Обозрение Рынок беспроводных технологий 2004 подготовлено При поддержке
CNews Analytics
CompTek

Метаморфозы в Минсвязи — тормоз на рынке BWA

Метаморфозы в Минсвязи - тормоз на рынке BWA

В текущем, как и в прошлом 2003 г, рынок широкополосного беспроводного доступа (BWA) в России продолжает развиваться обнадеживающими темпами. Однако активное освоение диапазона 5 ГГц ощутимо замедлилось. В то же время, сохраняются определенные возможности, связанные с новыми частотными диапазонами. При этом административные перестановки и реформа правительства в целом существенно затормозили развитие рынка.

Взрывной рост в диапазоне 5 ГГц откладывается

Как и в прошлом году, рынок широкополосного беспроводного доступа (BWA) в России не стоит на месте, и прогнозы экспертов, в целом, сбываются. Однако активное освоение диапазона 5 ГГц1, начатое полгода назад — к сегодняшнему моменту в России заявлено порядка 40 сетей, которые перешли на эти частоты — несколько замедлилось.

Основным тормозящим фактором здесь является неопределенность, связанная с реформированием правительства, в частности, Минсвязи2. Рынок периодически будоражат слухи о возможных изменениях в регулировании отрасли, воплощение которых в жизнь, учитывая инертность государственной машины и чиновников, вызвало бы коллапс отрасли3.

«Большая беда с этими реформированиями заключается в том, что они происходят не в один день и, к сожалению, не в один месяц, — отметил в беседе с обозревателем CNews.ru Станислав Рыбалко, руководитель направления беспроводных технологий компании CompTek. — Это очень серьезный тормоз, и непонятно, на сколько времени он растянется».

Действительно, если раньше и без того долгая и нудная процедура оформления частот занимала тоже уйму времени и сил, то усилиями многих участников рынка она была доведена до какой-то более или менее удовлетворительной логики. Однако теперь существующий ранее порядок получения частотных номиналов фактически не работает, а нового пока нет.

Отсутствует и новый механизм взаимодействия бизнеса с регулятором, а старый, осуществляемый при участии таких организаций, как Ассоциация документальной электросвязи (АДЭ) и Национальная радиоассоциация (НРА), не работает.

«Раньше было два интерфейса для взаимодействия с властью, в которых мы участвовали. В эти организации входили как чиновники, так и представители бизнеса, и мы могли на собраниях решать свои насущные и возникающие проблемы совместно с регулирующими органами, — рассказывает Станислав Рыбалко, — а теперь этого нет».

Таким образом, развитие сетей широкополосной беспроводной связи в России фактически приостановлено — рост сетей происходит только за счет тех компаний, которые до нового года успели получить разрешения на частоты, а те операторы, которые не смогли этого сделать, вынуждены просто ждать.

Однако и в том случае, когда порядок регулирования частотного диапазона был более или менее устоявшимся, нельзя говорить о резком, революционном переходе операторов в диапазон 5 ГГц. Этому мешали и недостаточные инвестиции4, и противодействие со стороны местных электросвязей, которые видят в альтернативных операторах злейших врагов-конкурентов. Осознавая перспективу сетей, работающих в более высокочастотном диапазоне, компании «оформляли» частоты, «столбили» их за собой, а в дальнейшем начинали постепенное, иногда довольно медленное развитие сетей. Поэтому говорить о взрывном росте в диапазоне 5 ГГц не представляется возможным.

Между тем потенциал у этого рынка, безусловно, есть. В этом можно убеждаешься, сравнивая динамику роста числа беспроводных сетей в диапазонах 2,4 и 5 ГГц в последние годы.

К числу главных факторов, которые будут двигать российский рынок BWA вперед, относится и постоянно снижающаяся цена оборудования. Так, если в настоящее время стоимость одного абонентского комплекта, рассчитанного на работу в диапазоне 5,25–5,35 ГГц, составляет $1,5–2 тысячи, то уже к концу этого, 2004 года, по прогнозам экспертов, стоит рассчитывать на $1 тысячу. Для конечного пользователя эта сумма будет заметно ниже — в России уже сложилась практика дотирования оператором стоимости оборудования за счет доходов от продажи трафика.

Наиболее «мобильные» операторы уже развернули в диапазоне 5 ГГц свои сети. Так, в Москве в конце января этого, 2004 года компания ArtCommunications запустила новый бренд «5G»5. Под этой торговой маркой планируется предоставление таких телекоммуникационных услуг, как беспроводная передача данных, доступ в интернет, телефония, IP-телефония, построение корпоративных радиосетей и территориальных сетей для мобильных пользователей. На сегодняшний день основу клиентской базы компании составляют, в основном, представители корпоративного сектора, однако в этом году базу планируется экспансия в сторону частных лиц, проживающих в Московской области (коттеджные поселки, частные дома, клубы).

Кроме того, пытаются «поднять» рынок и дистрибуторы. Компания CompTek, например, в начале весны этого года анонсировала специальную программу для поддержки операторов. Так при покупке определенного количества радиооборудования Revolution за квартал или полгода на баланс оператора с каждого купленного радиомаршрутизатора добавляется бонусная сумма, которая будет учитываться при следующих закупках оборудования. Это, по мнению организатора акции, существенно снижает стоимость построения сети, дополнительного узла или подключения ряда новых клиентов, и позволяет операторам гораздо быстрее окупить вложения на строительство сети. Кроме того, с 1-го июня 2004 г. стартовала программа, дающая скидку до 20% при разовой покупке определенного количества радиомаршрутизаторов.

Динамика роста числа беспроводных сетей в диапазонах 2,4 и 5 ГГц в 2001–2004 гг

Динамика роста числа беспроводных сетей в диапазонах 2,4 и 5 ГГц в 2001-2004 гг

Источник: CompTek

Будут ли в России появляться новые частотные диапазоны? Говорить определенно об этом вряд ли возможно, хотя эксперты не исключают такой возможности. Одной из них может быть возможное выделение частот6 в диапазоне 10 ГГц, связанное с появлением в России оборудования, поддерживающего новый стандарт 802.167.

«Свободные частоты у государства есть — все зависит от того, насколько серьезным будет рыночный спрос, и насколько мы сможем убедить регулирующие органы открыть те или иные частотные диапазоны, — считает Станислав Рыбалко. — Мы все-таки надеемся, что какой-либо механизм взаимодействия бизнеса с властью останется».

Что касается диапазона 5,9–6,4 ГГц, то частотные конверторы, применяемые на этих частотах, в настоящее время фактически не используются. Устройства, стоимостью около $1000, практически в два раза увеличивают стоимость оборудования, не внося никаких дополнительных преимуществ (увеличение скорости передачи, новые сервисы и пр.). Очевидно, что это было лишь временное решение, как и ожидалось.

Доступность в России частотных диапазонов, граничащих с 5 ГГц

Диапазон частот, ГГцСостояние
5,25 — 5,35Доступен
5,725 — 5,850Доступен
5,15 — 5, 25Доступен
5,4 — 5,7Закрыт, открытие не запланировано

Источник: CompTek

Начало хорошей тенденции

Беспроводные технологии представляют хорошие перспективы для выполнения сразу двух федеральных программ — телефонизации российских сел и обеспечение интернетом сельских школ.

"Организуя радиоканал от узла связи до села, мы можем по этому каналу «прогнать» и телефонию, и интернет, — объясняет Станислав Рыбалко. — Таким образом, в данном случае одновременно решаются две задачи, и есть шанс серьезно сэкономить".

Однако сами операторы в крупных городах, которых государство вполне может обязать «платить» своего рода «социальный налог» в виде обеспечения доступа в экономически непривлекательных районах, такого оптимизма не разделяют. По словам технического директора Golden Telecom Александра Цейтлина, «дотянуть» радиосети до удаленных населенных пунктов не менее сложно, чем провода.

Тем не менее, характерной особенностью этого года является то, что в рамках программы «Электронная Россия» в ряде регионов фактически началась реализация федеральной целевой программы по интернетизации сельских школ. К настоящему времени на эти цели выделены средства для 5–6 территорий России. В Кемеровской области, например, программой охвачено около 700 школ, в Волгоградской — порядка 150. При этом интернет подается, в основном, по радиоканалу.

«Я считаю это началом хорошей тенденции для рынка беспроводных сетей — технологию признали на государственном уровне, и ей начинают пользоваться для реализации различных федеральных программ», — отмечает Станислав Рыбалко.

Некоторые регионы анонсировали реализацию масштабных проектов с применением беспроводных технологий. В качестве примера можно привести развертывание республиканской беспроводной сеть передачи данных для органов государственного и местного самоуправления Республики Бурятия.

Виталий Солонин / CNews.ru

Типовые применения беспроводных сетей широкополосного доступа

  1. Соединение двух-трех зданий
    Объединение информационного пространства зданий, расположенных в разных концах города или в пригороде (филиалы, удаленные склады и пр.) при невозможности или экономической нецелесообразности кабельных решений.
  2. Беспроводная сеть на компактной территории (завод)
    По сравнению с проводными решениями обладает повышенной надежностью — кабель может быть поврежден тяжелой техникой, выйти из строя из-за вибраций и неблагоприятной атмосферы. На базе беспроводных решений можно осуществить комплексную автоматизацию предприятия.
  3. Беспроводная сеть в порту
    Все суда могут получить доступ к необходимым информационным ресурсам — телефонная связь, передача факсов и данных и пр.
  4. Беспроводная сеть оператора связи
    Перспективна в связи в недостаточным развитием кабельной инфраструктуры (особенно в сельской местности) и в связи с монополией местных Электросвязей или ГТС.
  5. Ведомственная сеть администрации города, региона
    Широкополосные каналы передачи данных необходимы для эффективного использования электронной почты, систем электронного документооборота и других средств информационного обмена, для контролируемого удаленного доступа к базам данных органов управления.
  6. Телефонизация села. Интернет в сельские школы.
    Беспроводные технологии позволяют решить эти две федеральные программы одновременно, существенно сэкономив.
  7. Беспроводные технологии для предприятий нефтегазового комплекса
    Позволяют контролировать технологические и прочие процессы учета на крупном предприятии, следить за состоянием трудопроводов, организовывать корпоративные сети для месторождений (данные, телефония). Использование кабельных технологий нецелесообразно по причине, указанной в пункте 2.
  8. Специальные применения
    Возможна организация мобильной беспроводной сети для служб оперативного реагирования и военных, а также создание сети наблюдения за важными объектами города.

Источник: CompTek

Биллинговые системы для WiFi: ключевые характеристики

Особый интерес провайдеров в последнее время обращен на возможности гибкой тарификации подключения по WiFi. Но далеко не многие биллинговые системы, из числа представленных на российском рынке, имеют в своей конфигурации подобные встроенные функции. При выборе такой системы для работы в стандарте WiFi следует обращать внимание на следующие ее особенности:

  • возможность нахождения клиентов в зоне WiFi как в активированном, так и в неактивированном состоянии
  • возможность настройки тарификации в посекундном и помегабайтном режимах
  • наличие интерфейса сервера статистики для абонентов
  • совместимость с беспроводным оборудованием
  • протокол, по которому работает система учета беспроводных подключений (IP-протокол считается значительно более предпочтительным, поскольку такой биллинг работает на любом оборудовании)
  • быстрота развертывания системы в зонах хот-спотов
  • легкость администрирования
  • средства защиты информации (регулярная проверка ip- и mac-адресов клиентов)
  • поддержка международного роуминга

Несмотря на кажущуюся унифицированность требований к биллинговым системам, каждый конкретный оператор имеет свои специфические требования к системам. При выборе биллинговых систем следует обращать внимание на соотношение цена /качество, где последнее определяется следующими характеристиками:

  • возможность учета разнородного трафика (телефонной связи (IP, местной, междугородней, международной); сетей передачи данных; коммутируемого доступа; аренды каналов связи)
  • возможности настройки тарифного плана по времени или по единицам объема данных
  • гибкость архитектуры
  • удобство интерфейса и, как особое преимущество, возможность настройки интерфейса под специфические требования
  • устойчивость к отказам и сбоям
  • функционал (какие дополнительные сервисы, кроме перевода трафика оказанных услуг в денежный эквивалент, предусмотрены в системе)
  • программная среда базы данных и ее мощность
  • совместимость системы с уже имеющимися базами данных
  • масштабируемость (возможность приобретения только необходимых модулей)
  • совместимость с различным оборудованием и программным обеспечением

Рынок биллинговых систем можно было бы назвать сложившимся, если бы не высокая степень инновационности технологий связи. Появление и стремительное распространение беспроводных технологий предъявляет новые требования к системам биллинга.

Дмитрий Семенов / Wico.ru

Основные игроки

По мнению Станислава Рыбалко, рынок оборудования широкополосного беспроводного доступа можно условно разделить на несколько классов.

  1. Дорогое оборудование (цена подключения одного клиента — $1500–2000) с богатой функциональностью (высокая скорость передачи данных, большое число удобных сервисов, высокая надежность, простота настройки и эксплуатации, масштабируемость и т.п.). Это самый большой класс оборудования в России на данный момент. В порядке убывания доли на российском рынке производители располагаются следующим образом: InfiNet Wireless, Alvarion, Aperto Networks, WiLAN8.
  2. Дешевое оборудование (цена подключения 1 клиента — $500–700). Низкое качество исполнения и «никакая» функциональность, слабые возможности и сервис. В подавляющем числе случаев не предназначено для эксплуатации в суровых климатических условиях России, за исключением южных регионов9.
  3. Оборудование класса WLAN, используемое не по назначению, то есть для организации сетей доступа. По прогнозам экспертов этот класс постепенно уходит в небытие. Часто используется для организации домашних сетей с негарантированным качеством.

Что же нового представили ведущие мировые брэнды для российского рынка?

В апреле InfiNet Wireless начала поставки новых версий радиомаршрутизаторов Revolution. Они имеют такие особенности, как формирование ассиметричного трафика и механизм изменения адаптивной модуляции (режим «автобитрейт»). Эти нововведения, по мнению разработчиков, повышают надежность сети и позволяют всем устройствам в сети работать с максимальной производительностью в каждом канале и в сети в целом.

CompTek — один из пионеров внедрения на российском рынке технологий построения беспроводных сетей — представил на выставке «Связь-Экспокомм 2004» оборудование, работающее в новом диапазоне 5 ГГц: радиомаршрутизаторы Revolution 5000, WiLAN Libra 5800 и Cisco 1400 для построения высокоскоростных распределенных беспроводных сетей. Все решения обладают гибкостью, высокой пропускной способностью и отвечают современным требованиям безопасности.

Греческий производитель INTRACOM продвигает систему широкополосного радиодоступа на основе технологии LMDS. Однако рабочие частотные диапазоны — 3,5, 10,5 и 26 ГГц — в которых функционирует данное оборудование, на сегодняшний день, к сожалению, практически не актуальны для России.

Активно интересуется рынком BWA и компания Alcatel. Так, недавно было объявлено о подписании соглашения OEM с Navini Networks, американским поставщиком беспроводных широкополосных технологий, которое позволит расширить семейство широкополосных продуктов Alcatel, включив в него средства беспроводной широкополосной связи zero install, которые не требуют прямой видимости между антеннами, работают на низких частотах и широко используются сервис-провайдерами всего мира.

В рамках своей глобальной стратегии, нацеленной на развитие средств широкополосного беспроводного доступа, Alcatel будет продвигать на рынок продукты Navini Ripwave (Alcatel 7386 Wireless IP), то есть базовые станции, системы управления сетевыми элементами и абонентские модемы и карты PCMCIA для работы в нелицензируемом диапазоне 2,4 ГГц и в лицензируемых диапазонах 2,3 ГГц, 2,5/2,6 ГГЦ и 3,5 ГГц. Решение Navini включает, в том числе, «умные» антенны и модуляцию по многим несущим.

Компания Motorola анонсировала новую модель мультиплексора Е1/Т1, пополнившую собой семейство продуктов широкополосной беспроводной связи Canopy. При работе совместно с новым модулем ретранслятора Canopy новая модель мультиплексора Е1/Т1 реализует систему широкополосной беспроводной связи для провайдеров, предприятий и организаций, которым необходимо обеспечить подключение к корпоративной сети.

Основной отличительной особенностью мультиплексора Е1/Т1 семейства Canopy является возможность наращивания количества портов. Каждое устройство изначально комплектуется одним или четырьмя физическими портами, причём ёмкость однопортового модуля может быть расширена при помощи приобретаемого отдельно программного обеспечения. Это помогает заказчикам расширять свои сети по мере необходимости. Так, например, открыв дополнительные порты, можно обеспечить поддержку до четырёх линий типа T1 или до трёх линий типа E1 при работе с транзитным модулем семейства Canopy на скорости 20 Мбит/с.

Также Motorola анонсировала новую модель транзитного модуля, работающую со скоростью 45 Мбит/с. Эта модель обладает полезной пропускной способностью до 33 Мбит/с при коэффициенте усиления более 160 дБ. Среди особенностей этого продукта: многолучевые антенны, современная система шифрования, технологии ортогонального частотного уплотнения (OFDM), адаптивной модуляции и динамического выбора частоты.

Виталий Солонин / CNews.ru

Патрик Боднар: Иногда мне кажется, что самая длинная и сложная процедура получения разрешений — в России

Патрик БоднарО перспективах и потенциале развития российского рынка беспроводного доступа, его сравнении с другими развивающимися рынками, WiMAX-совместимом оборудовании в интервью CNews.ru рассказал Патрик Боднар, региональный директор WiLAN по странам Восточной Европы и СНГ.

CNews.ru: Российский рынок широкополосного беспроводного доступа (BWA) смотрится более, чем скромно не только по сравнению с рынками развитых, но и многих развивающихся стран. Но все-таки ваша компания обозначила на нем свое присутствие. Вероятно, это связано с тем, что здесь больше перспектив, чем на зрелых рынках США и Западной Европы?

Патрик Боднар: Совершенно верно. Рынок западной Европы достаточно развит. Обилие и постоянный рост кабельной инфраструктуры делают этот регион все менее перспективным для оборудования широкополосного радиодоступа. Другое дело — развивающиеся страны Восточной Европы и, конечно, Россия и страны СНГ. Здесь налицо серьезный недостаток проводной инфраструктуры, в то время как потребности в каналах связи все увеличиваются. К тому же мы видим в российском рынке большой потенциал, и при стабильности политической ситуации его ждет большое будущее. Понимая эту перспективу, мы и приняли решение о выходе на российский рынок.

Мы внимательно следили за развитием рынка беспроводного доступа в России, чтобы сделать правильный выбор партнера. Сегодня — это две российские компании, которые давно и активно развивают этот рынок — компании CompTek International и Diamond Communications. Они получили статус официальных дистрибуторов, и уже через несколько месяцев начались первые инсталляции.

Серьезность наших намерений подтверждают и специальные технические семинары, проводимые нами для инженеров дистрибуторов и их клиентов. Мы понимаем, что важным фактором при выборе столь высокотехнологичного оборудования для заказчика является наличие квалифицированной и оперативной технической поддержки.

Компания WiLAN сертифицировала все поставляемое в Россию оборудование по системе «Связь».

Полный текст интервью

Алексей Морозов: Сдерживающие факторы для рынка — правовой и организационный

Алексей МорозовО рынке беспроводных сетей передачи данных в России и специфике работы в Подмосковье в интервью CNews.ru рассказал Алексей Морозов, заместитель директора по техническим вопросам компании «Флекс»

CNews.ru: Компания «Флекс» пришла на рынок беспроводных сетей передачи данных Подмосковья одной из первых. В чем специфика этого рынка именно в Подмосковье? Что изменилось с начала вашей работы в этом регионе?

Алексей Морозов: В том и особенность, что это Подмосковье. С одной стороны, — это не Москва, где высокая плотность потребителей услуг на единицу площади, с другой, — это множество из почти 80-ти районных центров и городов с разбросанными вокруг на расстояния от 5 до 30 км потенциальными абонентами. Необходимо одновременно обеспечить высокую скорость и требуемую дальность. К сожалению, в настоящее время решения, обеспечивающие высокую скорость (порядка 100 мбит/сек на сектор базовой станции) имеют радиус действия 3–5 км, а решения, обеспечивающие дальность до 30 км, позволяют развить скорость не более 5 мбит/сек на сектор. Поэтому построение сети передачи данных в Подмосковье, обеспечивающей возможность получения качественных услуг практически в любой точке, является непростой и творческой задачей.

К особенностям региона можно отнести и остающуюся до сих пор слабую насыщенность магистральными каналами. Если в ближней зоне (до 20 км от Москвы) этот вопрос решается более-менее нормально, то на удалении 50–100 км от Москвы остаются «Ростелеком» и «Транстелеком». А это значит — высокие цены и ограниченное количество точек потенциальной привязки базовых станций к магистралям. Изменения рынка в последнее время коснулись более всего ценовой политики. Если еще год-два назад цены операторов по Подмосковью существенно отличались от московских, то в последнее время клиент все чаще говорит — «хочу, как в Москве». И ни куда не денешься, приходится ценовую политику вести сравнимую с Москвой, особенно в связи с тем, что к рынку Подмосковья обратились операторы, традиционно работавшие только в Москве. Естественно, что при этом затраты на доставку трафика ложатся на оператора.

Полный текст интервью


  1. Речь идет о частотных диапазонах 5,25–5,35 ГГц и 5,7–5,8 ГГц.
  2. 9 марта 2004 года указом президента РФ №314 Министерство Российской Федерации по связи и информатизации было упразднено, а его функции по принятию нормативных правовых актов переданы Министерству транспорта и связи Российской Федерации. 20 мая создано Министерство информационных технологий и связи, которое возглавил Леонид Рейман.
  3. В частности, журнал «Компания» в мае 2004 г. писал о возможном упразднении Государственной комиссии по радиочастотам (ГКРЧ) с передачей ее функций правительству РФ.
  4. Российские альтернативные операторы БСПД, не являясь публичными компаниями, не имеют доступа к финансовым ресурсам, привлекаемым на открытых биржевых площадках, очень редко пользуются дорогими банковскими кредитами, и развиваются, в основном, за счет собственных средств.
  5. Название торговой марки 5G — это трансформация названия 5 ГГц (диапазон частот, в котором работает новый проект).
  6. Главный исполнительный директор Intel Крейг Барретт (Dr. Craig R. Barrett), посетивший Нижний Новгород во время своего визита в Россию (в рамках турне по Европе), предложил местным властям реализовать в городе систему беспроводного доступа в интернет на основе стандартов, продвигаемых организацией WiMAX. Для реализации этого проекта необходимо получить выделенный диапазон частот, о чем Крейг Барретт, по его словам, говорил в Москве на встрече с Леонидом Рейманом, министром ИТ и связи РФ. И последний обещал поддержку со своей стороны. Источник: Известия, 19.06.2004
  7. Оборудование в стандарте 802.11а рассчитано на работу в диапазоне 2–11 ГГц
  8. Не все участники рынка согласны с таким ранжированием. Например, Светлана Барабанщикова, ведущий менеджер по маркетингу «Компания «Информационная Индустрия», считает, что большая часть из действующих сетей беспроводного широкополосного доступа (БШД) в России по состоянию на 1 половину 2003 года (133 сети из примерно 250) построена на базе оборудования израильского производителя Alvarion. Эта компания, по ее мнению, на настоящий момент и является лидером на российском рынке оборудования БШД (системы BreezeAccess и WalkAir). Что касается компании Infinet Wireless, то она, как считает г-жа Барабанщикова, является лидером лишь в сегменте широкополосных радиомаршрутизаторов (Revolution), а не рынка оборудования Wireless Access в целом. Также, по ее мнению, в список основных игроков следует включить компанию Proxim с ее продуктом Tsunami, а вот присутствие в списке компании WiLAN вызывает у нее сомнения.
  9. В эту ценовую категорию формально попадает оборудование Canopy производства компании Motorola. Производитель гарантирует работоспособность базового и абонентского оборудования в температурном режиме от — 40 ?С до +55 ?С и рекомендует для обеспечения гарантированной работы в сложных климатических условиях не допускать перерывов в электропитании, а также обеспечить установку модулей под влагозащитными конструкциями и в специальные термоконтейнеры. В результате проведенных натурных испытаний Canopy в Липецке получены результаты, соответствующие основным техническим характеристикам тестируемого оборудования с учетом характеристик и конфигурации тестового оборудования. Успешно прошли испытания оборудования в Туле, Перми и других городах. Готовятся испытания в Якутске и Краснодарском крае. На базе Canopy в настоящий момент реализуется сеть в Норильске. По мнению представителей "Компания «Информационная Индустрия» система Canopy обладает широким спектром функциональных возможностей, которые подтверждены результатами испытаний в интересах различных российских заказчиков.

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS