При поддержке Центр компьютерного обучения

Кадровое обеспечение «Электронной России»: борьба за 76 млрд.

 Содержание:
  • Обучение как метод выживания
  • Государство старается
  • Работать по специальности связистам становится выгодно
  • Справка. Состояние информатизации российского общества

    «Образовательная» часть программы «Электронная Россия» оценивается в 76 миллиардов рублей. Вузам предстоит побороться за эти деньги.

  • Обучение как метод выживания

    Интернет является фактором выживания для России в современном мире, поскольку, проиграв развитым странам индустриальное соревнование, мы еще не потеряли шанс занять достойное место в сфере разработки информационных технологий. Из этого, в первую очередь, следует приоритетная роль отрасли связи и информатизации как базового элемента развития и существования современного российского общества.

    Будущее «информационное общество» называют также обществом «пожизненного» обучения, во всей технологической цепочке которого (дошкольное, школьное, вузовское, послевузовское) ключевая роль будет принадлежать компьютерным технологиям. Во-первых, на каждом этапе обучающийся (дошкольник, учащийся, студент, специалист) должен получать определенную, соответствующую уровню обучения компьютерную подготовку. Во-вторых, в саму систему подготовки все более и более будут встраиваться элементы компьютерных технологий (деловые игры, обучающие программы, системы и комплексы, методы дистанционного обучения и т. п.).

    Решающую роль в компьютерной подготовке общества играют и будут играть высшие учебные заведения, в которых в настоящее время сосредоточены технический и кадровый потенциалы. Во-первых, высшая школа осуществляет компьютерную подготовку на двух последних этапах технологии обучения (вузовской и послевузовской). Во-вторых, высшая школа осуществляет методическое руководство и подготовку кадров для всех этапов. В-третьих, высшие учебные заведения влияют на компьютеризацию в общеобразовательной системе и системе средних специальных учебных заведений своим конкурсным отбором абитуриентов в период их поступления в вузы. В-четвертых, высшая школа влияет на все стороны образовательного процесса, в т. ч. на компьютерную подготовку через интернет, поскольку информационные ресурсы и средства доступа к ним формируются при активном влиянии высшей школы.

    Крейг Баррет, президент и главный исполнительный директор компании Intel, выступая перед студентами МГУ, отметил, что многие западные страны вынуждены импортировать «белые воротнички», поскольку их вузы не могут обеспечить подготовку необходимого количества высококвалифицированных специалистов. Поэтому, считает он, необходимо всеми способами возбуждать в молодых людях энтузиазм, чтобы они стремились получить университетские дипломы.

    Государство старается

    Особенность российского пути информатизации состоит не в выборе каких-то особых направлений перехода к информационному обществу, а в иной расстановке акцентов: вместо массированных капиталовложений — упор на образование, вместо интенсивной информатизации экономики и промышленности — упор на приобщение к ИТ всех граждан.

    Именно поэтому в федеральной целевой программе развития отрасли инфокоммуникаций «Электронная Россия на 2002–2010 годы» уделено значительное внимание мероприятиям по развитию технологий обучения и подготовки специалистов в сфере ИКТ и квалифицированных пользователей. Это направление разработано с учетом реализации федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды (2001–2005 годы)».

    В национальных программах «Электронная Россия» и «О развитии единой образовательной информационной среды на 2001–2005 гг.» среди приоритетных направлений для страны названы: повышение уровня подготовки и переподготовки кадров, развитие инфраструктуры доступа к телекоммуникационным сетям, электронным библиотекам, базам данных и т. д., формирование телекоммуникационной инфраструктуры для создания единой образовательной среды России. В соответствии с этими программами для создания единой образовательной информационной среды страны предполагается обеспечить подключение всех российских вузов, техникумов и ПТУ, не менее 50% школ к интернету уже через пять лет.

    Также в рамках ФЦП «Электронная Россия» предусмотрен ряд мер, нацеленных на удовлетворение потребности ИТ-отрасли, предприятий и организаций в специалистах в области информационных технологий. Отдельное внимание уделяется структурному изменению системы подготовки и переподготовки кадров по ИКТ и квалифицированных пользователей, в том числе для государственной и муниципальной службы.

    Для выполнения этой программы, предусматривающей «широкую компьютеризацию всей страны» до 2010 года, потребуются специалисты. Правительство, одобрив недавно этот документ, признало, что будет платить за их подготовку. «Образовательная» часть программы «Электронная Россия» оценивается в 76 миллиардов рублей — и вузам предстоит за них побороться.

    Отечественная ИТ-отрасль испытывает сегодня большую потребность в квалифицированных кадрах — программистах, инженерах, менеджерах, технологах. Кадровое обеспечение ФЦП предполагает наличие кадрового резерва, способного внедрять мероприятия программы, и значительного числа пользователей, способных воспринять внедренные технологии и задействовать их.

    Бурное развитие телекоммуникаций постоянно повышает требования к уровню подготовки кадров этой сложной и важнейшей сферы. Если раньше отрасли требовались грамотные специалисты в области эксплуатации, то сегодня, в условиях интенсивной модернизации инфраструктуры, наряду с квалифицированными эксплуатационщиками требуются специалисты с высочайшим уровнем общесистемной подготовки и знаниями в области информационных технологий. При этом важную роль в реформе отрасли играют процессы переподготовки кадров по самым перспективным направлениям развития инфокоммуникаций.

    Большинство высших учебных заведений Российской Федерации уже перешли на систему многоуровневой подготовки специалистов. Разработано и ведется внедрение сети дистанционного обучения в стране. Создается проект межгосударственной системы дистанционного образования. Учебные заведения не ограничиваются вопросами профессиональной подготовки специалистов. Обладая высоким научным потенциалом, успешно выполняются фундаментальные и прикладные исследования, охватывающие весь комплекс проблем, стоящих перед отраслью связи.

    Работать по специальности связистам становится выгодно

    Современная отрасль связи оснащена сложнейшими техническими и программными средствами, обеспечивающими различные виды коммуникаций не только между людьми, но также и между компьютерами. Поэтому совершенно очевидны высокие требования к специалистам, работающим в этой сфере. Сложившаяся в течение десятилетий система отраслевой подготовки и повышения квалификации кадров всегда обеспечивала удовлетворение кадровых запросов организаций и предприятий, в том числе за последние годы — годы радикальных экономических и организационных преобразований. Авторитет вузов связи Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска и Самары чрезвычайно высок не только в России, но и за рубежом, о чем свидетельствуют высокий конкурс в учебные заведения, результаты общероссийских социологических исследований, а также общественное признание учеными и специалистами.

    В 2002 году конкурс в отраслевые вузы достигал 20 человек на место. В частности, именно столько претендентов на одно место по специальности «вычислительные машины, комплексы, системы и сети» было в Сибирском государственном университете телекоммуникаций и информатики (Новосибирск). «Интерес к IT объясняется прежде всего требованиями рынка и „разъяснительной работой“ средств массовой информации, — говорит начальник управления кадров и учебных заведений Минсвязи РФ Белова. — Абитуриенты хотят учиться тем профессиям, которые сейчас наиболее востребованы, а мы должны оперативно на это реагировать. В министерстве существует даже специальная программа отраслевого образования. Мы принимаем участие в утверждении программ и учебных планов, определении специальностей и направлений». Причем ректоры вузов сегодня соглашаются с «руководящей ролью» министерства.

    Например, ректор Санкт-Петербургского университета телекоммуникаций и связи им. Бонч-Бруевича Александр Гоголь считает правильным решение оставить вузы отраслевыми, хотя несколько лет назад это ставилось под вопрос. По его словам, благодаря координационной работе Минсвязи вузам удается соответствовать нынешнему состоянию промышленности и технологий, а выпускникам — избежать проблем при трудоустройстве. В университете им. Бонч-Бруевича сейчас из 16 специальностей 4 ориентированы непосредственно на новые технологии. Вообще же, по словам Валентины Беловой, в последние 2–3 года практически во всех вузах связи появились новые специальности, которые отражают проникновение информационных технологий. И новые специальности появляются очень быстро — как это было, например, с «мобильной связью».

    В скором времени в некоторых вузах должна начаться подготовка кадров для электронной коммерции. Причем в технических вузах уже начался процесс «сворачивания» непрофильных специальностей, открытых раньше по конъюнктурным соображениям. Так, ректор Московского технического университета связи и информатики Ваган Шахгильдян в интервью газете «Время новостей» заявил: «Не сокращая план приема, мы перераспределяем специальности в пользу самых дефицитных и востребованных». Например, до минимума сокращено количество мест для будущих бухгалтеров. По словам Шахгильдяна, МТУСИ претендует на звание головной «кузницы кадров» для «Электронной России» — ведь в прошлом году в университете был самый высокий конкурс среди технических вузов Москвы, и в этом году рекорд может повториться. Популярность МТУСИ ректор объясняет тем, что сейчас у выпускников есть возможность трудоустроиться и получать высокую зарплату сразу же после защиты диплома. Причем со многими студентами предприятия заключают контракты еще на втором-третьем курсе, и дальше подготовка продолжается по «индивидуальному плану». Кстати, в последние годы почти 100% выпускников МТУСИ предпочитают работать именно по специальности, а не уходят в другие сферы бизнеса.

    Следует также отметить, что эффективное развитие телекоммуникационного рынка и компаний, работающих на нем, способствовали бурному расширению перечня вузов, открывших и открывающих у себя подготовку по специальностям связи. Достаточно сказать, что на сегодня в России в 44 высших учебных заведениях ведется такая подготовка, и все эти учебные заведения входят в Учебно-методическое объединение, возглавляемое МТУС И.

    Отрадно отметить, что, несмотря на непростые финансовые условия, вузы связи чутко реагируют на потребности сегодняшнего дня, открывая новые направления и специальности в образовании. Прекрасным примером этого служит готовность наших университетов к кадровому обеспечению федеральной программы «Электронная Россия».

    За последние годы открылось много новых, перспективных специальностей, основанных на знаниях новейших телекоммуникационных и информационных технологий. В рамках существующих специальностей учебных заведений, в период до 2004 года будут открыты новые специализации: инфокоммуникационные услуги, инфокоммуникации обмена знаниями, электронная коммерция, средства мультимедиа и графики и многие другие. Они пользуются повышенным спросом на рынке труда. И несмотря на то что прием на эти специальности осуществляется ежегодно, конкурс при поступлении продолжает увеличиваться, что нельзя не признать закономерным явлением.

    Таким образом, обращение к вопросу кадрового обеспечения ФЦП «Электронная Россия» является своевременным. И сегодня все заинтересованные стороны представители государственных органов, образовательных учреждений и бизнеса должны направить свои силы на решение этого вопроса, определяющего дальнейшее развитие нашей страны.

    Георгий Долин,
    к.т.н., доцент МТУСИ


    Справка. Состояние информатизации российского общества

    Последние годы отличаются устойчивым развитием рынка информационных технологий (IT). Рост рынка IT за 2001 год на 18 % происходил на фоне снижения темпов развития высокотехнологичных секторов экономики в США и Западной Европе. Плотность ПК составляет 7,5 штук на 100 человек населения против 2,2 в 1995 году. Обновление парка эксплуатируемых ЭВМ за 2001 год составило 10%. Их общее число превысило 11 млн. штук. Увеличивается количество персональных компьютеров (ПК) в домашнем использовании.

    Количество регулярных пользователей в России с 1996 года выросло в 6,7 раза и оценивается на конец 2001 года в 4,3 млн. человек, а хотя бы раз посетивших всемирную сеть превысило 12 млн. человек. Растет количество наименований русскоязычных ресурсов в сети. Динамично развивается электронная коммерция, рынок программного обеспечения, в том числе оффшорное программирование.

    Интернет в Российской Федерации

    Обеспеченность населения компьютерами (число компьютеров на 100 человек)

    Обеспеченность населения компьютерами (число компьютеров на 100 человек)

    Рост постоянных пользователей интернет (тыс. чел.)

    Рост постоянных пользователей интернет (тыс. чел.)

    Министерство образования РФ

    Александр Киселев: Министерство образования очень серьезно нарастило федеральный бюджет

    Александр Киселев  
    Интервью CNews.ru дал Александр Киселев, заместитель министра образования России. В ходе беседы затрагивались вопросы распространения IT в учебных заведениях страны, обсуждались проблемы подготовки специалистов для молодой и быстроразвивающейся отрасли.

    CNews.ru: Известно, что заинтересованность в специалистах по информационным технологиям растет. Как реагирует на возрастание спроса система высшего образования в России? Есть ли планы по расширению числа вузов и факультетов, готовящих таких специалистов?

    Александр Киселев: Конечно, современный рынок труда ставит перед нами такие вопросы. Специалисты по новым информационным технологиям сегодня востребованы, фактически, во всех областях нашей жизни. Сейчас в каждом из российских вузов технического профиля ведется подготовка соответствующих специалистов, имеются и специализированные вузы. Однако о расширении числа таких институтов и спектра специальностей я бы говорил достаточно осторожно. Это связано с целым рядом факторов, и в том числе — демографического характера. Возможности для экстенсивного развития системы высшего образования, которые имелись у нас в начале и на протяжении 90-ых годов прошлого века, сегодня полностью исчерпаны. Если в середине 80-ых годов на 10 тыс. населения страны приходилось 280 студентов (и эта цифра была выше, чем в ряде других стран), то сегодня этот показатель вырос до 385.

    Российский государственный гуманитарный университет

    Сергей Кувшинов: Сегодня проблема образования в целом — это не проблема технологий, а проблема профессионализма преподавателей

    Сергей Кувшинов 
    Развитие российского рынка образования в настоящий момент во многом определяется темпами и уровнем развития информационных технологий. Динамично меняющиеся условия рынка предполагают необходимость поддерживать соответствующий уровень квалификации преподавательского состава, — комментирует в интервью CNews.ru Сергей Кувшинов, проректор по информатизации и новым технологиям в образовании РГГУ.

    CNews.ru: Каковы, на ваш взгляд, сегодня основные тенденции в области развития образовательных технологий?

    Сергей Кувшинов: Термин «образовательные технологии» сегодня не очень популярен. Чаще, как правило, говорят об информационных технологиях, о компьютерных технологиях, чуть реже — о коммуникационных технологиях, и совсем редко — это уже предмет специальных обсуждений — об аудиовизуальных технологиях. Мы рассматриваем информационные, коммуникационные и аудиовизуальные технологии в совокупности, как подчиненные решению более важной задачи — созданию новой образовательной среды, где информационные, коммуникационные и аудиовизуальные технологии органично включаются в учебный процесс для реализации новых образовательных моделей.

    Вернуться на главную страницу обзора

    Версия для печати

    Опубликовано в 2002 г.

    Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS