Art Communications

Flex

T-SOFT

 

Обозрение подготовлено при поддержке Comptek

Comptek

Станислав Рыбалко: Рынок WLAN в России будет не столь большим, как на Западе, но все же интересным

Станислав Рыбалко 

Станислав Рыбалко, руководитель направления беспроводных технологий компании CompTek, рассказал корреспонденту CNews.ru об основных различиях в понятиях Wireless LAN и Wireless Access, коротко охарактеризовал основные тенденции отечественного рынка БСПД и перспективы его развития.

CNews.ru: Станислав, вы не против внести ясность: чем же отличается WLAN от Wireless Access — ведь, казалось бы, задачи у них сходны — предоставить доступ к сети? Отличия ведь не только в масштабах сетей и количестве абонентов?

Станислав Рыбалко: Различия между Wireless LAN и Wireless Access принципиальные. Если в первом случае абоненты расположены компактно (в пределах комнаты, здания), могут перемещаться, не теряя связи с точками доступа, и это — одиночные компьютеры, то в случае Wireless Access мы имеем дело с множеством территориально разнесенных компьютерных сетей. Эти сети, конечно, не перемещаются. Поэтому иногда этот вид доступа также называют «широкополосным фиксированным радиодоступом».

Соответственно, и оборудование для этих двух технологий различается принципиально. Для построения сетей масштаба здания (то есть Wireless LAN) должно использоваться оборудование, удовлетворяющее какому-либо стандарту группы IEEE 802.11. Выпускают такое оборудование большое количество компаний, все линейки состоят из точки доступа и клиентских устройств со всевозможными интерфейсами. Требования к функциональности оборудования стандартные, поэтому стоимость его невысокая.

Рассматривая вторую группу, Wireless Access, мы видим, что клиентского оборудования как такового нет, потому что в качестве таких клиентов выступают ЛВС с достаточно большим количеством компьютеров. Для таких «клиентов» важна маршрутизация, защита их сети от проникновения извне (Firewall), ограничение полосы, обеспечение QoS и ряд дополнительных сервисов (например, IP-телефония).

CNews.ru: Как бы вы охарактеризовали основные тенденции отечественного рынка WLAN? Если ли вообще у нас этот рынок?

Станислав Рыбалко: Рынок WLAN фактически отсутствовал до середины прошлого года, когда была принята упрощенная процедура регистрации частот для беспроводных сетей, развертываемых в пределах одного здания. На подготовку рынка к старту ушло еще полгода. И сейчас мы наблюдаем взрывообразный всплеск беспроводных инсталляций WLAN. Конечно, рынок WLAN не будет столь большим, как на Западе, но все же интересным. Очень радует, что наши усилия по популяризации данной технологии начинают приносить реальные плоды.

CNews.ru: «Хот-спот» — все еще экзотика для России? Кстати, о проектах (к примеру, в гостиничном бизнесе) говорили еще примерно год назад, а ничего конкретного что-то не слышно…

Станислав Рыбалко: Говоря о «хот-спотах», стоит заметить, что это, конечно, скорее экзотика, нежели новый или сверхприбыльный бизнес. Скорее, это хороший рекламный ход для организаций, занимающихся гостиничным и ресторанным бизнесом. Сейчас идет работа над десятком проектов по разворачиванию таких сетей в гостиницах. Для них это дело престижа, и они готовы вкладывать в эту технологию. Другое дело — рассматривать «хот-споты» как отдельный бизнес. Здесь перспективы более туманные, однако и в Москве, и в Питере уже несколько компаний заявило о своих планах по разворачиванию таких точек в ресторанах, кафе и других присутственных местах. Думаю, что они отлично понимают, что быстрого возврата инвестиций здесь не будет, однако важно занять рынок, который очень динамично развивается. Как известно, Intel анонсировал процессорный комплект с уже интегрированным беспроводным адаптером. А это значит, что через пару лет ноутбук без Wi-Fi уже будет восприниматься как анахронизм. Тогда «хот-споты» заработают на полную мощность.

CNews.ru: Востребованы ли, на ваш взгляд, на сегодняшний день услуги доступа к беспроводной локальной сети в оживленных местах в регионах России, где не так уж часто встретишь человека с ноутбуком, или все-таки в ближайшей перспективе рынок «хот-спотов» будет ограничен Москвой, Санкт-Петербургом и еще, может быть, парой крупных городов?

Станислав Рыбалко: Экспансия «хот-спотов» в регионы, на мой взгляд, будет ограничена пятеркой крупнейших городов. Гораздо более интересным в регионах представляется рынок Wireless LAN. В каждом городе есть здание администрации, есть крупные предприятия, где находятся кабинеты начальства, переговорные комнаты, залы, проходят различные конференции. Это как раз и есть наиболее привлекательный рынок, который в настоящее время очень активно развивается.

CNews.ru: Читая западную аналитику, не перестаешь завидовать «забугорным» пользователям WLAN-сетей, которые растут как грибы после дождя. Будет ли такой праздник и на нашей улице? Каковы предпосылки для этого?

Станислав Рыбалко: Мы, конечно, были бы рады, если бы в России все было так же. Но сейчас предпосылок для этого не видно. Размеры каждого рынка диктуются спросом на данный продукт или услугу. То же и с «хот-спотами» — если будет у наших граждан возможность покупать себе ноутбуки, нужен будет им оперативный доступ в любом месте, будут они готовы за него платить — будут развиваться и «хот-споты». Наблюдая за невероятно быстрым развитием «хот-спотов» за границей, создается впечатление, что этот рынок будет перегрет (или уже перегрет), и примерно треть новоявленных «хот-спотов» станут банкротами.

Радует, что в России на эту истерию, как и на все новомодные технологии, смотрят трезво и внедряют по мере появления спроса, а не наоборот. Также приятно осознавать, что «КомпТек» внес значительную лепту в открытие и формирование этого рынка, как впрочем, и рынка Wireless Access.

CNews.ru: Спасибо.

Вернуться на главную страницу обзора

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS