CNews: Какие мобильные сервисы в сфере электронного правительства доступны жителям Республики Татарстан?
Роман Шайхутдинов: Для жителей Республики Татарстан разработано мобильное приложение «Услуги РТ», помогающее оказывать государственные, муниципальные и социально-значимые услуги в электронном виде. Приложение работает на операционных системах Android и IOS, сейчас доступно 14 электронных услуг, это 8% всех предоставляемых услуг в электронном виде.
CNews: Проводилась ли оценка популярности мобильного приложения среди жителей региона?
Роман Шайхутдинов: Мы постоянно анализируем количество скачиваний приложения из интернет-магазинов AppStore и PlayMarket. Например, в 2013 году «Услуги РТ» было установлено более 22 тысяч раз. Сегодня мы в самом начале пути. Наша цель – сделать приложение доступным каждому жителю Татарстана.
Начали мы с себя. У меня тоже установлено это приложение, я им активно пользуюсь. Постоянно проходят тестирования на юзабилити, выходят обновления, ведется работа над обновленным дизайном под IOS7. Также в планах стоит привлечение фокус групп для масштабного тестирования приложения с последующим изменений интерфейсов и порядка получения услуг в электронном виде.
Нам предстоит большая работа по развитию мобильного приложения и увеличению количества предоставляемых через него услуг.
CNews: Каков функционал приложения? Какая из функций используется населением чаще всего?
Роман Шайхутдинов: С помощью приложения каждый житель Татарстана может проверить и оплатить штрафы, услуги ЖКХ, взносы по социальной ипотеке, поставить ребенка в очередь в детский сад и проверить статус заявки, записаться к врачу и в УФМС для подачи готового комплекта документов на загранпаспорт нового образца, проверить электронный дневник ребенка и купить билеты в театры, музеи, на спортивные и развлекательные мероприятия.
Кроме того, оно позволяет записаться на прием в ГИБДД для постановки на учет транспортного средства, проверить задолженность перед судебными приставами и оплатить ее при необходимости, внести дополнительный взносы на накопительную часть трудовой пенсии, найти свое транспортное средство в случае его эвакуации.
Приложение синхронизировано с личным кабинетом портала госуслуг РТ uslugi.tatarstan.ru, что позволяет видеть историю всех операций, производить автоматическую подстановку данных для минимизации времени заполнения необходимых форм. Самые популярные функции – проверка и оплата штрафов ГИБДД, проверка оценок ребенка, оплата услуг ЖКХ, проверка статуса заявки в очередь в детский сад.
CNews: Как часто жители Республики Татарстан жалуются на недостатки в сфере социального обслуживания, состояния дорог, организации дорожного движения, благоустройства территории и т.д. с помощью мобильного приложения?
Роман Шайхутдинов: В прошлом году, например, от граждан поступило 13,2 тысяч жалоб. Как мы это посчитали? В апреле 2012 года мы запустили информационную систему «Народный контроль». Жалобу, кстати, можно оставить и через мобильное приложение «Услуги РТ» (там есть специальная вкладка «Народный контроль»).
Роман Шайхутдинов: Мобильное приложение позволяет составлять рейтинг ведомств и муниципалитетов
Пожаловаться можно по 26 категориям, в том числе и по упомянутым вами сферам социального обслуживания, состояния дорог, организации дорожного движения, благоустройства территории. Хочу отметить, что вы назвали, пожалуй, самые болезненные категории, по которым в «Народный контроль» поступает наибольшее количество жалоб. Статистика «Народного контроля» открытая, всегда можно посмотреть, сколько уведомлений было решено и по каким жители получили отказ.
Более того, каждый житель может поддержать любую заявку, прокомментировать ее, оценить выполненную работу. У нас есть и свой рейтинг ведомств и муниципалитетов, получивших наибольшее число положительных и отрицательных оценок. В прошлом году в системе «Народный контроль» было решено 54% уведомлений, по 2 тысячам уведомлений запланированы работы (15%), по 3,3 тысячам – дан мотивированный отказ (25%), 723 уведомления находились в работе (6%).
CNews: Используют ли представители правительства Республики Татарстан в своей работе мобильные приложения? Кто их разработчик?
Роман Шайхутдинов: Мы называем Татарстан «электронным» неспроста. Абсолютно все государственные служащие работают в единой межведомственной системе электронного документооборота, которая была создана компанией «Системы документооборота».
Это приложение значительно сокращает время, затрачиваемое на работу с документооборотом, за счет уменьшения временных затрат на пересылку документов между организациями, территориально удаленными друг от друга; доставку поручений руководителей любого ранга исполнителям; межведомственное согласование проектов постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан; согласование всех видов внутриведомственных документов. Также исключается пересылка значительной части бумажных документов между органами государственной власти, органами местного самоуправления Республики Татарстан и сокращается время, которое затрачивается на работу с документами.
С учетом количества служащих в органах государственной власти и местного самоуправления, этот функционал в значительной степени облегчает труд специалистов и руководителей различных уровней.
Сегодня приложение было скачено более 36 тысяч раз. На планшетных устройствах руководителей министерств и ведомств, их заместителей и помощников, глав муниципальных образований Республики Татарстан установлено приложение Open RT.
Приложение Open RT сокращает время формирования отчетов и позволяет своевременно предоставлять информацию для Аппарата Президента РТ, Аппарата Кабинета Министров РТ, министерств, ведомств и муниципалитетов.
По последним данным, в приложении опубликовано более 360 отчетов. Общее количество скачиваний Open RT превысило 800.
CNews: Какие тенденции в сфере мобилизации региональных правительств России вы могли бы отметить?
Роман Шайхутдинов: Основные тенденции – это, во-первых, разработка мобильных приложений для оказания услуг в электронном виде, во-вторых, внедрение отчетно-аналитических приложений для удобной и быстрой работы с информацией. В дальнейшем с развитием в регионах России такого понятия, как open data, мобильные приложения будут разрабатываться частными компаниями на основе доступных открытых данных.
CNews: Каковы, на ваш взгляд, катализаторы мобилизации органов власти в России? Какие есть сдерживающие факторы?
Роман Шайхутдинов: В качестве катализаторов можно выделить все большее проникновение и доступность мобильных устройств, растущую скорость передачи данных, появление информационных систем, ориентированных на работу с мобильными приложениями, востребованность в получении данных со стороны пользователей, а также необходимость в быстрой и удобной обработке информации для эффективной работы.
В качестве сдерживающих факторов можно выделить отсутствие как информационных систем и баз данных для предоставления информации конечным пользователям, так и компаний, одновременно специализирующихся на создании web- и мобильных приложений для органов власти, недостаток формализации процессов предоставления и обработки информации. Кроме того, в регионах зачастую нет средств на разработку, внедрение и поддержку приложений.