При поддержке Центр компьютерного обучения

CompTek

Максим Томилов: Утверждение «знание — сила» не совсем верно

Максим Томилов 
На вопросы CNews.ru ответил Максим Томилов, руководитель учебного центра CompTek. По мнению специалиста, цель преподавателя профессионала не просто передать данные студенту, а научить пользоваться этими данными в повседневной практике в рамках целостной системы. Отдельное внимание в рамках интервью уделяется ситуации на рынке IT-обучения и перспективам его развития.

CNews.ru: Как вы оцениваете общий уровень подготовки отечественных специалистов по телекоммуникационному оборудованию? Можно ли говорить о каком-либо информационном отставании российского рынка в плане обучения?

Максим Томилов: Общий уровень подготовки хоть и повышается постоянно, к сожалению, остается недостаточным. Дело в том, что рынок телекоммуникационного оборудования растет довольно динамично и, как следствие, постоянно растет потребность в высококвалифицированных специалистах. Особенно в отдаленных от Москвы регионах.

И на сегодняшний день учебные центры, чувствуя эту потребность, ищут возможности доставить обучение в эти регионы, поближе к заказчикам. Ведь несколько поездок в московский учебный центр, например, обходится таким компаниям в весьма серьезные суммы, которые не все могут себе позволить.

Но и учебные центры имеют ограниченные ресурсы и не всегда сегодня способны обеспечить необходимое обучение там, где оно требуется. Поэтому уровень подготовки многих региональных специалистов все-таки ниже, чем у их коллег из Москвы. В этой связи, конечно, можно говорить о значительном отставании российского рынка обучения в целом.

CNews.ru: Одной из основных тенденций на IT-рынке в текущем году называют активизацию регионов. Вы чувствуете это на себе? Какая доля ваших клиентов не москвичи? Да, безусловно, активизация регионов заметна. Причем, сюда можно отнести и такие «регионы» как Казахстан, например. Насыщенность рынка телекоммуникаций центральных регионов уже настолько высока, что у работающих в них компаний просто нет другого выхода, кроме как расширять свою область деятельности в регионы. Так что здесь нет ничего удивительного. Но что интересно, соотношение финансовых потоков, идущих за обучение из регионов и из Москвы, по-прежнему соотносится как 30 на 70. Т.е. именно компании из Москвы активизируют свою деятельность в регионах, обучая на свои деньги местных специалистов.

CNews.ru: Какова роль ценового фактора на рынке IT-образования? Насколько здесь эффективен ценовой демпинг?

Максим Томилов: IT-образование — один из многих сегментов бизнеса, существующих в очень жестких условиях конкуренции. Поэтому цены здесь уже находятся возле нижней планки рентабельности. Так что демпинговать, по большому счету, не может позволить себе ни один авторизованный учебный центр. Для привлечения заказчиков CompTek стремится делать упор на другом. Мы убеждены, что существует некоторая разница между наличием знаний и наличием образования. Ведь слово «образование» происходит от слова «образ», «образовывать» — то есть речь идет о способности организовывать полученные знания для достижения конечного результата. Таким образом утверждение «знание — сила» не совсем верно. Знание — это всего лишь потенциальная сила. Организованное и направленное на достижение конечного результата знание — вот действительная сила. Только она позволяет любой компании достигать тех целей, которые определяют существование ее бизнеса. CompTek, понимая это, акцентирует свое внимание не только на преподавании знаний, но и на возможностях использования получаемых знаний. Потому что только эта способность персонала позволяет любой компании достичь недоступных ранее вершин. Одним словом, CompTek помогает получить своим слушателям телекоммуникационное (учитывая специфику) образование.

CNews.ru: Какова роль интернета в вашем бизнесе сегодня? Какая доля клиентов получает первоначальную информацию о курсе в Сети?

Максим Томилов: Интернет — платформа мирового бизнеса. Нет смысла говорить, что ни одна компания сегодня не в состоянии выжить без использования в своей деятельности возможностей, предоставляемых интернетом. Мы не исключение. И стараемся быть достойно представленными на этой платформе. Фактически 100% взаимодействия с потенциальными слушателями происходит через интернет.

CNews.ru: Каковы, на ваш взгляд, перспективы дистанционного образования в России? Какими свойствами должна обладать полноценная система интерактивного взаимодействия преподавателя и обучающегося?

Максим Томилов: Представьте себе, какие затраты необходимо сделать, чтобы обучить того самого регионального специалиста, о котором мы говорили в начале. Для того, чтобы стать нормальным грамотным инженером, любому человеку нужно прослушать несколько курсов и сдать несколько сертификационных экзаменов. При этом существующая модель доставки обучения конечному заказчику такова, что он не может прослушать курсы без отрыва от производства. Более того, должен подстраиваться под расписание учебных центров. Добавьте к этому затраты на переезд, помноженные на количество необходимых курсов… А если вам нужен инженер высшей квалификации?

Дистанционное образование — это та технология, которая вполне может решить все перечисленные проблемы. С ее помощью любой человек может получить любой интересующий его курс, в любое время и в любом месте земного шара. При этом он сможет изучать его с той скоростью, с какой способен усваивать знания наилучшим образом. А его руководство всегда сможет ослеживать процесс изучения и эффективность получаемых знаний. Плюс ко всему, обучение возможно производить практически без отрыва от производственного процесса. Таким образом, становится понятно, что появление дистанционного образования открывает огромные перспективы. Но российские реалии и здесь накладывают свои ограничения на распространение этих технологий.

Попытки внедрить новые способы обучения предпринимались давно. Всем известны заочное обучение и телевизионные уроки. И всем известна их эффективность… Преимущества традиционной формы обучения здесь очевидны и однозначны: очное общение с преподавателем и взаимодействие с реальным оборудованием, если это необходимо. При дистанционном образовании проблема доступа к оборудованию решается относительно просто организацией удаленного доступа к оборудованию или применением различных симуляторов.

Организовать интерактивное взаимодействие с преподавателем сложнее. В принципе, технологии, которые обеспечивают такое взаимодействие, существуют и всем известны: чат, видео по запросу, «живое» видео, голос по IP. Но вот тут как раз и вносят свои коррективы российские особенности. Дело в том, что дистанционное обучение невозможно без наличия компьютера. А как раз количество компьютеров в нашей стране, приходящихся на одного человека, совсем недостаточно для того, чтобы можно было говорить о возможности массового распространения технологий дистанционного образования. А только массовое распространение обеспечивает возможность снижения стоимости любого товара или услуги. Плюс ко всему, каждый компьютер должен иметь высокоскоростной доступ в интернет. Модемное соединение, к сожалению, не пригодно для обеспечения интерактивности, сравнимой с той, которая достигается при очном общении с преподавателем. При модемном соединении невозможны ни передача видеоизображения, ни голоса по IP. Остается только чат. О какой интерактивности тут можно говорить?! Добавьте к этому тот факт, что модемное соединение с большим трудом подходит для передачи по нему изображения экрана удаленного компьютера и имеет очень неприятную особенность обрываться в самый неподходящий момент. Например, при сохранении результатов только что сданного теста…

Тем не менее, повторюсь, перспективы дистанционного образования огромны. Технологии развиваются, количество компьютеров увеличивается, все большее количество компаний подключаются к интернету по высокоскоростным каналам связи. Рынок становится более зрелым, и все очевиднее на нем проявляется потребность именно в такой форме приобретения знаний. Так что распространение дистанционного образования в России — вопрос времени.

CNews.ru: Большинство корпоративных учебных центров прошло путь от департамента по обучению клиентов компании, которые приобрели то или иное оборудование, до полноценного центра с относительно независимым бизнесом и собственными целями. Каковы преимущества и недостатки подобной эволюции в сравнении с развитием изначально независимых учебных центров?

Максим Томилов: Создание любого бизнеса — дело дорогостоящее. Создание бизнеса, построенного на деятельности независимого учебного центра — дело дорогостоящее вдвойне. Для этого необходимы помещения, преподаватели, оборудование, служба маркетинга и т.д. При этом обучение — не самый прибыльный бизнес с очень большим периодом окупаемости оборудования. А оно в сфере телекоммуникаций стоит очень больших денег. Поэтому совершенно логично было появление во многих компаниях подразделений, занимающихся обучением. При этом, учебный центр как подразделение компании- выполнял еще и маркетинговую роль, позволяя предоставлять более широкий спектр услуг.

Выделение таких подразделений в самостоятельные учебные центры скорее вынужденная необходимость, связанная с тем, что в России был принят закон об освобождении образовательных учреждений от уплаты НДС при осуществлении своей деятельности. В соответствии с этим законом, образовательным учреждением не может быть подразделение какой-либо компании. Им может быть только независимая и некоммерческая организация — так называемое НОУ (некоммерческое образовательное учреждение).

CNews.ru: Учебный центр CompTek работает преимущественно в сегменте обучения специалистов по телекоммуникационному оборудованию. По популярности тех или иных курсов можно судить о реальных перспективах той или иной технологии. Какова сегодня структура сбыта? Обучение по каким технологиям пользуются наибольшим спросом?

Максим Томилов: Скорее, тут немного другая зависимость. Популярность той или иной технологии, того или иного оборудования обуславливает популярность соответствующих курсов. Флагманскими направлениями деятельности CompTek, которые он активно продвигает, являются IP-телефония, беспроводные сети передачи данных и построение центров обработки вызовов (Call Center). Каждое из направлений и определяет интерес к обучению. На сегодняшний день самыми популярными, наряду с курсами начального уровня, являются курсы по технологиям пакетной передачи данных, передачи голоса по IP и построения центров вызовов. Думаю, что именно за этими технологиями и есть будущее. И со своей стороны Учебный Центр CompTek всеми силами поддерживает их продвижение. Мы предлагаем на сегодня самый полный перечень курсов, представляющих наиболее востребованные решения двух ведущих мировых поставщиков: Cisco Systems и Avaya. Некоторые из них в России не читает больше никто.

CNews.ru: Какие тенденции, на ваш взгляд, будут определять развитие рынка IT-образования в ближайшие годы?

Максим Томилов: Ближайшие годы будут ознаменованы повсеместным наступлением дистанционного образования (e-Learning). Оно уже сейчас проникает в сферы, ранее занятые традиционным обучением, а в дальнейшем будет создавать возможности для заполнения не занятых еще ниш и будет способствовать появлению новых способов обучения. Думаю, через год-два волна дистанционного образования захлестнет и Россию. Доля обучения с непосредственным участием преподавателя будет неуклонно сокращаться. Областей, где необходимо будет личное общение практически не останется, а сам процесс обучения будет неотъемлемой частью любого производственного процесса.

CNews.ru: Спасибо.

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2002 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS