Обзор "Рынок корпоративного ПО 2006" подготовлен
CNewsAnalytics

На аутсорсинг в России приходится лишь 2% общего объема рынка ИТ

На аутсорсинг в России приходится лишь 2% общего объема рынка ИТ

Рынок ИТ-аутсорсинга в России растет и будет до 2008 г. расти, по ожиданиям IDC, на 41% ежегодно. Однако масштабы сектора пока скромны и оцениваются сегодня лишь в 2% от общего объема ИТ-рынка.

Аутсорсинг (outsourcing) дословно переводится с английского языка как «внешние ресурсы». Именно в привлечении внешних ресурсов состоит суть данного управленческого метода. Определений того, что можно считать аутсорсингом, довольно много, но суть проста — это передача внешней организации ряда непрофильных функций, необходимых для полноценного функционирования бизнеса. Часто высказывают мнение, что аналогом аутсорсинга можно считать подряд или субподряд. Данная терминология, кстати, отлично прижилась на российском рынке, и в оформляемых контрактах по аутсорсингу часто упоминаются именно работы по субподряду. Однако, специалисты крупнейших западных компаний-аутсорсеров, работающих в России, подчеркивают, что аналогия неполная: основным отличием аутсорсинга от субподряда является то, что заказчик ставит перед аусторсером конечные цели, а методы, средства и пути достижения этих целей зависят исключительно от исполнителя. При этом на аутсорсера возлагается и вся ответственность за получение требуемых результатов, что всегда четко прописано в контракте.

Кроме того, согласно западной модели партнерского договора, неотъемлемой частью аутсорсинга является определение требуемого качества работы аутсорсера, которое закрепляется в соглашении об уровне обслуживания (SLA — Service Level Agreement). Это ключевой документ, регламентирующий все основные аспекты взаимоотношений поставщика услуг и заказчика.

Gartner проясняет терминологическую путаницу

Классификация направлений аутсорсинга, разработанная Gartner, позволяет внести ясность в возможную терминологическую путаницу. Аналитики выделяют четыре основных направления аутсорсинга: BPO (Business Рrocess Оutsourcing) — аутсорсинг бизнес-процессов; BSP (Business Service Provider) — провайдер бизнес-сервисов; ITO (IT Outsourcing) — аутсорсинг ИТ-инфраструктуры; ASP (Application Service Provider) — провайдер сервисов приложений.

Аутсорсинг ИТ-инфраструктуры (т.е. выполнение компанией-партнером ряда задач по созданию и поддержке ИТ-инфраструктуры компании-заказчика), согласно Gartner, включает следующие услуги: управление активами (Asset Management Services), поддержку непрерывности бизнеса (Business Continuity Services), обслуживание центров хранения данных (Data Center Services, Storage Services), поддержку пользователей (Desktop Services, Help Desk Services), управление сетями (Managed and Professional Network Services, Networking and Communications Services) и обеспечение безопасности (Security Management Services).

В зависимости от объема передаваемых стороннему исполнителю функций, каждый из перечисленных видов аутсорсинга может классифицироваться как полный или частичный. В понятие полного аутсорсинга ИТ-инфраструктуры принято включать стратегическое планирование ИТ-инфраструктуры, разработку программного обеспечения (ПО), сервисную поддержку ПО, техническую поддержку и обучение пользователей, администрирование сети, хранение данных, восстановление системы в случае сбоев, хостинг приложений, управление IP-телефонией (и/или иными телекоммуникациями), услуги интернет-провайдера и т.д. Частичный аутсорсинг предполагает выполнение одной или нескольких задач в рамках ограниченного четкими сроками договора.

Причины обращения

В условиях высоко конкурентного рынка преимущество всегда за теми компаниями, которые открыты для инноваций, позволяющих им в том числе существенно повысить эффективность управления бизнесом. Одной из таких бизнес-моделей, обеспечивающей конкурентное преимущество, на Западе принято считать аутсорсинг.

Согласно одному из последних отчетов Gartner, в настоящий момент наблюдается существенное удорожание услуг технических специалистов, в связи с чем закономерно возрастают расходы на их обучение. Соответственно, дорожает и круглосуточная поддержка ИТ-инфраструктуры. В этой ситуации руководству приходится задумываться о привлечении компании-аутсорсера.

Типовые побудительные причины использования аутсорсинга

 

Источник: Morgan Chambers, 2006

Мировые «гиганты» аутсорсинга

Сегодня на российском рынке работают три мировых аутсорсинговых гиганта — IBM, HP и Siemens Business Services, заключающие в США и Европе миллиардные контракты на оказание ИТ-услуг. Правда, эксперты утверждают, что в России их опыт работы пока не впечатляет результатами. А наличие здесь специализированных подразделений объясняется лишь сложившейся организационной структурой данных компаний. Тем не менее, одно только их присутствие в какой-то степени обеспечивает развитие рынка. Ведь именно этими игроками разработаны всемирно известные методики, инструментарий, сформирована не только теоретическая, но и технологическая база.

Общепризнанным мировым лидером, новатором и наиболее успешным игроком является компания IBM, почти четверть оборота которой приходится на аутсорсинг. В ноябре 2006 года «голубой гигант» объявил о заключении очередного крупного соглашения по аутсорсингу ИТ-инфраструктуры — для подразделений Nissan в США и Канаде. Соглашение распространяется на центры обработки данных, службы поддержки пользователей, системы обслуживания дилеров и обслуживание настольных ПК. Кроме того, в рамках этого сотрудничества североамериканский Nissan перейдет на новые серверы и аппаратные платформы IBM.

Компания HP, ближайший рыночный конкурент IBM по этому направлению, осуществляет аутсорсинговые проекты для таких известных игроков рынка как Bank of Ireland, Telecom Italia, CIBC, Sara Lee, Ericsson, Procter&Gamble и Nokia.

Что касается третьего лидера рынка — Siemens Business Services — ее доходы по сравнению с IBM и HP в 2006 году были относительно невысоки. В этой связи несколько месяцев назад в компании была произведена некоторая реорганизация, которая, по мнению руководства, позволит к 2007 году существенно повысить доходность бизнеса. Тем не менее, 2006 год нельзя назвать неудачным для Siemens Business Services. На счету компании несколько громких аутсорсинговых проектов. И хотя в мировом масштабе их прибыльность невысока, тем не менее, как считают эксперты, они послужат отличной рекламой для имиджа компании. В частности, победа в общеевропейском тендере позволила Siemens Business Services осуществить технологическую поддержку председательствования Австрии в Совете Министров Евросоюза. Кроме того, Siemens Business Services выполнила основную часть работ по оборудованию нового здания Национальной ассамблеи Уэльса — палаты, предназначенной для проведения дебатов и дискуссий. Здание было открыто королевой Великобритании в марте. Затраты на информационно-коммуникационные элементы решения составили порядка 10 миллионов евро. По словам руководства Siemens Business Services, компания и в дальнейшем предполагает выполнять работы для организаций государственного сектора.

Специфика российского рынка

По данным отчетов IDC, Gartner, а также менее известного бренда — Knowledge Systems and Research — рынок аутсорсинга в России развивается. IDC прогнозирует его рост вплоть до 2008 г. в среднем на 41% ежегодно. Многие крупные российские компании сегодня рассматривают возможность заключения контрактов по стратегическому аутсорсингу, а также отдают на аутсорсинг отдельные непрофильные функции. Наибольший интерес в России сегодня вызывает аутсорсинг ИТ-инфраструктуры и аутсорсинг бизнес-приложений. При этом классических (в западном понимании) компаний-аутсорсеров на российском рынке сегодня не так уж много. Связано такое положение вещей, прежде всего, с тем, что аутсорсинг ИТ-инфраструктуры требует серьезных инвестиций на начальном этапе, которые российские игроки не всегда могут себе позволить.

Но это далеко не единственная причина, сдерживающая развитие аутсорсинга ИТ-инфраструктуры. Одной из основных причин медленного роста этого рынка в России, как западные, так и отечественные аналитики, называют недостаточную прозрачность российского бизнеса. Между тем, некоторые отечественные интеграторы сегодня вполне могут похвастаться успешными проектами в этой области. В частности, совсем недавно между компаниями «Крок» и «Бритиш Американ Тобакко России» был заключен контракт стоимостью более 1 млн долл. Внушительная для российского рынка цифра. Показательно, что в проекте, реализация которого намечена на начало апреля, помимо «Крока», участвует и международный «гигант» — Siemens Business Services.

Стратегическим партнером другой крупной компании, «Русский алюминий», является с конца 2005 года HP. Долгосрочный проект предполагает аутсорсинг ИТ-инфраструктуры, а также миграцию всех данных на платформу HP. HP будет управлять SAP-приложениями «Русала» и обслуживать их на базе собственного центра обработки данных в Германии. Согласно заключенному соглашению предусматривается операционная и сервисная поддержка в течение 5 лет. В дальнейшем планируется продление контракта.

Андрей Егоров

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2006 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS