Обзор подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics Fujitsu Siemens Computers

ИТ-образование: интернет все-таки берет свое

ИТ-образование: интернет все-таки берет свое

Онлайновая форма обучения уже не один год является «маяком», на который ориентируются образовательные системы разных стран мира, переживающие сложный процесс реформирования. Процесс их модернизации все больше связан с реализацией задач информатизации, учитывая все возрастающую роль информационных и интернет-технологий в современном обществе и бизнесе. Стратегическим направлением становится обеспечение интеллектуального развития на основе быстрого обновления знаний в области технических наук, а также развития навыков эффективного использования информационных ресурсов.

Данное направление признано приоритетным в ходе реформ образовательных систем, осуществляемых сейчас ведущими странами мира — США, Великобританией, Канадой, Германией, Францией и др. Основной задачей реформирования является подготовка необходимых обществу кадров в нужном количестве за минимальное время и при минимальных затратах. По оценкам ряда учебных заведений (например, Гарвардского университета и Технического колледжа Висконсина), процесс модернизации системы образования должен опираться, во-первых, на прогнозы относительно потребностей общества в специалистах разного профиля. Во-вторых, важно определить требуемую квалификацию, а также необходимые условия для подготовки специалистов. И в-третьих, реализация реформ сейчас невозможна без активного внедрения новых информационных технологий в образовательный процесс.

Одним из эффективных методов расширения и глобализации образовательного пространства в современном мире является развитие системы дистанционного образования. Речь идет о возможности реализации образовательного процесса в условиях, когда обучающиеся удалены от учебных центров и используют для взаимодействия современные информационные и телекоммуникационные технологии. Развитие телекоммуникационных сетей и снижение стоимости предоставляемых услуг создают условия, когда дистанционное образование становится не только доступной, но и весьма привлекательной формой обучения — в первую очередь, для граждан из стран с развитой ИТ-инфраструктурой. Они получают возможность повышения уровня общей и профессиональной подготовки в достаточно престижных учебных заведениях, не прекращая других видов своей деятельности. В ряде стран (например, в Канаде) развитие систем ДО финансируется из региональных бюджетов — поскольку данная форма обучения интересна, в первую очередь, удаленным от столиц городам. К 2005 году в развитие образовательных интернет-услуг, по прогнозам Института стандартов и технологий США, будет вложено $46 млрд.

Gartner намечает на 2004 год следующие ключевые аспекты развития мировой системы высшего образования:

Интеграция: на волне общемировой тенденции к интеграции программных продуктов и систем в рамках институтов также начинают «сращивать» рабочие приложения — академические и административные программы. Используемые системы должны включать веб-сервисы, поддерживать работу в режиме реального времени, а также в коллаборационном режиме.

Информатизация: высшие учебные заведения продолжают инвестировать в информационную и коммуникационную инфраструктуру, с целью повышения скорости работы сетей и оптимизации исследовательской работы.

Open Source и E-Learning: мировая система образования начинает ориентироваться на собственную разработку приложений, с учетом коллаборационных и «открытых» стандартов. Аналитики Gartner предполагают, что решения класса e-learning станут первым серьезным опытом использования Open Source в этом секторе.

По оценкам Gartner, общемировой объем рынка (как оффлайнового так и онлайнового) ИТ-обучения будет расти на 13% в год, увеличиваясь, таким образом, с $22 млрд. в 2000 г. до почти $41 млрд. в 2005 г. Gartner также прогнозирует ежегодную норму роста сегмента e-learning на 100% в течение более чем пяти лет и выход на уровень $33,4 млрд. к 2005 г.

Динамика роста рынка ИТ-обучения

Динамика роста рынка ИТ-обучения

Источник: Garther, 2003 г.

Дистанционное образование в США

Популярность дистанционной формы обучения в США ежегодно повышается — в недавно появившихся виртуальных «мегауниверситетах» количество студентов превышает 100 тысяч человек. В 2003 году всего на онлайновых курсах в США были зарегистрированы более 3 миллионов студентов.

Согласно данным опроса Pew Internet & American Life, 86% студентов американских колледжей используют интернет не только в развлекательных целях, но и для учебы. Около 80% студентов-респондентов считают, что Сеть оказала положительное влияние на их успеваемость. В целом, более 70% опрошенных для поиска необходимой информации пользуются Сетью чаще, чем библиотекой (данные «ИнтерТЭК»).

Сегодня Штаты все чаще рассматривают обучение через интернет не просто как удобную форму повышения квалификации, но как вполне серьезную альтернативу традиционному — академическому — образованию. Виртуальные курсы, как правило, открыты для всех, хотя в ряде случаев к «абитуриентам» предъявляются определенные требования, оговоренные в числе прочих условий при регистрации. Диплом, который получит студент по окончании обучения, зависит от учебного центра или программы курса. В одних случаях это сертификат частного учебного центра, в других — так называемый образовательный кредит, уже признаваемый колледжами и университетами традиционной формы обучения. Правда, американские преподаватели пока продолжают дискутировать о том, не приведет ли чрезмерная популярность онлайнового обучения к искажению системы образования.

В феврале 2004 г. департамент образования Нью-Йорка объявил о внедрении технологии «виртуального класса». По данным New York Post, в последние годы здесь ощущается нехватка квалифицированных преподавателей точных наук. Предполагается, что использование технологий онлайнового обучения, таких, как видеоконференции, дистанционное выполнение лабораторных работ, поможет решить данную проблему.

В свою очередь, Массачусетский технологический институт (Massachusetts Institute of Technology) в этом году решил предоставить возможность бесплатного дистанционного образования. Программа, получившая название OpenCourseWare, позволяет всем желающим получить высшее образование как на бакалаврских, так и на мастерских программах. Сейчас в свободном доступе находятся 60 дисциплин, включая химию, инжиниринг, компьютеры, историю, математику, управление и политические науки. В планах института — перевод в онлайновый режим 2000 дисциплин.

По итогам опроса, проведенного в США Opinion Research Corporation International по заказу Интернет-университета Капелла, 54% респондентов видят в электронном образовании основу будущей системы высшего образования. При этом 42% опрошенных утверждают, что служебные и семейные обязательства не дают им возможности продолжить образование в очном режиме, и в связи с этим возлагают надежды на виртуальное обучение, как на панацею. Также выяснилось, что 32% предпочитают интернет-курсы очному и заочному обучению, а 39% считают, что в будущем электронное образование вообще вытеснит обычные аудиторные занятия.

Согласно некоторым исследованиям, американский рынок онлайнового обучения уже составляет более $10 млрд. По данным IDC, к 2005 г. корпоративный сегмент онлайнового обучения в США вырастет более чем на 50% и достигнет $18 млрд.

Британское образование в онлайновом режиме

Онлайновое обучение постепенно набирает обороты и в Великобритании, уровень информатизации которой в целом продолжает оставаться одним из самых высоких в Европе. В феврале 2003 года британское правительство затеяло грандиозный проект по созданию национального дистанционного университета. Это учебное заведение обошлось британским налогоплательщикам в $20 млн. Предполагается, что учиться в режиме онлайн теперь сможет любое заинтересованное лицо, имеющее высшее образование и владеющее английским языком. Портал получил название UkeU (UK eUniversities). Партнерами проекта выступили высокотехнологические лидеры Fujitsu и Sun Microsystems.

Надо заметить, что пока создавался новый виртуальный университет, свое успешное продвижение на британском и европейском рынке продолжал проект Открытого университета (Open University). Здесь в онлайновом режиме уже обучаются 150 тысяч студентов.

Сегодня UkeU, которому пророчат будущее образовательного мега-портала, представляет 10 курсов обучения, объединенных в разделы «наука и технологии», «медицина», «английский язык», «обучение учителей», «окружающая среда» и «право». Магистерский курс по информационным технологиям и менеджменту стоит 9250 фунтов стерлингов, а по политологии и менеджменту — 9000 фунтов.

Повышенный интерес к интернету в Великобритании стимулировал также принятие в начале 2004 г. решения о создании при Оксфордском университете первого в мире специализированного института по изучению интернет-ресурсов и широких возможностей всемирной «паутины».

Электронное книгоиздание

По мере перевода образования на виртуальные «рельсы», в США и Европе получают достаточно широкое распространение электронные книги и учебники. Скажем, в американских высших учебных заведениях обучаются более 15 млн. человек. Всем им нужна учебная литература и источники для подготовки письменных работ, и в этих целях электронная книга, позволяющая производить поиск или копировать текст в редактор, гораздо удобнее обычных книг и ксерокопий. Согласно оценкам исследовательской компании Eduventures.com, в начале 2003 года объем рынка образовательных электронных библиотек составлял около $250 млн., а к 2004 году он утроился и сейчас уже достигает $850 млн.

Передовые позиции в массовом «оцифровывании» учебников занимают США. Так, в колледжах штата Айова в ближайшее время в электронный формат будут переведены абсолютно все книги. В библиотеке учебного заведения будут установлены компьютеры с доступом к электронным книгам и онлайновым представительствам средств массовой информации. Решение об отказе от бумажных книг было принято после исследования, в рамках которого на «безбумажную» форму обучения были переведены 75 студентов колледжа. Каждому студенту был выдан КПК iPaq, при помощи которого можно получить доступ к электронным учебникам и пособиям. На этом же устройстве студенты должны были писать лекции и сдавать экзамены. Испытание прошло успешно. Ожидается, что этой осенью в эксперименте примут участие все студенты, изучающие технические и юридические предметы. В будущем планируется перевести всех студентов колледжей штата Айова на использование электронных книг и безбумажную работу.

В то же время, в Европе ситуация менее однозначна — электронное книгоиздание поддерживают далеко не все. Это не удивительно, ведь согласно последним исследованиям, уже сейчас британские школьники знают о глобальной Сети гораздо больше, чем об обычных книгах. Так, 60% детей смогли объяснить, что такое homepage (стартовая страница веб-сайта), в то время как только 9% ответили на вопрос, что такое предисловие к книге. Если о том, что такое hardback (книги в твердой обложке), знают 38% детей, то о том, что hard drive — это часть компьютера, знают целых 57%. Данные результаты были получены после опроса 1000 британских детей в возрасте от 7 до 16 лет. Британские дети активно используют интернет при подготовке домашнего задания — 69% заявляют, что Сеть облегчает выполнение уроков. 66% считают, что пользоваться интернетом просто интересней, чем обычной литературой.

Оптимальное решение возникающей проблемы «отрыва» детей от реальности нашли власти Австрии. Согласно новой правительственной программе, с помощью интернета школьники в этой стране смогут получать лишь дополнительные материалы к уроку. Суть нововведения состоит в том, чтобы сохранить использование традиционных учебников, при этом размещая свежую информацию и интерактивные материалы на специальных сайтах. Ожидается, что в ближайшие месяцы на сайте австрийского министерства образования Schulbuchextra будут выложены свыше 100 дополняющих учебники материалов. Со следующего учебного года списки соответствующих ссылок будут напечатаны в бумажных учебниках.

Образование и бизнес: Точки пересечения

Процесс информатизации образования сегодня все больше затрагивает сферу бизнеса — ввиду высокой динамики развития рынка информационных технологий и потребности ИТ-специалистов соответствовать происходящим изменениям. Как показывают исследования, дистанционное обучение вызывает больший интерес со стороны специалистов в области электронного бизнеса. Работники данной сферы, как правило, являются наиболее подготовленной к обучению в онлайновой среде аудиторией. В целом все большее количество компаний начинают использовать возможности интернета для повышения квалификации своих сотрудников.

По оценкам IDC, совокупный объем рынка оборудования и учебных пособий для сетевого производственного обучения достигает в США $1,1 млрд. Американские компании сами готовы инвестировать во внутрикорпоративные системы ДО. Так, например, Sun Health-care Group, оказывающая медицинские услуги (годовой оборот в $3 млрд.), создала собственную систему обучения сотрудников, работающих в 614 отделениях этой фирмы по всему миру. Таким образом компания не только существенно сократила свои затраты на обучение, но и повысила его качество. Аналогичные системы созданы также и такими известными компьютерными фирмами, как IBM, Compaq Computer и Hewlett-Packard.

Запущенный в феврале 2004 года портал дистанционного обучения Ford, по предварительным оценкам, позволит сэкономить $17 млн. Ford Learning Network объединяет все методические и учебные материалы, а также средства для управления обучением и тестирования. В электронной библиотеке этого ресурса содержится более 400 тыс. наименований, в том числе 1,5 тыс. интерактивных учебных курсов, 1,9 тыс. электронных книг, сотни периодических изданий, а также внутрикорпоративные документы. С помощью портала 300 тыс. сотрудников компании по всему миру смогут повысить свою квалификацию и получат доступ к справочной информации.

О завершении работ по развертыванию корпоративной системы электронного обучения в конце февраля 2004 г. объявило также информационное агентство «Рейтер». В результате внедрения системы на базе Oracle iLearning более 4000 сотрудников компании получат доступ к учебному порталу. Основной целью внедрения электронного обучения является переход к системе «непрерывного обучения».

Помимо обучения своих сотрудников, ряд транснациональных корпораций готов выступить меценатами, инвестируя в общий профессиональный рост рынка. Как известно, корпорация Intel ежегодно выделяет более $100 млн. на поддержку науки и образования, стимулируя тем самым подготовку квалифицированных специалистов для отрасли информационных технологий и создание новых университетских программ по передовым технологиям. С апреля 1997 г. до настоящего времени корпорация израсходовала более $4 млн. долларов на поддержку научных и образовательных программ в странах СНГ.

Наталья Попова / CNews

Елена Федорова: Динамику изменений рынка ИТ-образования можно охарактеризовать как движение по экспоненте

Елена ФедороваСистемный подход к организации обучения является критически важным фактором повышения объема и качества услуг в области ИТ-образования, — утверждает Елена Федорова, ректор Академии Информационных Систем, комментируя текущую ситуацию, сложившуюся в этом секторе.

CNews.ru: Судя по всему, 2003 год не стал годом бурного роста на рынке образования в сфере ИТ в России. Какова, по вашим оценкам, динамика изменений объема продаж ведущих учебных центров в целом и АИС, в частности?

Елена Федорова: Оптимистичные прогнозы 2002 года относительно роста рынка ИТ-образования были связаны с оценкой ИТ-рынка России в целом. Нужно сказать, что по большей части они не оправдались. Опыт АИС и ряда наших коллег показывает, что проблема не в недостатке спроса на ИТ-образование, а в способности учебных центров оперативно реагировать на динамичное изменение конъюнктуры рынка.

Сложившиеся стандарты, методы, подходы к формированию учебных программ, структура и объем ресурсов учебных центров не всегда позволяют им своевременно реагировать на возникающий спрос в той или иной области информационных технологий. Для того чтобы соответствовать реально растущему рынку, необходимы серьезные внутренние изменения в самих учебных центрах. Сама их структура должна быть такой же динамичной и оперативной, как и меняющиеся потребности рынка. В этом смысле 2003 год станет хорошим уроком для всех нас. В целом, динамику изменений рынка образования в области ИТ (с точки зрения появления новых потребностей) можно охарактеризовать как движение по экспоненте.

Благодаря позиции руководства АИС — оперативно отслеживать конъюнктуру рынка с тем, чтобы ей соответствовать, в 2003 году удалось увеличить оборот Академии Информационных Систем на 44% по сравнению с 2002. Показатель составил 780 тыс. долл. США.

Полный текст интервью

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2004 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS