Обзор Рынок беспроводных технологий 2006 подготовлен

CNewsAnalytics

Хот-споты в России: где и сколько

Хот-споты в России: где и сколько

Сети публичного беспроводного доступа по технологии Wi-Fi в России развиваются крайне неравномерно. Даже в некоторых городах-миллионерах число публичных точек беспроводного доступа можно пересчитать по пальцам. В то же время в столице их количество в ближайшее время увеличится в 20-30 раз.

По состоянию на 17 января 2007 года на сайте CNews Wi-Fi было зарегистрировано 716 публичных точек беспроводного доступа. В Топ10 городов по числу хот-спотов попало 8 городов-«миллионеров», среди которых с большим отрывом лидируют Москва и Санкт-Петербург, и 3 города с населением менее 1 млн человек. В то же время в рейтинг не вошли такие города-миллионеры, как Уфа (7 хот-спотов), Нижний Новгород (6), Казань (3), а также Омск и Волгоград, данные о наличии хот-спотов в которых отсутствуют. Всего на 11 городов-лидеров приходится 84,4% всех хот-спотов, что указывает на очень сильную неравномерность распределения публичных точек беспроводного доступа по регионам.

ТОП10 городов по числу хот-спотов

Город число хот-спотов
1 Москва 290
2 Санкт-Петербург 106
3 Новосибирск 37
4 Екатеринбург 34
5 Тольятти 28
6 Владивосток 24
7 Ижевск 23
8 Ростов-на-Дону 17
8 Самара 17
9 Челябинск 15
10 Пермь 13

Источник: CNewsAnalytics, 2007

Москва сохраняет абсолютное лидерство по числу хот-спотов, однако в регионах также наметился

значительный рост. По данным J&P, наибольший прирост количества хот-спотов (50 и более новых точек доступа за прошедший год) продемонстрировали Приволжский, Сибирский и Уральский федеральные округа.

Источник: CNewsAnalytics, 2007

Москва и Центральный округ

Только в столице услуги доступа в интернет по технологии Wi-Fi в общественных местах предоставляют более двух десятков операторов. Лидером московского и российского рынка является проект Yandex.Wi-Fi, на сайте которого по состоянию на 11 января 2007 года было зарегистрировано 245 точек беспроводного доступа, из которых большая часть (210 хот-спотов) приходится на Москву.

Проект WiFi.Comstar насчитывал на ту же дату 100 хот-спотов (99 — в Москве и Московской области и 1 — в Санкт-Петербурге). В отличие от бесплатного для конечного пользователя доступа, практикуемого в Yandex.Wi-Fi,  оператор «Комстар-ОТС» предпочитает другую бизнес-модель, подразумевающую повременную оплату. В начале лета прошлого года началось тестирование сети Wi-Fi в метро.

Входящий в тот же телекоммуникационный холдинг — «Систему Телеком» — сотовый оператор МТС использует аналогичный подход. На сайте "МТС Wi-Fi", стартовавшего осенью 2005 года, насчитывается 96 точек доступа в Москве, среди которых есть платные и бесплатные. Партнером МТС в проекте выступает компания «Таском», между сетями МТС и «Комстара» организован роуминг и  доступен сервис SMS-аутентификации. В сентябре прошлого года к «хотспотостроению» подключился еще один контролируемый «Системой» оператор. МГТС приступила к тестированию сервиса по предоставлению услуг беспроводного доступа с таксофонов. Проект носит скорее имиджевый характер, хотя не исключено увеличение поступлений от таксофонов. 

В пятерку лидеров столичного рынка хот-спотов входят также компании «Москомнет» (около 40 хот-спотов — по данным J&P на сентябрь-октябрь 2006 г.) и Art Communications (около 30 хот-спотов — по данным на начало января 2007 г.)

В самое ближайшее время расстановка сил на московском рынке беспроводного доступа может существенно измениться. Ожидается, что в первом квартале 2007 года в коммерческую эксплуатацию будет запущено более 6 000 точек доступа в рамках московского проекта «Golden WiFi» оператора «Голден Телеком». По данным компании, это будет самая большая сеть в Европе и вторая по величине в мире. С учетом этого проекта, по данным J&P, количество публичных хот-спотов в России увеличится за год более чем в 11 раз и достигнет 7 187.

Источник: J'son & Partners, 2007

В других 16-ти областных центрах центрального федерального округа хот-спотов нет или, в лучшем случае, их можно пересчитать по пальцам одной руки. Исключение составляет Тула, где насчитывается около 15 зон беспроводного доступа.

Санкт-Петербург и Северо-западный регион

Второе место после Москвы по числу хот-спотов занимает Санкт-Петербург, где больше сотни зон доступа. В северной столице лидируют операторы «Квантум» (Quantum Communications) и «Петерстар», с более 45 и 20 зонами беспроводного доступа соответственно. Помимо Санкт-Петербурга проект "QuantumWi-Fi" работает в других российских городах, где в совокупности насчитывается 7 хот-спотов. «Петерстар» с прошлого года стал продвигаться в Мурманск, где имеет 2 хот-спота. Другим серьезным игроком на рынке Петербурга является северо-западный филиал «МегаФона» (14 действующих хот-спотов, из которых 6 организованы совместно с компанией «Квантум»). Кроме того, в северную столицу стремятся такие крупные московские игроки как «Комстар-ОТС» (оператор планировал в ближайшее время открыть около 50 зон беспроводного доступа) и «Голден Телеком». Последняя планирует создать в Петербурге Wi-Fi сеть, по масштабам несколько меньшую, чем в Москве — несколько тысяч хот-спотов (пока в тестовом режиме работает чуть больше десятка хот-спотов).

О создании общегородских зон (метрозон) сообщали и другие операторы северной столицы. Так, в начале ноября прошлого года стартовал общегородской проект компании "РадиоНет" wi-fi-mix. Идея проекта состоит в совмещении бесплатного доступа в интернет с услугами, предоставляемыми деловыми и развлекательными центрами, супермаркетами, кинотеатрами, кафе, ресторанами и т.д. Параллельно развиваются проекты на локальных объектах. Так, в августе того же года хот-споты с бесплатным доступом были развернуты в торгово-развлекательном комплексе «Гулливер», а компания USRobotics объявила в начале 2006 года об открытии хот-спотов в сети 6-ти кинотеатров "Кронверк Синема".

Одной из основных тенденций рынка северной столицы является освоение компаниями ранее не занятых ниш. Так, в конце марта 2006 года компания «МедиаСети» (торговая марка Unitline) презентовала в Санкт-Петербурге хот-спот на АЗС «Лукойл», расположенной на Пулковском шоссе. Позже планировалось организовать зоны Wi-Fi еще на нескольких АЗС «Лукойл-Северо-Западнефтепродукт», а также расширить проект на другие регионы страны.

После Петербурга наиболее продвинутыми в плане развития Wi-Fi среди других регионов Северо-Запада являются Мурманск и Калининград, где насчитывается порядка примерно по десятку хот-спотов. Другие игроки северо-западного региона не столь активны. В Вологде, Череповце и Петрозаводске имеются лишь единичные хот-споты; по паре зон беспроводного доступа приходится на Архангельск и Великий Новгород. Амбициозные планы псковского оператора «Синтезтелеком», который планировал охватить с помощью Wi-Fi весь город, пока не реализованы.

Другие регионы

Отдельные локальные рынки развиваются довольно активно. По количеству развернутых хот-спотов некоторые региональные провайдеры выглядят вполне достойно даже по сравнению с крупными столичными игроками. Так, у новосибирского оператора «РИСС-Телеком» — более 60 зон беспроводного доступа, у тольяттинского «Аиста» — около 50, а у контролируемого «Энфортой» екатеринбургского Netprovodov.ru  — 36. В Ростовской области и Краснодарском крае, по данным ЮТК на конец октября 2006 года, было установлено около 60 и 10 хот-спотов соответственно.

При этом даже в таких относительно небольших городах, как Ижевск и Владивосток, с населением около 600 тыс. человек число зон доступа превышает два десятка. Примерно столько же хот-спотов зарегистрировано в Перми с населением более 1 млн человек. С другой стороны, мало хот-спотов в таких «городах-миллионерах», как Нижний Новгород (около 12), Уфа (около 4), Омск (около 4), Казань (около 3) и Волгоград (нет данных).

В регионах активизировались традиционные операторы. В конце 2006 года "Дальсвязь" открыла опытную зону беспроводного доступа в аэропорту Владивостока и в ближайшее время планирует предоставлять услугу на других объектах региона — в гостиничных комплексах, развлекательных центрах, кафе, ресторанах и бизнес-центрах и др. В конце сентября 2006 года "Сибирьтелеком" приступила к оказанию услуг беспроводного WiFi-доступа в Красноярске, до конца года планируя организовать более 100 хот-спотов в СФО. ЮТК планировала установить хот-споты до конца 2006 года в 56 школах Ростова-на-Дону в рамках нацпроекта "Образование".

По мере увеличения числа хот-спотов возникает проблема роуминга. Ее, помимо МТС и «Комстара», решает МТТ — в конце 2006 года компания реализовала проект по обеспечению роуминга в сетях QuantumWi-Fi в 9 городах России — Санкт-Петербурге, Калуге, Костроме, Ярославле, Вологде, Нижнем Новгороде, Рязани и Череповце с 24 хот-спотами в Ижевске, где партнером проекта МТТ выступает его представитель "Танго Телеком". Всего единое пространство объединяет более 70 хот-спотов.

Несмотря на быстрый рост числа хот-спотов в масштабах всей России, в ряде регионов этот рынок просто отсутствует. Некоторые из региональных хот-спотов существуют лишь «на бумаге» (зарегистрированы на сайтах, но реально не работают); в некоторых существуют серьезные ограничения по скорости или объему трафика. Вместе с тем, на более развитых локальных рынках конкуренция обостряется, намечается тенденция к консолидации.

По мнению аналитиков J&P, в целом внушительным ростом российский рынок обязан общегородским сетям (метрозонам), разворачивающимся в нескольких городах России. Следующий шаг — использование имеющегося транспорта для предоставления дополнительных платных услуг. Доля бесплатных хот-спотов в 2006 году, по оценкам J&P, выросла с 32% до 39%, однако в ближайшем будущем она значительно снизится. В рамках платной модели помегабайтная оплата трафика составляет 43%, но она стабильно снижается.

Виталий Солонин / CNews Analytics

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS