Обзор подготовлен при поддержке

КРОК

Электронные процедуры государственного финансового контроля



Ситуация

Создание объединенных государственных информационных ресурсов (ОГИР) — это одна из важнейших задач, которая должна быть решена в России в процессе создания «Электронного правительства» и информационного общества.

В рамках ФЦП «Электронная Россия» предполагалось создание ОГИР контрольно-счетных органов (КСО) РФ на основе уже имеющихся или вновь создающихся государственных информационных ресурсов путем их интеграции на базе единых нормативно-правовых и методических стандартов, единых процедур сбора, обработки и использования информации.

На первом этапе предполагалось разработать и провести опытную отработку типовых программно-технологических решений, позволяющих автоматизировать деятельность КСО и создать вертикально-интегрированную систему информационного взаимодействия КСО с основными получателями и распределителями бюджетных средств всех уровней. Кроме того, необходимо было разработать предложения по совершенствованию нормативно-правовой базы с целью эффективного использования информационных технологий в качестве инструмента государственного финансового контроля.

Постановка задачи

Ассоциации контрольно-счетных органов и Счетной палате РФ (СП РФ) требовалось отработать новую модель информационного взаимодействия между контрольно-счетными органами разного уровня. При этом решение должно удовлетворять требованиям к принципам создания объединенных государственных информационных ресурсов (ОГИР). Должны быть отработаны решения для интеграции существующих информационных систем и ресурсов в КСО всех уровней, включая СП РФ, и разработаны предложения вертикальной интеграции информационного взаимодействия.

При этом решение должно удовлетворять нормам информационной безопасности и работать в реальном времени, обеспечивая удобный и персонифицированный доступ к ресурсам КСО.

Требовалось объединить созданные в разное время и независимо друг от друга информационные ресурсы отдельных КСО, создав объединенный государственный ресурс КСО (см. рисунок «Структура системы ОГИР КСО»). Необходимо было разработать гибкую среду, позволяющую создавать, модернизировать и управлять электронными административными регламентами (ЭАР) непосредственно в КСО. Система должна быть легко масштабируемой, гибкой и адаптируемой под задачи конкретных КСО, не требовать значительной перестройки при добавлении в нее новых информационных ресурсов.

Одним из ключевых требований к решению была необходимость использования самого современного и стандартизованного программного обеспечения и надежность функционирования системы.

Для реализации данной задачи в результате конкурса был выбран Федеральный Центр информатизации Счетной палаты РФ, который привлек к работам компанию NVision Group, зарекомендовавшую себя как опытный разработчик сложных и распределенных систем, имеющий за собой значительный опыт внедрения информационных решений и располагающий квалифицированным персоналом, специализирующимся на консалтинге в области ИТ.

Решение

Специалисты Федерального центра информатизации СП РФ и NVision Group предложили для разработки типовых решений использовать ПО IBM WebSphere, применяя при этом механизмы интеграции этой одной из наиболее современных и технологичных интеграционных платформ и встроенную в WebSphere систему электронного документооборота.

Кроме того, в предложенном решении было использовано другое программное обеспечение IBM, в частности — IBM Lotus Domino, IBM Directory Integrator.

В рамках проекта были отработаны процедуры электронного документооборота и работы с хранилищем электронных документов для КСО. Были созданы и опробованы интеграционные механизмы, позволяющие объединить существующие в КСО информационные системы. Специалисты NVision Group разработали программные решения на базе ЭАР, позволяющие автоматизировать регламентированные направления экспертно-аналитической и контрольно-ревизионной деятельности.

Для определения принципов и форматов обмена информацией, а также разработки архитектуры ОГИР КСО Федеральный центр информатизации СП РФ и компания NVision Group провели обследование экспертно-аналитической и контрольно-ревизионной деятельности нескольких КСО.

Функционирование системы и технология ее внедрения были всесторонне проверены в опытной зоне, включающей в себя КСО разных уровней: Счетную палату РФ, Счетную палату Владимирской области и Контрольно-счетную палату Ростовской области. Для обеспечения технологической инфраструктуры решения использовалось оборудование Hewlett Packard и Cisco Systems, программное обеспечение Microsoft и Oracle, а также телекоммуникационная сеть национального оператора ЗАО «РТКомм.РУ».

Результат

Специалисты NVision Group совместно с Федеральным центром информатизации СП РФ обеспечили пробную эксплуатацию решения на объектах пилотной зоны, при этом были выполнены ключевые требования: все модули системы были полностью совместимы между собой, обеспечивая надёжную работу и максимальную эффективность использования интеграционных процедур.

В решении, созданном исполнителями проекта, интеграционные задачи были решены на базе двух инфраструктур — портала и ПО промежуточного слоя (middleware). Портал позволяет унифицировать доступ пользователей ко всем информационным ресурсам, middleware — обеспечить их взаимодействие. Использование такого подхода резко упрощает разработку системы, ее сопровождение и развитие. Опытным результатом таких работ стала интеграция в ОГИР КСО аналитического комплекса «Прогноз».

В рамках проекта были разработаны предложения по стратегии развития инфраструктуры электронного документооборота общего и специального назначения на всех уровнях КСО, а также по организационному и технологическому обеспечению формирования и управления ОГИР с учетом действующих в настоящее время нормативных правовых документов и проведенного анализа экспертно-аналитической и контрольно-ревизионной деятельности КСО.

Преимущества решения

Специалисты компании NVision Group совместно с Федеральным центром информатизации СП РФ разработали решение, которое является основой для создания ОГИР КСО и позволяет решить ряд новых задач:

  • использовать существующую организационную модель информационного взаимодействия между КСО и СП РФ;
  • создать единое информационное пространство КСО на основе общих требований к обмену данными;
  • создать основу для надежного функционирования ОГИР за счет использования самого современного программного обеспечения ведущих мировых производителей;
  • обеспечить возможность дальнейшего расширения системы по мере необходимости;
  • разработать базовые принципы (технологические и организационные) информационного обмена информацией.

Отработка решения на пилотном проекте с подключением КСО в трех регионах позволяет на следующем этапе значительно расширить возможности информационной системы и проверить ее функционирование в реальных условиях, когда ее пользователями будут являться все КСО. В настоящее время идет разработка программы дальнейших работ, которые предполагается провести с учетом результатов пилотного проекта.

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2005 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS