Обозрение подготовлено При поддержке
CNewsAnalytics ChronoPay

Андрей Романенко: Российский рынок электронных платежей в ближайшие годы вырастет на порядок

Андрей РоманенкоНа вопросы CNews отвечает Андрей Романенко, член совета директоров группы компаний «Мастер» (торговая марка ОСМП).

CNews: Как вы оцениваете развитие российского рынка электронных платежей в последнее время? Какие проблемы стоят на пути его развития?

Андрей Романенко: Российский рынок электронных платежей стремительно развивается. Можно даже утверждать, что он является одним из наиболее динамичных и привлекательных в России по темпам развития. Что касается проблем, то ярко выражена лишь одна сложность – уровень компьютеризации регионов и наличие связи в точках приема платежей. К сожалению, далеко не во всех регионах хорошо работает GPRS, не в каждой торговой точке есть хотя бы телефонные линии, не говоря уже о возможности подключения к интернету. В результате подключение какого-либо оконечного устройства для приема платежей оказывается затруднительным.

CNews: Как, на ваш взгляд, развитие российского рынка электронных платежей коррелирует с Западом? Какие ключевые особенности присущи именно отечественному рынку?

Андрей Романенко: Среди основных отличий можно отметить то, что электронных платежных систем, столь распространенных в России, крайне мало на Западе. Там 90% абонентов оплачивают услуги со своего электронного счета в банке. При заключении контракта абонент указывает номер своей кредитной карточки, с которой ежемесячно списываются определенные специальные, а абоненту остается лишь посмотреть базовую выписку (за квартиру, телефонную связь, интернет и т.д.). России до такого уровня развития электронных банковских услуг и их интеграции в повседневную жизнь еще лет 10, поэтому существенной корреляции с Западом я не отмечаю. Кроме того, я считаю, что применяемые на Западе модели не найдут здесь благодатной почвы, а необходимость осуществлять микроплатежи, наличные платежи в национальной валюте не позволит местным системам с легкостью мигрировать в зарубежные, и наоборот.

CNews: Как вы оценивает развитие рынка банковских карт в России? Планирует ли ваша система работать с ними?

Андрей Романенко: Рынок банковских карт в России развивается достаточно динамично. Однако здесь есть одно «но»: в нашей стране очень плохо развита соответствующая инфраструктура. Действительно, в России крайне мало торговых точек, принимающих к оплате банковские карты. Во всей стране насчитывается около 700 тыс. предприятий, в которых принимаются наличные деньги, и лишь 150 тыс. принимает банковские карты. То есть соответствующий охват рынка составляет, таким образом, всего около 15%. Я считаю, что полноценное развитие рынка банковских карт в России начнется только в тот момент, когда хотя бы в каждой второй торговой точке будет присутствовать POS-терминал, позволяющий оплатить покупку с помощью банковской карты.

Тем не менее, наша компания планирует уже в ближайшем будущем работать с банковскими картами. Еще в 2004 году, когда мы только вышли на рынок, в нашей системе уже применялись POS-терминалы семейств «Линудикс» и «Липман». В настоящее время совместно с банками-партнерами мы подготовили большую систему эквайринга, и в скором времени мы начнем подключать торговые точки для оплаты покупок с использованием банковских карт.

CNews: Как вы оцениваете конкуренцию между платежными системами на российском рынке?

Андрей Романенко: Конкуренция действительно присутствует, но назвать ее острой нельзя. Российский рынок электронных платежей достаточно большой и может вместить множество игроков. Я бы даже сказал, что пока удается со всеми дружить, поддерживать тесные взаимовыгодные отношения и высокую культуру сотрудничества.

CNews: Наибольшая доля оборота крупнейших платежных систем России приходится на оплату услуг сотовой связи. Вместе с тем, очевидно, что этот сегмент также близится к насыщению. Как, по-вашему, будет менять структура оборота крупнейших игроков в ближайшие годы? Какие направления наиболее перспективны на ваш взгляд?

Андрей Романенко: Я считаю, что после освоения платежей за услуги связи будут выбираться секторы, менее объемные, но не менее популярные (платное телевидение, интернет, информационные услуги). Большой потенциал имеет сектор платежей в счет погашения банковских кредитов, а после того, как рынок разовьется, настанет эра платежей между физическими лицами, микроплатежей. Что касается структуры оборота игроков, то в ближайшее время она начнет изменяться, и обороты будут непрерывно увеличиваться за счет новых перспективных направлений по приему платежей за услуги, которые не относятся к сотовой связи. Стоит отметить, что таких услуг в России очень много, так что работы в ближайшие несколько лет будет предостаточно.

CNews: Как вы оцениваете развитие сегмента приема платежей за услуги ЖКХ? Какие сложности препятствуют его более высокой динамике?

Андрей Романенко: Сектор платежей за жилищно-коммунальные услуги находится в активном развитии, в настоящее время его доля в обороте нашей компании составляет около 1-2%. Примечательно, что, несмотря на то, что емкость рынка услуг ЖКХ в жилом секторе только Москвы составляет свыше 35 млрд. руб., до сих пор не существует единой системы расчетов, за исключением предлагаемой Банком Москвы. В регионах действуют тысячи обслуживающих организаций, более половины из которых убыточны, либо находятся на нулевом уровне рентабельности, что отражается и на уровне организации баз данных по расчетам. Полноценный клиринг между этими организациями не осуществляется. Порой в один почтовый ящик плательщику приходит 5-8 квитанций на оплату всевозможных услуг. Сложности в этой сфере будут длиться до тех пор, пока в каждом населенном пункте на местном уровне власти не создадут единые расчетные центры, с возможностью подключения к ним банковских инфраструктур и платежных систем. Либо рынок укрупнится естественным образом со временем, и крупнейшие организации создадут информационно-расчетные центры, с которыми можно будет вступать в партнерские отношения.

CNews: Ваша компания планирует развивать прием платежей в счет погашения потребительских кредитов. Готов ли среднестатистический россиянин к этому, и каких показателей вы планируете добиться по итогам 2006 года?

Андрей Романенко: Да, мы планируем развивать прием платежей в счет погашения потребительских кредитов на наших терминалах самообслуживания. До конца 2006 года на территории Москвы и Московской области совместно с «Русским Инвестиционным Клубом» мы запустим эту услугу на терминалах в количестве около 1000 штук.

CNews: Как вы оцениваете региональное развитие российского рынка электронных платежей? Какие регионы наиболее активны сегодня, а какие наиболее перспективны на ваш взгляд?

Андрей Романенко: Региональный рынок электронных платежей развивается быстро и сейчас нет ни одного города, ни одного региона, где бы не находился пункт приема платежей или терминал самообслуживания. Довольно тяжело назвать тот или иной регион активным или перспективным. Каждый из них имеет свои особенности. Есть нюанс: поскольку мы ведем речь о микроплатежах, то этот рынок не так жестко сегментирован по доходности региона. Вне зависимости от наличия развитой экономики, крупных предприятий, больших бюджетов и доходов населения, регионы одинаково производят микроплатежи пропорционально количеству жителей. Более или менее ровная картина наблюдается по всей стране.

CNews: По итогам июня 2006 года у ОСМП насчитывается почти 30 тыс. точек приема платежей, при этом у вашего основного конкурента – компании CyberPlat – чуть более 22 тыс. Однако оборот CyberPlat по итогам 2005 года почти в 2,5 раза выше аналогичного показателя ОСМП. Почему доход на одну точку у последней компании настолько выше, чем у вас?

Андрей Романенко: Следует отметить, что для абсолютного большинства наших клиентов прием платежей – дополнительный бизнес, в который они вступают впервые, пробуют и экспериментируют. Активность точки, ее оборот, в большой степени зависят от территориального признака и «привычки» плательщика. По прошествии времени узнаваемость точки растет, растет и ее оборот, а с ним и оборот системы. Не следует также забывать и о том, что многие точки используют несколько платежных систем по разным причинам. Учитывая то, что мы еще развиваемся, наши клиенты развиваются вместе с нами.

CNews: За последний год оборот вашей компании вырос на 500%. С чем связана столь высокая динамика? Каковы ваши основные конкурентные преимущества?

Андрей Романенко: Высокая динамика связана с большим ростом количества точек по приему платежей. На начало 2006 года у нас было установлено 2 тыс. терминалов самообслуживания. Уже по результатам первого полугодия 2006 года мы сумели установить и запустить 8 тыс. терминалов. По состоянию на 1 июня 2006 года у ОСМП работало свыше 10 тыс. терминалов по всей России. Впрочем, хочу отметить, что это далеко не предел наших возможностей по текущим темпам ежемесячной установки. От этого и зависит динамика: оборот точки из нулевого становится положительным, при этом уменьшается прием платежей в офисах мобильных операторов, в торговых точках – часть его переходит в терминалы самообслуживания.

Что касается конкурентных преимуществ – я бы отметил, прежде всего, что мы всегда максимально лояльны к клиентам, всегда стараемся быть на их стороне, и по любому запросу клиента готовы вносить изменения используемое программное обеспечение и помогать ему в развитии бизнеса, предоставляя максимум сервиса и всевозможные льготы. Также следует принимать во внимание, что до сентября 2005 года производство автоматов самообслуживания не развивалось такими темпами; с тех пор мы запустили собственное производство и разрабатываем терминалы для себя. Они более привлекательны внешне, имеют дружественный и понятный пользователю интерфейс. Плательщики в итоге приучаются платить сами, они не хотят называть свой номер на торговой точке: им удобнее ввести номер в автомат, вставить купюры, получить чек и пойти дальше. Фактически, плательщик может сделать все это, не отвлекаясь от разговора по своему мобильному телефону.

CNews: Какие технологии обеспечения безопасности электронного платежа вы считаете ключевыми?

Андрей Романенко: В первую очередь, надежной должна быть сама платежная система. Это достигается наличием как минимум 4-х каналов связи и нескольких резервных площадок в специализированных центрах обработки данных. Для примера, недавно мы организовали очередную дополнительную площадку в крупнейшем дата-центре России – М1. Что касается технологий обеспечения безопасности при передаче информации, то, при всем обилии современных разработок, нынешний российский бизнес нуждается лишь в качественной и доступной технологии электронной цифровой подписи. Технологии, гарантирующие надежную аутентификацию владельца номера, нужны при совершении сделок в интернет, с применением «кошельков» и банковских карт, но не наличных. Мы не передаем персональные данные и не создаем рисков для плательщиков. При этом система идентификации платежных терминалов и защиты передаваемой нами через интернет информации достаточно надежна и де-факто является стандартом для подобных платежных систем. При денежном обмене мы работаем через лицензированные кредитные организации и используем общепринятые банковские технологии.

CNews: Какие сервисы вы планируете запустить в ближайшее время?

Андрей Романенко: В ближайшее время мы сосредоточимся на расширении количества услуг, оплачиваемых через систему, а также на развитии многих специфических сервисов для клиентов-предпринимателей, поскольку важнейшая часть взаимодействия с клиентом – это те легкость и удобство, с которыми он получает и обрабатывает информацию о своем бизнесе. Для плательщиков мы планируем организовать пополнение банковских счетов и балансов платежных карт мировых систем: Visa, Master Card, American Express. Также на стадии тестирования уже находятся различные билетные сервисы для терминалов самообслуживания.

CNews: Как, по-вашему, будет развиваться российский рынок электронных платежей в ближайшие годы?

Андрей Романенко: На наш взгляд, рынок имеет большой потенциал в развитии и в ближайшие годы вырастет на порядок. По крайней мере, таковы наши планы роста. При этом в сфере электронных платежей микро-сделки займут куда как больший сегмент, нежели сегодня. Однако наибольшее развитие в качественном плане получат системы межбанковских электронных платежей, как наиболее востребованное бизнесом и государством направление. Рядовые же плательщики проявляют все больший интерес к явлениям из сферы мобильной коммерции. Это сигнал к тому, что со временем развитие получат платежные технологии в мобильных устройствах. Как следствие, возрастет интерес к системам перевода средств из «наличности бумажной» в «наличность электронную» и наоборот. Остается подготовить для этого юридическую базу, государственные органы и, конечно же, самих плательщиков.

CNews: Спасибо.

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS