Обзор подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics IBS

Сергей Шашурин: Результат работы консультанта — снижение стоимости затрат при заданном уровне качества

Сергей Шашурин

На вопросы CNews отвечает Сергей Шашурин, президент «Сибинтек».

CNews: Какие тенденции, на ваш взгляд, доминируют в настоящий момент на отечественном рынке ИТ-услуг? Какие факторы, по вашим оценкам, стимулировали его рост в последние годы?

Сергей Шашурин: Отечественный рынок ИТ-услуг продолжает достаточно динамично развиваться, не снижая темпов роста. Это обусловлено целым рядом причин, но мне представляется, что в последнее время одним из доминирующих является тот факт, что руководители государственных структур получили возможность тратить на развитие ИТ гораздо больше, чем в прежние годы.

Что касается точек роста, то, несомненно, в их числе сегмент ИТ-сервисов и аутсорсинга. По моему мнению, он будет развиваться опережающими темпами по сравнению с ростом рынка в целом, поскольку с течением времени приобретение и поддержка систем у специализированных поставщиков будет более выгодна, чем их самостоятельная разработка и обслуживание. Подтверждением этому являются и данные аналитических агентств (IDC и Gartner), которые оценивают объем рынка ИТ-сервисов и аутсорсинга в России в 2006 г. примерно в 298 млн. долл. США, и однозначно указывают на то, что темпы роста в данном сегменте в ближайшие 3 года значительно превысят 40%.

При этом главной тенденцией рынка в ближайшие годы я считаю рост потребления ИТ-услуг средними и мелкими частными компаниями. Сервис среднего и мелкого бизнеса разительно отличается от обслуживания крупного клиента. Существует очень интересный опыт американских компаний, который я в свое время изучал, и могу ответственно сказать, что в России такого практически нет. В США достаточно давно развит рынок сервиса мелких компаний, которым нет смысла содержать собственные ИТ-отделы. Там сервисные фирмы обслуживают зачастую сотни мелких клиентов, имея очень небольшой собственный штат сотрудников. Высокое качество и скорость работы достигаются за счет очень высокого уровня автоматизации.

CNews: Какие отрасли оказались, по вашим оценкам, наиболее восприимчивы к профессиональным ИТ-сервисам? Какие, наоборот, «отстают» в этом отношении?

Сергей Шашурин: Я бы говорил не об отраслях, а о разных типах предприятий и организаций. Мне представляется, что сегодня ИТ-сервисы наиболее востребованы так называемыми компаниями «новой волны» — частными, ориентированными на рост. В данном вопросе очень велика роль менеджмента, его понимания возможностей  и преимуществ от внедрения передовых информационных технологий. К тому же руководители новой формации уделяют большое внимание вопросам работоспособности информационных систем, а, следовательно, и выбору компании-поставщика услуг по их поддержке.

CNews: Исходя из вашей практики, какие бизнес-приложения в настоящее время наиболее востребованы отечественными нефтедобывающими предприятиями?

Сергей Шашурин: ТЭК традиционно остается одним из ведущих потребителей ИТ-услуг, во многом благодаря благоприятной конъюнктуре цен на нефть. Однако я всегда говорил о том, что нефтедобывающие предприятия нуждаются в ИТ в гораздо меньшей степени, чем нефтеперерабатывающие и транспортирующие. Что касается конкретных бизнес-приложений, то в ТЭКе доминирует SAP/R3, активно внедряются бухгалтерские, финансовые решения, ERP-системы. По сравнению с западными компаниями в России менее развиты средства интеграции деловых процессов предприятия. Так, технология автоматизации деловых процессов (workflow), объединяющая электронную почту, управление проектами, работу с базами данных, объектно-ориентированное программирование, CASE-технологии и пр., служит для описания и обеспечения выполнения комплекса деловых процессов предприятия. Внедрение подобных систем направлено на решение проблем, возникающих из-за изолированности и фрагментированности информации, путем создания на предприятии общего информационного пространства. Я полагаю, что в ближайшее время интерес к таким технологиям значительно возрастет, и в этой связи «Сибинтек» развивает экспертизу в области решений ECM (Enterprise Content Management).

CNews: Наблюдаете ли вы рост профессионализма сотрудников, принимающих участие в консалтинговых проектах со стороны существующих и потенциальных заказчиков?

Сергей Шашурин: Компания «Сибинтек» предлагает своим клиентам услуги ИТ-сервиса и аутсорсинга. Заключение подобных контрактов невозможно без оказания консалтинговых услуг, поэтому мы постоянно работаем со специалистами со стороны потенциальных заказчиков. Рост профессионализма этих сотрудников, несомненно, заметен, и связан он, по моему убеждению, с тем, что бизнесмены нового поколения имеют качественно отличный уровень образования. Все чаще приходится иметь дело с обладателями дипломов MBA, хорошо ориентирующимися не только в своей предметной области, но и умеющими грамотно ставить задачи и оценивать эффективность оказания услуг. К тому же повышение профессионализма сотрудников, принимающих участие в консалтинговых проектах со стороны заказчиков, способствует лучшему взаимопониманию в ходе предварительного этапа работ.

CNews: Какими критериями, на ваш взгляд, руководствуются отечественные компании при выборе консультанта? Насколько критичным является при этом фактор цены?

Сергей Шашурин: Я бы разделил отечественных заказчиков на две категории. К первой группе клиентов я бы отнес компании, которые приглашают внешних консультантов «для прикрытия» своей деятельности или своего бездействия. В данном случае вопрос цены регулируется величиной бюджета, выделенного на осуществление поставленной задачи. Ко второй группе стоит отнести тех, кто действительно хочет добиться повышения эффективности функционирования своего бизнеса, и готов платить за качественные и в срок представленные результаты работы внешнего консультанта. Стоимость услуг консультанта при этом определяется в ходе решения чисто экономической задачи выбора оптимального соотношения цена/качество.

Результатом работы консультанта или, если говорить шире, подписания сервисного контракта, всегда выступает снижение стоимости затрат при заданном уровне качества. Я знаю реально работающие компании, в которых срок исполнения заявки на устранение неполадок на рабочем месте пользователя составляет больше двух недель, и штатный программист получает мизерную заработную плату. Ясно, что при таких параметрах, стоимость контракта на поддержку рабочих мест должна быть еще меньше, но это вообще не сервисное обслуживание, а обман. Наша компания за такую работу не возьмется. Сотрудничество возможно в том случае, когда после проведения консультаций заказчик придет к пониманию, что его организации необходимо сервисное обслуживание более высокого качественного  уровня.

Поэтому ценовой критерий важен, но очень хотелось бы вести разговор не только в плоскости цен. Еще раз повторю, наша задача — не снижая качества, снизить затраты  клиента, либо при неизменных затратах значительно улучшить качество предоставляемых услуг.

CNews: Каковы, на ваш взгляд, дальнейшие перспективы развития сервисного ИТ-направления в России?

Сергей Шашурин:Я верю в  будущее ИТ-сервиса в России, поскольку вижу целый ряд преимуществ заключения контракта со  специализированным поставщиком ИТ-сервиса. Это увеличение управляемости компании, повышение качества услуг, которое заказчик получает в обмен на определенные финансовые вложения, прозрачность финансовых вливаний, отсутствие внепланового отвлечения средств на поиск сотрудников и их обучение. На последнем факторе я хотел бы остановиться подробнее.

Быстрый технологический рост в сфере информационных технологий требует постоянного повышения профессионализма специалистов, работающих в данной области. Кадровые ресурсы квалифицированных ИТ-специалистов в России изначально  ограничены. Сегодняшние студенты, к сожалению, не имеют возможности получить полноценное образование, поскольку преподавательский состав ВУЗов не менялся десятилетиями. Педагоги, имеющие опыт практической работы на современных предприятиях, а тем более знакомые с лучшими зарубежными исследованиями и разработками — большая редкость в стенах высшей школы. Уже сегодня многие руководители сетуют, что не могут набрать сотрудников, удовлетворяющих требованиям современного бизнеса, и при отсутствии нормального воспроизводства кадров, ситуация будет только усугубляться. Дальнейшее обучение дипломированного ИТ-специалиста очень дорого, инвестиции в него не всегда оправданы для «непрофильных» компаний: сотрудник обучается широкому комплексу работ по различной тематике, а впоследствии использует 10% от объема полученных знаний. Специалист фирмы — специализированного поставщика ИТ-сервиса может привлекаться к реализации ряда проектов, соответственно, инвестиции в его обучение гораздо более эффективны и окупаемы. Поэтому в настоящее время обучение и рост профессионализма сотрудников возможен лишь внутри крупной специализированной корпорации. Только такой путь является гарантией качества.

CNews: Спасибо.


Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2005 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS