При поддержке Центр компьютерного обучения

Рынок дополнительного ИТ-образования: бум

 
Содержание:

Еще несколько лет назад мало кто осмелился бы предположить, что российский рынок дополнительного обучения ИТ-специалистов так быстро достигнет годовых оборотов в десятки миллионов долларов. Столь стремительного успеха не ожидали даже те редкие компании, которые рискнули сделать ставку на учебные курсы как на свой основной бизнес. Что уж говорить об учебных центрах, открывавшихся при ИТ-компаниях: для их руководителей выход образовательного подразделения «в ноль» еще сравнительно недавно воспринимался как успех. Сегодня, с полным основанием уже можно говорить о буме: рынок дополнительного ИТ-обучения переживает этап стремительного роста.

Для того чтобы понять, что происходит лучше сразу определиться с цифрами: обороты, темпы роста, прогнозы. Итак, объем рынка обучения ИТ-специалистов традиционно определяется, как доля от всего ИТ-рынка. По существующим оценкам, российский рынок обучения ИТ-специалистов в 2001 году составил 1% от оборота всего ИТ-рынка. По оценкам компании АйТи, в 2002 году темпы роста ИТ-рынка в России составят 10–15% со снижением до 8–10% к 2006 году. Основываясь на данных расчетах получаем следующий прогноз.

Оценка роста рынка обучения ИТ-специалистов (млн.долл)

  2001 2002 2003 2004 2005 2006
Объем ИТ-рынка в РФ 2786 3145 3475 3822 4166 4500
Объем рынка обучения ИТ-специалистов в РФ 25 31 38 45 48 54
Источник: Академия АйТи

Как видно в таблице, предполагается, что рынок авторизованного обучения будет расти быстрее всего ИТ-рынка. Эксперты объясняют это действием нескольких причин:

  • Наблюдается рост использования ИТ в производстве и управлении (требуется подготовка грамотных пользователей систем);
  • Происходит усложнение технологий (раньше специалисты могли освоить ИТ-решения за счет самообразования — теперь им требуется обучение);
  • Становится нормой формирование штатных требований к ИТ-специалистам (раньше — универсальный специалист, обслуживающий и сети и СУБД и коммуникации, теперь же набирается целый пул специалистов с выделенной спецификацией).

Динамика развития учебных центров Москвы

Динамика развития учебных центров Москвы

Источник: PC Week / RE

Учиться действительно стали больше, причем не только в Москве, но и в регионах страны (эту тенденцию подтверждают большинство опрощенных нами участников рынка). Рост зависимости бизнеса от ИТ повышает требования к специалистам, и как следствие, к качеству их подготовки. Почти идеальная среда для развития бизнеса в сфере обучения. Оговорка «почти» допускается лишь из-за того, что бюджеты на обучение специалистов в российских компаниях пока не так велики, как, например, в странах Западной Европы.

Динамика роста числа слушателей учебных центров в Москве

Динамика роста числа слушателей учебных центров в Москве

Источник: PC Week / RE

Впрочем, на обучение высшего менеджмента деньги в отечественном бизнесе находятся все чаще. Изменение роли информационных технологий в экономике (переход от поддержки существующих бизнес-процессов к стратегическому развитию, созданию новых моделей ведения бизнеса и увеличению его стоимости) требует подготовки управленцев высшего звена, способных формировать и реализовывать стратегию бизнеса предприятий посредством информационных технологий.

Доходы учебных центров в 2001 г., млн. долл.

Доходы учебных центров в 2001 г., млн. долл.

Источник: данные компаний

Рост обучения руководителей в сфере ИТ подтверждается и опытом Школы ИТ CNews.ru. Спрос со стороны рынка стабильно высок. Так, всего за четыре первых месяца работы проекта его услугами воспользовались более 300 менеджеров и специалистов, работающих в самых разных сферах бизнеса.

Запросы бизнеса растут

 
Информационные технологии в настоящее время являются критически важным для бизнеса ресурсом, от которого зависит не только перспективное развитие предприятия, но и его текущая деятельность. Одним из следствий этой ситуации стала осознанная большинством руководителей необходимость перепозиционирования роли ИТ-служб и более тесной интеграции ИТ-подразделений с другими службами предприятий. Важно, что наметилась тенденция включения всех процессов управления корпоративными информационными системами в контур регулярного менеджмента предприятий.

Использование общепринятых инструментов управления в ИТ-сфере существенно меняет принципы подготовки и развития ИТ-специалистов. Как показывают исследования, проведенные Академией АйТи, сегодня более 70% предприятий имеют или разрабатывают программы подготовки и развития ИТ-персонала. Причем, как правило, процесс подготовки ИТ-кадров теперь находится в сфере ответственности не только руководителей ИТ-служб, но и всего топ-менеджмента предприятий и его HR-подразделений. Основными требованиями к программам обучения являются: гарантированно высокий уровень и удобство получения образовательных услуг; четкая нацеленность обучения на решение текущих и перспективных задач предприятия; возможность подготовки специалистов в области ИТ, способных успешно осуществлять управление информационной системой предприятия на всех уровнях, и осуществлять эффективное взаимодействие с другими подразделениями.

Необходимость в более тесной интеграции ИТ-подразделений с другими службами предприятий выявила потребность в подготовке специалистов, решающих задачи на стыке ИТ с менеджементом, экономикой, финансами, кадрами, безопасностью.

Однако в настоящее время на российском рынке практически отсутствуют образовательные структуры, ориентированные на предоставление такого рода сервиса в области подготовки кадров. Высшие школы нацелены на фундаментальные, но достаточно оторванные от практического применения программы, бизнес-школы не специализируются в ИТ-сфере и в большей степени заточены под личные интересы обучающихся, нежели под корпоративные задачи. В существующих центрах ИТ-образования, соответственно, пока не в полной мере представлена линейка курсов, направленных на развитие необходимых управленческих компетенций. Попытки же реализации комбинированных программ обучения на базе различных учебных заведений приводят к чрезмерному усложнению логистики и не позволяют в нужной мере контролировать процесс, особенно учитывая тот факт, что большинство корпоративных заказчиков — это сложные разветвленные территориальные структуры.

Любопытно, что качество дополнительного авторизованного ИТ-образования в России, по мнению экспертов заметно выше, чем в странах Европы и США. Так, почти все преподаватели в отечественных учебных центрах это специалисты, имеющие опыт работы с описываемыми технологиями, в том время как в большинстве западных центров лектор является лишь приложением к учебнику и не готов отвечать на дополнительные вопросы, уходящие хотя бы на шаг в сторону.

Массовый рынок пользователей ИТ

 
Почти все вышесказанное относилось к сфере обучения ИТ-профессионалов высшего уровня, тех кто занимается координацией использования ИТ-решений в сложных бизнес-структурах. Но вернемся с небес на землю. Весьма значительная (если не большая) часть рынка приходится на обучение рядовых пользователей наиболее распространенных сегодня офисных систем на основе Microsoft Windows/Office. Было бы несправедливо не уделить внимание этому направлению образовательного бизнеса.

Сразу оговоримся, что подобная базовая подготовка пользователей это не всегда сфера коммерции. Так, основные навыки по использованию популярных пакетов можно получить и в рамках учебной программы по информатике классических непрофильных ВУЗов. Между тем, общим для всех форм обучения недостатком является отсутствие единых стандартов на уровень знаний подготовленных специалистов, что вызывает большой разброс в качестве и содержании программ обучения. Такая ситуация вызывает обоснованно настороженное отношение ИТ-руководителей к эффективности и целесообразности вложений в такое обучение. Стандарты обучения компаний-производителей массового ПО, вряд ли можно рассматривать в качестве достаточных.

Основные достоинства и недостатки перечисленных форм подготовки пользователей:

Формы Недостатки Достоинства Экспертная оценка уровня подготовки
ВУЗ-овское обучение 1. уровень квалификации и опыта преподавателей
2. «оторванность» от реальных потребностей госслужбы/бизнеса
3. отсутствие комплексности
1. «бесплатность»
2. определенная мотивация и контроль знаний слушателей (зачеты)
20-30%
Коммерческие УЦ 1. cтоимость
2. удаленность от заказчика
1. качество подготовки
2. соответствие программ потребностям
3. лучшие методики
4. тестирование слушателей до/после
5. комплексность
60-100%
Внутреннее обучение 1. «неявные» затраты на подготовку курсов
2. отсутствие опыта преподавания у ИТ-специалистов
3. сложности с организацией учебных площадей
1. относительная экономичность
2. внутренняя логистика затрат
40-60%
Система дистанционного обучения (СДО) 1. высокая стоимость разработки
2. сложность психологической мотивации слушателя
3. отсутствие возможности «быстрых» ответов на вопросы начинающих
4. несовершенство методологии
1. относительно низкая стоимость эксплуатации
2. тиражируемость
3. удобство
30-40%

Подводя итог, можно сделать вывод, что наиболее оптимальной на данный момент является форма обучения квалифицированных пользователей массовых технологий с привлечением коммерческих учебных центров. Ключевыми для такого вывода можно принять следующие факторы:

  1. Рынком определяется прямая зависимость между затратами УЦ на повышение эффективности учебных программ и степенью удовлетворенности заказчика (наилучшие качество и методологии)
  2. Квалификация и опыт преподавателей позволяют использовать учебное время наиболее эффективно (опыт)
  3. Использование методик тестирования уровня знаний слушателей как до — для формирования групп из слушателей одного уровня, так и после обучения — для контроля качества обучения (контроль и стандартизация)
  4. Наличие качественной инфраструктуры обучения (современные учебные классы, кондиционирование, питание и пр.)

Второй по эффективности (соотношение цена/качество) обучения следовало бы признать форму СДО, но существующие методологии не позволяют эффективно использовать ее в программах подготовки пользователей: довольно высок должен быть процент личного взаимодействия тренер-слушатель, что сегодняшними методиками удаленного обучения, к сожалению, не компенсируется.

Задачи завтрашнего дня

 
По мнению участников рынка, сегодня необходимы масштабные программы подготовки и развития персонала предприятий, способные удовлетворить существующие потребности корпоративного рынка. Можно выделить 4 основных направления развития ИТ-образования на корпоративном рынке:
  1. Совершенствование набора учебных программ и курсов, рассчитанных на подготовку специалистов любого профиля и способных обеспечить подготовку специалистов ИТ-служб всех уровней — начиная от программистов и инженеров и заканчивая топ-менеджерами подразделений.
  2. Разработка новых уникальных для корпоративного рынка программ обучения специалистов, обладающих более широкими компетенциями в «граничных» областях — на стыке ИТ и ключевых составляющих бизнеса: стратегического управления, экономики, управления персоналом, финансами, безопасности.
  3. Развитие удобной и эффективной системы «доставки сервиса» заказчику на место, гарантирующее одинаково высокий уровень качества обучения в любой точке, позволяющей заказчику четко координировать и контролировать процесс обучения в масштабах всей РФ.
  4. Дальнейшее формирование и развитие пакета дополнительных услуг, связанных с консалтингом в области развития персонала и разработкой программ обучения персонала, основанной на опыте корпоративного обучения и наличия профессиональных специалистов в области кадрового консалтинга.

Очевидно, что даже при реализации всех этих мер, российские компании еще не скоро достигнут оборотов, сравнимых с доходами европейских коллег, работающих на рынке ИТ-обучения. Для того, чтобы понять потенциал данного бизнеса обратимся к статистике мирового рынка.

Мировой рынок онлайнового обучения

По данным Gartner Group, общемировой объем рынка (как оффлайнового так и онлайнового) ИТ-обучения будет расти на 13% в год, увеличиваясь, таким образом, с 22 млрд. долл. в 2000 г. до почти 41 млрд. долл. в 2005 г. Мировой корпоративный рынок только онлайнового обучения (e-learning) составил в 2001г. около 2,1 млрд. долл. Gartner также прогнозирует ежегодную норму роста данного сегмента — 100% в течение более чем пяти лет и выход на уровень 33,4 млрд. долл. к 2005г.

Согласно некоторым исследованиям, американский рынок онлайнового обучения уже составляет более 10 млрд. долл. По данным аналитиков International Data Corp. (IDC), корпоративный рынок онлайнового обучения в США вырастет более чем на 50% и достигнет 18 млрд. долл. к 2005 г.

Согласно исследованию IDC, европейский рынок бизнес-образования будет в течение пяти лет ежегодно расти на 14,9 % и достигнет 13 млрд. долл. в 2006 г. По тем же оценкам, к 2005 г. 27% образовательной информации будет распространяться через системы онлайнового обучения. Аналитики IDC считают, что наиболее подготовленными странами к использованию систем онлайнового обучения в Европе являются Нидерланды, Великобритания и Скандинавские страны.

Новые технологии, безусловно, являются значимым фактором развития рынка ИТ-обучения. Инновации в данной сфере, рассматриваются в главе Информационные технологии в системе образования России.

Максим Казак, Мария Попова

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2002 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS