Обзор "Рынок ИТ:
итоги 2003" подготовлен
При поддержке При участии
CNewsAnalytics ФостерГрупп Журнал Форум IT

Рынок интернет-банкинга в России встает на ноги

Рынок интернет-банкинга в России встает на ногиСодержание:

Динамика внедрений
Розничный интернет-банкинг
Корпоративный интернет-банкинг
Перспективы развития рынка

За прошедший 2003 год российский рынок интернет-банкинга значительно вырос, — увеличилось количество банков, предоставляющих интернет-услуги, спектр онлайн-услуг расширился, выросло, как количество клиентов работающих с банками через интернет, так и объемы интернет-операций. Тем не менее, количество клиентов физических лиц, работающих с банками через интернет, по-прежнему составляют очень малую долю пользователей. Юридические лица активно используют традиционные системы Клиент-Банк, и объемы операций, проводимым по данным системам, растут. Незначительно изменилась ситуация на рынке разработчиков интернет-систем, практически не появилось новых участников.

Динамика внедрений

По оценкам CNews Analytics, на конец 2003 года порядка 150 российских банков оказывали полноценное интернет-обслуживание хотя бы для одной из групп клиентов. Таким образом, 11,7% от общего количества банков России. На конец 2002 года количество банков, предоставляющих интернет-усоуги, составляло около 100, таким образом, этот показатель за 2003 год вырос на 50%.

На рынке поставщиков систем интернет-банкинга за 2003 год значительных изменений не произошло, практически не появилось новых компаний-разработчиков. Сейчас на рынке присутствует порядка 10 разработчиков систем интернет-банкинга, основную долю в доходах занимают по-прежнему такие компании как «Банк’с Софт Системс» и «Бифит».

Ниже в таблице представлено количество внедрений систем интернет-банкинга по данным, полученным нами от самих разработчиков. Подсчет количества банков, в которых внедрены системы интернет-банкинга ведется самими поставщиками «по точками установки». Например, если система установлена в отдельных филиалах банка, в этом случае каждый филиал считается отдельной точкой установки. Филиалы крупных банков зачастую гораздо больше других банков региона, и внедрение системы интернет-банкинга в филиале сравнимо с внедрением подобной системы в среднем или мелком банке. Также нужно учитывать, что один банк может приобрести две системы интернет-банкинга от разных разработчиков, например, для обслуживания физических и юридических лиц использовать системы от разных разработчиков. Напомним, что общее количество банков, предоставляющих интернет-услуги, по нашим данным составляет порядка 150.

Количество систем интернет-банкинга от сторонних разработчиков, находящихся в промышленной эксплуатации в банках и филиалах

Разработчик Количество систем находящихся в промышленной эксплуатации на конец 2003 года Количество систем находящихся в промышленной эксплуатации на конец 2002 года Доля от общего количества рынка (конец 2003 года) Доля от общего количества рынка (конец 2002 года)
Банк’с Софт Системс 153 107 34,15% 34,52%
Бифит 123 90 27,46% 29,03%
Faktura.ru 64 48 14,29% 15,48%
Инист 50 34 11,16% 10,97%
R-Style Softlab 25 15 5,58% 4,84%
Диасофт 10 1 2,23% 0,32%
РФК 15 9 3,35% 2,90%
Асофт 1 1 0,22% 0,32%
Степ Ап 5 4 1,12% 1,29%
CSBI 2 1 0,45% 0,32%
Итого 448 310

Источник: CNews Analytics по данным разработчиков на конец 2003 года

Как видно из таблицы, за 2003 год было внедрено 138 систем интернет-банкинга в банках и их филиалах от сторонних разработчиков. Таким образом, общее количество внедрений за год выросло на 45% и составило 448. В 2004 году поставщики систем интернет-банкинга уверены, что данная тенденция продолжится. В настоящий момент система «Интернет-Клиент» от Банк’с Софт Системс внедряется в 28 банках и филиалах, кроме того, в 32 банках система находится в опытной эксплуатации. Систему от R-Style Softlab в ближайшее время планирует внедрить 6 банков.

Розничный интернет-банкинг

По сравнению с предыдущим годом в 2003 году значительно выросло количество банков, оказывающих интернет-услуги для физических лиц. И это не удивительно — сейчас банки рассматривают именно средства населения как основной источник для возможности роста заемных средств. За 2003 год значительно увеличилось доверие населения к банковскому сектору, вклады физических лиц выросли за 2003 год на 60%. Планируется, что и в дальнейшем вклады населения будут также расти, что в том числе это будет связано с принятием закона о страховании вкладов физических лиц до 100 тыс. руб. в конце 2003 года. Большинство представителей банков, опрошенных CNews Analytics, отметили, что сейчас получение конкурентных преимуществ в борьбе за частного вкладчика возможно и за счет предоставления интернет-обслуживания, а не только за счет хороших условий доходности вкладов (основную роль в привлечение частного клиента играет, конечно, реклама и имидж банка).

Значительным событием на рынке банковских розничных интернет-услуг стало предоставление услуг онлайн-банкинга для физических лиц одним из крупнейших универсальных банков России — «Альфа-банком». Необходимо отметить, что такие крупнейшие универсальные банки России как «Сбербанк России» и «Промышленно-Строительный Банк», занимающие лидирующие позиции в области розничного банковского обслуживания, по-прежнему не предоставляют интернет-услуги для физических лиц.

В нашем рейтинге, составленном в конце 2003 года, интернет-систем для физических лиц «Альфа-Банк Экспресс» заняла одно из первых мест. Помимо стандартных функций в системе реализованы различные возможности работы с вкладами и с кредитными продуктами. К концу 2002 года практически ни у одного банка с интернет-обслуживанием не были реализованы возможности получения кредита и работы со срочными счетами через интернет, тогда как большинство банков, опрошенных в начале 2004 года, отметили, что такие интернет-услуги были реализованы в течение прошедшего года, либо будут введены в 2004 году.

Несмотря на то, что многие банки отмечают значительный рост клиентов физических лиц, работающих с банками через интернет, по-прежнему их доля от общего количества составляет в среднем 3% . Тем не менее, эти клиенты активно используют банковские интернет-услуги, и, как правило, доля интернет-платежей частных лиц от общего числа подобных операций превышает показатель доли физ. лиц работающих с банком через интернет (для некоторых банков, в несколько раз). Но бывают и исключения — к концу 2003 года количество клиентов «Альфа-Банка», использующих систему удаленного доступа к счету — «Электронный Банк» (Интернет-Банк, Телефонный Банк и Телефонный Центр), достигло 15% среди клиентов физических лиц от общего числа клиентов. Данная система была запущена летом 2003 года и данный показатель был достигнут за полгода работы.

Практически все банки отмечают, что основными востребованными банковскими интернет-услугами у физических лиц является получение информации об остатках и выписок по счетам, оплата услуг предприятий с использованием шаблонов платежей (коммунальные платежи), перевод средств между собственными счетами, работа с карточными счетами. В тех банках, где реализована услуга работы со срочными вкладами, данная услуга также является одной из популярных. Так, например, в «Автобанк-Никойл» данная услуга находится на втором месте по востребованности у физических лиц после услуги получения выписки по счету.

Корпоративный интернет-банкинг

В сегменте дистанционного банковского обслуживания юридических лиц по-прежнему основная доля операций проходит через традиционные системы «Клиент-Банк», несмотря на то, что для самих банков перевод клиентов на интернет-банкинг выгодней с точки зрения снижения расходов на обслуживание. По данным Ассоциации Российских Банков, в 2003 году 90% банков использовали системы Клиент-Банк. Разработчики систем данного класса отмечают рост спроса на этот продукт. Банки активно приобретают дополнительные клиентские места для юридических лиц. Это объясняется тем, что такая система удобна в настройке и не зависит от наличия интернета, особенно это касается региональных банков, где плохо развита интернет-инфраструктура. Однако, все большее количество клиентов в качестве транспорта используют протокол TCP/IP.

Несмотря на общий консерватизм, некоторые банки отметили, что в текущем году они полностью отказались от систем Клиент-Банк и перешли на интернет-системы, но эта практика пока не является общей тенденцией. В банках, которые используют системы интернет-банкинга и традиционные системы Клиент-Банк для обслуживания юр. лиц, наибольшими темпами растет как объем операций, так и количество новых пользователей, приходящихся именно на интернет-систему. Так, например, в «Омскпромстройбанке» доля электронного документооборота в 4 квартале 2003 г. составила 79%. Доля документов, переданных через интернет-банк, в общем количестве электронных документов, возросла на 14,8% и составила 31,5%. Количество абонентов системы интернет-банк за год увеличилось на 144,4%. В тех банках, где используется более года только интернет-система, доля операций проходящих через нее также может составлять порядка 80% (например, как у Санкт-Петербургского филиала Банка «Югра»), но у большинства российских банков в среднем этот показатель находится на уровне 30% .

Напомним, что в 2002 году Центральный Банк РФ решил контролировать и регулировать деятельность банков в интернете. ЦБ проанкетировал почти все действующие банки и узнал, кто из них работает в интернет. В 2003 г. Банк России продолжил работать над проектом «О порядке информирования кредитными организациями ЦБ РФ о внедрении и использовании в банковской деятельности интернет-технологий», работа над которым была начата еще в 2002 году. Также в 2003 году ЦБ РФ высылал коммерческим банкам письмо 70-Т «О рекомендациях по информационному содержанию и организции Web-сайтов кредитных организаций». Куда вошли рекомендации по той информации, которая должна быть представлена на сайте банка, а также рекомендации по предоставлению интернет-услуг (п. 3. Особенности организации операционных WEB-сайтов). Поскольку системы интернет-банкинга — это не более чем технологическое решение, интерфейс между банковской информационной системой и клиентом, по мнению представителей банков, данное направление не требует каких-либо дополнительных мер надзора. Все транзакции при помощи систем интернет-банкинга оформляются, как обычные банковские операции, что позволяет их отслеживать при помощи анализа стандартной отчетности. Со стороны государственных органов, прежде всего, должен осуществляться контроль за безопасностью передачи информации между клиентом и банком.

Перспективы развития рынка

В текущем 2004 году планируется дальнейший рост рынка интернет-банкинга — увеличение числа банков, предоставляющих интернет-услуги и клиентов, работающих с банками через интернет. В связи с ростом интернет-пользователей и повышением спроса на банковские услуги со стороны населения, значительно вырастет доля физических лиц, использующих банковские интернет-услуги. Кредитные учреждения, которые уже имеют системы интернет-банкинга, будут развивать свои интернет-продукты в первую очередь в направлении реализации интернет-услуги по работе с кредитными продуктами и срочными счетами. Соответственно разработчики систем интернет-банкинга будут усовершенствовать свои продукты в том же направлении, а также развивать возможности интеграции своих продуктов с различными внутренними информационными банковскими системами.

Можно предположить, что в этом году наибольшим спросом у банков будут пользоваться системы интернет-банкинга от сторонних разработчиков, которые работают по принципу «участия третьей стороны». В данном случае банк не внедряет систему интернет-банкинга на своей стороне, а арендует ее у сторонней не кредитной организации, которая позволяет банку подключаться к ее процессинговому центру, и клиент работает не напрямую с банком, а через процессинговый центр. Такая организация интернет-банкинга не требует больших затрат на запуск интернет-услуг, банк платит только абонентскую плату за то количество сервиса, которое он и его клиенты получают. С другой стороны в данном случае уменьшается безопасность систем интернет-услуг.

Михаил Рамзаев / CNews Analytics

Пример решений: Программные системы R-Style Softlab

«R-Style Softlab» — ведущий отечественный разработчик специализированного программного обеспечения, входящий в Группу компьютерных компаний «R-Style». Сфера деятельности компании — создание, внедрение и сопровождение программных продуктов для комплексной автоматизации банков, предприятий и бюджетных организаций.

Продукция «R-Style Softlab» эксплуатируется в каждом четвертом российском банке (в их числе — Сбербанк России, «Собинбанк», «ТрансКредитБанк», «Ак Барс», «Петрокоммерц» и др.), в более чем 70 кредитных учреждениях стран СНГ (Азербайджана, Грузии, Казахстана, Киргизии, Украины, Молдовы и Таджикистана), а также в «Анод-банке» (Монголия), в российских подразделениях западных банков (в частности, HSBC, Westdeutsche Landesbank Vostok, Raiffeisenbank и др). Клиентами компании являются более тысячи предприятий (концерн «Белый ветер», завод «Спецконструкции», кондитерская фабрика «Южная звезда», торговые компании «Севко», «Альвис плюс», «Роско», «ЭлектрикСити» и др.), ряд крупных бюджетных организаций.

В 2003 г. компания провела реструктуризацию, в результате которой были образованы 6 департаментов. Четыре из них «обслуживают» банковский сектор (это департамент банковского ПО «RS-Bank V.6», департамент банковского ПО «RS-Bank/Pervasive», департамент аналитических систем и департамент систем электронного банковского обслуживания), а два работают на рынке программного обеспечения для предприятий и бюджетных организаций (департамент систем управления предприятием и департамент по работе с бюджетными организациями и международными финансовыми институтами).

Подробнее

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS