Интернет-банкинг в России: обделенные «частники»

Интернет-банкинг в России: обделенные «частники» 
Российский рынок банковских интернет-услуг «созревает» быстро. Хотя услуги онлайн предоставляют только 5,4% банков от общего числа кредитных организаций в стране, темпы распространения технологии впечатляют.

За время прошедшее после публикации нашего предыдущего исследования, сделанного в конце 2002 года, ситуация на российском рынке банковских интернет-услуг изменилась не так значительно как хотелось бы. Как отмечают представители банков, которые уже более двух лет предоставляют услуги интернет-банкинга, за прошедшее время доля клиентов, которые перешли на онлайн-обслуживание, выросла незначительно. Бурный рост пришелся в основном на 2001 и 2002 годы. Лишь те банки, которые предоставляют интернет-услуги менее 2-х лет, говорят о значительном росте доли клиентов, работающих с банком через интернет.

 
Согласно исследованию CNews Analytics, по состоянию на октябрь 2003 года уже 112 российских банка в той или иной степени оказывают интернет-услуги (в начале 2002 года количество таких банков было всего 61). Всего в России на данный момент насчитывается около 1600 соответствующих кредитных организаций. Таким образом, 7% российских банков уже оказывают свои услуги в интернете.

По экспертным оценкам, общее число частных пользователей систем интернет-банкинга в России по состоянию на середину 2003 года составляет около 20-25 тыс. человек. Для сравнения, по данным ЦБ РФ по итогам 2002 года в России насчитывалось 15 млн. владельцев банковских пластиковых карт.

Ниже приведена таблица, подготовленная CNews Analytics, в которую включены все российские банки, оказывающие услуги интернет-банкинга. Напомним, что здесь приведены только те банки, который имеют системы, построенные с полноценным применением интернет-технологий, т.е. не рассматриваются старые Клиент-Банк системы под DOS, и системы, которые используют интернет в качестве протокола TCP/IP вместо прямой модемной связи. Также в таблице не отражены те банки, которые пока что предоставляют ограниченные возможности интернет-банкинга (например, получение только выписки по счету через интернет).



Российские банки, предоставляющие услуги интернет-банкинга

Банк Система Разработчик
Автобанк Интернет Сервис Банк Собственная разработка
Абсолют Банк Интернет-Клиент (ДБО BS-Client) БСС
Автоградбанк WWW-Банк Собственная разработка
АК «БАРС Банк» Интернет-Клиент (ДБО BS-Client) БСС
Академхимбанк Ibank БИФИТ
АКБ «ВБРР» Интернет-Клиент (ДБО BS-Client) БСС
АКБ «Фьючерс» Интернет-Клиент R-style Softlab
АкиБанк Ibank БИФИТ
Аккобанк Интернет-Банк Faktura.ru Центр Финансовых Технологий
Акцепт Банк Интернет-Банк Faktura.ru Центр Финансовых Технологий
Альфа-Банк Альфа Банк Экспресс БСС
Бадр-Форте Банк Интернет-банк Собственная разработка
Банк Москвы Ibank БИФИТ
Банк МФК Банк-Клиент/Интернет ИНИСТ
Банк Первое О. В.К. Интернет-Банк Собственная разработка
Банк проектного финансирования Банк-Клиент/Интернет ИНИСТ
Банк Сочи Интернет-Банк Faktura.ru Центр Финансовых Технологий
БайкалРосбанк Интернет-Клиент (ДБО BS-Client) БСС
Белон Банк Интернет-Банк Faktura.ru Центр Финансовых Технологий
БелЭкономбанк Банк-Клиент/Интернет ИНИСТ
БИН-Банк IBank БИФИТ
Викинг VIP-System Собственная разработка
ВитаБанк Интернет-Клиент (ДБО BS-Client) БСС
Вятка-банк Интернет-Банк Faktura.ru Центр Финансовых Технологий
Гранкомбанк i-pay.ru БИФИТ
Гута Банк Телебанк (юр. лица) Банк-Клиент Онлайн (физ. лица) СТЕП АП
Дил-Банк IBank БИФИТ
Дорожник IBank БИФИТ
Дзержинский Интернет-Банк Собственная разработка
Европейский ИКБ IBank БИФИТ
Екатеринбургский Муниципальны Клиент-WEB РФК
Зернобанк IBank БИФИТ
Инвестиционный Торговый Банк IBank БИФИТ
Инвестсбербанк IBank БИФИТ
Ингосстрах-Cоюз АКБ Интернет Сервис Банк Автобанк
Интеркредит Москва IBank БИФИТ
Интернациональный Торговый Банк Интернет-Клиент (ДБО BS-Client) БСС
Интерпрогрессбанк Клиент-ТЕЛЕБАНК Степ Ап
Камчатпромбанк IBank БИФИТ
КБ «Фьючер» Интернет-Клиент R-style Softlab
КИП-банк IBank БИФИТ
Комунибанк IBank БИФИТ
Кредит Урал Банк IBank БИФИТ
Космос КБ Интернет-Клиент (ДБО BS-Client) БСС
Курский промышленный банк Интернет-Клиент (ДБО BS-Client) БСС
Ланта-Банк 5NT Online Диасофт
МаркетингБанк Ibank2 БИФИТ
МДМ-Банк e-plat Степ Ап
Менатеп СПб INetBank (абонентские платежи) Собственная разработка (Ramax International)
Металлург Ibank БИФИТ
Мобилбанк Интернет Офис Собственная разработка
Москомбанк Интернет-Клиент (ДБО BS-Client) БСС
Национальный КБ Ibank БИФИТ
Национальный Капитал Ibank БИФИТ
Национальный коммерческий банк Ibank БИФИТ
НБД-Банк Интернет-Банк Степ Ап
НовикомБанк Интернет-Банк (5NT Online) Диасофт
Новосибирский муниципальный Интернет-Банк Faktura.ru Центр Финансовых Технологий
Новый Кредитный Союз Интернет-Клиент (ДБО BS-Client) БСС
Номос-банк Интернет-Клиент (ДБО BS-Client) БСС
Образование АКИБ Ibank БИФИТ
Омскпромстройбанк Интернет-Банк Собственная разработка
ОПТБанк Ibank БИФИТ
Первый Республиканский Банк Интернет-банк Faktura.ru Центр Финансовых Технологий
Пермкредит Интернет-Клиент (ДБО BS-Client) БСС
Петербургский социальный КБ Ibank БИФИТ
Прадо-Банк Интернет-Клиент (ДБО BS-Client) БСС
Примсоцбанк Ibank БИФИТ
Проминвестбанк Интернет-Клиент (ДБО BS-Client) БСС
Промсвязьбанк PSB On-Line Собственная разработка
Промрегионбанк Интернет-Клиент R-style Softlab
ПромэнергоБанк Интернет-Клиент (ДБО BS-Client) БСС
Риком Ibank БИФИТ
Ринвестбанк Интернет-Клиент (ДБО BS-Client) БСС
РНКО «Платежный Центр» Интернет-банк Faktura.ru Центр Финансовых Технологий
РОСБАНК Банк-Клиент/Интернет ИНИСТ
РосЕвроБанк Интернет-Клиент (ДБО BS-Client) БСС
Россия АБ Банк-Клиент Собственная разработка
Российский Капитал Банк-Клиент/Интернет ИНИСТ
Рублевский Ibank БИФИТ
Русский Генеральный Банк Ibank БИФИТ
Сахалин-Вест Ibank БИФИТ
СДМ-Банк IBank БИФИТ
Северная казна ИнтернетБанк Собственная разработка
Северо-Восточный Инвестиционный Банк Банк-Клиент/Интернет ИНИСТ
СИР Банк Интернет-банк Faktura.ru Центр Финансовых Технологий
Снежинский банк Интернет-Клиент (ДБО BS-Client) БСС
СодбизнесБанк Ibank БИФИТ
Солидарность КБ Интернет-Клиент (ДБО BS-Client) БСС
Судостроительный банк Sbank.ru Собственная разработка
ТатФондБанк Интернет-Клиент (ДБО BS-Client) БСС
Томск-Резерв АСБ Интернет-Клиент (ДБО BS-Client) БСС
Телекомбанк Интернет-Клиент (ДБО BS-Client) БСС
Томск-Резерв Интернет-Клиент (ДБО BS-Client) БСС
Томскпромстройбанк Ibank БИФИТ
УБРР Ibank БИФИТ
Уралинкомбанк Интернет-Клиент (ДБО BS-Client) БСС
Уралконтактбанк (Банк24.ру) Банк24.ру Собственная разработка
Уралпромстройбанк Интернет-банк Faktura.ru Центр Финансовых Технологий
Уральский Финансовый Дом Интернет-Клиент (ДБО BS-Client) БСС
Федеральный банк инноваций и развития Банк-Клиент/Интернет ИНИСТ
Холдинг-Кредит Интернет-Клиент (ДБО BS-Client) БСС
ЦентроКредит Ibank БИФИТ
Челябинвестбанк Интернет-банк Faktura.ru
Ibank
Центр Финансовых Технологий БИФИТ
Экспобанк Банк-Клиент/Интернет ИНИСТ
Эллипс банк Телебанк-НН Степ Ап
ЭнерджБанк Интернет-Клиент (ДБО BS-Client) БСС
Югра КБ Ibank2 БИФИТ
Юниаструм Банк Интернет Банк-Клиент Собственная разработка
ЯрБанк Ibank БИФИТ
ЯринтерБанк Интернет-Клиент R-style Softlab
Ярмарочный Банк Интернет-Клиент (ДБО BS-Client) БСС

Источник: CNews Analytics, 01/09/2003

В рассматриваемом списке банков систему iBank от «Бифит» использует 37 кредитных организаций, систему «Интернет-клиент» от «Банк’с Софт Системс (БСС)» — 29 операторов, 11 банков используют систему интернет-банкинга Faktura.ru, систему «Банк-Клиент/Интернет» от «Инист» используют 8 банков, системы «Степ Ап» внедрены в 5 банках, 2 системы внедрены от «Диасофт», 4 от R-Style Softlab, 1 система от РФК, а 15 финансовых учреждений разработали системы интернет-банкинга самостоятельно.

Также в одном банке было внедрено решение, разработанное специалистами Автобанка. С начало 2003 года в коммерческую эксплуатацию было запущено 18 интернет-систем от «Банк'с Софт Системс», в то время как самую популярную систему iBank от «Бифит» внедрило всего 8 банков за этот же период. К тому же в десятках банках интернет-система от БСС запущена в опытную эксплуатацию, это дает основание полагать, что «Банк'с Софт Системс» имеет все шансы стать лидером в сегменте систем интернет-банкинга на российском рынке.

Рыночные доли разработчиков систем интенет-банкинга

Рыночные доли разработчиков систем интенет-банкинга

*По количеству систем находящихся в коммерческой эксплуатации
Источник: CNews Analytics 01/11/2003

Банки, которые недавно стали предоставлять онлайн-услуги, отмечают в текущем году значительный прирост клиентов (юридических лиц), работающих с банком через интернет. Так, например, в Номос-банке, который использует систему интернет-банкинга от «Банк?c Софт Системс» с 2001 года, за последний год количество клиентов системы выросло вдвое. Хотя на данный момент доля клиентов, работающих с банком через интернет, от общего их числа составляет порядка 10%. Примерно такая же доля документов проходит через интернет-систему, что достаточно мало по сравнению с некоторыми другими банками, которые начали оказывать онлайн-услуги еще до 2000 года. У таких банков с 2000 по 2002 год уже сформировалась основная стабильная группа онлайн-клиентов. Так, в банке АКБ «Россия» на август 2003 года 12.5% клиентов — юридических лиц работали с банком через интернет-системы. В 3 квартале 2003 года более 85% документов, поступило от клиентов через системы электронного взаимодействия, из которых почти 20% через систему интернет-банкинга. Причем если сравнивать с 3 кварталом 2002 года, доля документов, поступившая в банк через интернет-систему, немного уменьшилась, несмотря на то, что динамика подключения новых клиентов положительная и линейная (за 9 месяцев 2002 и 2003 гг. число подключившихся клиентов почти одинаковое).

Можно привести и другой пример. В Санкт-Петербургском филиале АКБ «ЮГРА» с 1999 года эксплуатируется система iBank. Основной рост числа пользователей пришелся на 2000-2001 годы. К этому времени процент клиентов, подключенных к системе, достигал 70-75% . Период с 2002 года по настоящее время отмечен небольшим ростом числа клиентов, но выше 82 % не поднимался. Это говорит о том, что существует, и будет довольно долго оставаться стабильная группа клиентов, которая будет работать с банками по традиционной «бумажной» технологии. Однако в филиале АКБ «ЮГРА» объем платежных документов, проходящих через интернет-систему, неуклонно растет и к концу года может превысить даже 90%, рост за год составит не менее 10-15 %.

Обделенные «физики»

По результатам опросов CNews Analytics, во всех банках, где предоставляются интернет-услуги, многие клиенты юридические лица интересуются и в последствии переходят на онлайн-обслуживание, чего нельзя сказать о клиентах физических лицах. В лучших случаях доля клиентов физических лиц, работающих с банком через интернет составляет несколько процентов. Но эти клиенты работают с банком через интернет полноценно и эффективно. Как правило, если банк начинает предоставлять интернет-услуги для физических лиц, то малая часть старых клиентов подключается к интернет-системе, другая же часть клиентов, работающих через интернет, являются новыми клиентами, которые пришли в банк именно из-за возможности работы с банком через интернет.

Существует несколько причин, по которым частные вкладчики в России так неохотно работают со своим банком через интернет. Первая — ограниченные спрос на высокотехнологичные услуги вследствие малой компьютеризации и интернетизации населения. Здесь же стоит вспомнить обеспокоенность относительно безопасности интернет-транзакций. К тому же большинство российских граждан рассматривают свой банковский счет не как инструмент для активных операций, а как средство сбережения средств. Логично предположить, что банки должны предоставить возможность клиентского управления через интернет карточные счета клиентов, но здесь существует другая проблема. В таком случае карточный счет будет иметь двойное управление: через банкоматы и POS-терминалы с одной стороны и интернет-системы с другой. Это потребует связи интернет-банкинга с процессинговым центром банка, но российские софтверные компании на данный момент не предоставляют возможности данной связки.

Другая причина медленного распространения банковских услуг для физических лиц — неготовность получателей платежей и, прежде всего коммунальных структур к обработке большого количество безналичных платежей. К тому же не все банки имеют необходимые взаимоотношения с получателями клиентских платежей, в той степени в которой это налажено например у Сбербанка. Еще одна причина — это сроки прохождения платежа. Существует целый ряд платежей за услуги, отпуск которых должен происходить немедленно после оплаты. Этот параметр является определяющим при оплате мобильных телефонов, услуг провайдеров, спутникового и кабельного телевидения. Такие платежи должны проходить и исполняться за 2 — 3 минуты. Это условие требует связи банковских интернет-систем с биллинговыми системами сотовых операторов и провайдеров. Решение такой задачи крайне сложно. Упростить задачу могут такие компании как «Рапида», которая имеет подобные договоры, и уже в свою очередь на условиях аутсорсинга предоставляет банкам возможность быстрого прохождения платежей. Однако, технические решения и в первую очередь в области безопасности и коммуникации, которые использует «Рапида» на сегодняшний день требуют существенного пересмотра. Других предложений по подобным системам на российском рынке пока нет.

Wap-банкинг: цель рынок микроплатежей

Российские банки довольно быстро осваивают новые технологии, позволяющие обслуживать клиентов на качественно более высоком уровне. Примером может служить так называемый WАР-банкинг. Это дополнение к системе интернет-банкинга, позволяющее проводить банковские операции при помощи мобильного телефона, имеющего функцию доступа к интернету. В последнее время все улучшающееся качество сотовой связи, уже сравнимо с обычным доступом в интернет при помощи модема. В некоторых случаях мобильный интернет даже предпочтительнее чем dial-up, что вместе с полной свободой передвижения делает WАР-банкинг привлекательной услугой.

Предлагая клиентам телефоны стандарта GSM с возможностью выхода в интернет, компании мобильной связи не всегда могут поддерживать необходимую степень защиты передаваемых или получаемых сведений на том уровне, как это организовано в интернете. Однако и эта проблема будет решена с массовой поддержкой WTLS. Причем с применением WTLS мобильные расчеты смогут действительно приблизиться к интернет-банкингу по уровню защиты передаваемой информации. В данном случае, использовать мобильный телефон можно будет более свободно не только для получения выписок по счету, но и для осуществления расчетов. Российские сотовые компании в настоящее время выполняют лишь посредническую функцию, а именно выступают в качестве провайдера, хотя существует не один пример расширения списка предоставляемых услуг. Если полнофункциональная система банк-клиент рассчитана на предоставление наибольшей свободы пользователю в осуществлении конверсионных расчетных и других операций, то системы m-commerce, включая WAP-банкинг, могут получить значительную долю в сфере микроплатежей. Здесь сотовая компания может выступать и в качестве финансового посредника, причем для большей гибкости и функциональности системы возможно объединение с действующей банковской организацией.

Михаил Рамзаев / CNews Analytics

«Банк’c Софт Системс»

Алексей Попов: В подавляющем большинстве банков потенциал интернет-технологий используется неэффективно

Алексей Попов 
Интервью CNews.ru дал Алексей Попов, генеральный директор компании «Банк’c Софт Системс».

CNews.ru: В нашей беседе два года назад вы говорили о том, что в ближайшее время интернет-банкинг станет стандартом дистанционного банковского обслуживания в России. Оправдались ли ваши ожидания? Каков общий уровень восприятия данной технологии в банках?

Алексей Попов: В крупнейших российских городах за прошедшие два года интернет-банкинг практически стал стандартом банковского обслуживания. В Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске и других крупных городах почти не осталось банков, не предоставляющих обслуживание через интернет. Интернет-банкинг развивается параллельно рынку информационных технологий, за счет вездесущности интернета этот продукт имеет колоссальные возможности адаптации к любому техническому носителю: компьютеру, ноутбуку, сотовому телефону, карманному компьютеру.

Полный текст интервью

«ПрограмБанк»

Евгений Хохлов: Браться за интернет-бизнес в России, где чистая перспективность — скорее ругательное слово, чем положительное качество, не имеет смысла

Евгений Хохлов 
Перспективы интернет-бизнеса и модных систем бюджетирования в бизнесе отечественных банков весьма туманны. Такую точку зрения в интервью CNews.ru высказывает Евгений Хохлов, генеральный директор компании «ПрограмБанк». По мнению эксперта, насущной проблемой ИТ-директоров банков является технологическая готовность к работе в соответствии с идеологией МСФО.

CNews.ru: Как вы оцениваете ИТ-готовность российских банков к переходу на Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО)? Насколько оптимально был организован процесс изменения информационных систем и бизнес-процессов среди ваших клиентов?

Евгений Хохлов: ИТ-готовность, т.е. готовность существующих или вновь приобретаемых информационных систем к порождению отчётности по МСФО никогда не могла быть или стать проблемой для российских банков. Это вопрос жёсткости позиции Центрального Банка о необходимости сдачи отчётности по международным стандартам. Есть жёсткость ЦБ по сдаче такой отчётности — есть и ИТ-решение, сколько бы оно ни стоило, поскольку отсутствие такого решения ведет к изъятию лицензии.

Полный текст интервью

Открытые технологии

Григорий Шевченко: Следует говорить не о зрелости ИТ-стратегий банков, а о зрелости банковского бизнеса в целом

Григорий Шевченко 
На вопросы CNews.ru ответил Григорий Шевченко, руководитель направления по работе с крупными финансовыми организациями компании «Открытые Технологии», эксперт Ассоциации Российских Банков по ИТ.

CNews.ru: Как вы оцениваете зрелость ИТ-стратегий российских банков?

Григорий Шевченко: Нельзя рассматривать ИТ-стратегию того или иного банка в отрыве от стратегии его бизнеса. ИТ-структура банка, выстроенная в соответствии с ИТ-стратегией, не может существовать сама по себе, а призвана помогать решать бизнес-подразделениям задачи, которые руководство банка ставит перед организацией в целом. Поэтому существование и развитие ИТ-стратегии банка находится в тесной связи с тем, как банк позиционирует себя на финансовом рынке, к каким рубежам стремится и каких целей добивается.

Зрелость ИТ-стратегий, также определяется серьезностью целей, которые ставят перед собой банки. Поэтому стоит говорить не о зрелости ИТ-стратегий, а о зрелости банковского бизнеса в целом.

Полный текст интервью

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2003 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS