрической энергии «здесь и сейчас». Иными словами, в аренду станции берутся в основном тогда, когда необходимо электрифицировать объект по временной схеме.

Зачастую по окончании срока аренды станции потребитель задумывается об организации собственного источника электроэнергии на постоянной основе. Этот вопрос может быть решен двумя путями – либо пользователь выкупает арендованную станцию, либо устанавливает новую. Обычно своим клиентам мы рекомендуем второй вариант. В этом случае период аренды превращается в испытательный период, в ходе которого потребитель может оценить все плюсы и минусы наличия собственной электростанции.

CNews: Какие наиболее значимые проекты по построению систем автономного энергообеспечения и бесперебойного энергоснабжения были реализованы вами за последнее время?

Дмитрий Мальков: Разумеется, в данной сфере нашей компанией было реализовано великое множество самых разнообразных проектов. Все они по-своему значимы и интересны, и перечислить их в рамках одного интервью представляется просто нереальным, поэтому выделим лишь несколько, наиболее показательных с нашей точки зрения, проектов.

Во-первых, проект по построению дизельной электростанции мощностью 400 кВт для «Московского кредитного банка» – в настоящее время устанавливается на цокольном этаже здания банка на Сретенке. Особенностью данного проекта явилось использование достаточно интересных инженерных решений при устройстве вентиляции. Шахты вентиляционной системы были прорублены у основания здания, что само по себе было крайне нелегкой задачей. Сложность проекта заключалась еще и в том, что объект расположен в пределах Садового кольца, то есть в самом центре Москвы, где действуют очень жесткие требования по уровню шума и выбросов вредных веществ с отработавшими газами в атмосферу. Однако все проблемы были успешно решены. Сейчас работы вошли в завершающую стадию – наши специалисты заканчивают монтаж оборудования. И уже в самое ближайшее время объект будет сдан.

Второй достаточно интересный проект – сооружение станции мощностью 1 МВт для отделения банка «Ренессанс-капитал» в здании, строящемся сейчас на Краснопресненской набережной. Нашей компанией была разработана вся проектная документация, выполнены все монтажные работы, в том числе произведена установка дизельной станции P1000-250P3

CNews: Какие факторы определяют сегодня развитие рынка систем автономного энергообеспечения и бесперебойного энергоснабжения в России?

Михаил Салтыков: Если говорить об автономном энергообеспечении, то основными движущими факторами развития рынка являются: дефицит внешних энергоресурсов; нестабильность качественных параметров электрической энергии, предлагаемой централизованными системами электроснабжения. Кроме того, стоимость подключения к энергосетям РФ новых компаний достаточно высока, а сроки длительны. Также весьма значительна стоимость увеличения электропотребления для уже подключенных предприятий.

Активизировались и экономические процессы. Компании достигли определенного уровня зрелости и начали решать задачи по повышению эффективности своей деятельности. Предприятия ищут способы выпуска тех же объемов продукции, но с меньшими затратами. Одним из таких решений по сокращению расходов являются автономные системы энергоснабжения. Например, собственные мини-ТЭС на базе газопоршневых энергоблоков с системами утилизации тепла позволяют предприятиям в три раза снизить расходы на электроэнергию, а также решить вопросы отопления и горячего водоснабжения. Очевидно, что стоимость электроэнергии будет расти гораздо быстрее, чем цена газового топлива.

Определяющими факторами развития рынка бесперебойного энергоснабжения являются: нестабильность параметров внешних энергоресурсов; ужесточение требований современной техники и оборудования к качеству электроэнергии; бурный рост строительства центров обработки данных (ЦОД).

CNews: Какие основные преимущества использования собственных систем автономного энергообеспечения на предприятиях вы бы выделили?

Михаил Салтыков: Во-первых, это сокращение значительной части расходов предприятия на электроэнергию благодаря снижению ее стоимости. Во-вторых, возможность установки и настройки необходимых для конкретного объекта показателей надежности системы энергоснабжения и качества электрической энергии. В-третьих, независимость от внешних факторов, например, таких как зимние и летние отключения от централизованных энергосетей городских объектов. Как правило, автономные системы энергоснабжения предприятий основаны на газовом топливе, подача которого достаточно стабильна.

Наконец, когда у компании нет возможности в нужный срок или в необходимом объеме подключиться к электросетям, единственным решением проблемы энергоснабжения становятся автономные системы энергообеспечения.

CNews: Спасибо.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS