Николай Зезюлинский: Востребованность консалтинговых проектов в органах государственной власти растет

Николай ЗезюлинскийО факторах, стимулирующих развитие информатизации российских государственных структур, о новых подходах к построению ИТ-решений для госзаказчиков, об особенностях реализации межведомственных проектов в интервью CNews рассказывает  директор по развитию бизнеса компании «ФОРС — Центр разработки» Николай Зезюлинский.

CNews: Расходы на информатизацию органов государственной власти России последние годы увеличиваются. И судя по достигнутому уровню информатизации, особенно в регионах, требуется дальнейший рост затрат. В каких направлениях происходит смещение акцентов в информатизации госорганов? Как изменяется структура спроса госсектора на ИТ-продукты и решения?

Николай Зезюлинский: Сегодня росту информатизации госсектора в значительной степени способствуют, во-первых, благоприятная экономическая конъюнктура для России, во-вторых — политическая стабильность. Совокупность этих двух факторов дает основания полагать, что наступил момент, когда государство может создать некоторый задел на будущее. Увеличение затрат на автоматизацию в такой период совершенно разумно — надо успеть решить много задач в благоприятный для развития период.

Причем автоматизацию органов государственной власти можно рассматривать с двух различных точек зрения.

Во-первых, как построение пирамиды ИТ-решений. Ведь сначала  обеспечивается база — создается сетевая и вычислительная инфраструктура, приобретаются персональные компьютеры, развертываются сети. А затем уже внедряются прикладные системы, ради которых, собственно, эта база и создавалась. На наш взгляд, акцент сейчас смещается в сторону прикладных решений, основа для информатизации уже создана. Еще не так давно вопрос зачастую упирался в отсутствие каналов связи и вычислительной инфраструктуры. Сейчас эта проблема сохраняется лишь в случае отсутствия квалифицированных кадров, но постепенно ситуация меняется к лучшему. В результате основные усилия сейчас сосредоточены на разработке и внедрении прикладных систем, на чем  и специализируется наша компания.

На автоматизацию можно взглянуть и как на совокупность мероприятий по повышению внутренней и внешней эффективности деятельности. Автоматизация, к примеру, управления кадрами или бухгалтерии повышает внутреннюю эффективность учреждения, предприятия, организации. И проекты этой категории, несомненно, нужны. Однако в конечном итоге они служат главному — росту внешней эффективности. Ведь у каждой организации есть цели, ради которых она существует. Для государственных органов это оказание услуг населению, будь то частные лица или коммерческий сектор. Проектов по автоматизации внешних функций становится все больше. Это говорит о том, что бэк-офис организаций уже в основном автоматизирован, и можно перейти к автоматизации предметной области.

И, наконец, хотелось бы назвать еще одну тенденцию, о которой мы не упоминали год назад. Появились проекты, которые касаются уже не только внешней эффективности отдельного государственного учреждения: они повышают эффективность межведомственного взаимодействия в целом. Можно говорить о том, что начинается процесс построения единого информационного пространства в стране. Например, успешно решить задачу создания единого окна без решения вопросов межведомственного взаимодействия невозможно. И сейчас мы наблюдаем рост интереса к реализации такого рода проектов, это уже третий «род» проектов, появление которого нам кажется очень симптоматичным.

CNews: Среди ваших проектов были проекты третьего «рода», о котором вы упомянули?

Николай Зезюлинский: У нас было два подобных проекта. Один из них был выполнен для Федеральной службы РФ по финансовому мониторингу, в структуру которого входит 7 межрегиональных управлений в каждом из федеральных округов. Данная служба активно взаимодействует с другими государственными структурами. И для выполнения своих функций часто возникает необходимость в дополнительной информации, запрос на получение которой формируется и направляется ИТ-системой заказчика непосредственно в базу данных систем иных учреждений. Таким образом, мы построили систему, обеспечивающую эффективное межведомственное взаимодействие на уровне баз данных. Проект интересен и с предметной точки зрения, и с технологической, поскольку реализован с применением технологии Oracle BPEL Process Manager — нового открытого стандарта для  управления деловыми процессами.

Второй проект связан с  обеспечением электронного взаимодействия  муниципальных учреждений в режиме «Единого окна» в рамках программы «Электронная Москва». Это социально значимая, сложная задача, и в настоящий момент эта работа еще продолжается.

Сложность межведомственных проектов во многом объясняется необходимостью решения целого ряда организационных вопросов сразу  с несколькими заказчиками, а не  с одним, что значительно труднее. С технологической же точки зрения эти проекты не сильно отличаются между собой.

Почему в этом плане хороши новые сервис-ориентированные решения, построенные на стандарте BPEL? Прежде всего, потому, что SOA на сегодняшний день является самой прогрессивной архитектурой построения бизнес-процессов предприятия. Заказчик может использовать собственные стандарты и форматы хранения данных, свои системы управления базами данных. При этом внутренняя деятельность каждого ведомства может быть совершенно разной, такими же непохожими могут быть и процессы. Но благодаря использованию единого открытого стандарта создания композитных приложений и реализации сквозных процессов обеспечивается взаимодействие всех прикладных систем. Это решение идеально подходит для создания интегрированной среды бизнес-процессов, переносимых в рамках различных платформ. То есть, это некая «дирижерская» система, позволяющая осуществлять финальную оркестровку процессов.

CNews: Какие факторы оказывают наиболее существенное влияние на развитие процессов комплексной автоматизации госучреждений, на формирование единого информационного пространства органов государственной власти?

Николай Зезюлинский: Можно отметить три существенных фактора, которые сейчас влияют на процесс информатизации в органах государственной власти. Во-первых, это реализация национальных проектов в области медицины, образования и в социальной сфере. По сути, наличие национальных проектов означает, что государством ведется четко сформулированная политика для достижения определенных целей в вышеозначенных сферах. И в рамках этих национальных проектов есть множество задач, которые невозможно решить без информатизации.

Во-вторых, существенным фактором является административная реформа, которая призвана повысить информационную прозрачность государственных органов и качество оказываемых населению услуг. С этой целью разрабатываются административные регламенты, которые в результате автоматизации становятся электронными административными регламентами. И в этой области нами ведется большой объем работ.

И, наконец, третий фактор — это существенный накопленный опыт, который позволяет решать задачи построения единого информационного пространства в рамках страны на базе  межведомственного взаимодействия. Россия не является страной, в которой нужно все делать с нуля. В госсекторе уже существует ИТ-инфраструктура, в подавляющем большинстве ведомств решены базовые задачи автоматизации. И теперь можно переходить к решению более масштабных и предметных задач.

Представляется, что за последние годы достигнут большой прогресс в автоматизации органов госуправления. Яркий тому пример — наш давний заказчик Федеральная таможенная служба РФ. Это ведомство добилось поистине впечатляющих результатов в автоматизации своей деятельности. Если изъять корпоративную информационную систему, то свои прямые  функции учреждение выполнять просто не сможет.

CNews: Каким направлениям информатизации органы государственной власти уделяли наибольшее внимание в 2006 году, с вашей точки зрения?

Николай Зезюлинский: Следует иметь в виду, что госсектор объединяет крайне разнородные организации. Если задачи автоматизации банков идентичны и решаются типовым образом, посредством тиражируемых ИТ-продуктов, то автоматизация предметной деятельности госучреждения — это каждый раз уникальная задача. Можно говорить лишь об использовании накопленного опыта решения определенных задач в  других, технологически сходных проектах. Существует, конечно, класс тиражируемых решений, которые применяются и в госсекторе. Это, например, система электронного документооборота, хранилище данных, портальные решения. Типовые решения пользуются в государственном секторе устойчивым спросом в тех областях, где нет собственно предметной специфики.

Достаточно новая для нас тенденция связана с востребованностью консалтинговых проектов в органах государственной власти. Несмотря на то, что этот тренд возник только в последнее время, наша компания уже доказала свою компетентность. Исторически ФОРС специализировался на разработке прикладных программ, поэтому нас воспринимают в первую очередь как разработчиков. Хотя, если взглянуть на спектр продуктов и услуг, предлагаемых компанией сегодня, то это уже далеко не так. Мы первыми в России научились работать со средствами моделирования и анализа деловых процессов Casewise Corporate Modeler, а также со средствами построения архитектуры организаций. В результате, нашими консультантами был накоплен большой опыт в области оптимизации деловых процессов и правильного построения структуры организации. Заказчики увидели, что они могут извлечь из этого вполне реальную пользу. Нами было успешно осуществлено несколько проектов такого рода.

1 | 2 | 3 |

Николай Зезюлинский

CNews: Обновилась ли за последний год продуктовая линейка решений для госсектора? Какие бизнес-задачи помогут решать эти новые продукты?

Николай Зезюлинский: Технологическая линейка за прошедший год существенно обновилась. Причем, следует отметить, что новые решения появляются именно в тот момент, когда на рынке начинает формироваться потребность в них. Так, технологии BPEL оказались совершенно незаменимыми для решения  задач межведомственного взаимодействия.

С другой стороны — появился новый набор продуктов по бизнес-аналитике. Например, компания Oracle полностью обновила свою линейку по этому направлению. Программный комплекс Oracle Business Intelligence (BI) Suite на сегодня представляет собой наиболее полный набор технологий и инструментов для построения аналитических систем и хранилищ данных. В зависимости от набора предлагаемых функциональных возможностей продукт предлагается в трех версиях: Oracle BI Suite Enterprise Edition, Oracle BI Suite Standard Edition и Oracle BI Suite Standard Edition One.

Мы полностью готовы к внедрению этих продуктов. Отметим, что возможность внедрить аналитические решения у заказчика появляется тогда, когда уже существуют оперативные системы и построено хранилище данных. У этого направления сейчас отличные перспективы. В настоящий момент мы ведем ряд проектов по построению хранилищ данных. Следующим этапом, вполне вероятно, станет построение аналитических систем с использованием новой линейки продуктов Oracle BI.

Добавлю к этому, что в прошлом году произошло еще одно значимое технологическое событие: корпорация  Oracle приобрела компанию SPL, которая специализируется на разработке биллинговых систем для жилищно-коммунальной сферы, водоканалов, электроэнергетики. Разработки SPL также будут включены в портфель предлагаемых нами решений. Сейчас мы обучаем людей по данному направлению и через какое-то время будем готовы предлагать его заказчикам.

CNews: Вы говорите только про Oracle потому что являетесь ее партнером или потому что у других вендоров нет каких-то новых интересных продуктов, которые востребованы в госсекторе?

Николай Зезюлинский: Корпорация Oracle является для ФОРС  стратегическим партнером. Мы видим свою задачу в том, чтобы разрабатывать на базе технологий Oracle информационные системы, наилучшим образом решающие проблемы заказчика. На рынке мы уже давно приобрели репутацию «гуру в области Oracle». Действительно,  костяк компании составляют специалисты, которые знают технологии Oracle, возможно, даже лучше, чем специалисты самого вендора. И в этом — наше конкурентное преимущество. ФОРС еще 15 лет назад сделал ставку на эти технологии, и выбор оказался верным: спектр имеющихся решений таков, что позволяет решить любые задачи заказчика.

CNews: Каковы перспективы использования «тяжелых» ERP-решений в госсекторе, в частности Oracle e-Business Suite? Несколько сегодня востребованы эти решения данной категорией заказчиков?

Николай Зезюлинский: С точки зрения функциональности это, несомненно, отличный продукт, абсолютно применимое решение для автоматизации финансово-хозяйственной деятельности в государственном секторе.

Но основным ограничивающим фактором у нас в стране всегда была стоимость программных комплексов, включающих эти продукты. Решение масштабных задач автоматизации с помощью Oracle E-Business Suite, учитывая размеры нашей страны, выливается в очень существенные инвестиции. Но и результат будет ощутимым. Рост бюджетов, выделяемых на автоматизацию в госсекторе, несомненно, делает такого рода проекты весьма перспективными, и мы готовы в них участвовать.

В качестве альтернативных решений могут использоваться заказные разработки, которые, собственно, мы и выполняем достаточно часто. Кроме того, можно автоматизировать не всю деятельность сразу, а какие-то определенные области, критичные для функционирования госучреждения.

CNews: Как вы оцениваете перспективы роста спроса на СЭД со стороны госорганов? Насколько повысится спрос в случае принятия закона, придающего юридический статус электронным документам? Расскажите о решениях вашей компанией в этой сфере, какие из них в первую очередь востребованы в регионах?

Николай Зезюлинский: Наблюдается устойчивое повышение спроса на системы электронного документооборота со стороны госсектора. От принятия закона о юридическом статусе электронных документов мы ожидаем не столько роста спроса на такие системы, сколько изменения технологии работы. Ведь внедрение системы электронного документооборота определяется актуальностью задачи как таковой. При том или ином изменении законодательства изменится технология работы, но актуальность задачи останется прежней. Возможен сдвиг в сторону безбумажного документооборота. И это положительный фактор, который позволит повысить эффективность деятельности учреждений.

Мы предлагаем ряд систем в этой области. В первую очередь, это линейка продуктов «ЭЛАД», являющихся нашей собственной разработкой. В нее входят такие решения как «ЭЛАД — ЭР», предназначенное для построения электронных регламентов, «ЭЛАД — Документооборот», обеспечивающий автоматизацию процесса делопроизводства и «ЭЛАД — Архив», позволяющий создавать архивы в электронном виде.

Не так давно ФОРС приобрел статус сертифицированного партнера  компании EMC Documentum. Соответственно, и эти решения мы будем активно продвигать. Кроме того, в этом году мы занялись разработкой «малотиражных» решений в области документооборота. Сейчас такой продукт готов, и в ближайшее время мы представим его на рынке. Это будет доступная для средних и небольших компаний и учреждений система электронного документооборота с облегченной функциональностью. На наш взгляд, уже сформировался вполне определенный рынок для продвижения подобных решений, в частности, мы ожидаем интереса к этому продукту со стороны российских регионов.

CNews: В прошлом году увеличилось число госучреждений, использующих электронный документооборот в своей деятельности. Были ли у вас новые проекты в этой области в 2006 году и начале 2007 года?

Николай Зезюлинский: Да, стартовал новый проект в мэрии Москвы. У этого заказчика функционирует достаточно большое количество разнородных информационных систем. Мы же создаем систему электронного взаимодействия между различными подразделениями мэрии.

Продолжается проект в Федеральной налоговой службе РФ, где разработанный нами реестр участников внешнеэкономической деятельности функционирует уже несколько лет. Система постоянно  модифицируется за счет расширения функционала и внедрения новых модулей. Очередной этап этого проекта пришелся на прошлый год.

Вообще же надо отметить, что сотрудничество практически со всеми нашими заказчиками из сферы госсектора продолжается годами. Поскольку в каждом отдельном случае речь идет о специально разработанной уникальной масштабной системе, то вполне понятно, что ее надо поддерживать и развивать.

CNews: Как вы оцениваете спрос на CRM-решения в госсекторе? Можете ли вы назвать примеры проектов внедрения этих решений?

Николай Зезюлинский: CRM-системы призваны решать две основные задачи. Первая — привлечение новых клиентов и грамотное выстраивание этого процесса. Вторая — постоянное и эффективное взаимодействие с имеющимися клиентами. Государственным органам не надо привлекать клиентов, их задача — эффективно предоставлять услуги населению, частным лицам или коммерческому сектору. Поскольку эта задача решается посредством CRM-систем, то, с этой точки зрения, они могут быть достаточно востребованы в госсекторе.

Мы в прошлом году закончили проект по созданию CRM-решения в ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», где на базе CRM-подсистемы Oracle E-Business Suite была внедрена информационная система «Горячая линия». Создание современного call-центра позволило вести автоматизированную обработку обращений граждан, осуществлять контроль исполнения заявок населения и координацию работ оперативных подразделений и аварийных бригад предприятия. Было автоматизировано более 200 рабочих мест и, в целом, достигнут весьма положительный эффект. Так что, с точки зрения функциональности, системы такого класса очень востребованы в государственных учреждениях.

CNews: В прошлом году в интервью нашему изданию президент ФОРС Алексей Голосов достаточно подробно рассказывал об опыте компании по созданию автоматизированных систем управления единых информационно-расчетных центров в Москве. Как развивался этот проект в 2006-начале 2007 года? Каковы планы по его дальнейшему развитию?

Николай Зезюлинский: У этого проекта вот какая судьба. В прошлом году Правительством Москвы был проведен тендер, в результате чего и был определен генеральный инвестор по этому проекту. Им стала компания «Горинфотех». Соответственно, теперь ей принадлежат все  права на эту систему, и она же несет обязательства по внедрению решения на всей территории Москвы. Таким образом,  проект стал коммерческим и не будет финансироваться в рамках ГЦП «Электронная Москва» в течение последующих лет. В настоящий момент идет тиражирование системы, и к 2007 году она должна работать во всех округах.

CNews: Удалось ли вам достичь соглашений с регионами о построении единых информационно-расчетных центров?

Николай Зезюлинский: Ситуация на сегодняшний день такова, что прямое копирование реализованного в столице решения для регионов достаточно затруднительно. Причина заключается в том, что организационно задача сбора жилищно-коммунальных платежей в регионах решается совершенно по-разному. Сегодня мы ведем переговоры с рядом из них, но пока рано говорить о каких-то результатах.

В любом случае речь идет не о прямом тиражировании в регионах системы, функционирующей в Москве, а о перенесении полученного при этом опыта с тем, чтобы разработать такие решения, которые отвечали бы потребностям каждого конкретного региона.

CNews: Доля консалтинговых и интеграционных проектов, выполняемых ФОРС, за последний год существенно возросла. Коснулись ли они такой приоритетной для компании сферы, как госсектор?

Николай Зезюлинский: Да, коснулись. У нас за последний год возникли и новые интеграционные, и новые консалтинговые проекты. К первым можно отнести, например, проект по организации взаимодействия муниципальных служб в режиме единого окна, реализуемый в рамках программы «Электронная Москва». Этот проект интересен и с точки зрения применяемых технологий, и с точки зрения реализуемых задач. К интеграционным проектам также относится  создание корпоративного портала для Счетной Палаты РФ на базе Oracle AS Portal. По сути, в этом проекте была реализована концепция единого окна, но в данном случае не для населения, а для сотрудников заказчика, получающих доступ ко всем информационным ресурсам предприятия.

В числе консалтинговых проектов следует отметить создание административных регламентов исполнения государственных функций для органов исполнительной власти Ханты-Мансийского автономного округа. На данном этапе наша задача состоит в том, чтобы описать внутреннее устройство организации и деловых процессов, построить соответствующую модель «как есть» и «как должно быть» с целью дальнейшей оптимизации деятельности по оказанию государственных услуг населению. В рамках принятой в регионе программы информатизации предполагается затем применить средства ИТ для перевода административных регламентов в электронный формат.

CNews: В прошлом году ФОРС сообщил, что около половины доходов компании ФОРС по поставке ПО и ИТ-услуг приходится на госсектор. Как изменилась эта цифра в абсолютном выражении по результатам 2006 года? Какие решения вашей компании пользовались наибольшим спросом в течение последних полутора лет?

Николай Зезюлинский: Никаких революционных перемен в структуре наших доходов не произошло. Это не означает, что деятельность компании в других секторах экономики развивается меньшими темпами. Просто и объемы проектов в госсекторе также увеличиваются. Ведь наши отношения с госзаказчиками — долгосрочные. А любой масштабный, сложный проект не может быть реализован мгновенно. Как следствие — цифры по структуре наших доходов за последний год остались прежними. На долю госсектора приходится порядка 45% от оборота. Это соотношение, вероятно, сохранится и на будущий год.

По-прежнему наиболее востребованными продуктами являются разработанные нами на заказ программные системы под ключ. Типовые решения в области документооборота, построения хранилищ данных и создания портальных решений также имеют стабильно высокий спрос.

Новым направлением стало выполнение консалтинговых проектов. Если ИТ-консалтинг, в рамках которого даются рекомендации по выбору и  построению информационных систем и ИТ-инфраструктуры является для нас традиционным направлением, то «чистый» консалтинг  — это, несомненно, деятельность новая. Целью подобных проектов является оптимизация деловых процессов и внутренней структуры, и в конечном счете — организация более эффективной работы госучреждения. Надеемся, что средствами ИТ удастся решить многие из поставленных задач по совершенствованию государственного управления.

CNews: Спасибо.

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2007 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS