Обозрение подготовлено При поддержке
CNewsAnalytics ChronoPay

e-port

Одна из старейших российских электронных платежных систем. Работает в B2B и B2C сегменте, однако наиболее активная деятельность сосредоточена в сегменте B2B.

Группа e-port основана в 1999 году, осуществляет прием платежей за товары и услуги в соответствии с заключенными с продавцами этих товаров и услуг договорами. Основным платежным инструментом e-port является одноименная предоплаченная карта, которая предназначена для оплаты счетов за услуги участников системы через интернет, с помощью мобильного телефона, WAP- и SMS-сервисов, платежного терминала или пунктов приема платежей. Эта же карта является универсальной технологической платформой для всех продуктов Группы e-port. Карта e-port, являясь по своей сути предоплаченным финансовым продуктом, в то же время имеет много общего с цифровой наличностью, так как номинируется она в электронных условных единицах EYE, причем эквивалентом 1 EYE является $1.

Технологии и сервисы

Система e-port насчитывает ряд ключевых продуктов: e-port РМА, e-port мобайл, e-port терминал, e-port WAY4, SMS- и WAP-сервисы, momentalno.ru, e-port ККМ. Первый сервис – e-port РМА (ранее e-port дилер) – представляет собой продукт, предназначенный для организации пунктов оплаты счетов за услуги участников системы в банках, на предприятиях розничной торговли и обслуживания населения. Несколько более продвинутым сервисом является e-port мобайл – инструмент для приема платежей и продажи виртуальных карт предоплаты (PIN-кодов). По сути, это ПО, устанавливаемое на мобильный телефон, причем представители компании утверждают, что многопоточность операций, многофункциональность и высокая безопасность делают e-port мобайл более удобным и экономичным решением, чем платежный POS-терминал. продукт e-port терминал - для приема платежей с помощью терминалов – киосков самообслуживания. Существует также специализированное решение для, использующих или планирующих использовать систему WAY4 от компании OpenWay – e-port WAY4.

SMS-сервис e-port является технологией оплаты услуг участников системы с помощью мобильных телефонов путем отправки SMS определенного формата. Очевидно, что WAP-сервис e-port – технология оплаты услуг участников системы с помощью мобильных телефонов с поддержкой wap-протокола. Инструмент e-port ККМ позволяет работать с платежной системой c помощью кассовых терминалов. Сервис momentalno.ru является интернет-магазином услуг участников e-port и предназначен для он-лайн оплаты сотовых телефонов, хостинга, интернет, платного ТВ, онлайн-игр, а также покупок в интернет-магазинах. Оплата услуг возможна с помощью карты e-port, WebMoney и «Яндекс.Деньги».

e-port предлагает сотрудничество, как провайдерам услуг, так и торгово-сервисным предприятиям, а также банкам и интернет-магазинам. Примечательно, что в настоящее время система e-port не производит подключение интернет-сервисов напрямую. Для того чтобы реализовать оплату услуг какого-либо интернет-сервиса по карте e-port необходимо обратиться в платежные системы, сотрудничающие с e-port. На сегодняшний день это CyberPlat и Assist.

При работе с e-port у банка появляется возможность осуществлять в режиме реального времени не только прямое пополнение лицевых счетов абонентов различных компаний, но также продажи виртуальных предоплаченных карт (PIN-кодов) операторов и провайдеров. Эксперты отмечают, что продажа PIN-кодов в качестве альтернативы пластиковых карт позволяет снизить издержки и риски, а также упростить учет этой деятельности и обеспечить полный ассортимент карт в любом отделении банка.

Статистика

Организатором e-port является компания «Автокард-Холдинг». По состоянию на май 2006 года система насчитывает около 150 участников – продавцов телекоммуникационных, консалтинговых, страховых, информационных, развлекательных и прочих услуг. Количество интернет-магазинов, принимающих к оплате карту e-port, составило в отчетном периоде около 600. Общее количество провайдеров и магазинов в системе по состоянию на июнь 2006 года составило 745. Основными партнерами системы являются операторы мобильной и проводной связи, такие как МТС, «Вымпелком», «Мегафон», «Комстар-ОТС», центральный телеграф и другие.

Динамика оборота группы компаний e-port, $ млн.

 Динамика оборота группы компаний e-port, $ млн.

Источник: данные компании, CNews Analytics

Оборот группы компаний e-port вырос по итогам 2005 года на 127% по сравнению с 2004 годом и составил $740,5 млн. Причем компания со дня своего основания демонстрирует ежегодный рост выручки свыше 100%. Так, по итогам 2004 года оборот вырос на 125% по сравнению с уровнем 2003 года – $325,2 млн. против $144,5 млн. При этом выручка компании по итогам 2003 года составляла $44,2 млн., что в 3,7 раз выше аналогичного показателя 2001 года.

Структура оборота группы e-port по итогам 2005 года, $ млн.

 Структура оборота группы e-port по итогам 2005 года, $ млн.

Источник: данные компании, CNews Analytics

Структура оборота группы e-port по итогам 2005 года, $ млн. Источник: данные компании, CNews Analytics

По состоянию на 13 июня 2006 года среднее количество транзакций в системе e-port за сутки составило 1 099 711, при этом оборот EYE за указанный период достиг около 4 млн. Наибольшую долю в структуре оборота e-port занимают платежи в пользу операторов сотовой связи – почти 98%, еще 1,5% приходится на оплату интернет-сервисов (хостинга, провайдинга и т.д.).

Динамика количества точек приема платежей группы e-port, шт.

 Динамика количества точек приема платежей группы e-port, шт.

Источник: данные компании, CNews Analytics

Практически все доходы (почти 99%) группа e-port получает с дилерской сети, насчитывающей по состоянию на июнь 2006 года около 20 тыс. точек приема платежей, представленных в 84 регионах России. При этом по итогам 2005 года этот показатель достигал около 11 тыс. точек, в 2004 году – 4,5 тыс., в 2003 году – 1,4 тыс., и, наконец, в 2002 году у e-port было 329 точек приема платежей.

Региональная структура точек приема платежей e-port по федеральным округам России, июнь 2006 года

 Региональная структура точек приема платежей e-port по федеральным округам России, июнь 2006 года

Источник: CNews Analytics

Достаточно любопытна региональная структура точек приема платежей e-port. На первом месте по количеству точек неожиданно оказывается южный федеральный округ – здесь присутствует 5682 точки, причем больше половины из них (52%) приходится на три республики – Дагестан, Чечню и Ингушетию (1934, 650 и 373 соответственно). Центральный федеральный округ оказывается лишь вторым – здесь у e-port 4347 точек оплаты. На третьем месте – приволжский федеральный округ с 2754 точками приема платежей.

Безопасность

Для обеспечения безопасности в системе e-port применяется аутентификация пользователей по паролю и сертификату (512-1024 бита). При этом обмен данными с клиентами происходит по зашифрованному каналу с использованием SSL-протокола. Сервер www.e-port.ru позволяет работать с SSL-ключами длиной до 128 бит. Длина SSL-ключа клиента, агента или участника системы зависит от версии используемого им браузера. Для работы по SSL-протоколу web-cервер должен иметь цифровой сертификат от одной из уполномоченных компаний, Certification Authority (например, VeriSign, Thawte). При этом цифровой сертификат сайту www.e-port.ru выдан компанией Thawte. После обмена ключами данные шифруются по симметричному криптографическому алгоритму RC4. Тип аутентификации и шифрования зависит от клиентского приложения. Кроме того, для проверки целостности данных в системе используется ЭЦП (512-1024 бит). Среди дополнительных методов повышения уровня информационной безопасности можно отметить ограничение по IP адресу и времени работы (по заявлению агента).

Алексей Бузин / CNews Analytics


Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS