Спецпроекты

На страницу обзора
Среди наших клиентов банки топ-10 с огромными объемами данных
О трендах российского рынка бизнес-аналитики и специфике BI-решений для финансовой отрасли в интервью CNews рассказала Юлия Скирская, директор департамента аналитических систем R-Style Softlab.

Юлия Скирская

CNews: Как вы оцениваете динамику российского рынка ИТ-систем бизнес-аналитики в 2012-2013 гг.? Коррелируют ли ваши финансовые показатели с рыночными?

Юлия Скирская: На российском рынке наблюдается стагнация по отношению к 2011 г. Количество тендеров на крупные комплексные проекты на базе хранилища данных с отчетностью и аналитикой сильно сократилось. Тогда как рынок СНГ дает самые неожиданные результаты.

Наши финансовые показатели, к счастью, не зависят от рыночной ситуации. Количество крупных проектов по внедрению системы RS-DataHouse длительностью 1,5–3 года у нас даже несколько возросло. К тому же мы ведем несколько масштабных проектов, находящихся в постоянном развитии за счет наращивания функционала. И, как я уже отметила, финансовые показатели выравнивает всплеск активности наших клиентов в странах СНГ.

CNews: Какие новые тренды вы бы выделили на российском рынке BI?

Юлия Скирская: Российский рынок бизнес-аналитики идет вслед за мировым. И системы всех вендоров развиваются, так или иначе, в 4-х основных направлениях: хранение, интеграция, анализ и представление данных. Главными трендами стали, пожалуй, упрощение BI-систем с точки зрения конечных пользователей, увеличение производительности, «борьба» с трудностями обработки больших объемов данных, разработка технологий повышения их качества и развитие функциональности промышленных комплексов.

На рынке появляются мобильные приложения и входят в моду «облачные технологии». Наблюдается общее стремление к эстетичности продуктов. Огромный интерес всего профессионального сообщества вызывают BI-порталы с отчетностью и аналитикой. Все так же интересно направление оценки кредитоспособности заемщиков. Но сегодня требования банков к подобным системам очень высоки, и одним из трендов является автоматизация сквозного кредитного процесса (организация «кредитного конвейера»).

Большинство банков хотят получить единую систему, содержащую и «фронт», и аналитику, в то время как раньше за эти направления чаще всего отвечали разные вендоры. Мы идем в ногу с рынком и предлагаем комплексное интеграционное решение на базе 2-х платформ – InterBank и «RS-DataHouse:Система оценки кредитоспособности». Аналитическая часть выступает как «черный ящик», из которого приходит рассчитанный рейтинг. Помимо этого здесь готовится отчетность по каждому клиенту, хранится вся информация по заемщикам, производится расчет резервов. Взаимодействие осуществляется через web-сервисы. Первый этап пилотного проекта уже завершен нами в банке «Связной».

Отмечу еще одно интересное направление. В 2011 г. мы реализовали для одного из наших клиентов, относящихся к банкам топ-100, функционал по контролю платежей. Цель разработки, как нам тогда казалось, была оригинальной: выявление «нечистых» платежей, когда клиент, например, гоняет деньги со счета на счет или совершает другие подозрительные действия. Мы думали, что это «частная» единичная задача. И ошиблись.

В 2012 г. нами был реализован аналогичный проект в Белгазпромбанке, целью которого является финансовый мониторинг клиентов (очистка и обогащение клиентской информации, формирование единого центра управления клиентскими данными, проверка платежей на требования регулятора). Проект уникален тем, что ХД не только выполняет традиционные функции (сбор, выверка, анализ данных), но и передает «единого клиента» в АБС банка через интеграционную шину. Это, наверное, еще один пункт, который все чаще встречается в требованиях к вендорам. Кстати, проект в Белгазпромбанке – наглядный пример успешного крупного проекта по внедрению хранилища с минимальными рисками, обеспечившего быстрый бизнес-результат.

CNews: Как меняются требования ваших клиентов к аналитическим решениям? Касаются ли изменения архитектуры решений?

Юлия Скирская: Прежде всего, мы стремимся к открытой, гибкой архитектуре. Все чаще клиент хочет получать из ХД «чистые» данные для использования в других системах. Вообще, присущий идеологии SOA принцип модульности прослеживается во всех проектах R-Style Softlab.

Для создания необходимой ИТ-инфраструктуры, соответствующей конкретным требованиям, необходимо время, которого, как известно, никогда не бывает достаточно. Выручает интеграция: множество сервисов подключаются к общей шине, и период внедрения существенно сокращается. Унификация данных и умелое управление их потоками облегчает совокупное решение многих проблем.

Случается, что банк уже эксплуатирует несколько разрозненных хранилищ, появившихся в результате работы над разными, не связанными между собой задачами. Тогда после анализа существующей архаики ландшафта мы делаем выводы о возможности дальнейшего использования этих хранилищ внутри предполагаемой централизованной архитектуры и необходимости их частичной доработки.

CNews: Первой задачей, которую ставил перед BI российский рынок, была унификация и централизация отчетности. Какая доля BI-систем внедрялась с этой целью на российских предприятиях в 2012-2013 гг.? Можно ли по изменению этой доли оценить стадию развития отечественного бизнеса?

Юлия Скирская: Рынок BI-систем в течение нескольких лет демонстрирует почти 10%-й рост. При этом крупные игроки интенсивно поглощают новые идеи и технологии, развивая свои аналитические системы. Для больших компаний и холдингов вопрос о стандартизации данных и централизации отчетности в чистом виде уже не стоит. А вот компании «средней руки» – наиболее вероятные клиенты BI-вендоров, получающих прибыль от приведения информации к виду, с которым удобно работать.

Года 2 назад, когда этот процесс начинался, компаний, способных реализовать подобные решения, было не так много. Сейчас проводимые тендеры скорее направлены на смену вендора (замена ПО, внедренного ранее), чем на автоматизацию «с нуля». Полагаю, это говорит о том, что рынок дозревает. Клиент теперь чаще осознанно подходит к выбору системы, и просто красивыми презентациями дело не ограничивается.

Проработка идет на глубоко техническом уровне, с учетом роста и перспектив банка, его идеологии и политики. Комплексный подход к решению задач, стоящих перед банком, позволяет создавать по-настоящему «интеллектуальные» системы. Отчетность по единым стандартам МСФО, вероятно, станет для банков обязательной в ближайшем будущем. Это еще один повод, заставляющий банки задуматься о современной системе отчетности.

CNews: Оцените, пожалуйста, долю «легких» аналитических решений, внедряемых в основном SMB. Какие перспективы у BI-решений для SMB?

Юлия Скирская: Автоматизация аналитики сегодня шагнула далеко за пределы сегмента «тяжеловесов». Снижение трудоемкости обработки и извлечения информации, в случае необходимости; сведение к минимуму человеческого фактора; получение топ-менеджментом универсального инструмента для принятия бизнес-решений делают очень привлекательным для небольших банков сотрудничество с ИТ-компаниями.

К списку преимуществ можно также добавить прозрачность данных и реальное облегчение в работе с аудиторами. Так что перспективы распространения BI-решений на SMB-сектор самые позитивные. В частности, у нас сейчас масса пресейлов в сегменте SMB. К каждому проекту подходим очень индивидуально, стараемся сформировать адекватное предложение, соответствующее не только нашим, но и рыночным представлениям о разумной цене. И, конечно же, идем банкам навстречу.

CNews: Какова ваша стратегия развития аналитического направления? Учитываете ли вы общие тренды информатизации, в том числе распространение облачных технологий, мобилизацию?

Юлия Скирская: Среди наших клиентов банки топ-10 с огромными объемами данных. Поэтому для нас важна оптимизация решения в технологической части – разработка эффективных алгоритмов сжатия, поиск новых подходов к структуризации хранилища. Мы успешно провели тестирование RS-DataHouse на Oracle Exadata с большими объемами данных, и остались довольны его результатами. Система отвечает всем современным требованиям, в том числе и эстетическим. Совершенствование эргономики интерфейсной части системы происходит постоянно, и помогают нам в этом наши клиенты. В частности, в «Альфа-банке» был запущен отдельный проект по доработкам «тонкого клиента».

Все чаще мы предлагаем проекты «под ключ», доступные даже для небольших банков. Если, допустим, осуществлять выгрузку данных силами специалистов R-Style Softlab, существенно снижаются риски по срокам реализации проекта. Добавим к этому мощный экспертный потенциал и опыт интеграции со всеми популярными АБС.

В проектах компании успешно используется платформа Informatica Power Center в части ETLНомос-Банк», ВТБ (Армения)). Ведутся работы над созданием демонстрационной базы данных по всем бизнес-приложениям – чтобы клиент мог «пощупать» систему и убедиться в ее дружественности до подписания контракта. Первой ласточкой стала демо-версия «Системы оценки кредитоспособности», которая уже доступна на сайте компании.

Что касается «облачных технологий», то, несмотря на высокий интерес к ним со стороны предприятий, банки не спешат попасть «в облако» из-за повышенных требований к безопасности. Мы поднимали эту тему на одном из семинаров по оценке кредитоспособности в 2012 г.

Идея заключалась в расположении ряда методик для оценки кредитоспособности заемщика в «облаке». Банк дает компании клиентские данные, выбирает конкретную методику, на выходе получает рейтинг с обоснованием. При этом отслеживаются изменения регуляторов, производится адаптация методик под них. За пользование берется определенная абонентская плата (или плата за 1 прогон). Естественно, это гораздо выгоднее собственного внедрения. Все участники семинара согласились, что это было бы интересно, и все как один сказали, что это невозможно: ни один банк не отдаст клиентскую информацию вовне.

CNews: Какие тренды развития рынка аналитических систем на долгосрочную перспективу, озвученные аналитиками, вы считаете наиболее интересными?

Юлия Скирская: Наиболее привлекательны, на мой взгляд, «облачные технологии», открывающие перед банками практически бесконечные эволюционные перспективы анализа данных в режиме реального времени. Главное, чтобы российский банковский рынок перешагнул пропасть, разделяющую его с «облаками». Возможно, это придется сделать и законодательству, ведь в России действует ФЗ-152 «О персональных данных» и другие положения, которым банковский сектор подчиняется напрямую.

По всем вопросам, связанным с подготовкой рейтингов, обращайтесь по электронной почте или по телефону:

+7 (495) 500-00-36, доб.300

электронная почта

Для заказа исследования CNews Analytics вы можете заполнить эту форму

клиенты cnews analytics

ГазПром
ЕЭС