При поддержке Центр компьютерного обучения

Система образования Казахстана

 
До середины XIX века на территории Казахстана существовали только мусульманские школы — мектебы и медресе. В них детей знати обучали арабской письменности и исламу. Только после присоединения к России здесь были открыты первые светские школы. К началу XX века в Казахстане имелись школы для детей русской администрации, для зажиточной части казахов и другого нерусского населения. Вместе с тем продолжали существовать и религиозные школы. К 1915 году здесь насчитывалось 2006 светских школ с 105 тысячами учащихся. Однако грамотность населения продолжала оставаться на низком уровне — только 2% от всего населения.

Современный Казахстан унаследовал свою систему образования от бывшего Советского Союза. В 1928 году письменность была переведена с арабской графики на латинский алфавит, и обучение началось вестись на казахском языке. Уже два года спустя введено всеобщее начальное обучение, а в 1931 году 7-летнее обучение. К 1939 году грамотность составила среди взрослого населения 83.6%. В 1940 году казахская письменность была переведена уже на кириллицу, а в школах уже обучалось 1158 тысяч учащихся. В 1959 году в Казахстане вводится обязательное 8-летние образование, а в 1971 году в 10101 общеобразовательной школе уже обучалось 3296 тысяч учащихся. После провозглашения независимости, новая Конституция 1995 года закрепила право граждан Казахстана на бесплатное среднее образование (является обязательным) и на получение ими бесплатного высшего образования (в государственном ВУЗе и только на конкурсной основе).

Сейчас, в Казахстане система образования состоит из нескольких уровней государственных и негосударственных образовательных учреждений (дошкольные учреждения, общеобразовательные школы, колледжи и высшие учебные заведения). Наибольшую долю в общей системе образования продолжают составлять государственные общеобразовательные школы, где обучаются около трех миллионов учеников. К 2001 году численность учителей в общеобразовательных школах составляла около 258,1 тысяч человек. С провозглашением независимости в Казахстане произошла реструктуризация сети высших учебных заведений с созданием и частных вузов. По данным переписи 1999 года, более 26% населения Казахстана имели высшее или незаконченное высшее образование, а примерно 40% населения — среднее и неполное среднее образование.

Казахстан издавна был родиной многих талантливых ученных. К 1930 году в Казахстане насчитывалось пять научно-исследовательских институтов, 24 опытные станции и 97 гидрометеорологических станций. Здесь действовало Общество изучения Казахстана, Физико-медицинское и Научно-педагогическое общества. В 1932 году создана Казахстанская база АН СССР, которая в 1938 году была преобразована в Казахский филиал АН СССР. Уже в 1940 году в филиале работало около ста научных сотрудников (в том числе — три доктора и 14 кандидатов наук). В 1946 году была открыта Академия наук Казахской ССР.

К 1991 году Казахстан обладал развитой научной базой, а в стране действовало 270 научно-исследовательских институтов, ВУЗов, зональных и отраслевых сельскохозяйственных станций (в составе Национальной Академии наук, Казахской академии сельскохозяйственных наук, Минобразования и Министерства здравоохранения). Спустя семь лет, на 1998 год в научных учреждениях, по данным Правительства Казахстана, насчитывалось 70 академиков и 162 члена-корреспондента Академии наук, работало 13287 сотрудника (в том числе 4908 — научных работников, из которых было 590 докторов и 2112 кандидатов наук).

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2002 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS