Обозрение Рынок беспроводных технологий 2004 подготовлено При поддержке
CNews Analytics
CompTek

Хот-споты: россияне отличаются трезвостью оценок

Хот-споты: россияне отличаются трезвостью оценок

Хот-споты, основанные на технологии WiFi, изначально предназначенной для локальных сетей внутри помещений, не принесли блестящих коммерческих результатов, но разогрели ожидания, связанные с беспроводным доступом.

Хот-спот — холодный расчет

Российский рынок беспроводных локальных сетей (WLAN) растет довольно динамично. «Если год назад рынок Wireless LAN мы практически не замечали, то сейчас эта технология входит в достаточно широкую колею, и многие предприятия уже рассматривают ее для тех или иных применений внутри помещения, — говорит Станислав Рыбалко, руководитель направления беспроводных технологий CompTek. — Совместно со своими партнерами мы осуществили больше десятка крупных (20–30 точек доступа) инсталляций хот-спотов, которые обеспечивают достаточно большое покрытие зданий».

В основном, речь идет о гостиницах, постояльцы которых имеют возможность доступа к информационным ресурсам в любом уголке здания. Отели сети «Марриотт» в Москве были первыми, где появились хот-споты; позднее они возникли и в других гостиницах верхнего ценового уровня — «Балчуг», «Шератон», «Татьяна», «Катерина», «Хайят» и др.

То, что точки публичного доступа появляются в местах, где концентрация финансовых ресурсов и наличие спроса заметно превышают средние значения по стране, — суть специфика российского рынка. Действительно, в США, например, хот-споты появились и в закусочных «Макдональдс»; есть там и бесплатные хот-споты, продвигаемые производителем процессоров AMD (см. «Новости рынка»).

«В России, в отличие от остального мира, на хот-споты смотрят очень трезво — их применяют только там, где они реально приносят деньги, — отмечает Станислав Рыбалко. — А они действительно сейчас выгодны, потому что стоимость оборудования относительно невысока, и инвестиции, как показывают расчеты, окупаются меньше чем через год, а дальше начинают приносить прибыль».

Итак, в настоящее время точки публичного доступа в России имеет смысл разворачивать в дорогих гостиницах, а что касается аэропортов, то, по мнению Станислава Рыбалко, эти места не столь привлекательны для этих целей: «В аэропорту, как правило, не так много времени для того, что бы пользоваться услугами хот-спота. А вот в гостинице можно спокойно сесть, достать ноутбук или карманный компьютер и поработать сколько нужно и в любое удобное время. По этой причине именно в отелях и происходит сейчас основная масса инсталляций хот-спотов».

Неплохо, конечно, что и в аэропорту можно получить доступ к информационным ресурсам по радиосети. Помимо удобства для авиапассажиров, это еще и поднимает статус аэропорта.

Однако в российских условиях, как считает Станислав Рыбалко, аэропорты между собой фактически не конкурируют. И сейчас российскому путешественнику или бизнесмену по большому счету все равно, из какого аэропорта он вылетает. При этом часто даже не очень важно, какая авиакомпания будет его обслуживать, поскольку сервис, в большинстве случаев, похожий.

«Между аэропортами и между авиакомпаниями нет такой конкуренции, как на Западе, когда из одного и того же места в одно и то же время вылетает несколько самолетов различных авиакомпаний в один и тот же город. Поэтому хот-споты менее развиты в аэропортах, чем в гостиницах, хотя, например, и в Шереметьево, и в Домодедово есть хот-споты, но они обеспечивают локальное покрытие, и я не видел, чтобы ими активно пользовались. А в гостиницах беспроводный доступ реально приносит деньги», — утверждает Станислав Рыбалко.

Что касается возможности подключения к Сети посредством беспроводного доступа в самом самолете, то это, похоже, пользователям российских авиакомпаний не грозит. Отечественные авиаперевозчики («Аэрофлот» и др.) вряд ли последуют примеру «Люфтганза» (см. «Новости рынка»). По крайней мере, в ближайшем будущем.

«Стоимость переоборудования самолета достаточно высока — ведь нужно обеспечить его высокоскоростной связью через спутник, протестировать влияние излучения оборудования на все бортовые системы. Это влечет за собой серьезное переоборудование корабля, поэтому в России, я думаю, это появится очень нескоро, — считает Станислав Рыбалко. — Тем более, что российские авиакомпании считают каждый рубль и экономят на всем, на чем можно».

Итак, основной рынок хот-спотов в России — это гостиницы. Можно предполагать, что в дальнейшем радиодоступ будет постепенно проникать во все большее число недорогих отелей, региональных гостиниц, пансионатов и т.д. Именно эти объекты наиболее привлекательны для разворачивания хот-спотов в России.

Рейтинг WiFi отелей

ОтельWISPРейтинг
Марриотт Гранд
Марриотт Аврора
Марриотт Тверская
Моском
Арарат Парк ХайаттIntertouch..
АэростарКомбеллга (Голден Телеком)..
Пента РенессансКомбеллга (Голден Телеком).
ПекинКомстар Объединенные Телесистемы.
… очень хорошо; .. приемлемо; . недостаточно
*) WISP — Wireless Internet Service Provider — сервис-провайдер беспроводного доступа в интернет

Источник: исследование J&P

Критерии оценки/рейтинга
  1. Доступность информации, предоставляемой потенциальным клиентам в месте предоставления услуги (на ресепшн), на официальном сайте отеля и/или в онлайн-путеводителях
  2. Легкость доступа для любого клиента (легко обнаружить услуги в месте ее предоставления, подключиться и заплатить)
  3. Осведомленность персонала об услуге WiFi и способность рассказать о существовании и характеристиках услуги WiFi

Двигатели спроса

Другой рынок связан с инсталляциями беспроводных сетей на корпоративном рынке. Обычно радиодоступом обеспечиваются переговорные комнаты, кабинеты руководства, залы совещаний, различные публичные места или специальные точки доступа для гостей и партнеров компании.

"В России это направление развивается, однако таких крупных инсталляций, какие мы наблюдали в прошлом году, когда такие гиганты как РАО ЕЭС, «Газпром» и нефтяные компании развертывали на всех своих зданиях или во всем центральном офисе беспроводную сеть с большим количеством точек доступа, сейчас уже нет", — рассказывает Станислав Рыбалко, руководитель направления беспроводных технологий компании CompTek.

Действительно, в настоящее время проекты по организации беспроводных ЛВС носят, скорее, локальный характер. Отдельные компании применяют беспроводные технологии для решения своих корпоративных задач, используя относительно небольшое количество точек доступа. Можно привести весьма немного современных примеров внедрения беспроводного сегмента в корпоративную сеть компании (в данном случае — на базе девяти точек доступа Cisco Aironet AP352).

Анализ структуры продаж оборудования WLAN, проведенный Станиславом Рыбалко, показывает, что в настоящее время компании покупают относительно небольшое количество точек доступа. Однако самих таких компаний по сравнению с прошлым годом стало заметно больше. Это косвенно указывает на то, что организации строят гибридные сети, применяя беспроводные технологии там, где это действительно удобно.

Помимо доступа в интернет (основная по популярности услуга для корпоративных сетей), беспроводные технологии используются для обеспечения удобной связью руководителей компаний. Топ-менеджеры ценят мобильность, перемещаясь в рамках своего офиса с ноутбуком и обычно не любят «связываться с проводами». Это позволяет им быстро и фактически из любого места здания (а не только со своего рабочего стола) получать доступ к корпоративной информации, электронной почте и разнообразным документам в режиме он-лайн.

По прогнозам Станислава Рыбалко, российский рынок WLAN будет продолжать расти, однако этот рост будет не взрывообразным, а линейным. Что касается остального мира, где инсталлировано огромное количество хоп-спотов, то им Станислав Рыбалко предрекает крах. Он связывает это с перегретостью данного сегмента рынка, обусловленной излишним финансированием в виде кредитов и венчурного капитала. И первые ласточки предстоящих проблем уже появились. Так фактически провалилась грандиозная задумка корпораций IBM, Intel и AT&T по созданию общенациональной WiFi-сети в США (см. «Новости рынка»).

России, похоже, этого удастся избежать — кредитная система у нас не развита, а венчурного капитала, серьезно интересующегося высокими технологиями, пока все еще весьма мало. Компании, развиваясь в основном за счет собственных средств, принимают, как правило, крайне взвешенные решения и вкладывают деньги туда, где они действительно приносят отдачу1.

По данным J’son & Partners, на сегодняшний день в России насчитывается 1200–1400 активных пользователей WiFi. Им предоставляют услуги более 20 провайдеров беспроводного доступа в интернет (Wireless Internet Service Provider, WISP). По количеству хот-спотов лидируют Москва и Санкт-Петербург; на долю остальных российских регионов приходится всего 4% всех точек коллективного беспроводного доступа. По прогнозам J’son & Partners, к 2007 году в этих двух крупнейших городах будет насчитываться более 550 хот-спотов, в то время как к концу этого года их будет порядка 140–150. Основная целевая аудитория на сегодня — это студенты (более 60%) и бизнесмены. Последние приносят более 70% доходов, а большая доля студентов связана с тем, что зоны коллективного доступа открываются в крупнейших университетах страны.

Оценка проникновения хот-спотов
(по городам России Q1-Q2 2004)

Оценка проникновения хот-спотов

  • Хот-споты на коммерческой основе впервые появились в Санкт-Петербурге в 2003 г., и сейчас там насчитывается 31 точка. В 2004 г. московский рынок опередил Санкт-Петербург по числу хот-спотов и насчитывает 47 точек.
  • Число бесплатных хот-спотов растет в таких городах, как Новосибирск, Нижний Новгород и Самара.

Источник: J’son & Partners

Евгений Петров: Решение строить сетевую инфраструктуру для конкурса «ТЭФИ-2003» на технологии WiFi полностью себя оправдало

Евгений ПетровОб организации роуминга в беспроводных сетях, развитии рынка PWLAN-услуг и растущей заинтересованности федеральных операторов сетей проводной связи в организации этих услуг, тенденциях развития хот-спотов в России рассказал в интервью CNews.ru Евгений Петров, директор департамента телекоммуникационных решений компании INLINE Technologies.

CNews.ru: Отечественный рынок беспроводной передачи данных за 2003 г. существенно увеличил свою емкость, как в столицах, так и по России в целом. Каковы основные точки роста этого рынка и стимулы для потребителей таких услуг?

Евгений Петров: Россия не является каким-то особым исключением в смысле развития рынка беспроводных технологий передачи данных. Скорее можно говорить о замедленном проникновении WLAN на публичный рынок.

Это в первую очередь связано с не столь ярко выраженной, как за рубежом, конкуренцией на рынке малого бизнеса предоставления услуг и с менее емким рынком мобильных устройств (ноутбуков, карманных персональных компьютеров с поддержкой WLAN) как в корпоративном, так и в публичном секторе. Например, развитие сетей хот-спотов в США и Европе зачастую шло снизу — от кофеен и закусочных. Так, владельцы разветвленных сетей предприятий быстрого питания и гостиниц довольно скоро оценили преимущества WLAN с точки зрения получения дополнительной прибыли. Поэтому сегодня за услуги операторов WISP (Wireless Internet Service Provider) зачастую платят не конечные получатели сервиса, а владелец хот-спота. При этом последний либо несколько повышает стоимость своих профильных услуг, окупая часть затрат на оплату услуг WISP, либо относит эти расходы на маркетинговые затраты (как, например, в случае с американским «Макдоналдсом»).

Нет сомнений в том, что наличие условно-бесплатного доступа в интернет повышает конкурентоспособность владельца хот-спота и позволяет не только привлекать дополнительных клиентов, но и увеличивать прибыль, получаемую от предоставления основных услуг. Статистика показывает, что в закусочных и кофейнях, где предоставляется беспроводной доступ, посетители проводят больше времени и, соответственно, тратят больше денег. В России же данный бизнес в большей степени развивается за счет усилий поставщиков соответствующего оборудования и программного обеспечения и системных интеграторов. А те в свою очередь пытаются активно продвигать решения для беспроводного доступа интернет-провайдерами, клиентами которых являются потенциальные владельцы хот-спотов. Скорее всего, такая схема развития сохранится и в следующем году. Наблюдать изменение картины мы сможем, по-видимому, тогда, когда скепсис потенциальных российских пользователей хот-спотов сменится коммерческим интересом. Думаю, произойдет это через 1,5–2 года.

Сегодня определенно можно сказать — российский рынок корпоративных пользователей, прежде всего московских и питерских, готов принять данную услугу. Более того, именно корпоративные пользователи перенесут потребность в услуге на рынок частных пользователей.

Полный текст интервью

Новости рынка

«Люфтганза» открыла коммерческий доступ к беспроводным сетям в своих авиалайнерах
Пассажиры рейса LH452 Мюнхен — Лос-Анджелес авиакомпании «Люфтганза» впервые смогли воспользоваться услугами системы связи Lufthansa FlyNet в текущем режиме. Сообщение о запуске новой услуги сотрудники пресс-службы авиакомпании разослали с борта авиалайнера.

Установленная на борту лайнера Airbus A340–300 авиакомпании, эта система обеспечивает пассажирам доступ к широкополосной связи. Для того, чтобы воспользоваться новой услугой, необходимо иметь ноутбук, обеспечивающий возможность беспроводного подключения к локальной сети.

В течение испытательного периода, который длился три месяца, примерно 8000 пассажиров на 155 рейсах Франкфурт — Вашингтон смогли воспользоваться предыдущей версией системы FlyNet. В целом 95% пользователей оценили систему FlyNet как «хорошую» и «очень хорошую», и в среднем от 50 до 80 пассажиров одновременно пользовались услугами системы FlyNet.

Wi-Fi инициатива IBM, Intel и AT&T провалилась
Грандиозная задумка корпораций IBM, Intel и AT&T по созданию общенациональной Wi-Fi-сети в США, вылившаяся в декабре в венчурное предприятие Cometa Networks, оказалась нежизнеспособной. С сегодняшнего дня Cometa прекращает свою работу из-за «недостатка финансирования», сообщается в пресс-релизе компании.

В ходе работы компании удалось заручиться поддержкой операторов Sprint PCS и iPass, и запустить пилотную сеть хот-спотов в Сиэтле. Ее услуги также предоставлялись в сети книжных магазинов Barnes & Noble и — в рамках пилотного тестирования вместе с Toshiba — ресторанах McDonalds. Но затем Toshiba выбрала другого провайдера беспроводного доступа — Wayport.

Cometa не смогла выполнить бизнес-план, по которому предусматривалось развертывание сети в 50 крупнейших городах США в течение 2003 года. AT&T должна была обеспечить сетевую инфраструктуру и ее управление, а IBM — оборудование для хот-спотов и вспомогательные системы.

Домашние сети стимулируют рост рынка беспроводного оборудования
По данным аналитиков агентства In-Stat/MDR, совокупная стоимость оборудования для домашних сетей, в 2004 году достигшая $8,3 млрд., к 2008 году составит $17,1 млрд. В ходе проведённого компанией исследования был заявлен следующий прогноз:

  • К 2008 году Азия займет место Северной Америки как регион с наибольшим количеством домашних сетей. Их доля от общего количества по всему миру увеличится с 27% в 2004 году до 36% в 2008 году, в то время как доля североамериканских сетей упадет с 46% в 2004 году до 34% в 2008 году.
  • На рынке беспроводного доступа в интернет, где раньше доминировал протокол 802.11b, в четвертом квартале 2003 года 50% всех подключений составили протоколы 802.11g и мультистандартный 802.11.

AMD разворачивает в США сеть бесплатных хот-спотов
Производитель процессоров AMD начал развертывание собственной беспроводной локальной сети по территории США. В течение двух с половиной месяцев, до официального запуска в июне 2004 г, компания собирается установить несколько сотен хот-спотов в разных городах. Предполагается, что доступ к сети будет бесплатным. Возможно, таким образом AMD хочет хоть немного нейтрализовать попытки Intel навсегда связать понятие беспроводных локальных сетей со своим брэндом Centrino. Но у этой затеи есть и коммерческая выгода. Во-первых, хот-споты AMD привлекут потенциальных рекламодателей, которые ринутся предлагать пользователям купить у них что-нибудь со скидкой, а во-вторых — у AMD есть свои чипсеты для WLAN, которые тоже надо продавать. Подразделение «Решений персональных подключений» (PCS) предлагает на рынок чипсеты Alchemy Am1772 (802.11b) и процессор Alchemy Au1500, который используется в базовых станциях WLAN нескольких производителей, например, Apple AirPort Extreme. Пока что связь будет ограничена 11 мегабитным протоколом "b", а скоростные продолжения WLAN — 54 мегабитные "а" и "g" — затронуты не будут. К сентябрю AMD собирается развернуть WLAN на полную мощность, оснастив бесплатным интернетом 2300 мест, в том числе многие фешенебельные отели.

McDonalds превращает американские рестораны в хот-споты
Корпорация McDonalds сообщила о том, что провайдер услуг беспроводного доступа Wayport выбран в качестве эксклюзивного поставщика услуг для сети ресторанов в Сиэтле, Чикаго и Нью-Йорке. На протяжении года McDonalds проводил тестирование услуг Wi-Fi в 300 ресторанах, в этом учасвовали 3 поставщика услуг. Теперь на коммерческой основе планируется подключить большую часть из 13 тыс. ресторанов компании в США и Канаде.

Клиенты точек быстрого питания McDonalds могут получить два часа беспроводного доступа к интернет за $2,95, неограниченный доступ за $29,95/мес. Вскоре дополнительно будет объявлено об услугах роуминга через партнеров Wayport.

Pyramid Research: основной поток данных пойдет через WiFi
По прогнозу американской консалтинговой компании Pyramid Research, к 2007 году большая часть трафика мобильных данных будет идти через WLAN, нежели сети мобильной связи 2,5G или 3G. Прогнозируется, что большинство пользователей выберут именно технологию WiFi. По мнению аналитиков Pyramid, только в США к 2008 году доходы от предоставления услуг доступа к WiFi составят $1,5 млрд. Тем не менее, аналитики, надеются, что пользователи беспроводных сетей не забудут и про мобильную связь третьего поколения.

В Самаре открылся первый хот-спот
В самарском отеле «Ренессанс» 28 мая открылась первая коммерческая зона беспроводного широкополосного доступа в интернет по технологии Wi-Fi за пределами российских столиц — Москвы и Петербурга. Зона доступа построена на оборудовании компании Cisco Systems, провайдером выступила компания «Самара-Интернет», биллинговую систему «Barsum Wi- Fi» поставила петербуржская компания «Рексофт». Построенная в отеле сеть работает по протоколам 802.11b и 802.11g.

Зона доступа состоит из более 30 базовых станций Cisco Aironet 1200 Series и покрывает всю территорию отеля «Ренессанс». В сети обеспечивается возможность роуминга внутри здания, одновременная работа нескольких десятков активных пользователей, скорость передачи информации для конечного абонента достигает 54 Мбит/с. Доступ к услуге осуществляется при помощи беспроводных сетевых карт в ноутбуках или карманных компьютерах, эти карты можно взять напрокат (150 руб. в сутки) или купить за 1800 р. прямо в отеле. На доступ в интернет установлены следующие тарифы: 450 руб. в час (объем трафика — до 100 МБ) или 1500 рублей в сутки (500 МБ трафика).

Компания «Самара-Интернет», являющаяся оператором связи, выступила и интегратором проекта. Он был реализован за 1,5 месяца, стоимость проекта составила порядка $100 тыс. Представители компании сообщили, что запустят в городе как минимум 2 коммерческих зоны беспроводного доступа. В ближайшее время Cisco Systems, «Рексофт» и нижегородский провайдер «АДС» планируют реализовать аналогичный проект в Нижнем Новгороде.

Виталий Солонин / CNews.ru


  1. В отсутствии цивилизованных схем финансирования, особенно долгосрочного кредитования, инвестиций в НИОКР и господдержки фундаментальных исследований, разумеется, есть и серьезные недостатки, отбрасывающие Россию на десятилетия назад.
  2. Стандарт WAPI (Wireless LAN Authentication and Privacy Infrastructure — инфраструктура аутентификации и обеспечения конфиденциальности для беспроводных локальных сетей) был разработан в Китае для внутреннего использования. Основанием для его разработки и внедрения стало намерение правительства КНР обеспечить высокий уровень информационной безопасности в беспроводных сетях, поскольку распространенные на рынке решения разработаны по большей части американскими компаниями.

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS