Обзор Рынок беспроводных технологий 2006 подготовлен

CNewsAnalytics

Владимир Морозюк: Уже сейчас 68% беспроводных подключений приходится на регионы

Владимир Морозюк

На вопросы CNews отвечает Владимир Морозюк, директор по эфирным технологиям «Комстар-Объединенные Телесистемы».

CNews: Как бы вы охарактеризовали российский рынок беспроводных технологий в целом? В чем состоит специфика этого сегмента российского рынка телекоммуникаций? Каковы его основные отличия от развитых рынков Северной Америки, Западной Европы и ряда стран Азиатско-Тихоокеанского бассейна?

Владимир Морозюк:На данном этапе в общем объеме рынка связи доминирующее положение по-прежнему занимают проводные решения. Беспроводной сегмент пока слабо развит, особенно Wi-MAX- направление. Но WI-Fi демонстрирует стабильную динамику развития. Ситуацию на российском рынке беспроводных технологий можно охарактеризовать несколькими факторами: неопределенность профильных государственных ведомств в отношении направлений развития этого рынка, отсутствие свободных частот и открытого диапазона на 2,4 ГГц.

По сравнению с мировыми рынками Россия находится в самом начале пути. Большое влияние на распространение технологий имеет тот факт, что в развитых странах велика доля беспроводных сетей, организованных при частичном, а в некоторых случаях полном финансировании городских властей. Оконечные устройства с поддержкой WiFi доступны по цене широким слоям населения. Поэтому сравнивать картину у нас в стране и за рубежом, мне представляется, нелогичным.

CNews: В России число хот-спотов не превышает тысячу — не так много по сравнению с развитыми рынками. В отдельных городах с населением несколько сот тысяч человек нет ни одной точки коллективного беспроводного доступа WiFi. Может ли ситуация в ближайшее время измениться в лучшую сторону? Будет ли ваша компания способствовать развитию регионального рынка хот-спотов?

Владимир Морозюк: Независимо от того, о какой бизнес-модели идет речь (публичные точки Wi-Fi, разворачиваемые в общественных местах, или внешние Wi-Fi сети для подключения квартирных абонентов) ситуация на рынке Wi-Fi определяется спросом. Достаточный для окупаемости подобных проектов спрос на WiFi есть далеко не во всех городах, пускай и с большим количеством жителей. Существует прямая зависимость между уровнем проникновения WiFi, развитостью инфраструктуры на федеральном уровне и объемами продаж оконечных устройств с поддержкой данной технологии. Технология Wi-Fi в качестве внешней сети будет востребована только там, где невозможна организация доступа в Интернет на базе проводных решений. Внутриофисные Wi-Fi сети станут популярны, когда снизится стоимость мобильных абонентских терминалов (ноутбуков и КПК) с поддержкой WiFi. Эти устройства экономически доступны далеко не всем даже в Москве, не говоря уже о регионах с их, за некоторым исключением, более низким уровнем жизни. Именно это, в первую очередь, тормозит распространение новейших телекоммуникационных услуг и стандартов, которые на данном этапе востребованы преимущественно корпоративными пользователями.

Однако мы продолжаем развивать внутриофисные сети в регионах, как часть стратегии по увеличению свого присутствия на местных рынках. «Комстар-ОТС» запустил опытные зоны WiFi в Тольятти, Самаре, Саратове и Санкт-Петербурге, планируем охватить собственной WiFi сетью всю территорию технограда в подмосковной Дубне. На самом деле, даже сейчас большая часть беспроводных подключений — 68% — приходится на регионы, и эта тенденция сохранится и в будущем.

CNews: «Комстар» является сторонником коммерческого использования «горячих точек». На чем основан такой подход? Считаете ли вы, что бизнес-модель, которая предполагает бесплатный доступ и повышение за счет этого лояльности клиентов кафе, ресторанов и пр. нежизнеспособна? Почему на Западе доля «бесплатных» хот-спотов гораздо выше, чем в России?

Владимир Морозюк: Мы практикуем и платную, и бесплатную модель предоставления услуг Wi-Fi для конечных потребителей. Все зависит от желания заказчика заведения: готов ли он оплачивать услуги оператора по факту использованного трафика своими посетителями, получая при этом лишь косвенную выгоду? В условиях, когда объемы трафика в заведениях постепенно возрастают, немногие  владельцы захотят оплачивать соединение для своих клиентов. Мы считаем, что тенденция сокращения числа хот-спотов с бесплатным доступом доказывает, что наша бизнес-модель более жизнеспособна. Что касается ситуации с распределением бесплатных и платных хот-спотов за рубежом, то я, напротив, считаю, что в большинстве европейских стан преобладает платная бизнес-модель, в соотношении примерно 60/40.

CNews: Как развиваются роуминговые инициативы «Комстара» и стремления построить хот-споты в метро? Какие сложности имеются на этом пути?

Владимир Морозюк: В середине лета 2006 года «Комстар-ОТС» запустил в коммерческую эксплуатацию сервис SMS-аутентификации, организованный за счет роуминга сетей Комстар-ОТС и МТС. В результате внедрения этого сервиса абонент МТС, желающий выйти в интернет в  hot-spots нашей компании, не покупает карту Wi-Fi Комстар, а, отправив SMS на короткий номер, получает логин и пароль для доступа в сеть в ответном SMS-сообщении. Сегодня порядка 10% Wi-Fi пользователей нашей сети авторизуются посредством SMS-аутентификации. Полагаю, что этот же способ будет использоваться для беспроводного доступа в интернет в метро.

В феврале этого года мы запустили в коммерческую эксплуатацию hot-spots на трех станциях московского метрополитена («Театральная», «Охотный ряд» и «Площадь революции»), в тестовом режиме работают hot-spots на двух станциях в метро Санкт-Петербурга («Технологический институт -1,2»). Примечательно, что Wi-Fi  в метро — единственный проект подобного рода в России.

CNews: Говоря о беспроводных технологиях, нельзя не коснуться пресловутой темы WiMAX. Каковы планы вашей компании, имеющей лицензии на радиочастоты более чем в двух десятках регионов, в отношении зарождающейся технологии? Способна ли она, на ваш взгляд, изменить соотношение сил на рынке фиксированного доступа в интернет в ближайшие годы?

Владимир Морозюк: Объективно пользователям вообще не важно, будет WiMAX или нет. Их интересуют лишь услуги и их цена, и если почти то же самое могут предоставить технологии стандарта  802.11а или, к примеру, DSL, то совершенно необязательно, что клиент выберет WiMAX. Но в нашем случае WiMAX — это одно из средств доставки услуг до потребителя. Говорить о влиянии этой технологии на расстановку сил можно будет только по итогам повсеместного внедрения Wi-MAX. Пока в нашей стране нет ни одной коммерчески запущенной сети WiMax. Формально заявляемые сети не имеют сертификата WiMAX Forum. Поэтому операторы и производители ввели термин pre-WiMAX или говорят об оборудовании «класса WiMAX». В настоящий момент «Комстар-ОТС» приступил к строительству опытной зоны WiMAX в Москве и Подмосковье, ожидаем решения ГКРЧ по частотным присвоениям в диапазоне 2,5-2,7 ГГц ещё на 16 регионов России.

CNews: Могут ли технологии WiFi& VoIP и WiMax&VoIP составить в перспективе реальную конкуренцию сегодняшним сотовым сетям — по аналогии с тем как интернет-телефония Skype и других провайдеров «наступает на пятки» традиционным телефонным компаниям?

Владимир Морозюк: Не исключаю такого развития событий. Особенно со стороны Wi-Fi IP, будущее которой кажется более реальным по срокам, чем Wi-MAX. В частности, наша компания уже делает шаги в направлении обеспечения конвергентных решений. Старт был положен в конце прошлого года, когда МГТС и МТС начали предоставлять услугу единого номера. С февраля «Комстар-ОТС» начинает предоставление услуг фиксированной связи через внутриофисные беспроводные сети Wi-Fi. Пользователи будут обеспечены услугами местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи, а также дополнительными телекоммуникационными решениями на базе приложения IP- CentrexWi-Fi. Но говорить о полноценной конвергенции беспроводных сетей широкополосного доступа и мобильных сетей в обозримом будущем пока затруднительно.

CNews: Какие, на ваш взгляд, беспроводные технологии будут активно развиваться в России в ближайшей перспективе? Насколько серьезным препятствием является для рынка отсутствие свободных частотных диапазонов? Какие еще проблемы сдерживают развитие данного сегмента?

Владимир Морозюк: Wi-Fi, Wi-MAX, а также услуги и приложения на базе этих технологий будут развиваться параллельно. Но в нашей стране есть несколько проблем, препятствующих развитию сетей беспроводного доступа, в первую очередь технологии Wi-MAX. Основной проблемой является отсутствие свободного частотного ресурса в диапазоне, пригодном к применению технологии WiMax и непрозрачность с его выделением, отсутствие технической концепции, основанной на тщательных исследованиях характеристик оборудования в реальных условиях и регламентирующей деятельность операторов беспроводных сетей Wi-MAX. Проблемы частотного планирования подразумевают выделение довольно широкой требуемой  полосы частот, чтобы базовые станции не мешали друг другу.  Но если достаточного частотного ресурса  нет — невозможно предоставлять услуги с высоким качеством  и привлечь неограниченное количество клиентов.

CNews: Спасибо.

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS