Art Communications

Flex

T-SOFT

 

Обозрение подготовлено при поддержке Comptek

Art Communications

Александр Охотников: Крупные корпоративные потребители уже начинают размещать заказы на строительство внутренних беспроводных сетей

Александр Охотников 

В интервью CNews.ru генеральный директор компании Art Communications Александр Охотников рассказывает о текущем состоянии рынка беспроводного доступа в России, о факторах, которые определяют развитие этого сектора, и о перспективах на будущее — как для российских операторов БСПД, так и для своей компании.

CNews.ru: Как вы считаете, способно ли быстрое внедрение беспроводных технологий компенсировать отсутствие развитой проводной инфраструктуры на огромных российских территориях и вывести нашу страну на один уровень с наиболее развитыми странами? Реально ли это, на ваш взгляд?

Александр Охотников: Для быстрого и широкого внедрения любой технологии передачи данных на бескрайних российских просторах требуются огромные инвестиции. Это справедливо для развертывания и медной, и оптоволоконной, и для беспроводной сетевой инфраструктуры. Хотя для беспроводных решений, тех, которыми занимается компания ArtCommunications, требуется гораздо меньше средств. Это обусловлено, прежде всего, тем, что не нужно ничего укладывать и закапывать в землю. Создаваемые нами сетевые инфраструктуры состоят из совокупности объединенных между собой радиоустройств, которые передают информацию через эфир. Таким образом можно строить магистральные каналы и сети различного уровня начиная от внутриофисных и хот-спотов и заканчивая решениями масштаба предприятия, города или даже целого региона. Но надо отдать должное, предлагаемые нашей компанией беспроводные решения могут быть прекрасным развитием и дополнением для проводной инфраструктуры. Причем решениями хорошо масштабируемыми. Как вы понимаете, если кабельные каналы или сети уже созданы, то не следует отказываться от их использования. Но вот дополнить, объединить их, сделать более удобными и мобильными, решить вопросы «последней мили» — достойный пример взаимодействия и взаиморазвития.

CNews.ru: Насколько знаковым событием для российского рынка БСПД, на ваш взгляд, стало представление новой технологии Intel Centrino для мобильных устройств с интегрированными средствами беспроводной связи?

Александр Охотников: В настоящее время одной из наиболее актуальных тенденций на Западе является развитие «хот-спотов» в местах публичного доступа. Следует заметить, что пока потребитель вынужден был приобретать дополнительные устройства к своему ноутбуку. Напротив, технология Intel Centrino позволяет получить доступ в интернет без дополнительных затрат и не требует от пользователя дополнительных навыков, в частности, по установке ПО. Это встроенная технология, т.е. услуги по доступу в интернет поддерживаются за счет интегрированных в ноутбук чипов, которые обеспечивают автоматическое распознавание пользователя системы в сети. Технология Intel Centrino несомненно будет способствовать росту спроса на подобного рода услуги.

CNews.ru: Стоит ли ожидать резкого роста числа пользователей БСПД в связи с выходом на рынок новых мобильных ПК, или российским пользователям еще нужно «дорасти» до использования Wi-Fi?

Александр Охотников: По моему мнению, российский пользователь уже «дорос» до использования этих технологий. Подобного рода сети широко используются, в частности, при проведении конференций. Однако в нашем случае пользователи вынуждены настраивать устройства и их ПО либо сами, либо при соответствующей поддержке организаторов. В России пока недостаточно развита инфраструктура, позволяющая активно использовать такого рода технологии. Однако в Москве сейчас начинают разворачиваться специализированные места, где будут доступны подобные услуги. В том числе, в их создании участвуем мы совместно с Intel. В течение этого года мы планируем организовать около 50 «хот-спотов» на территории Москвы.

В целом на мировом уровне разброс по количеству таких «хот-спотов» в крупных городах очень широк: от нескольких сотен в Нью-Йорке до нескольких десятков в европейских столицах. Их наличие определяется, собственно, бизнес-средой, и, в частности, отношением потребителей.

CNews.ru: Наблюдается ли сегодня жесткая конкурентная борьба среди московских операторов БСПД, или передел рынка уже состоялся? Как вы оцениваете долю ArtCommunications на этом рынке?

Александр Охотников: Если говорить о внутренних сетях, т.е. проектных решениях и рынке проектной интеграции, то здесь передела пока еще не состоялось, поскольку только сейчас это направление деятельности начинает быть востребованным. Крупные корпоративные потребители еще только начинают размещать заказы на строительство таких сетей. Развитию рынка способствовали такие факторы, как упрощение процедуры частотного лицензирования диапазона 2,4 ГГц, удешевление оборудования и увеличение скорости передачи данных этих устройств в несколько раз. Кроме того, распространение мобильных компьютеров в компаниях обуславливает большую мобильность персонала, которому, соответственно, необходим доступ к корпоративной локальной сети и в интернет из разным мест в офисе, а не только там где есть ethernet-розетка.

Наша компания за последний год также получила значительное количество заказов именно по этому направлению. Все предыдущие годы, несмотря на то, что подобного рода услуги продвигались, они не пользовались спросом на рынке корпоративных заказчиков. Но в 2002 г. нами был реализован ряд достаточно крупных проектов, в рамках одного из них в офисах и помещениях различного назначения было установлено более 70 точек радиодоступа. Мы ожидаем, что подобная тенденция сохранится и в 2003 г. По различным оценкам, рынок ноутбуков в России составляет сейчас около 200-300 тыс. штук, из которых 40% будут построены на основе платформы Intel Centrino, о чем свидетельствуют подписанные соглашения с ведущими производителями мобильных компьютеров.

Если говорить о рынке операторов, то здесь ситуация на данный момент уравновешенная, и условия, преимущественно, диктует потребитель. Следовательно, на этом рынке выиграет тот из операторов, кто предложит приемлемое соотношение цены и качества.

Сейчас на московском рынке представлены сети одновременно 3 частотных диапазонов, т.е. 2,4 ГГц, 3,5 ГГц и 5 ГГц. В первых двух диапазонах работает одновременно несколько операторов, в последнем диапазоне — пока только компания ArtCommunications. Каждая из сетей характеризуется своим уровнем цен на оборудование и услуги и своим уровнем качества. Потребитель в настоящий момент выбирает качество. Многие уже поработали в какой-то из сетей и понимают, что такое помехи, что такое частотный ресурс, и начинают ориентироваться на операторов, которые могут гарантировать качество и влиять на этот параметр.

Наша сеть в диапазоне 5,25-5,35 ГГц целиком занимает полосу в 100 МГц, что позволяет обеспечить достаточно широкую функциональность и предоставить клиенту услуги, адекватные с точки зрения скоростей передачи данных и качественных параметров. Лицензию на этот частотный диапазон имеем только мы, соответственно, здесь нет взаимовлияний с другими коммерческими компаниями, нет помех, в отличие от диапазона 2,4 ГГц или 3,5 ГГц, где работают одновременно 3-4 компании и где полосы частот значительно уже. С точки зрения инфраструктуры наша сеть в настоящее время является, наверное, самой крупной как в Москве, так и в России. Уже на первом этапе мы ввели в строй 22 базовые станции в Москве и Подмосковье и предложили клиентам канал доступа пропускной способностью до 5 Мбит/сек. — чего до сих пор не может предложить ни один из операторов других частотных диапазонов. В данный момент мы ожидаем снижения стоимости на оборудование данного класса, что позволит нам увеличить долю рынка за счет снижения стоимости подключения.

CNews.ru: Планирует ли ваша компания развивать свою беспроводную широкополосную сеть? Если да, то каким образом это будет осуществляться — за счет расширения диапазона частот или увеличения зоны покрытия?

Александр Охотников: Как я уже говорил, диапазон частот у нас достаточно широк — полоса 100 МГц, что позволяет нам не сдерживать фантазии в определенных технических рамках. Развитие будет осуществляться, в основном, за счет расширения зоны покрытия — сейчас это ключевое преимущество, которое компания должна иметь на рынке Москвы и Подмосковья. Подмосковье вообще является перспективной зоной, это огромная территория со сложным рельефом, где невозможно ограничиться десятком базовых станций.

В перспективе мы планируем развернуть порядка 70 базовых станций в Москве и ближайшем Подмосковье, что позволит нам удовлетворять 95-99% поступающих запросов. Это достаточно высокий показатель, которому не всегда удовлетворяют даже проводные операторы. Для них также актуальна проблема предоставления услуг на запрашиваемый адрес, что не всегда бывает возможно.

CNews.ru: Насколько остро, на ваш взгляд, стоит сегодня в России проблема доступности тех или иных частотных диапазонов для работы операторов связи? Будут ли события развиваться здесь по западному сценарию?

Александр Охотников: Существует определенное количество частотных диапазонов, и если учитывать географию нашей страны, то не все они заняты равномерно в различных регионах. Если рассматривать эволюцию этих частотных диапазонов в России, в частности, диапазонов, связанных с использованием в них устройств и оборудования, функционирующего в соответствии семейством стандартов 802.11 — т.е. 2,4 ГГц, 3,5 ГГц, теперь 5 ГГц, то фактически переход к ним был обусловлен фактом появления на рынке соответствующего оборудования. До тех пор, пока оборудования отсутствовало, диапазон оставался невостребованным для коммерческого использования.

При появлении соответствующего оборудования и при его удовлетворительных ценовых характеристиках операторы проводят соответствующую работу по открытию диапазона для коммерческого использования, при согласовании с министерством обороны и всеми регулирующими органами, которые являются первичными владельцами всех диапазонов. Именно наличие оборудования определяет развитие данного направления, поскольку обеспечивает возможность предоставления требуемого сервиса за разумные деньги.

CNews.ru: Какой процент вашего бизнеса приходится на выполнение заказов для частных лиц?

Александр Охотников: Изначально мы не ориентировались на частый сектор, поскольку, в принципе, беспроводные сети не ориентированы на частных лиц в рамках, скажем, «квартиры». Понятие «частный сектор» для нас в первую очередь — это загородные коттеджные поселки, либо домовые сети, т.е. фактически сообщества частных лиц, которые подключаются коллективно. Доля этого сектора в наших проектах не превышает 10%, в основном мы ориентируемся на обеспечение качественных услуг для корпоративных клиентов. Частный сектор более чувствителен к уровню цен, возможно, менее чувствителен к качеству.

CNews.ru: Не внушает ли вам опасения усиление конкуренции со стороны операторов DSL-доступа в этом секторе рынка? Ведь не секрет, что постепенно услуги операторов проводных технологий становятся все более дешевыми (по крайней мере, в Москве), и, очевидно, DSL-доступ сможет потеснить БСПД. Как вы видите свое место на этом рынке в будущем?

Александр Охотников: DSL, действительно, сейчас приходит в квартиры, с самого начала это направление деятельности было позиционировано как «интернет в каждый дом». Мы таким образом никогда себя не позиционировали, соответственно, на рынке мы практически не сталкиваемся. DSL предполагает адекватный уровень цен для частного сектора, на который мы выйти не можем, хотя бы даже в силу стоимости оборудования. Данный вид подключений использует также и корпоративный сектор, соответственно, мы должны это учитывать в своих стратегических планах. Мы не конкурируем в борьбе за конкретную квартиру, конкуренция начинается с подключения домовых сетей, а здесь мы можем предложить лучшее качество.

Однако DSL-доступ также не является всеохватывающем, воспользоваться этой услугой можно не из любой точки Москвы. Очевидно, что эта ситуация претерпит существенные изменения. При этом в секторе беспроводного доступа все фактически зависит от самого оператора, при условии, что он имеет нормальный частотный ресурс и разворачивает достаточную инфраструктуру. Думаю, что DSL не сможет вытеснить беспроводные сети доступа и сможет выигрывать только за счет ценовых параметров.

CNews.ru: Спасибо.

Вернуться на главную страницу обзора

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS