Единый государственный экзамен — какую оценку поставить государству?

Информатизация национальных проектов открывает возможность широкого доступа к различным видам информации, что в свою очередь ставит под угрозу безопасность информационного пространства, сопутствующего разработке, внедрению и реализации программ, заложенных в этих проектах.

Национальные проекты как продукт современного общества не в последнюю очередь направлены на глобальную информатизацию соответствующих им областей. В условиях, когда информация стала быстрорастущей ценной единицей, государственные программы оказались перед серьёзными проблемами. Систематизация и упрощение доступа к огромному информационному полю, сопровождающего выполнение программ национальных проектов, порождает возможность доступа и изменения намного больших объёмов информации, чем это было раньше, а в национальных проектах фигурируют практически все виды информации, начиная секретной, конфиденциальной и личной и заканчивая коммерческой, служебной и сведениями, содержащими врачебную тайну.

Единый государственный экзамен. Какую оценку поставить государству?

Ни для кого не секрет, что образование как национальный проект является одним из обязательных условий успешного функционирования и проведения других национальных проектов. От того, какого качества даётся образование и как качественно оно оценивается, зависит вся последующая цепь государственных программ, моделировать и воплощать в жизнь которые будут нынешние школьники и студенты. Заявленные в качестве национальных проектов здравоохранение, сельское хозяйство и ЖКХ, будут реальным отображением ситуации, сложившейся в образовании. Насколько будет велика роль образования в общественном сознании, настолько же образование как объект, обладающий огромным информационным ресурсом, будет подвержен риску использования и подмены этой информации в корыстных целях. Не нужно забывать и тот факт, что за развитие информационной безопасности в нашей стране через несколько лет будут отвечать люди, являющиеся продуктом нынешней образовательной системы.

Чтобы понять, какие методы информационной безопасности использовать в области ЕГЭ, нужно для начала оценить степень риска. Казалось бы, в условиях единого государственного экзамена, декларируемого изначально как эксперимент, сам бог велел это делать, но Россия как всегда идёт своим труднопроходимым путём, руководствуясь эмпирическими законами проб и ошибок. ЕГЭ — это эксперимент, а практически любой эксперимент требует серьёзной теоретической базы. Информационное мошенничество в ЕГЭ настолько привлекательно, потому что в настоящее время не проводятся никакие мониторинговые исследования, а, соответственно, отсутствует какое-либо понятие о том, какие результаты можно ожидать от тех или иных регионов, районов, образовательных учреждений и их типов.

Управляющие структуры совершенно не заботит корреляция результатов ЕГЭ с финансированием системы образования, кадрового состава и заработной платы учителей в регионах. Информация об этом в открытых источниках отсутствует, хотя её обязаны собирать, анализировать и публиковать. Парадокс, но при огромных масштабах и значимости процедуры ЕГЭ, за её результаты никто не отвечает. Директор в школе отвечает за результаты, записанные в аттестате зрелости. Ректор ВУЗа отвечает за результаты проводимых ВУЗом вступительных экзаменов. А за результаты ЕГЭ никто не отвечает. И пока эта система существует в таком виде, мы имеем, по большому счёту, беззащитную информационную структуру ЕГЭ.

Человеческий фактор против технического решения

Число мошенников, проводящих операции с информацией ЕГЭ в корыстных целях, пропорционально числу желающих получить высокую оценку. А это огромная армия детей и их родителей, желающих своим чадам светлого будущего в роли юристов, врачей, инженеров. Спрос родил предложение, а предлагаются самые разные системы искажения реального информационного поля с целью фальсификации результатов. А если результаты ЕГЭ будут обязаны принимать все ВУЗы России при проведении конкурса на зачисление в число студентов, то огромное число семей окажется перед необходимостью получения наиболее высокого балла, что означает только одно: информационное поле, сопровождающее ЕГЭ, будет изменено до неузнаваемости. А цепочка, объединяющая различные процессы в системе проведения ЕГЭ, на большинстве звеньев даёт сбои.

Школьные экзамены

После того, как материалы ЕГЭ поступают в субъект Федерации, контроль над ними со стороны центральных органов невозможен. Хранение, перемещение и использование материалов ЕГЭ целиком на совести региональных и муниципальных органов управления образованием, руководителей и исполнителей в пунктах проведения ЕГЭ и предметных комиссиях. Контрольно-измерительные материалы ЕГЭ регионами заказываются с большим избытком. Контроль за их остатками слабый. Не проблема заполнить нужным учеником бланки ответов до или после экзамена. Ведь все материалы ЕГЭ до и после экзамена находятся в одних руках. Инспектирование проведения ЕГЭ в пунктах проведения экзамена чисто символическое.

Экспертная оценка надёжности технологических процедур
(за эталон надёжности принята работа ЦТ-1.0)

Учреждение

Функция

Экспертная оценка надёжности

Центр тестирования

Подготовка экзаменационных материалов( ЭМ )

1.0

Главное управление Образования субъектов

Доставка ЭМ из ЦТ

0.8

 

Хранение ЭМ в ГУ

0.9

Муниципальные органы управления

Доставка ЭМ из ГУ

0.7

 

Хранение ЭМ в МОУО

0.8

Пункты проведения ЕГЭ

Доставка ЭМ в ППЭ

0.7

 

Использование ЭМ в ППЭ

0.5

Доставка заполненных бланков

ППОИ, регистрации

0.9

 

РЦОИ, бланков №1

0.6

Обработка заполненных бланков

ППОИ, регистрации

0.8

 

РЦОИ, бланков №1

0.6

РЦОИ, ПК

Доставка бланков №2

0.7

 

Обработка бланков №2

0.5

РЦОИ

Передача данных в ЦТ

1.0

Центр тестирования

Обработка результатов ЕГЭ

1.0

Центр тестирования

Печать свидетельств

1.0

 

Доставка свидетельств в регионы

1.0

Источник:  Всероссийской конференции «Единый государственный экзамен
в российской системе образования», 27-28 января 2006 г., г. Москва.

Нетрудно заметить, что самая низкая надёжность имеется при проведении непосредственно экзамена и при обработке бланков №2, т.е. там, где в процесс оценивания вмешивается человек. Поэтому финансирование информационной безопасности только в интернете не является панацеей для данной проблемы.

В регионах создаются технологии по оказанию помощи при проведении ЕГЭ. Здесь и специально подобранные составы участников ЕГЭ в отдельных аудиториях или пунктах проведения экзамена (ППЭ), и преподаватели-предметники в якобы закрытых и опечатанных аудиториях, и средства связи — в общем весь инструментарий, помогающий путём подсказки (информационной единицы) изменить другую информационную единицу — оценку.

В некоторых сельских районах до 85 % участников ЕГЭ получают отличные отметки по математике и показывают выдающиеся результаты по русскому языку, которые намного выше, чем в Москве и Санкт-Петербурге. Это только подрывает доверие к данной системе. Если государство при оценке своих действий в этой области за эталон будет брать такую же объективность, то дальнейшее развитие системы ЕГЭ в условиях отсутствия поддержки и доверия со стороны участников процесса (учеников, учителей, преподавателей ВУЗов) будет практически невозможным.

Ещё одной видимой проблемой в системе ЕГЭ является неопределённость в едином поставщике информационных технологий для проведения процедуры ЕГЭ и отсутствие унифицированной системы контроля над проведением этой процедуры, в результате чего появляется серьёзный дисбаланс между оценками в различных регионах России и почва для критики в адрес структур, обеспечивающих технологию проведения ЕГЭ. Необходима чёткая правовая основа, которая бы обеспечила прозрачное взаимодействие между государством и поставщиком информационных технологий, государством и органами, проводящими процедуру ЕГЭ на местах, между человеком, непосредственно участвующим в процедуре, и всеми вышеперечисленными структурами. Естественно, это предполагает также определение степени ответственности всех участников процесса.

Тимур Левченко/CNews

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2006 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS