Спецпроекты

На страницу обзора
Передавая ИТ под управление облачного сервис-провайдера, мы экономим средства
Директор ИТ-департамента VR Logistic Сергей Кузьмин рассказал CNews, что облака в его компании являются стратегическим инструментом. 80% ее ИТ-бюджета инвестируется в облачные сервисы. При этом облака позволяют отказаться от расширения штата ИТ-специалистов. В ближайшее два-три года VR Logistic продолжит развитие облачного направления.

Сергей Кузьмин

CNews: Какую долю в ИТ-бюджете вашей компании занимают расходы на использование облачных сервисов? Прогнозируете ли вы увеличение этой доли (назовите, что станет драйвером изменения) в последующие год-два?

Сергей Кузьмин: Сегодня на облачные услуги мы тратим до 80% ИТ-бюджета компании. В нашей ИТ-стратегии облака традиционно являются ключевым инструментом. Соответственно, затраты на развитие новых cloud-сервисов у компании VR Logistic будут повышаться. Это произойдет ввиду таких стимулирующих факторов, как расширение численности компании и ее экспансия в регионы, а также планируемое внедрение внутрикорпоративных ИТ-сервисов (документооборот, CRM, Service Desk).

CNews: Почему вы решили вывести сервисы в облако? Как вы планируете их совершенствовать?

Сергей Кузьмин: Наша компания работает в сфере транспортной логистики и таможенных услуг, мы предлагает полный комплекс услуг по организации внешнеэкономической деятельности. VR Logistic имеет сеть представительств в регионах России, СНГ и дальнем зарубежье.

ИТ в целом и облачные технологии в частности играют для нас немаловажную роль. В VR Logistic используется единая система доступа к информационным ресурсам компании, к которой подключены все сервис-центры, расположенные в России и за рубежом. Решение также позволяет клиентам отслеживать географические координаты грузов и вести учет выполненных работ.

Кроме того, мы стремимся максимально использовать облачные услуги, чтобы избежать зависимости от наличия в штате локального офиса собственного ИТ-специалиста, его уровня квалификации, присутствия на рабочем месте и т.п. Передавая ИТ под управление облачного сервис-провайдера, мы экономим средства и, как правило, получаем услуги требуемого уровня качества.

Соответственно, наша задача – обеспечить управляемость услуг, повысить прозрачность, ликвидировать узкие места в их предоставлении. Именно поэтому компания нацелена на развитие и совершенствование облачных технологий.

CNews: Какие облачные технологии уже реализованы в вашей компании? Реализация каких из них пришлась на 2013 год?

Сергей Кузьмин: В рамках облачного проекта у нас реализован IaaS + SaaS. Применяем технологии VMware. Если говорить о предпосылках проекта, то по мере роста компании у нас стали появляться новые филиалы и подразделения. ИТ-инфраструктура перестала удовлетворять требованиям бизнеса и текущей ситуации. Назрела серьезная необходимость в ее модернизации, поскольку требовалось решать множество бизнес-задач. В основу технического решения легли такие требования к инфраструктуре как управляемость, отказоустойчивость, масштабируемость.

В рамках облачного проекта у нас осуществляется переход в виртуальную среду, мы построили облако модели IaaS. Что касается технической составляющей, то в качестве средства виртуализации мы применяем продукты компании VMware, в частности, решение vSphere. Планируем до конца 2013 года начать использование решений Citrix как средства доставки. На этом будет реализован терминальный доступ.

CNews: Кто является вашим облачным провайдером? Почему вы выбрали именно его?

Сергей Кузьмин: Мы выбирали провайдера, исходя из нескольких объективных критериев: наличие высокопроизводительного оборудования производства топовых вендоров, на котором базируются облачные сервисы заказчиков; большой опыт реализации облачных проектов; множество рекомендаций от крупных заказчиков и т.д. Наш облачный провайдер – компания Softline. С ними мы сотрудничаем давно.

Если говорить о субъективных причинах выбора, то у меня как у ИТ-директора был позитивный опыт взаимодействия с ее специалистами по облачным проектам еще в рамках моей работы в другой крупной компании. Наличие прямого контакта с людьми, с которыми был успешно реализован ряд облачных задач, чей профессионализм вызывает доверие, позволяет быстрее решать большинство вопросов.

CNews: Можете ли вы уже сейчас оценить выгоду (материальную, «техническую» и т.д.) от использования облачных технологий?

Сергей Кузьмин: Мы планируем, что наш облачный проект финансово окупится через два года. Но уже сейчас мы видим, насколько использование облачных сервисов помогает нам в развитии услуг компании.

CNews: Насколько, на ваш взгляд, рынок созрел для облаков? Насколько предложения облачных провайдеров отвечают потребностям клиентов?

Сергей >Кузьмин: За последнее время рынок изменился. Еще два года назад не было речи о «зрелости» рынка. Сейчас можно говорить, что российский рынок по мере роста становится более зрелым.

Произошло это, потому что поменялись применяемые технологии. Ожидаемые затраты на ИТ подтолкнули бизнес к использованию облаков и к применению услуг облачных провайдеров.

Однако полностью облачным рынок не стал. Стопроцентные облачные модели, такие как у Google, когда вы вообще не знаете, в какой точке земного шара находятся ваши данные, российским бизнесом почти не используются. Часто компании арендуют мощности ЦОДов, на них устанавливают свои программные решения. И этим все ограничивается. Сейчас самые популярные решения – это не облако, а среда виртуализации.

Но рынок движется в правильном направлении. Бизнесу проще и дешевле использовать облака. Ограничить ИТ-штат одним ИТ-директором и одним ИТ-специалистом, а во всем остальном опираться на облачных провайдеров. Правда, они сами по себе должны быть успешными.

Сегодня лидируют те поставщики облачных услуг, что вовремя вышли на этот рынок, инвестировали средства в качественное и надежное железо, вовремя успели заключить договоры с мощными дата-центрами. Эта категория провайдеров сейчас на коне, в отличие от тех, кто не успел вовремя произвести эти действия.

CNews: Что бы вы рекомендовали изменить облачным провайдерам? Каких облачных сервисов вам не хватает?

Сергей Кузьмин: Сегодня то, что предлагается зарубежному бизнесу в качестве облачных услуг, в России есть далеко не у всех. Для меня идеал облачного сервиса, наиболее полноценное облако – это iCloud. Там внутри везде есть веб-интерфейсы, есть кабинет пользователя, есть контактная телефония.

В России к такому уровню мы только приближаемся. Кроме того, пока люди в силу своего менталитета не готовы эти возможности использовать. Молодежь легче перестраивается. У сотрудников старше понимания значимости и возможностей применения облачных технологий зачастую нет. Поэтому часто даже созданный и работающий сервис простаивает, им пользуются в лучшем случае частично.

CNews: Какие законодательные нововведения 2012-2013 гг., на ваш взгляд, могут стать драйвером роста для внедрения облачных сервисов или свести их использование к минимуму?

Сергей Кузьмин: Могу отметить только факторы, тормозящие развитие рынка облачных услуг. Один из них – это Федеральный Закон № 152-ФЗ («О персональных данных»). Необходимость его применения, например, в медицине, делает невозможной перенос информации о клиентах в облако. Соответственно, такие данные невозможно в облаке хранить и быстро передавать.

CNews: На ваш взгляд, насколько технологии безопасности «созрели» для облаков? Имеет ли смысл представителям вашей отрасли выносить все ИТ в частное облако?

Сергей Кузьмин: Я убежден, что имеет смысл переносить сервисы в облако, причем не только в логистической отрасли, но и в ряде других бизнес-областей. Безопасность сегодня обеспечена на высоком уровне как со стороны провайдеров, так и со стороны вендоров. Хороший пример – облачные решения Microsoft и других игроков. Так что опасения по поводу передачи бизнесом данных облачным провайдерам я не вижу.

CNews: Каким вы видите российский облачный рынок через пять лет?

Сергей Кузьмин: Скорее всего, он останется таким же, как и сейчас. Наверное, количество компаний, использующих облачные услуги, вырастет. Но сказать, что все побегут в облака, было бы чересчур оптимистично. Революций я не ожидаю. Хотя, если вендоры резко снизят цены на свои продукты и услуги, то она могла бы произойти. Но это маловероятно: пока производители облачных решений нацелены на поиски новых ниш для увеличения платы за использование своих продуктов.

По всем вопросам, связанным с подготовкой рейтингов, обращайтесь по электронной почте или по телефону:

+7 (495) 500-00-36, доб.300

электронная почта

Для заказа исследования CNews Analytics вы можете заполнить эту форму

клиенты cnews analytics

ГазПром
ЕЭС